Конспект урока по русскому языку по технологии Дебаты

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ ВПО ФГАОУ

«Северо-Восточный Федеральный Университет им.М.К. Аммосова»

Филологический факультет

Кафедра русского языка



Корректирующий курс по МПРЛ

«Технология «Дебаты» по Г.К. Селевко»







Выполнила: Пестерева С.Н., З-РО-09,ФЛФ



Якутск 2014

1. Технологический подход в обучении. Анализ обобщенных педагогических технологий

Цели образования XXI века:

  • уметь жить;

  • уметь работать;

  • уметь жить вместе;

  • уметь учиться.

Поиск адекватных компетенций как интегрированного результата образования - это попытка «восстать» против процесса десоциализации, удержать личность в гравитации ее равноответственности перед собой и обществом, «ближним» и дальним», смягчить фрустрационные травмы, вероятность которых многократно повышается в условиях стремительного (стихийного) нарастания динамизма и неопределенности.

Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:

  • технологий;

  • содержания образования;

  • стиля жизни образовательного учреждения;

  • типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.

Выделяют следующие признаки технологии обучения:

  • процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся ;

  • совокупность приемов, методов;

  • проектирование и организация процесса обучения;

  • наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

  • технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

  • функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

  • поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

  • органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Анализ обобщенных педагогических технологий

Название

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Концентрированное обучение

Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки

Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся

Модульное обучение

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Дифференцированное обучение

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей

Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Методы индивидуального обучения

Активное (контекстное) обучение

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

Методы активного обучения

Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Обучение развитию критического мышления

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

Целью технологии обучения в условиях перехода к гуманитарной парадигме образования являются личностные достижения учащегося , под которыми понимаются:

а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин);

б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров).

Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе.

Иерархия компетенций :

  • ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

  • общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

  • предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые компетенции:

ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях):

  • формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности;

  • владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

учебно-познавательная компетенция (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность):

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графически редакторы, презентации);

  • имеет опыт освоения научной картины мира.

Социокультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере) ;

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

  • определять свое место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, государстве; владеет культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффектными способами организации свободного времени;

  • иметь представления о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь собственный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

  • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

коммуникативная компетенция (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями):

  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • владеет разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями):

  • владеть навыками работы с различными источникам информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD - ROM , Интернетом;

  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

  • владеет навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, пейджер, факс, принтер, модем, копир;

  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет.

здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности):

  • иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде (лесу, поле, на водоеме и др.);

  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

  • иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами первой медицинской помощи;

  • владеть элементами психологической грамотности, половой культуры поведения;

  • иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации отдыха и досуга;

  • уметь подбирать индивидуальные средства и методы развития своих физических качеств.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины технологического подхода в организации процесса обучения? Каково место технологии обучения в целостном образовательном процессе?

2. С чем связана гуманитарная составляющая современной технологии обучения?

3. Каково место компетенций в проектировании технологии обучения? Ответ обоснуйте.

Литература

• Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». - М., 2001. - № 2.

• Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. - М., 2002.

• Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

• Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. - М., 2000.

• Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001.

• Горчакова - Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. - М., 2001.

• Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя. - 2000.

• Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. - СПб. 1999.

• Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

• Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.

• Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. - Мурманск, 1997.

• Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г . №751.

• Сибирская М.П. Концепция педагогической технологии // Энциклопедия профессионального образования: В 3т./Под ред. С.Я. Батышева. - М., 1998.

• Ивлева И.А., Панасюк В.П., Чернышева Е.К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. - СПб., 2001.

• Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А.П. Панфилова; под общей редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

• Педагогические Мастерские: Франция - Россия /Сост. Э. С. Соколова, И.А.Мухина: Под ред. Э.С.Соколовой; Пер. с фр. - М., 1997.

• Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Науч. ред. Т. И.Шамова, П.И.Третьяков. - М.; Тюмень, 1994.

• Пригожий А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия. - М., 1989. Развитие одаренности детей: (Опыт финалистов Всероссийского конкурса «Преподаватель года России»). - М., 1997.

• Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В.Давыдов. - М-, 1993.

• Федеральная программа развития образования в России. - М., 2000.

• Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: Феномен, концепция, технология // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. - М., 1994.

• Сластенин В.А., Шиянов Е.П. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. - М., 1994.

• Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч.ред. Т.И.Шамова, П.И.Третьяков. - М., 2001.

• Фридман Л. М., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса.- М., 2003.

• Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М., 1998.

• Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения /А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с. - (Серия «Учебное пособие»).

• Шамова Т.П. и др. Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт преподавателя. - М., 1994.

• Шамова Т.П., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М., 2001.

• psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации

• ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии

• oio.tpu.ru/publ_2004/article2004_5.html Педагогические технологии и технология учебного процесса. Логический анализ понятий

• vladimir.socio.msu.ru/1_KM/edutech_1.htm Педагогические технологии

• sooro.ru/science-lib/pedsis/?PHPSESSID=i6rpls5ddlrbidgsc1tf1aiat1 Педагогические системы и технологии

• coop.chuvashia.ru/kartuzov/site/4_3/2.htm Структура педагогических технологий

• smartboard.ru/view.pl?mid=1126873196 Интерактивные технологии в образовании (спецкурс)

• ioso.ru/distant/newpteh/intro2.htm Новые педагогические технологии (курс)

• yesnet.purpe.ru/youngteach/edtehnol.htm Технологии обучения в структуре целостно го педагогического процесса







Метод «Дебаты».

Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены

Дебаты формируют :

  • умение формировать и отстаивать свою позицию;

  • ораторское мастерство и умение вести диалог;

  • командный дух и лидерские качества.

Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

  • развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);

  • развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;

  • формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);

  • формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);

  • формирование навыков слушания и ведения записей.

Дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.

Условия игры : в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.

I . Подготовка к игре

Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

  • провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;

  • быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;

  • иметь четкую формулировку;

  • стимулировать исследовательскую работу;

  • иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.

Работа с информацией по теме:

  • активизация знаний учащихся (мозговой штурм);

  • поиск информации с использованием различных источников;

  • систематизация полученного материала;

  • составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.

Формирование общих и специальных умений и навыков:

  • формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;

  • построение стратегии отрицающей стороны;

  • умение правильно формулировать вопросы;

  • овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;

  • овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

Итак, на подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.

