Программа по русскому языку для 5-х классов по УМК Бабайцевой

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 5 класса составлена  на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы обучения русскому языку к учебно-методическому комплексу В.В. Бабайцевой,  А. Ю. Купаловой,  Е.И. Никитиной, А.П. Еремеевой, Г.К. Лидман-Орловой и др., вошедшей в сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 к...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5».





Утверждаю Согласовано Рассмотрено

директор на НМС школы на заседании МО учителей

___________ протокол №____ _________________________

(Романова Н.А.) от «___»______2013г. протокол №_________

Приказ №______ руководитель НМС от «___»________2013г.

от «__­»____2013г. Попова Г.В. ________________________


Рабочая программа по


_____________________________________________________

(наименование учебного предмета, курса)



__________________________________________________________________________

(ступень образования, класс)



__________________________________________________________________________

(срок реализации программы)


Составлена на основе_______________________________________________


___________________________________________________________________________

(наименование программы)


Программу составил_________________________________________________

(ФИО учителя, составившего программу)



г. Михайловск


2013-2014 учебный год



Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы обучения русскому языку к учебно-методическому комплексу В.В. Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной, А.П. Еремеевой, Г.К. Лидман-Орловой и др., вошедшей в сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы»./ Составитель Е.И. Харитонова. - М. Дрофа, 2010.


Рабочая программа составлена на 210 часов (6 часов в неделю) и рассчитана на 35 учебных недель.

В УМК входят:

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. «Русский язы. Теория» 5-9 класс М., «Дрофа », 2011г

Купалова А.Ю. «Русский язык. Практика » 5 класс М.. «Дрофа»,2010г.

Никитина Е.И. «Русский язык. Русская речь» 5 класс М.. «Дрофа»,2010г.

Соколова А.Ю. Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией Бабайцевой В.В.

5 класс Волгоград, «Учитель», 2012г.

Беднарская Л.Д.. Тетрадь для самостоятельной работы. 5 класс М.. «Дрофа»,2010г.

Никитина Е.И. Уроки развития речи.5класс М.. «Дрофа»,2010г.


Цели обучения русскому языку:

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета

-формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности , соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.



Задачи курса русского языка:


  1. Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;



  1. Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формирование и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;



  1. Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;



  1. Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;



  1. Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


5 класс (175ч + 35ч)


Сумма часов, отведенных на изучение русского язы­ка, складывается из следующего: первое слагаемое - часы для уроков изучения языка, второе - для уроков по развитию связной речи.


Введение. Общие сведения о языке (4 ч+1ч)


Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.

Наука о рус­ском языке, ее основные разделы. Роль языка в жизни общества.


ВВОДНЫЙ КУРС


Орфография (9 ч+ 2ч).


Орфограмма.

Правописание безударных гласных в корне сло­ва, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых соглас­ных, удвоенных согласных в корне слова.


Морфология и орфография (26ч+3ч.)


Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи.

Имя существительное. Склонение. Имена су­ществительные собственные.

Правописание мягкого знака на конце существительных в Им.п. после шипящих.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.

Правописание безударных гласных в окончани­ях имен прилагательных.

Глагол. Неопределенная форма глагола. Прошед­шее, настоящее и будущее время. Спряжение глаго­ла.

Правописание гласных перед суффиксом -л - в окончании глаголов.

Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа. Глаголы с ться и тся.

Наречие. Различение наречий по вопросу.

Правописание наиболее употребительных наре­чий по списку.

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжа­тельные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопроситель­ные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.

Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок.

Раздельное написание предлогов с именами су­ществительными.

Союз. Союзы и, а, но между однородными члена­ми и в сложных предложениях.

Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.

Раздельное написание частиц с другими словами.

Умения и навыки:

опознавать орфограммы и пунктограммы в соот­ветствии с правилами, изученными в начальных классах;

находить орфограммы - гласные буквы в корне и приставке и орфограммы - согласные (звонкие и глухие, непроизносимые);

узнавать основные самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наре­чия, местоимения) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении.


