- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по русскому языку для 5-х классов по УМК Бабайцевой
Программа по русскому языку для 5-х классов по УМК Бабайцевой
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузакова О.В. |
Дата | 23.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5».
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
директор на НМС школы на заседании МО учителей
___________ протокол №____ _________________________
(Романова Н.А.) от «___»______2013г. протокол №_________
Приказ №______ руководитель НМС от «___»________2013г.
от «__»____2013г. Попова Г.В. ________________________
Рабочая программа по
_____________________________________________________
(наименование учебного предмета, курса)
__________________________________________________________________________
(ступень образования, класс)
__________________________________________________________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе_______________________________________________
___________________________________________________________________________
(наименование программы)
Программу составил_________________________________________________
(ФИО учителя, составившего программу)
г. Михайловск
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы обучения русскому языку к учебно-методическому комплексу В.В. Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной, А.П. Еремеевой, Г.К. Лидман-Орловой и др., вошедшей в сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы»./ Составитель Е.И. Харитонова. - М. Дрофа, 2010.
Рабочая программа составлена на 210 часов (6 часов в неделю) и рассчитана на 35 учебных недель.
В УМК входят:
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. «Русский язы. Теория» 5-9 класс М., «Дрофа », 2011г
Купалова А.Ю. «Русский язык. Практика » 5 класс М.. «Дрофа»,2010г.
Никитина Е.И. «Русский язык. Русская речь» 5 класс М.. «Дрофа»,2010г.
Соколова А.Ю. Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией Бабайцевой В.В.
5 класс Волгоград, «Учитель», 2012г.
Беднарская Л.Д.. Тетрадь для самостоятельной работы. 5 класс М.. «Дрофа»,2010г.
Никитина Е.И. Уроки развития речи.5класс М.. «Дрофа»,2010г.
Цели обучения русскому языку:
-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета
-формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности , соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи курса русского языка:
-
Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
-
Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формирование и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
-
Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
-
Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
-
Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс (175ч + 35ч)
Сумма часов, отведенных на изучение русского языка, складывается из следующего: первое слагаемое - часы для уроков изучения языка, второе - для уроков по развитию связной речи.
Введение. Общие сведения о языке (4 ч+1ч)
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.
Наука о русском языке, ее основные разделы. Роль языка в жизни общества.
ВВОДНЫЙ КУРС
Орфография (9 ч+ 2ч).
Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Морфология и орфография (26ч+3ч.)
Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи.
Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание мягкого знака на конце существительных в Им.п. после шипящих.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Неопределенная форма глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л - в окончании глаголов.
Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа. Глаголы с ться и тся.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок.
Раздельное написание предлогов с именами существительными.
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.
Умения и навыки:
опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученными в начальных классах;
находить орфограммы - гласные буквы в корне и приставке и орфограммы - согласные (звонкие и глухие, непроизносимые);
узнавать основные самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении.
Синтаксис и пунктуация (39ч+9ч)
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложения. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения.
Запятая между частями сложного предложения.
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
Умения и навыки:
различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске;
использовать повествовательные и вопросительные предложения (как пункты плана высказывания);
находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого именем существительным в именительном падеже или прилагательным), а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях);
отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;
совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет использования предложений с однородными членами и сложных предложений);
производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;
применять изученные правила пунктуации при письме.
ОСНОВНОЙ КУРС
Понятие о литературном языке (1ч)
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (23ч+7 ч)
Звуки речи. Звуки речи и буквы.
Алфавит.
Гласные и согласные звуки.
Слог.
Правила переноса слов.
Ударение.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь.
Значение букв я, ю, е, ё.
Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и - ы после ц.
Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь.
Умения и навыки:
слышать и различать звуки; различать звуки и буквы;
акцентировать ударные слоги;
в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;
пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями.
Морфемика. Орфография. (31ч+5ч.)
Понятие о морфемике.
Основа слова и окончание.