II. Игра

Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.

Форма дебатов

У1 - первый спикер команды утверждения;

О1 - первый спикер команды отрицания и т. д.

Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.

За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.

Таблица

Регламент «Дебатов»

Действие

Время

Выступление У1

6 минут

Вопросы ОЗ к У1

3 минуты

Выступление 01

6 минут

Вопросы УЗ к 01

3 минуты

Выступление У2

5 минут

Вопросы 01 к У 2

3 минуты

Выступление 02

5 минут

Вопросы У1 к 02

3 минуты

Выступление УЗ

5 минут

Выступление 03

5 минут

Роли спикеров

Спикер У1:

  • представление команды;

  • формулировка темы, актуальность;

  • определение ключевых понятий, входящих в тему;

  • выдвижение критерия (ценность или цель команды);

  • представление кейса утверждающей стороны;

  • заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).

Спикер 01:

  • представление команды;

  • формулировка тезиса отрицания;

  • принятие определений ключевых понятий;

  • атака или принятие критерия оппонентов;

  • опровержение позиции утверждения;

  • представление кейса отрицающей стороны.

Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.

III. Анализ игры

После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.

Готовимся к уроку

Разработайте подготовительный этап для проведения «Дебатов». Для этого вместе с инициативными учениками определите следующее:

  • учебный предмет, класс;

  • тема «Дебатов» (несколько вариантов);

  • цель «Дебатов»;

  • принципы формирования команд;

  • виды работы с информацией по теме «Дебатов»;

  • подготовка команд к «Дебатам»;

  • критерии оценки «Дебатов»;

  • форма анализа и оценки «Дебатов».

Реализуйте разработанные занятия с учениками или коллегами. Обсудите результаты.

Кодекс чести дебатера включает следующие правила:

• Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость - это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.

• Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.

• Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.

• Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.

Этика дебатера:

• при обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;

• дебатеры должны спорить в дружественной манере;

• язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим;

• дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;

• дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

Этика тренера:

• тренеры должны способствовать личному вкладу дебатеров и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам;

• тренеры должны обеспечить дружескую атмосферу для дебатеров и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;

• тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы;

• тренеры должны подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатеров;

• отношения между тренерами и дебатерами должны

основываться на взаимном доверии и

Рефлексия

Проанализируйте свою деятельность по подготовке «Дебатов». Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки. Назовите основные трудности и способы, которыми вы их преодолевали. В чем главный образовательный результат на этапе подготовки «Дебатов», полученный каждым из участников этой подготовки? Аналогичным образом выполните анализ проведенных «Дебатов».

Литература

Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. - М.: Моск. психолого-социальный институт / Флинта, 1997.

Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999.

Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001.

Зайцев В. Н. Практическая дидактика: Учебное пособие. Для пед. специальн. ун-тов и институтов пов. квалиф. работ, образ-я. - М.: Народное образование, 1999.

Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2002.

Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

• Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. - СПб.: КАРО, 2002. - С. 134-136.

Заключительный урок по литературе в 10-м классе по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Форма урока - дебаты, по формату «Страдания нужны человеку».

Ход игры

Вступительное слово учителя: Дорогие ребята, уважаемые гости! Заключительный урок по философскому роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", который мы проводим в форме дебатов. Перед нами две команды: команда утверждения и команда отрицания. Они подготовили свои аргументы для подтверждения выдвинутых тезисов. Ваша задача - объективно оценить выступления участников команд, выявить победителя с той позиции - чьи доказательства будут наиболее убедительными (даже если выдвинутая позиция расходится с вашими убеждениями).

Каждый из вас должен принять самое активное участие в игре, показать свои коммуникативные способности: умение слушать, корректно задавать вопросы, беспристрастно оценивать позицию команд. Итак, слово команде утверждения.

У1: Уважаемые зрители, позвольте вам представить команду утверждения: второй спикер Крашенинников Станислав, третий спикер - Назаренко Юлия и я, первый спикер, Ершов Сергей. Мы считаем, что "Страдания нужны человеку".

В этой формулировке ключевым является понятие "страдание". Словарь С.И. Ожегова дает такое определение: "Страдание - физическая или нравственная боль, мучение".

Краткая философская энциклопедия под редакцией Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблевой, В.А, Лутченко добавляет к данному определению следующее: "состояние горя, страха, тревоги, тоски".

Представляем наш кейс.

Мы вводим два аспекта: нравственно-психологический; социально-экономический.

В нравственно-психологическом аспекте мы выдвигаем следующие аргументы: 1) страдание закаляет человека, делает его морально сильным, готовым преодолевать трудности; 2) страдание ведет человека к духовному росту, учит его любить, понимать людей и сострадать им.

В социально-экономическом аспекте мы выдвигаем следующие аргументы: 1) страдания являются причиной социально-экономического развития общества; 2) страдания объединяют людей, ведут к всеобщему братству.

Докажем первый аргумент первого аспекта: страдание закаляет человека, делает его морально сильным, готовым преодолевать трудности.

Примером того является судьба самого писателя Ф.М. Достоевского: уже вступление его в жизнь символично - родился в больнице для бедных; первый час существования намечает место его в жизни - в стороне, в презрении, близ подонков общества и все же по соседству с муками, страданиями и смертью. И до последнего дня оставался в этом окружении; умер в рабочем квартале, в нищенской квартире. Всю жизнь страдал эпилепсией; прошел через ужас смертной казни, четыре года каторжных работ и вечная нужда.

Таким образом, только благодаря насилию стал он сильным, преодолел все удары судьбы, написал столь гениальные произведения.

Приведу доказательство второго аргумента первого аспекта: судьба героини романа "Преступление и наказание" Сони Мармеладовой. Та же нищенская обстановка: сначала "проходная комната", которую снимали ее отец и мачеха, затем комната у хозяйки Капернаумовой: "Сонина комната походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. <…> Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок". Против собственной воли, нравственных и религиозных убеждений вынуждена жить по "желтому билету", так как, по словам Мармеладова, "много ли может … бедная, но честная девица честным трудом заработать? … Пятнадцать копеек в день … не заработает". А деньги нужны, чтобы не мучились, не страдали от голода младшие сводные сестры и брат.

И именно эти физические и нравственные страдания делают Соню добрее, человечнее, способной отзываться на чужую боль, понимать людей и сострадать им, побуждает следовать за Раскольниковым на каторгу, чтобы разделить его страдания.