Синтаксис и пунктуация (39ч+9ч)


Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложения. Грамматическая основа предло­жения. Интонация конца предложения.

Виды предложений по цели высказывания. Не­восклицательные и восклицательные предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в имени­тельном падеже).

Второстепенные члены предложения (определе­ние, дополнение, обстоятельство).

Словосочетание. Подчинительные и сочинитель­ные словосочетания. Словосочетания в предложении.

Предложения с однородными членами. Обоб­щающее слово перед однородными членами.

Знаки препинания в предложении с однородны­ми членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повто­ряющимся союзом и) и обобщающим словом пе­ред однородными членами.

Предложения с обращениями.

Знаки препинания в предложении с обращением.

Предложения с вводными словами (указываю­щими на уверенность или неуверенность говоряще­го по отношению к высказываемому).

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения.

Запятая между частями сложного предложения.

Предложения с прямой речью (прямая речь пос­ле слов автора и перед ними). Диалог.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.

Умения и навыки:

различать и правильно интонировать предложе­ния, различные по цели высказывания и эмоцио­нальной окраске;

использовать повествовательные и вопроситель­ные предложения (как пункты плана высказыва­ния);

находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого именем существительным в именительном падеже или при­лагательным), а также грамматическую основу од­носоставного предложения (в наиболее ясных слу­чаях);

отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;

совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет ис­пользования предложений с однородными членами и сложных предложений);

производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;

применять изученные правила пунктуации при письме.



ОСНОВНОЙ КУРС


Понятие о литературном языке (1ч)


Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (23ч+7 ч)


Звуки речи. Звуки речи и буквы.

Алфавит.

Гласные и согласные звуки.

Слог.

Правила переноса слов.

Ударение.

Понятие об орфограмме. Сильная и слабая пози­ция звука.

Правописание безударных гласных в корне.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Правописание парных звонких и глухих соглас­ных на конце и в середине слов перед согласными.

Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь.

Значение букв я, ю, е, ё.

Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и - ы после ц.

Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь.

Умения и навыки:

слышать и различать звуки; различать звуки и буквы;

акцентировать ударные слоги;

в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;

пользоваться алфавитом, орфографическим и ор­фоэпическим словарями.


Морфемика. Орфография. (31ч+5ч.)

Понятие о морфемике.

Основа слова и окончание.

Корень слова. Приставки, суффиксы.

Словообразование. Основные способы образова­ния слов

Правописание сложных и сложносокращенных слов.

Чередование звуков в корне слова.

Правописание корней и приставок.

Правописа­ние безударных гласных в корне слова.

Правопи­сание корней с чередованием гласных а - о

Правописание корней с чередованием гласных е - и.

Правописание согласных и гласных в пристав­ках.

Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).

Правописание приставок роз- (рос-) - раз-(рас-).

Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Правописание приставок при- и пре-.

Морфемные и словообразовательные словари русского языка.

Умения и навыки:

осознанно производить морфемный и словообра­зовательный разбор;

видеть орфограммы в разных морфемах, приме­нять изученные орфографические правила;

пользоваться морфемным и словообразователь­ным словарями;

производить этимологический анализ слов в практических целях.

Лексика.Фразеология. (26ч+7ч)


Словарное богатство русского языка. Лексиче­ское значение слова.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова.

Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Историзмы и архаизмы. Неологизмы. Заимство­ванные слова. Старославянизмы.

Нейтральные и стилистически окрашенные сло­ва.

Фразеологизмы.

Пословицы, поговорки, афоризмы.

Толковые словари русского языка.

Умения и навыки:

пользоваться словарями;

подбирать синонимы и антонимы к слову в пред­ложении и словосочетании;

выявлять в контексте смысловые и стилистиче­ские различия синонимов;

производить (выборочно) лексический разбор слова;

совершенствовать текст, устраняя неоправдан­ный повтор с помощью синонимов;

обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их.