Корень слова. Приставки, суффиксы.
Словообразование. Основные способы образования слов
Правописание сложных и сложносокращенных слов.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных а - о
Правописание корней с чередованием гласных е - и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).
Правописание приставок роз- (рос-) - раз-(рас-).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Морфемные и словообразовательные словари русского языка.
Умения и навыки:
осознанно производить морфемный и словообразовательный разбор;
видеть орфограммы в разных морфемах, применять изученные орфографические правила;
пользоваться морфемным и словообразовательным словарями;
производить этимологический анализ слов в практических целях.
Лексика.Фразеология. (26ч+7ч)
Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова.
Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
Историзмы и архаизмы. Неологизмы. Заимствованные слова. Старославянизмы.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова.
Фразеологизмы.
Пословицы, поговорки, афоризмы.
Толковые словари русского языка.
Умения и навыки:
пользоваться словарями;
подбирать синонимы и антонимы к слову в предложении и словосочетании;
выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов;
производить (выборочно) лексический разбор слова;
совершенствовать текст, устраняя неоправданный повтор с помощью синонимов;
обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их.
Повторение изученного в 5 классе (9 ч+2ч)
Развитие связной речи.
Устная и письменная формы речи.
Речь диалогическая и монологическая.
Понятие о связном тексте.
Основная мысль текста. Смысловые части текста.
Простой план.
Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.
Рассуждение. Композиция рассуждения.
Описание.
Выразительные средства устной речи.
Общие понятия о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.
При сопоставлении Примерной и авторской программ была выявлена необходимость включения в календарно-тематическое планирование следующих дидактических единиц для изучения в соответствии с разделами программы:
Разделы программы
Дидактические единицы
Грамматика Морфология
Морфология.
Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики.
Система частей речи в русском языке.
Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Основные признаки словосочетаний: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова.
Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.
Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений.
Пунктуация. Пунктограмма. Знаки препинания в предложении.
Фонетика и Орфоэпия
Орфоэпия как наука о языке.
Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. Связь фонетики с графикой и орфографией.
Основные выразительные средства фонетики.
Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке.
Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические
Морфемика и словообразование
Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Отличие слова от других языковых единиц. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов и признаков).
Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в тексте. Жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Фразеология как раздел лексикологии.
Основные виды тропов. Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.
Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия синонимов.
Наблюдение за использованием синонимов в устной и письменной речи. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства" устранения неоправданного повтора.
Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного уместного и выразительного словоупотребления.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностного ориентированного подхода. В соответствии с этим выбираются форма и структура занятия.
Формы организации учебного процесса:
-индивидуальные;
- групповые;
- индивидульно-групповые;
- фронтальные;
-практикум.
В планировании предусмотрены следующие виды и формы контроля:
- диктанты (словарный, объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическим заданием, «Проверяю себя»);
- наблюдение, беседа;
- фронтальный опрос; опрос в парах;
- практикум;
- тесты;
- устные рассказы по плану на лингвистическую тему;
- сочинения;
- изложения.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь: речевая деятельность:
аудирование:
-
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
-
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
-
владеть техникой чтения;
-
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
-
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
-
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
-
владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
-
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
-
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
-
правильно расставлять логические ударения, паузы;
-
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
-
доказательно отвечать на вопросы учителя;
-
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
-
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
-
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
-
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
-
создавать письменные высказывания разных типов речи;
-
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
-
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
-
делить текст на абзацы;
-
писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
-
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
-
выражать свое отношение к предмету речи;
-
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
-
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
-
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
-
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
-
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
-
различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
-
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
-
находить в художественном тексте явления звукописи;
-
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
-
работать с орфоэпическим словарем;
графика:
-
правильно произносить названия букв русского алфавита;
-
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
-
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
-
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
-
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
-
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
-
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
-
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
-
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
-
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
-
распределять слова на тематические группы;
-
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
-
различать прямое и переносное значение слов;
-
отличать омонимы от многозначных слов;
-
подбирать синонимы и антонимы;
-
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
-
находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
-
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
-
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
-
различать части речи;
-
правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
-
уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
-
отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
орфография:
-
находить орфограммы в морфемах;
-
группировать слова по видам орфограмм;
-
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
-
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
-
самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
-
выделять словосочетания в предложении;
-
определять главное и зависимое слово;
-
составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
-
выделять основы предложений с двумя главными членами;
-
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
-
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
•правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
-
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
-
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
-
находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
-
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
-
устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
-
самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
-
№
Наименование разделов
Количество часов
1.