Итак, мы пытались доказать, что страдания нужны человеку.

Раунд вопросов

О3: Правильно ли мы Вас поняли, что страдания, если их даже нет в жизни, необходимо создавать, чтобы человек закалялся и становился сильнее?

У1: Мы считаем, что отсутствие страданий в жизни является видимостью, поэтому нет необходимости их создавать, они существуют в той или иной степени. Поэтому нужно научиться их преодолевать, чтобы стать сильнее.

О3: Нужно ли человеку из замка, если он у него имеется, переселиться в "проходную комнату", чтобы испытать страдания для духовного роста?

У1: Возможно, вспомним Принца, который на время стал "Нищим" (Марк Твен "Принц и нищий"), провел некоторое время в лондонских трущобах, а затем оказался лучшим королем Англии. С другой стороны, Лужин, который, достигнув материального благополучия, утратил способность к состраданию.

Учитель обращается к классу: кто хочет задать вопрос первому спикеру команды утверждения?

Вопрос из зала: Позвольте спросить, пыталась ли Соня Мармеладова заработать деньги честным путем?

У1: Ф.М. Достоевский неоднократно доказывал роль случая в жизни человека: Соня попала в ситуацию "тупика": отец пропил последние деньги, мачеха в отчаянии ("при плаче детей не евших…"), толкает падчерицу на крайний шаг; а та, переступив через себя, попадает к Дарье Францевне, содержательнице публичного дома. Итак, страдания не надо создавать, но те, которые выпадают на долю человека, необходимо научиться преодолевать, чтобы стать духовно выше.

О1: Уважаемые зрители, позвольте вам представить команду отрицания: это второй спикер - Громова Дарья, третий спикер - Смирнова Елена, и я, первый спикер, Ерофеев Юрий.

Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем, что "страдания не нужны человеку". Мы принимаем определение ключевого понятия, введенное командой утверждения. Кроме того, мы согласны рассматривать указанную проблему по двум аспектам, а именно: нравственно-психологическому и социально-экономическому.

В нравственно-психологическом аспекте мы выдвигаем следующие аргументы: 1) страдания делают человека слабым, неустойчивым, не способным сопротивляться трудностям; 2) страдания рождают зло, ненависть, желание наносить вред человеку.

В социально-экономическом аспекте мы выдвигаем следующие аргументы: 1) страдания тормозят социально-экономическое развитие общества; 2) страдания разъединяют людей, порождают зло, ведут к войнам, насилию.

Во-первых, хочу привести контраргументы. Ф.М. Достоевский действительно великий писатель, но не благодаря страданиям, а вопреки им: в нем был дар божий, кроме того, в начале творческого пути молодой писатель был замечен и поддержан известным поэтом Н.А. Некрасовым и критиком В.Г. Белинским, и большую роль в его судьбе сыграли, как ни странно, сильные и добрые женщины, умевшие переносить его тяжелый характер и ценить в нем человека - что немаловажно. Что касается Сони, то не страдания сделали ее доброй, человечной, а сильная вера в бога: на вопрос Раскольникова: "Так ты очень молишься богу-то Соня?" - она ответила: "Что ж бы я без бога-то была?"

Приведем свои доказательства по первому аспекту: страдания делают человека слабым, неустойчивым, не способным сопротивляться трудностям. Примером тому является Семен Захарович Мармеладов, титулярный советник. Его жизнь не складывается: с должности уволили - и человек сломался, начал топить свое горе в вине - признак слабости.

Итак, страдания не закалили его, а, напротив, сделали не способным сопротивляться ударам судьбы: он даже не сумел воспользоваться предоставленным шансом: "Полтора года уже будет назад, как очутились мы, наконец, после странствий и многочисленных бедствий, в … столице. И здесь я место достал… Достал и опять потерял… по собственной вине потерял, ибо черта моя наступила…" (С. Мармеладов).

А "проходная комната", болезнь жены, плач детей и вечная нужда окончательно его сломили: по личному замечанию героя, "некуда больше идти". Таким слабым его сделали страдания.

Другое доказательство: страдания делают человека злым и заставляют вымещать свою злобу на беззащитном, слабом существе.

Вспомним эпизод "Сон Раскольникова". Он видит себя в детстве, и страшная картина предстает перед ним: пьяная компания во главе с Миколкой, хозяином лошади, садится в телегу и заставляет бедную савраску идти вскачь, а не добившись желаемого, жестоко убивает ее. Поражает реакция участников зрелища: смех, ярость, отсутствие жалости. А ведь эти люди из бедного сословия, не раз испытывали унижения - вот к чему привели их страдания.

Итак, страдания озлобляют людей.

Рассмотрим второй аспект и первый аргумент: страдания тормозят социально-экономическое развитие страны. Пример тому наше любимое государство, где слишком много бедных, а следовательно, страдающих людей. И незаметно, чтобы их страдания заставляли правительство совершенствовать экономику и систему социальной защиты. Да и в романе Достоевского есть два Петербурга: блистательный город с дворцами, памятниками, роскошными домами, где нет страданий, и город трущоб, распивочных, "углов" - между ними мост, который не связывает их, а разъединяет.

Итак, страдания человеку не нужны.

Раунд вопросов

У3: Уважаемый оппонент, позвольте уточнить, каких моментов в жизни Достоевского было больше: светлых или мрачных?

О1: На первый взгляд действительно может показаться, что судьба Достоевского тяжела, беспросветна. Но смотря, что понимать под "светом" и "мраком". Находясь на грани бедности, писатель находит средства выехать за границу. Многие ли из нас, современных людей, могут себе это позволить? Кроме того, мы знаем, самое главное для писателя - его творения. Это и есть тот "свет", который помогает, вдохновляет и приносит радость, удачу, а никак не страдания. Следовательно, "светлых" моментов было больше у Достоевского.

У3: Как вы прокомментируете высказывание Ф.М. Достоевского: "Я страдаю - следовательно, я существую"?

О1: Извините, но существование не есть жизнь, а следовательно, Достоевский и жил только тогда, когда не страдал. Очевидно, эта формула родилась у него в пылу полемики с самим собой, ибо противоположной является формула: "Я счастлив - следовательно, я умер".

У3: Уважаемый оппонент, почему Ф.М. Достоевский не позволяет своему читателю заглянуть по другую сторону моста, где роскошь и изобилие, может, там тоже есть страдания?