Повторение изученного в 5 классе (9 ч+2ч)

Развитие связной речи.


Устная и письменная формы речи.

Речь диалогическая и монологическая.

Понятие о связном тексте.

Основная мысль текста. Смысловые части текста.

Простой план.

Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.

Рассуждение. Композиция рассуждения.

Описание.

Выразительные средства устной речи.

Общие понятия о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.



При сопоставлении Примерной и авторской программ была выявлена необходимость включения в календарно-тематическое планирование следующих дидактических единиц для изучения в соответствии с разделами программы:


Разделы программы



Дидактические единицы






Грамматика Морфология


Морфология.

Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики.

Система частей речи в русском языке.

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.


Синтаксис и пунктуация

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Основные признаки словосочетаний: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова.

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное рече­вое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от дру­гих языковых единиц.

Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений.

Пунктуация. Пунктограмма. Знаки препинания в предложении.

Фонетика и Орфоэпия

Орфоэпия как наука о языке.

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами ли­тературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке.

Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические


Морфемика и словооб­разование

Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. Основные выразительные средства морфемики. Использование автор­ских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми мор­фемами как один из приемов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.


Лексикология и фра­зеология

Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Отличие слова от других языковых единиц. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкова­ния, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов и признаков).

Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в тексте. Жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разго­ворной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлени­ях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Фразеология как раздел лексикологии.

Основные виды тропов. Наблюдение за использованием переносных зна­чений слов в устных и письменных текстах.

Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стили­стические различия синонимов.

Наблюдение за использованием синонимов в устной и письменной речи. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства" устранения неоправданного повтора.

Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного уместного и вырази­тельного словоупотребления.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностного ориентированного подхода. В соответствии с этим выбираются форма и структура занятия.

Формы организации учебного процесса:

-индивидуальные;

- групповые;

- индивидульно-групповые;

- фронтальные;

-практикум.

В планировании предусмотрены следующие виды и формы контроля:

- диктанты (словарный, объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическим заданием, «Проверяю себя»);

- наблюдение, беседа;

- фронтальный опрос; опрос в парах;

- практикум;

- тесты;

- устные рассказы по плану на лингвистическую тему;

- сочинения;

- изложения.


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса


Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 5 класса учащиеся должны уметь: речевая деятельность:

аудирование:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

  • владеть техникой чтения;

  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

  • правильно расставлять логические ударения, паузы;

  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;

  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

  • создавать письменные высказывания разных типов речи;

  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

  • делить текст на абзацы;

  • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

  • выражать свое отношение к предмету речи;

  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная инфор­мация и др.);

  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

  • находить в художественном тексте явления звукописи;

  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в ху­дожественных текстах;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

  • распределять слова на тематические группы;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

  • различать прямое и переносное значение слов;

  • отличать омонимы от многозначных слов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

  • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

  • владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

  • различать части речи;

  • правильно указывать морфологические признаки имен существительных;

  • уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;

  • отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

орфография:

  • находить орфограммы в морфемах;

  • группировать слова по видам орфограмм;

  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обо­значения;

  • самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;

  • определять главное и зависимое слово;

  • составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по за­данной схеме;

  • выделять основы предложений с двумя главными членами;

  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепен­ных членов, количеству грамматических основ;

•правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;

  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;

  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


5 класс

Наименование разделов


Количество часов

1.

Введение. Общие сведения о языке

4+1р/р

Вводный курс.



2.

Орфография

9+2р/р

3.

Морфология и орфография

26+3р/р

4.

Синтаксис и пунктуация

39+9 р/р

Основной курс.



Понятие о литературном языке

1

5

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография

23+7 р/р

6.

Морфемика. Орфография

31+5 р/р

7

Лексика. Фразеология.

26+7 р/р

8.

Повторение изученного в 5 классе

9+2 р/р

9.