Введение. Общие сведения о языке
4+1р/р
Вводный курс.
2.
Орфография
9+2р/р
3.
Морфология и орфография
26+3р/р
4.
Синтаксис и пунктуация
39+9 р/р
Основной курс.
Понятие о литературном языке
1
5
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография
23+7 р/р
6.
Морфемика. Орфография
31+5 р/р
7
Лексика. Фразеология.
26+7 р/р
8.
Повторение изученного в 5 классе
9+2 р/р
9.
Резервные уроки
6
Период
Кол-во часов
Контрольные
диктанты
Сочинения
Изложения
Контрольное тестирование
1 четверть
54
3
2 четверть
42
1
1
1
3 четверть
60
2
1
4 четверть
54
2
1
Учебный год:
210
8
1
2
Календарно-тематическое планирование курса «русский язык»
5 класс
№
Наименование раздела. Тема урока.
Кол-во часов
Сроки
Подг-ка к ГИА
Подг-ка к ЕГЭ
Домашнее задание
ВВЕДЕНИЕ
4+1р/р
1.
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Путешествие по страницам учебников.
1
Подобрать высказывания о русском языке, пословицы, поговорки о слове, речи.
2.
Роль языка в жизни общества.
Русский язык - один из богатейших языков мира.
1
упр.
3.
Развитие речи 1. Для чего людям нужна речь? Устная и письменная формы речи.
1
Р/р П 1-2 упр.
4.
Контрольный (входной) диктант № 1.
1
5.
Анализ контрольного диктанта.
1
ВВОДНЫЙ КУРС
ОРФОГРАФИЯ
9+2р/р
6.
Орфография. Орфограмма.
1
П.1 упр.
7.
Правописание безударных гласных в корне слова.
1
А 5
А 14
упр.
8.
Правописание безударных гласных в приставках.
1
упр.
9.
Правописание гласных -и, а, у после шипящих.
1
упр.
10.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
1
упр.
11.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
1
А 4
упр.
12.
Правописание удвоенных согласных в корне слова.
1
А 7
Повторить орфограммы, подготовиться к диктанту;
упр.
13.
Контрольный диктант № 2 с дополнительным заданием.
1
14.
Анализ проверочного диктанта.
1
15.
Развитие речи 2. Речь диалогическая и монологическая.
1
Р/р П.3 упр.
16
Развитие речи 3. Сочинение по летним впечатлениям на тему: «Как я провел лето».
1.
дописать сочинение.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
26+3р/р
17.
Морфология и орфография. Самостоятельные и служебные части речи.
1
П. 2-3, 9 упр.
18.
Имя существительное.
1
П. 4 упр.
19.
Морфологические признаки имен существительных.
1
П. 4 упр.
20.
Склонение имен существительных.
1
П.4 упр.
21.
Имена существительные собственные.
1
Сочинить письмо однокласснику.
22.
Мягкий знак на конце существительных в Им. п. ед. числе после шипящих.
1
упр.
23.
Имя прилагательное. Морфологические признаки имени прилагательного.
1
П. 5 упр.
24.
Развитие речи 4. Как вести беседу?
1
Р/р П.4 упр.
25.
Глагол. Морфологические признаки глаголов. Неопределенная форма глагола.
1
П.6 упр.
26.