О1: Может быть и есть, но это тем более доказывает нашу позицию. Нет социально-экономического развития при таком количестве страдающих людей.

У2: Уважаемые слушатели, позвольте мне выдвинуть контраргументы команде отрицания.

Оппоненты утверждают, что страдания сделали Семена Захаровича Мармеладова слабым человеком, но так ли он слаб? Умение видеть в людях лучшие их стороны, понимать, а не обвинять их - разве это не сила характера? Что касается убийства савраски, так это следствие не страдания людей, а их алкогольного опьянения, которое туманит разум человека, создает состояние эйфории. И, наконец, наше любимое государство сделало немало для социально-экономического развития (вспомните неоднократные выступления господина В.В. Путина по телевидению). А что касается Достоевского, он умышленно ведет нас по темным, мрачным кварталам, сталкивая со страдающими людьми, чтобы напомнить правительству о необходимости социально-экономических перемен.

Позвольте теперь выдвинуть дополнительные доказательства в пользу нашей позиции: страдания нужны человеку.

Возьмем жену Мармеладова, Екатерину Ивановну. Разве не страдания научили ее жить в бесчеловечных условиях: воспитывать детей, прощать мужа-пьяницу, защищать Соню от несправедливых обвинений и противостоять нападкам квартирной хозяйки - ведь благодаря ее упорству, силе духа семья не оказалась на улице.

Итак, страдания закаляют человека.

Другой герой, Свидригайлов. Кажется, перед нами циник, убийца. Но именно проснувшаяся в нем совесть, моральные страдания толкают его на ряд добрых поступков. И, на наш взгляд, не кто другой, как именно этот герой, совершает больше всего добрых дел: устраивает похороны Екатерины Ивановны и судьбу ее осиротевших детей; дает три тысячи Соне, чтобы она могла последовать за Раскольниковым; не воспользовался наивностью и доверчивостью своей молоденькой невесты и благородно оставляет ей, как жених, 15 тысяч рублей, чтобы избежать повторной попытки матери "продать" свою дочь. А сны Свидригайлова как напоминание о его прошлых злодеяниях? Это кара за грехи и одновременно средство избавления от них, по Евангелию.

Перейдем ко второму аспекту. Доказательством первого аргумента является судьба Разумихина. Он бедный студент, временно прекращает учебу в университете, но страдания его научили приспосабливаться к жизни, и в таких бесчеловечных условиях он находит путь к честному труду: дает уроки, делает переводы, а в конце романа мы узнаем, что он организовал издательское дело и вскоре заработанные деньги готов потратить на поддержку осужденного Раскольникова - брата жены.

Итак, страдания способствуют социально-экономическому развитию.

Кроме того, приведенный выше пример является и доказательством объединения людей. Да и сам главный герой Раскольников, научившись на собственных страданиях, "в бытность свою в университете, из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища, поместил, наконец, этого старика в больницу и, когда тот тоже умер, похоронил его" (цитата из романа "Преступление и наказание").

Итак, страдания объединяют людей; страдания необходимы человеку.

Раунд вопросов

О1: Уважаемые оппоненты, мы внимательно выслушали ваши доказательства и хотели бы уточнить: чтобы быть сильными, достаточно ли только понимать, прощать и любить людей? А где же действенная помощь людям?

У2: Да, Мармеладову не хватило силы на оказание действенной помощи людям. Но обществу нужны разные люди: активные, как Раскольников, Разумихин, и пассивные, как Мармеладов. А потом умение понять - это тоже своего рода помощь.

О1: Мы соглашаемся с вами, что страдание привело Раскольникова к мысли о помощи людям, а как оценивать тот факт, что страдающий Раскольников создает теорию о праве сильного человека на убийство и претворяет ее в жизнь?

У2: Мы можем согласиться, что теория антигуманна, но искренний отказ от нее и готовность страданием искупить свою вину - это средство нравственного совершенствования и спасения.

Вопросы из зала: Вы считаете, что страдание ведет к социально-экономическому развитию общества. Как же объяснить тот момент, что в XXI веке есть социально не устроенные люди?

У2: Общество все-таки развивается, так как сейчас уже не каменный век. Но во все времена будут униженные и оскорбленные, иначе жизнь потеряет смысл; сам Достоевский считал, что земной рай - это заблуждение, родившееся из гордыни человека. Так давайте будем реалистами. Итак, страдание ведет к развитию общества, поэтому оно и нужно.

О2: Мы внимательно выслушали позицию наших уважаемых оппонентов. Но позвольте не согласиться с выдвинутыми доказательствами команды утверждения:

Вспомним Екатерину Ивановну, на которую ссылаются наши оппоненты: не страдания ли сломили нашу героиню, доведя до физической смерти; более того, она заставляет страдать своих детей, выводя на публичное унижение.

Не слишком ли поздно проснулась совесть у Свидригайлова, и не случайно Ф.М. Достоевский заставляет своего героя пойти на самоубийство, тем самым лишив его возможности нравственно воскреснуть.

А Разумихин же находит средства к существованию не благодаря страданиям, а благодаря своему разуму, деловитости, организаторским способностям, знаниям и первоначальному капиталу.

Раскольников же, совершив преступление, не идет к людям, а бежит от них. Разве не Родион произносит страшные слова по отношению к близким людям: "О, как я… ненавижу их всех!" Значит, страдания разъединяют людей.

Теперь позвольте мне привести доказательства нашей позиции: страдания не нужны человеку. Доказательства первого аргумента первого аспекта: страдания делают человека слабым. Вспомним, сколько страдающих людей совершает самоубийство: оскорбленная Свидригайловым девочка, его крепостной лакей Филипп, сам Свидригайлов; попытка девушки, случайно встретившейся Раскольникову на мосту, покончить жизнь самоубийством. Мысли о самоубийстве посещают и самого Раскольникова и даже религиозную Соню. То, как погибли Екатерина Ивановна и Мармеладов, наводит на мысль, что они искали смерти, она была для них выходом из тупика. Обратимся ко второму аргументу: страдания рождают зло, ненависть. Рассмотрим главного героя - Раскольникова. Именно страдания порождают в нем ненависть к окружающим: к Алене Ивановне, к Лужину, Свидригайлову, Порфирию Петровичу… Притупляется в нем и чувство жалости: при встрече с Соней он намеренно издевается над ней, напоминая о ее грехе, намекает на страшное будущее ее родственников; только что оказав помощь тем же Мармеладовым, пьяной девушке, сомневается в верности своих поступков, задавая циничный вопрос: "Зачем?"