Прошедшее время глагола.
1
П.6 упр.
27.
Глаголы настоящего и будущего времени.
1
П.6 упр.
28.
Спряжение глаголов.
1
П.6 упр.
29.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
1
П.6 упр.
30.
Мягкий знак в окончании глагола 2-го лица единственного числа.
1
упр.
31.
Глаголы с -тся, -ться.
1
П.6 упр.
32.
Правописание -не с глаголами.
1
А 18
упр.
33.
Закрепление изученного о глаголе. Выполнение тестовых заданий.
1
А 18
П.6 повторить упр.
34.
Развитие речи 5. Понятие о связном тексте.
1
Р/р П. 5 упр.
35.
Наречие. Различие наречий по вопросу.
1
П.7 упр.
36.
Правописание наречий.
1
А 19
П.7 упр.
37.
Местоимения. Личные местоимения.
1
В 7
П.8 упр.
38.
Притяжательные, вопросительные и неопределенные местоимения.
1
В 7
П.8 упр.
39.
Служебные части речи. Предлог.
1
П. 9-10 упр.
40.
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами в сложных предложениях.
1
П.11 упр.
41.
Частицы. Значение частиц.
1
П.12 упр.
42.
Развитие речи 6. Тема.
1
Р/р П. 6 упр.
43.
Повторение изученного в разделе
«Морфология и орфография».
1
П.2-12 повторить, подготовиться к диктанту; упр.
44.
Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием.
1
П.2-12 повторить
45.
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.
1
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
39+9р/р
46.
Понятие о синтаксисе.
1
П.13 упр.
47.
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
1
П.13 упр.
48.
Пунктуационный разбор.
1
упр.
49.
Предложение.
1
П.14 упр.
50.
Развитие речи 7. Основная мысль текста.
1
Р/р П. 7 упр.
51.
Развитие речи 8. Простой план.
1
Р/р П. 8 упр.
52.
Виды предложений по цели высказывания.
1
П.15 упр.
53.
Невосклицательные и восклицательные предложения.
1
Р/р стр. 180 памятка 3 подготовиться к изложению.
54.
Развитие речи 9. Изложение, близкое к тексту. Подготовка к написанию.
1
55.
Развитие речи 10. Изложение, близкое к тексту. Написание изложения «Отважный пингвиненок».
1
56.
Члены предложения.
1
упр.
57.
Главные члены предложения.
1
П.17 упр.
58.
Главные члены предложения.
1
В 3
А 9
П.17 упр.
59.
Синтаксический разбор предложения.
1
П.17 упр.
60.
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
П.17 упр.
61.
Главные члены предложения.
Закрепление.
1
П.17 упр.
62.
Развитие речи 11. Изложение, близкое к тексту. Прослушивание и обсуждение творческих работ учащихся.
1
Р/р Работа над ошибками, допущенными в изложении
63.
Второстепенные члены предложения.
1
П.18 упр.
64.
Определение.
1
П.18 упр.
65.
Дополнение.
1
П.18 упр.
66.
Обстоятельство.
1
П.18 упр.
67.
Обобщение по теме: «Члены предложения».
1
В 3
А 9
П.13-18 повторить, подготовиться к проверочной работе;
упр.
68.
Проверочная работа по теме: «Члены предложения».
1
В 3
69.
Анализ проверочной работы.
1
В 3
70.
Словосочетание.
1
В 2
П.19 упр.
71.
Сочинительные и подчинительные словосочетания.
1
П.19 упр.
72
Словосочетания в предложении.
1
В 2
П.20 упр.
73.
Предложения с однородными членами.
1
П.21 упр.
74.
Пунктуация при однородных членах предложения.
1
П.21 упр.
75.
Обобщающее слово при однородных членах предложения.
1
П.21 упр.
76.
Однородные члены предложения.
Обобщение и закрепление темы.
1
П.13-21 повторить,
упр.
77
Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме: «Члены предложения».
1
Р/р П. 9 упр.
78.
Анализ диктанта и работа над ошибками.
1
П.13-21 повторить
79.
Развитие речи 12. Понятие о последовательной связи предложений в тексте.
1
Р/р П. 9 упр.
80.
Развитие речи 13. Понятие о параллельной связи предложений в тексте.
1
Р/р П. 9 упр.
81.
Предложения с обращениями.
1
В 5
П.22 упр.
82.
Предложения с вводными словами.
1
В 5
П.23 упр.
83
Предложения с вводными словами.
1
П.23 упр.
84.
Сложные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
1
П.24-26 упр.
85.
Союзы в сложном предложении.
Синтаксический разбор сложного предложения.
1
П.24-26 упр.
86
Предложения с прямой речью. Прямая речь после слов автора и перед ними.
1
П.27 упр.
87
Диалог.
1
П.28 упр.
88
Повторение изученного по теме:
«Синтаксис и пунктуация».
П. 13-28, орфограммы, упр.
89.
Контрольное тестирование по теме: «Синтаксис и пунктуация».
1
В 2
В 3
В 5
П. 13-28 повторить
90.
Анализ контрольного тестирования и работа над ошибками.
1
В 2
В 3
В 5
П. 13-28, повторить словарные слова.
91.
Обобщение и закрепление изученного по теме:
«Синтаксис и пунктуация».
1.
П. 13-28 повторить
92.
Развитие речи 14. Обращения как средство связи предложений в тексте.
1
Р/р П. 10 упр.
93.
Развитие речи 15. Учитесь читать выразительно. Выразительные средства устной речи.
1
Р/р П. 12-13
упр.
ОСНОВНОЙ КУРС
94
Основные разделы науки о русском языке. Понятие о литературном языке.
1
П.29 упр.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА.ОРФОГРАФИЯ.ОРФОЭПИЯ.
23+7р/р
95.
Фонетика, графика, орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи.
1
П.30 упр.
96.
Развитие речи 16. Основные выразительные средства фонетики. Звукопись.
1
Р/р П. 14
упр.
97
Звуки речи и буквы.
1
А 4
П.31-32 упр.
98.
Алфавит.
А 4
П.33 упр.
99.
Гласные и согласные звуки.
1
П.34 упр.
100.
Слог. Правила переноса.
1
П.35 упр.
101.
Ударение.
1
А 1
П.36 упр.
102.
Развитие речи 17. Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного стиля.
1
Р/р П. 15
упр.
103.
Развитие речи 18. Книжные стили. Характеристика научного стиля.
1
Р/р П. 16
упр.
104.
Развитие речи 19. Характеристика художественного стиля.
1
Р/р П. 17
упр.
105.
Орфография. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция.
1
106.
Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные.
1
107.
Правописание безударных гласных в корне слова.
1
П.36 упр.
108.
Звонкие и глухие согласные и их обозначение на письме.
1
П. 37 упр.
109.
Непроизносимые согласные звуки и их обозначение на письме.
1
П.37 упр.
110.
Удвоенные согласные и их обозначение на письме.
1
упр.
111.
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь.
1
А 4
П.38-39 упр.
112.
Значение букв Я, Ю, Е, Ё.
1
А 4
П. 40 упр.
113.
Правописание разделительных Ь и Ъ.
1
А 4
упр.
114.
Правописание гласных букв после шипящих.
1
П.41 упр.
115.
Правописание Ь после шипящих.
1
П.42 упр.
116.
Правописание гласных букв после Ц.
1
П.43 упр.
117.
Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь. Тест «Говори и пиши правильно».
1
П.31-43 повторить,
упр.
118.
Развитие речи 20. Подготовка к написанию контрольного изложения, близкого к тексту. К.Г. Паустовский «Первый снег».
1
Р/р повторить памятку 3 на стр. 180, подготовиться к изложению.
119.