Перейдем ко второму аспекту: страдания тормозят социально-экономическое развитие общества. Наиболее ярко отношение сильных мира сего к униженным и оскорбленным выражает теория Лужина: "Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело…". Таким образом, для развития общества нужны люди не страдающие, а преуспевающие. Кроме того, сильные мира сего используют страдания других людей в своих целях: Лужин желает жениться на девушке бедной, пострадавшей, но красивой и образованной; чтобы реабилитировать себя, ложно обвиняет Соню в воровстве. Таким образом, страдание не ведет к созданию социально-экономической защиты.

Приведем второе доказательство: страдания разъединяют людей, ведут к войнам, насилию. Часто в страданиях рождаются антигуманные теории, приводящие к войнам, насилию. Примером является сон Раскольникова на каторге: "Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе <…> дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и все погибало". Страдающий человек, желая защитить себя, становится опасным человеком, может взять в руки оружие и убить такого же, как и сам, униженного, оскорбленного и страдающего. (Вспомним убийство Лизаветы Ивановны). Не зря А.С. Пушкин в повести "Капитанская дочка" высказывает гениальную мысль: "Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" Итак, мы попытались доказать, что "страдания не нужны человеку".

Раунд вопросов

У1: Уважаемые оппоненты, не кажется ли вам, что причиной самоубийства перечисленных вами людей является не страдание, а гордыня?

О2: Я выслушал Ваш вопрос, но он кажется мне странным: какая же гордыня была у девочки, у крепостного Филиппа? Унизив этих людей, Свидригайлов оскорбил в них человеческое достоинство, заставил именно страдать, что и привело их к самоубийству.

У1: Является ли Лужин, создавший теорию "разумного эгоизма", страдающим человеком?

О2: Ни в коем случае, чувство страдания ему неведомо, иначе и не было бы теории "разумного эгоизма". Вспомним роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?". Создавшие указанную теорию герои Чернышевского делают счастливыми других людей, окружают их условиями материального благополучия. А Достоевский несколько утрирует теорию Лужина в силу неприятия этого героя.

Вопрос из зала: Почему не родилась антигуманная теория у страдающих Сони, Дуни, Разумихина?

О2: У них не родились антигуманные теории, так как Соня находила утешение в вере в бога; Дуня - в любви к брату и матери; Разумихин - в любви к Дуне.

У3: Уважаемые зрители, мы внимательно выслушали наших оппонентов и пришли к следующему выводу: мы рассматривали указанную проблему по одним и тем же аспектам, однако аргументы у нас были противоположными. Мы утверждали, что страдания закаляют человека, делают его сильным; команда отрицания, напротив, пыталась доказать, что страдания делают человека слабым, менее стойким; мы считаем, что страдания облагораживают человека, а оппоненты полагают: страдания озлобляют людей; мы склонялись к мысли, что страдания ведут к социально-экономическому развитию общества, у наших оппонентов противоположная точка зрения; мы увиделистрадание как средство объединения людей, оппоненты - как причину разъединения.

Мы считаем свою позицию более сильной. Наша команда и команда отрицания говорили о разной природе страдания. Есть страдания, вызванные гордыней, материальной неустроенностью - это страдания эгоиста. Но есть иные страдания - в рамках христианской религиозной традиции, страдание - это средство избавления от греха, а чувствовать грех способна только живая душа. Именно об этих страданиях пишет Ф.М. Достоевский. С ним соглашаются философы: Шпенглер считает, что страдание - критерий и содержание подлинной духовности, Ницше - средство к величию души. У Шопенгауэра основанием морали служит сострадание, при котором сильная нравственность преодолевает мощные эгоистические побуждения. И сам писатель находит спасение для своих героев в способности сострадать, в религии. Да и его герой Раскольников прозрел и соединился с людьми только тогда, когда понял иную правду - правду, заключенную в любви ко всему человечеству. Поскольку мы говорили о тех же христианских страданиях, что и Ф.М. Достоевский, значит, наша аргументация сильнее, особенно в нравственно-психологическом аспекте. Однако и в социально-экономическом аспекте мы не менее сильны: сейчас общество возвращается к Богу, а возврат к христианской морали облагородит человека, сделает его гуманнее, и подвигнет общество думать и заботиться об обездоленных людях, о создании защиты для них.

"Смотрите на страдания с интересом. Через них вы узнаете себя.
Страдания - это вы сами. И больше никто. Это ваш портрет". (Ильяс Эркенов.)

Итак, мы доказали, что страдания нужны человеку.

О3: Уважаемые зрители! Мы с искренним интересом выслушали позицию команды утверждения. Действительно, мы рассматривали проблему с нашими оппонентами по одним и тем же аспектам, и, действительно, аргументы были прямо противоположными. Однако мы считаем нашу аргументацию более сильной. Команда утверждения придерживается, как мы полагаем, романтического взгляда на природу страданий, тем самым создавая идиллическую картину мира, уводя окружающих в мир иллюзий, несбыточной мечты. Мы же реалистично смотрим на окружающую действительность. Страдания людям причиняют обыденные вещи, такие как неустроенность в жизни, низкое материальное положение, унижение человеческого достоинства. Вряд ли страдания, вызванные этими причинами, смогут человека облагородить; скорее всего, надо устранять причины страданий. "Исправьте общество, и болезней не будет", - считает реалист, к тому же нигилист, Е. Базаров (И.С. Тургенев. " Отцы и дети").

Если следовать аргументам наших оппонентов, удивительно, но, чтобы пережить возвышающие христианские страдания, человек должен предварительно убить. Парадоксальная, чтобы не сказать абсурдная, ситуация. Кроме этого, представим себе, что будет, если каждого из нас поставить в условия вечно "униженных и оскорбленных". За примером далеко идти не надо: "Палата
№ 6" А.П. Чехова, доктор Рагин. Оказавшись в положении страдающего человека, он не возвысился морально, а озлобился; в результате - физическая смерть. Наверно, поэтому и австрийский писатель С. Цвейг сравнивает мир Достоевского с "больницей для нервнобольных". Мы уверены, что страдания могут привести к бунтам, войнам, кровопролитию. Чтобы этого не случилось, по мысли русского философа И. Ильина, "нужно решить три упреждающие задачи: нельзя допускать, чтобы в народе накапливалась социальная ненависть; нельзя, чтобы она перерастала в отчаяние; нельзя, чтобы отчаяние приводило к развязыванию гражданской войны. Не стоит ли считать счастливой ту страну, в которой верно решены эти задачи?" Так не лучше ли и России стать именно такой страной, без униженных, оскорбленных, страдающих, тогда и нравственный и экономический рост будет обеспечен.