Развитие речи 21. Написание написание контрольного изложения, близкого к тексту.
1
П.31-43 повторить,
упр.
120.
Развитие речи 22.
Метафора и олицетворение как средства речевой выразительности.
1
А 3
В 8
Р/р П. 17
упр.
121.
Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».
П.31-43 повторить,
упр.
122.
Зачет по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».
1
П.31-43 повторить,
упр.
123.
Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».
1
124.
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.
1
П.31-43 повтор.
МОРФЕМИКА.ОРФОГРАФИЯ.
31+5р/р
125.
Понятие о морфемике. Основа слова и окончание.
1
П.44 упр.
126.
Основа слова и окончание.
1
П.44 упр.
127.
Корень слова.
1
П.45 упр.
128.
Приставки и суффиксы.
1
П.46 упр.
129.
Чередование гласных звуков в корне слова.
1
А 5
А 14
П.49 упр.
130.
Чередование согласных звуков в корне слова.
1
П.49 упр.
131.
Полногласные и неполногласные сочетания.
1
А 5
А 14
упр.
132.
Чередование звуков. Закрепление темы.
1
А 5
А 14
П.49 упр.
133.
Морфемный разбор слова.
1
упр.
134.
Правописание безударных гласных в корне слова.
1
А 5
А 14
П.50 упр.
135.
Правописание корней с чередованием гласных А-О.
1
А 5
А 14
П.51 упр.
136.
Правописание корней с чередованием гласных А-О (-лаг, лож; - 24асс, -кос).
1
А 5
А 14
П.51 упр.
137.
Правописание корней с чередованием гласных А-О
(-раст, -ращ, -рос).
1
А 5
А 14
П.51 упр.
138.
Правописание корней с чередованием гласных А-О
- зар, -зор; -гар, -гор).
1
А 5
А 14
П.51 упр.
139.
Правописание корней с чередованием Е-И.
1
А 5
А 14
П.52 упр.
140.
Правописание корней с чередованием Е-И.
1
А 5
А 14
П.52 упр.
141.
Правописание согласных и гласных в приставках.
1
П.53 упр.
142.
Правописание согласных и гласных в приставках.
1
П.53 упр.
143.
Правописание приставок, оканчивающихся на З(С).
1
А 6
П.53 упр.
144.
Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
1
П.53 упр.
145.
Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.
1
А 6
П.54 упр.
146.
Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.
1
А 6
П.54 упр.
147.
Обобщение изученного по теме:
«Морфемика. Орфография».
1
А 6
П.44-54 упр.
148.
Контрольный диктант № 6
по теме: «Морфемика. Орфография».
1
П.44-54 повторить,
упр.
149.
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.
1
П.44-52
150.
Словообразование.
1
П.47 упр.
151.
Основные способы образования слов. Сложные и
сложносокращенные слова.
1
П.47
152.
Исторические изменения в составе слова.
Понятие об этимологии.
1
П. 48
153.
Повторение и закрепление изученного по теме: «Морфология. Орфография»
1
П.44-54 упр.
154.
Развитие речи 23. Типы речи.
1
Р/р П. 18
155.
Развитие речи 24. Повествовать- значит рассказывать.
1
Р/р П.20 упр.
156.
Проверочная работа по теме: «Морфемика. Орфография».
1
А 5
А 6
П.44-54
157.
Анализ проверочной работы.
1
П.44-54
158.
Развитие речи 25. Описание. Как описать предмет.
1
Р/р П.20 упр.
159.
Развитие речи 26. Эпитет как средство речевой выразительности.
1
А 3
В 8
Р/р П.20 упр.
160.
Развитие речи 27. Как описать животное?
Р/р П.21 упр.
161.
Развитие речи 28. Подготовка к написанию сочинения-описания по картине Врубеля «Царевна-лебедь».
162.
Развитие речи 29. Написание сочинения-описания по картине Врубеля «Царевна-лебедь».
ЛЕКСИКА.ФРАЗЕОЛОГИЯ
26+7р/р
163.
Лексика. Словарное богатство русского языка.
1
П.55 упр.
164.
Лексическое значение слова.
1
А 2
А 2
П.56 упр.
165.
Лексическое значение слова.
1
А 2
А 2
П.56 упр.
166.
Однозначные и многозначные слова.
1
А 2
А 2
П.57 упр.
167.
Однозначные и многозначные слова.
1
А 2
А 2
П.57 упр.
168.
Прямое и переносное значение слова.
1
А 2
А 2
П.58 упр.
169.
Развитие речи 30. Типы речи. Рассуждение.
1
Р/р П.22 упр.
170.
Омонимы.
1
П.59 упр.
171.
Синонимы.
1
В 1
П.60 упр.
172.
Синонимы.
1
В 1
П.60 упр.
173.
Антонимы.
1
А 30
П.61 упр.
174.
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
1
П.62 упр.
175.
Развитие речи 31. Расширяйте свой словарь!
Наш помощник - толковый словарь.
1
Р/р П.23 упр.
176.
Историзмы и архаизмы.
1
П.63 упр.
177.
Неологизмы.
1
П.64 упр.
178.
Старославянизмы.
1
179.
Исконно русские слова.
1
П.65 упр.
180.
Заимствованные слова.
П.65 подготовить сообщение о встрече с интересным словом
181.
Сочинение на грамматическую тему о слове. Подготовка к сочинению о слове.
Темы: Какое слово я считаю самым добрым, (ласковым, чудесным)? Как меня удивило (обрадовало) слово? Как я раскрыл тайну слова?
1
С 2
Подготовиться к написанию сочинения на одну из тем.
182.
Написание сочинения о слове.
С 2
183.
Урок-путешествие. Тема: «Заимствованные слова».
1
П.65 упр. индивидуальные задания
184.
Развитие речи 32. Основные выразительные средства лексики и фразеологии и употребление их в речи.
1
Р/р П. 24-25
упр.
185.
Фразеологизмы.
1
А 3
В 8
П.66 упр.
186.
Особенности употребления фразеологизмов в речи.
1
А 3
В 8
П.55-66 повторить,
упр.
187.
Обобщение изученного по теме: «Лексика и фразеология».
188.
Зачет по теме: «Лексика и фразеология».
189.
Повторение изученного в разделе :«Лексика и фразеология».
190.
Контрольный диктант №7 с дополнительным заданием по теме: «Лексика и фразеология».
1
191.
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.
1
П.55-66 повторить.
192.
Развитие речи 33. Текст. Лексические средства связи предложений в тексте.
1
Р/р П. 26 упр.
193.
Развитие речи 34. Текст. Киносценарий.
1
Р/р П. 27 упр.
194.
Систематизация и обобщение изученного по орфографии.
1
П.1-66 повторить,
упр.
195.
Систематизация и обобщение изученного по пунктуации.
1
П.1-66 повторить,
упр.
196.
Зачёт по темам, изученным в 5 классе.
1
П.1-66 повторить,
упр.
197.
Контрольный (итоговый) диктант № 8.
1
198.
Анализ и работа над ошибками.
1
199.
Закрепление изученного по пунктуации.
200.
Развитие речи 35. -Систематизация и обобщение изученного по культуре речи.
Подготовка сообщений (презентаций) на темы: «Что значит говорить правильно?» «Как я понимаю красоту и выразительность речи?», «Речевой этикет».
201.
Развитие речи 36. Основные сведения о художниках.
202.
Практикум по культуре речи. Мини-конференция.
1.
203.
Практикум по культуре речи. Мини-конференция.
1.
204.
Викторина по курсу «русский язык» 5 класс.
РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ 205-210
205.
Систематизация и обобщение изученного по орфографии.
1
206.
Систематизация и обобщение изученного по пунктуации и культуре речи.
1
207.
Систематизация и обобщение изученного в 5 классе.