Итак, мы считаем, что сумели доказать: страдания не нужны человеку.

Подведение итогов.

Голосование. Подведение итогов. Выставление отметок.

Примечание. Каждая из команд имеет право взять по одному тайм-ауту.









Урок-дебаты по теме "Петр Первый - кто он: злой гений или отец наций?"

Цели урока:

  • повторение и обобщение пройденного материала;

  • повышение интереса учащихся к предмету;

  • развитие навыков самостоятельной работы и творческих способностей учащихся.

Задачи:

Учить анализировать материал, рассуждать, находить в источниках подтверждение своим предположениям, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, развивать умение общения, выслушивать оппонента, четко излагать свои мысли, правильно строить речевые фразы, вести полемику, находить в споре компромиссные решения.

Оборудование: портреты Петра Первого и его современников, учебник истории, компьютер, видеотека, костюмы эпохи XVIII века, карты, дополнительная литература.

Литература:

  1. Н.И. Павленко "Петр первый и его правление", М.: "Просвещение", 1989 г.

  2. Е.В. Пчелов "История России XVII-XVIII века", Н.: ООО "ТИД" "Русское слово-РС, 2005 г."

  3. А.К. Толстой "Петр Первый" М.: "Просвещение", 2005 г.

  4. Ю. Герман "Россия молодая" М.: "Просвещение", 2001 г.

  5. А.С. Пушкин "Арап Петра Великого", М.: 1980 г.

Класс делится на группы: 1 группа - судьи - 3 учащихся; представители защиты и обвинения - 1-2 человека на той и другой стороне; 2 группа - Сам обвиняемый Петр Первый и его сторонники - 5 человек; 3 группа - представители различных сословий, классов, имеющих непосредственное отношение к реформам Петра Первого, 4 группа - творческая - задача: создание костюмов эпохи XVIII века, подбор цитат, фрагментов видеофильмов о деятельности Петра.

При распределении ролей и заданий обязательно учитывается индивидуальные особенности каждого учащегося, его творческий потенциал, каждый из группы получает задание по выполнению своего назначения на уроке.

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя: Наш урок повторительно обобщающий. Он посвящен эпохе Петра Великого. Вокруг имени Петра сложилось немало легенд. Петр первый - фигура противоречивая. О нем говорили: "Царь - плотник, "Петр, прорубивший окно в Европу", "Суровый, но справедливый и демократичный". К этим суждениям присоединяются и другие, подчеркивающие, что Петр "выражал интересы господствующего класса" и "драл по три шкуры с трудового крестьянства". Кто же был Пётр Великий? Злой гений или отец нации? Вчем он был прав и в чем он был виноват - вот главные вопросы нашей дискуссии. Прошу группы представиться (группы учащихся представляются).

Судья: Прошу всех встать! Суд идет! Прошу сесть. Слушание по делу Петра Романова объявляю открытым! Обвинение предъявлено по двум пунктам: дела семейные и государственные. Слово предоставляется императору всероссийскому Петру.

Пётр I: Я, царь Петр Алексеевич, сын русского государя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. После смерти моего отца власть захватила моя сводная сестра Софья, она всегда хотела власти. Давайте припомним стрелецкий бунт в мае 1682 года.

Учитель: "Прошу включить кинохронику стрелецкого бунта". (Иллюстрации)

Пётр I: это натолкнуло меня на реформы. И реформы мои для народа моего, для страны, упрекают, что нову женку себе завел. Ведь не разделяла Евдокия моих помыслов, назад тянула, в Русь старую! А я Россию могучей хочу видеть, сильной державой. Мне помощники нужны были? Вот и нашел я Екатеринушку, Алексашку Меньшикова и других. Может виноват я в чем, делал что не так, но не со злого умысла, с души.

Судья: Пригласите, пожалуйста в зал первую жену Петра Алексеевича инокиню Елену, в девичестве Евдокию Лопухину.

Евдокия Лопухина: Я, Евдокия Лопухина, была выбрана царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной в жены царю нашему Петру Алексеевичу. До этого я его близко не видела, а тут счастье такое! Любила ли я его? А как не любить то его, Петрушу моего? Ведь что должна жена: холить, лелеять, верность хранить. Ведь муж - он хозяин в доме. Он господин мой и повелитель мой. И первый наш год счастливым был. И сына народили и жили душа в душу. Только часто уезжал Петрушенька мой по делам государственным, оставлял меня одну. Да все б ничего, да разлучила нас Катька - змея подколодная. Втерлась в доверие к Петрушеньке, окрутила сокола моего. И забыл он меня горемычную. Оставил сыночка родного. Вся вина на ней лежит за наше порушенное счастье.

Судья: Прошу пригласить в зал вторую жену Петра I, Екатерину, в девичестве Марту Скавронскую.

Екатерина: Я, Екатерина I в православии, а в девичестве Марта Скавронская. Происхожу из бедной латышской семьи Скавронских, находившихся в крепостной зависимости у польского помещика. Еще в детстве я попала на воспитание к пастору Глюку, в Мариенбург, а затем волею судьбы оказалась в русском плену. Именно тогда обратил свое внимание на меня светлейший князь Алексей Данилович Меньшиков, а затем я встретилась с Петрушей. Да разве же можно было не полюбить его, посмотрите на него. Да разве же не доказательство нашей любви - одиннадцать детей! Ведь дети без любви не рождаются. А какие письма писал он мне. Послушайте: "Катеринушка, друг мой, здравствуй! Я слышу, что ты скучаешь, а и мне не бесскучно же, однако можем рассудить, что дело на скуку менять не надобно!" Да как же мне не любить его! Я все с ним разделяла, и походы и странствия, и горести. Так виновен ли он в своей любви?

Защитник: Я хотел бы зачитать воспоминания современников, свидетельствующих об отношениях Петра I и его второй жены Екатерины: "Царь не мог надивиться её умению и способности превращаться…Они часто путешествовали вместе… Он любил видеть её всюду. Не было военного смотра. Спуска корабля, церемоний или праздника, при которых бы она не являлась.