1
208.
Повторение изученного в 5 классе.
1
208.
Повторение изученного в 5 классе.
1
210.
Итоговый урок.
1
Формы и средства контроля
Календарно-тематическое планирование включает следующие виды итоговых контрольных работ:
Контрольные диктанты - 8
Контрольное тестирование - 1
Сочинение - 2
Изложение - 1
№ п/п
№ урока
Вид работы
Дата
1.
4 урок
Контрольный (входной) диктант №1.
2.
13 урок
Контрольный диктант № 2 с дополнительным заданием по теме: «Вводный курс. Орфография».
3.
44 урок
Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме: «Морфология и Орфография».
4.
54-55 уроки
Контрольное изложение, близкое к тексту. Подготовка и написание изложения «Отважный пингвиненок».
5.
77 урок
Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме: «Синтаксис и пунктуация».
6.
89 урок
Контрольное тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация».
7.
118-119 уроки
Контрольное изложение, близкое к тексту. Подготовка и написание изложения, близкого к тексту «Первый снег» ( К.Г. Паустовский) .
8.
123 урок
Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме: «Фонетика.Графика.Орфография. Орфоэпия».
9.
148 урок
Контрольный диктант № 6 по теме: «Морфемика. Орфография».
10.
161-162 уроки
Контрольное сочинение по картине Врубеля «Царевна-лебедь».
11.
190 урок
Контрольный диктант № 7 с дополнительным заданием по теме: «Лексика и фразеология».
12.
197 урок
Контрольный (итоговый) диктант №8
-
Примечание: Планирование предусматривает также проведение проверочных и самостоятельных работ, тестирований, викторин, направленных на закрепление изучаемых тем и проверку знаний учащихся.
Литература:
Основная литература:
1.Программа обучения русскому языку к учебно-методическому комплексу В.В.Бабайцевой, А.Ю.Купаловой. Е.И.Никитиной. Сб. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык.5-9 классы.-М.:Дрофа, 2010.
2. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы.
Составитель Е.И. Харитонова. - М. Дрофа, 2010.
3.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа, 2010.
4.Русский язык. Практика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Ю.Купаловой. М.: 2010.
5.Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная литература:
1. Соколова А.Ю. Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией Бабайцевой В.В. 5 класс.- Волгоград, 2012.
2. Сычева Н. Пишем без ошибок. Все правила русского языка. С-П., 2009.
3.Лебеденко С.А., Омеляненко Диктанты по русскому языку + аудиоверсия. - М., 2012.
4. Ушакова О.Д. Правильно ли мы говорим. Словарь школьника.- С-П., 2008.
5. Ушакова О.Д. Откуда пришли слова. Этимологический словарь школьника.- С-П., 2008.
6. Баранов М.Т.,Костяева, А.В. Прудникова Русский язык. Справочник для учащихся. - М., 1984.
7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Секреты пунктуации. - М., 1986.
8. Васильевых И.П. Гостева Ю.Н. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания.- М., 2013.
9. Цыбулько И.П. Русский язык. ГИА. Типовые экзаменационные варианты.- М., 2012.
10.Егораева Г.Т. Русский язык. ГИА. Выполнение заданий части С. - М., 2013.
11. Розенталь Д.Э. «Словарь трудностей русского языка».- М., 1985.
12. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. -М., 1985.
13.Розанова В.В. Краткий толковый словарь русского языка. - М., 1989.
14. Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). - М., 1986.
15. Спиркин А.Г., Акчурин И.А. Словарь иностранных слов. - М., 1986.
16. Бархударов С.Г. Протченко И.Ф., Скворцова Л.И. Орфографический словарь русского
языка.- М., 1988.
17. Умное слово и старое - ново. - Пословицы и изречения народов Дагестана.- Махачкала., 1985
18. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.- М.,2008.
19. Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Школьный орфоэпический словарь.- М., 2011.
20. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе.- М., 1991.
13