Так можно ли не любить эту женщину, которая участвовала во всех начинаниях Петра, которая помогала ему? Она не отгораживалась от него приживалками, да старым миром московских палат,не докучала ему, а строила с ним новое".

Судья: Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Значит вы берете в расчет чувство Марты Скавронской и Петра Алексеевича, а как же чувства Евдокии Лопухиной? Ведь по отзыву современников чувства между ними были изрядные. Я хочу прочитать вам одно из писем, которое писала ему Евдокия, когда он уехал на Переяславское озеро:" Здравствуй свет мой на множество лет! Просим милости, пожалуй, государь, буди к нам не замешкав, а я при милости матушкиной жива. Женушка твоя Дунька челом бьёт". Разве это не трогает сердце? За что же он так поступил с нею. За любовь, за верность её?

Судья: Петр Алексеевич, а любили ли вы Евдокию Лопухину?

Петр I: Даже не знаю, ведь мать меня на ней женила.

Судья: А любили ли вы Марту Скавронскую, в крещении Екатерину?

Пётр I: Конечно, а как её не любить то можно было, Екатеринушку, лапушку мою?

Судья: Слушание по делу продолжается. Слово предоставляется царевичу Алексею.

Царевич Алексей: Я родился в 1690 году. Мать моя - первая жена Петра, Евдокия Лопухина. Воспитывался я сначала матерью своей, а затем, когда её отправили монастырь, то отдан был в дом тетки своей Натальи Алексеевны. Отца я очень редко видел. Я много учился: изучал французский язык, географию, картографию. Арифметику, другие науки, но более я имел склонности к гуманитарным наукам. Это отмечал даже мой преподаватель, доктор права Генрих Гюйссен. Но после того как он уехал за границу. Я был предоставлен самому себе. Меня окружали противники отца. Мне не нравилость то, что он делает, а я не хотел принимать участие в его реформах. Он никогда не любил меня. Он разлучил меня с моей любимой Фросиньюшкой, женил на своячине императора Карла IV. Он играл мной. А уж когда у него родился сын, то я вовсе стал ему не нужен.

Судья: А любили ли Вы своего отца?

Царевич: Нет!

Судья: А боялись ли Вы его?

Алексей: Да.

Судья: Прошу вызвать свидетеля по делу царевича Алексея, его домашнего слугу.

Слуга: Я слуга царевича Алексея. Служил у него в ту бытность. Хорошо помню эти события. Петр хотел проэкзаменовать царевича. Чтобы узнать, до какой степени он успел в геометрии и велел показать чертежи. Можно было и чужие чертежи показать, но тут на царевича напал страх: " А что, если царь при себе велит чертить? Царевич выстрелил себе в ладонь правой руки. Царевич только опалил руку. Отец спросил: "Что это такое?" Царевич как-то отолгался.

Судья: Как вы думаете, а боялся ли царевич своего отца?

Слуга: Думаю, что да.

Судья: Слово предоставляется представителю защиты.

Адвокат: Было бы ошибкой усматривать в отношениях между Петром и их сыном только семейную трагедию. Суть противоречий состояла в том, что здесь столкнулиь два пути настоящего и будущего России: по пути преобразований, которые выводили её в число могущественных стран Европы, или по пути все большего отставания?

Нетрудно, наконец, обнаружить в конфликте и столкновение двух представлений о роли монарха в государстве. Отец считал себя слугой государства, отдавал службе все силы и способности, в то время как сын готов был довольствоваться пассивной ролью "помазанника" Бога, не обременяющего себя трудом, инициативой и активным участием в управлении государством.

Судья: Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: В своих отношениях с царевичем Алексеем мы видим проявление Петром грубого деспотизма. Так как Алексей с ранних лет остался с матерью, то все, что было связано с ней, должно было возбуждать в нем сочувствие, и естественно, противное отцовским воинским влечениям, миролюбивое настроение. Он не любил ни войны, ни военщины. И разве можно упрекать его за это? Ведь это Петр сделал его таким: отдалившись от него, не занимаясь им, не интересуясь его делами. Именно в этом трагическом положении был оставлен Алексей с ребяческих лет. Именно в этом и лежит ключ отношений между сыном и отцом. И кого же нам винить в этом, господа судьи? Сына? Да, нет, отца.

Попрошу включить хронику последнего разговора Алексея с Петром.

(Демонстрируется отрывок из фильма "Петр I")

После просмотра фильма учитель говорит о дальнейшей судьбе царевича Алексея.

Судья: Cлушание по первой части дела объявляю закрытым. Начинаем слушание второй части дела - о реформах царя в государстве. (Любой ученик класса рассказывает о преобразованиях.)

Адвокат: Моим подзащитным было много сделано для России…

  1. Был реформирован центральный аппарат управления/

  2. Созданы губернии/

  3. Был введен новый порядок прохождения службы, теперь выходцы из незнатных сословий могли сделать себе карьеру/

  4. Начинает развиваться промышленность/

  5. Оживает торговля/

  6. Открываются новые университеты, школы, гимназии.

  7. Но самое главное - была создана регулярная армия, флот российский, был получен выход к Балтике.

Разве ли это не заслуги перед Отечеством? Только лишь за это можно ставить памятник!

Судья: Слово предоставляется представителю обвинения.

Прокурор: Давайте разберем каждую реформу в отдельности. Для этого мной в суд были приглашены свидетели.

Судья: Прошу пригласить в зал заседания свидетелей по делу священнослужителей.

Священник: Послушать Вас, милейший, так все эти реформы делались для народа и во имя народа…Но какова цена этого? Чем платили люди за это? А что ж умолчали Вы об его отношении к церкви? Царь посягнул на самое светлое, что есть на Руси - на церковь Божью! Церковь всегда помогала народу, давала надежду, веру. А здесь что? Он повелел снять колокола с церквей, до 30 тысяч пудов колокольной меди было свезено тогда в Москву. Каждый пятый храм остался без языка.

А эта безумная реформа Синода церкви?

Когда умер в 1700 году патриарх Адриан, то царь не разрешил выбрать нового главу церкви.

А этот жуткий приказ, по которому священник, узнавший на исповеди что-либо об антигосударственных намерениях обязан был донести. Это что ж получается? Православное государство нарушило тайну исповеди. Проклятию придать за это! Проклятию!

Судья: Попрошу пригласить следующего свидетеля - купца.

Купец: А я скажу о своем, наболевшем. О деле торговом. Спасибо, конечно, Петру Алексеевичу: корабли он строил, торговые поблажки сделал. Но ведь одновременно с этим и задушил он нас, сословие купеческое налогами. Сил у нас более нет. То в куманства эти собирайся, да корабли строй. А то ведь вот что удумал: построил он энтот Петербург поганый, да и решил его не токмо столицей сделать, но и торговым центром.

Всю свою жизнь я торговал через Архангельск. Пусть не велик доход мой был, но на жизнь мне хватало, да еще и оставалось с избытком. А тут он через Петербург повелел торговать.

Вот и представьте себе! В Петербурге нет ни жилья ни складов для товаров, добираться до города по суше - дороги никуда не годятся, а морем - корабль-то мой шведы могли пограбить. Да и это еще не все! Переселять в Петербург стал. А ведь не даром говорят: переезд и смерти подобен. Чего ж я с семьей не натерпелся. И голод, и обворовывали меня лихие люди. Чудом я уцелел. Да и то хорошо. А ведь многие торговые фамилии не выжили! Вот и хочу я вас спросить, люди русские: так для кого же это реформа такая?

Судья: Слово предоставляется представителю защиты.

Адвокат: Да, мой подзащитный осуществлял свои реформы, но он и сам принимал всегда непосредственное участие. Спуск на море нового судна был праздником для царя. Петр работник, Петр с мозольными руками - вот олицетворение всего русского народа в так называемую эпоху преобразования. Для подтверждения моих слов прошу пригласить датского посланника Юлия Юста.

Датский посланник: Я отправился на адмиралтейскую верфь, чтобы присутствовать при поднятии штевней (основные брусья в корпусе у корабля). Царь, как главный корабельный мастер распоряжался всем, рубил топором, коим владеет искуснее, нежели плотники. Сделав распоряжение, царь снял перед стоявшим тут генерал-адмиралом шапку, спросил его: "Надевать ли?", - и по получении утвердительного ответа надел её. Такое почтение царь высказывает всем старшим по службе лицам.

Судья: Слово предоставляется представителю обвинения.

Прокурор: вот здесь нам пытаются представить Петра Романова поборником законности. Но из истории мы знаем и другие примеры. Я попрошу пригласить в зал свидетеля по делу, офицера одного из полков нового строя. Попрошу свидетелей пройти в зал.

Офицер: Я хочу рассказать вам, господа судьи, одну историю, которая со мной приключилась. Служил я офицером в одном из полков нового строя, должен был заплатить мне жалованье за несколько месяцев. Пошел я к нему, а он и говорит, что сам всего лишь генерал-лейтенант, а этими вопросами ведает фельдмаршал Меньшиков. И направляет меня к нему. А тот уже предупрежден и говорит, что хоть он и фельдмаршал. А царь-то выше. И направляет меня обратно к царю. Его величество делает вид. Что гневается на князя, да все это притворство. Есть у государя этот порок, весьма затемняющий его добрую славу. Эх, государь, государь!

Судья: Слово предоставляется представителю защиты.

Адвокат: Возможно, мой подзащитный Пётр Романов нарушал интересы того или иного класса или сословия. Как говорят, цель оправдывает средства. Но тогда ведь не было понятия " презумпция невиновности". Да, Пётр предстаёт перед нами неистовым и жестоким, но таков был век. Новое пробивало себе дорогу. Так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое.

Судья: Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Можно ли представителю закона рассуждать о том, что для достижения цели любые средства хороши? Так ведь можно и любое убийство и любую жестокость оправдать. И получается всё на благо страны, народа, а вы спросили у тех, кто эту жестокость на себе испытал, как они к этому относятся? Вспомните хотя бы события стрелецкого бунта 1698 года и жестокую расправу над стрельцами, которую учинил государь. Я попрошу вызвать свидетеля стрельца.

Судья: Пригласите, пожалуйста, свидетеля по делу.

Стрелец: Я хорошо помню эти слова, Пётр Алексеевич: "А смерти они достойны за неповинность, что забунтовали". Ещё ведь и следствие закончено не было, а уже приступили к казни. Пётр первый и сам участвовал в них и даже выражал недовольство, когда бояре без должной сноровки рубили головы мятежникам. Алексашка-то Меньшиков как хвастался: " Я лично отрубил голову 20 стрельцам". Казнили 799 стрельцов. Жизнь сохраняли лишь тем, кому было от 14 до 20 лет, да Ии то их кнутами избили.

Прокурор: Я попрошу в доказательство правоты свидетеля показать фрагмент исторической хроники событий 1698 года.

Адвокат: Я протестую.

Судья: Протест отклонен.

(Демонстрируется фрагмент учебного фильма "Пётр первый", посвященный событиям стрелецкого бунта)

Судья: прения по делу объявляю законченными. Последнее слово предоставляется государю российскому императору Петру Алексеевичу Романову.

Петр I: Жизнь человеческая коротка, А для утверждения нового требуется время, а у меня его не было. Да, наверное, ограничил я свои преобразования лишь правящим классом, был разрыв с народом, допускал ошибки. Но без них в большом деле нельзя. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Так пусть потомки нас рассудят, прав я или виноват? (Учитель гворит о последних годах жизни Петра Первого и показывает фрагмент учебного фильма "Пётр Первый".)

Судья: Суд удаляется на совещание. После совещания оглашается приговор. Мнения судей разделились… Говорят дети..)

Заключительное слово учителя: Итак, споры о значении личности Петра и его реформ не утихает третье столетие. Мы можем спорить. Но Пётр был и это меняет всё, даже наше восприятие времён, предшествовавших петровским реформам. Спустя более двухсот лет они не стали только историей, а продолжают быть реальностью, повседневной нашей жизнью.В подтверждение хочу привести высказывание историка М.П. Погодина, жившего в пушкинские времена. В книге " Пётр Великий" М.П. Погодин писал: "Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года - Пётр Великий велел считать месяцы от января.

Пора одеваться - наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым… суть выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга - Пётр великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы.

За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом.

Место в системе европейских государств, управление, судопроизводство… Фабрики, заводы, каналы, дороги… Военные училища, академии - суть памятники его неутомимой деятельности и его гения".

30

© 2010-2022