Резервные уроки

6





Период

Кол-во часов

Контрольные

диктанты

Сочинения

Изложения

Контрольное тестирование

1 четверть

54

3




2 четверть

42

1


1

1

3 четверть

60

2


1


4 четверть

54

2

1



Учебный год:

210

8

1

2




Календарно-тематическое планирование курса «русский язык»


5 класс


Наименование раздела. Тема урока.

Кол-во часов

Сроки

Подг-ка к ГИА

Подг-ка к ЕГЭ

Домашнее задание



ВВЕДЕНИЕ



4+1р/р





1.

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Путешествие по страницам учебников.

1

Подобрать высказывания о русском языке, пословицы, поговорки о слове, речи.

2.

Роль языка в жизни общества.

Русский язык - один из богатейших языков мира.

1

упр.

3.

Развитие речи 1. Для чего людям нужна речь? Устная и письменная формы речи.

1

Р/р П 1-2 упр.

4.

Контрольный (входной) диктант № 1.

1


5.

Анализ контрольного диктанта.

1



ВВОДНЫЙ КУРС


ОРФОГРАФИЯ



9+2р/р


6.

Орфография. Орфограмма.

1

П.1 упр.

7.

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

А 5

А 14

упр.

8.

Правописание безударных гласных в приставках.

1

упр.

9.

Правописание гласных -и, а, у после шипящих.

1

упр.

10.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

1

упр.

11.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

А 4

упр.

12.

Правописание удвоенных согласных в корне слова.

1

А 7

Повторить орфограммы, подготовиться к диктанту;

упр.

13.

Контрольный диктант № 2 с дополнительным заданием.

1


14.

Анализ проверочного диктанта.

1


15.

Развитие речи 2. Речь диалогическая и монологическая.

1

Р/р П.3 упр.

16

Развитие речи 3. Сочинение по летним впечатлениям на тему: «Как я провел лето».

1.

дописать сочинение.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ


26+3р/р


17.

Морфология и орфография. Самостоятельные и служебные части речи.

1

П. 2-3, 9 упр.

18.

Имя существительное.

1

П. 4 упр.

19.

Морфологические признаки имен существительных.

1

П. 4 упр.

20.

Склонение имен существительных.

1

П.4 упр.

21.

Имена существительные собственные.

1

Сочинить письмо однокласснику.

22.

Мягкий знак на конце существительных в Им. п. ед. числе после шипящих.

1

упр.

23.

Имя прилагательное. Морфологические признаки имени прилагательного.

1

П. 5 упр.

24.

Развитие речи 4. Как вести беседу?

1

Р/р П.4 упр.

25.

Глагол. Морфологические признаки глаголов. Неопределенная форма глагола.

1

П.6 упр.

26.

Прошедшее время глагола.

1

П.6 упр.

27.

Глаголы настоящего и будущего времени.

1

П.6 упр.

28.

Спряжение глаголов.

1

П.6 упр.

29.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

П.6 упр.

30.

Мягкий знак в окончании глагола 2-го лица единственного числа.

1

упр.

31.

Глаголы с -тся, -ться.

1

П.6 упр.

32.

Правописание -не с глаголами.

1

А 18

упр.

33.

Закрепление изученного о глаголе. Выполнение тестовых заданий.

1

А 18

П.6 повторить упр.

34.

Развитие речи 5. Понятие о связном тексте.

1

Р/р П. 5 упр.

35.

Наречие. Различие наречий по вопросу.

1

П.7 упр.

36.

Правописание наречий.

1

А 19

П.7 упр.

37.

Местоимения. Личные местоимения.

1

В 7

П.8 упр.

38.

Притяжательные, вопросительные и неопределенные местоимения.

1

В 7

П.8 упр.

39.

Служебные части речи. Предлог.

1

П. 9-10 упр.

40.

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами в сложных предложениях.

1

П.11 упр.

41.

Частицы. Значение частиц.

1

П.12 упр.

42.

Развитие речи 6. Тема.

1

Р/р П. 6 упр.

43.

Повторение изученного в разделе

«Морфология и орфография».

1

П.2-12 повторить, подготовиться к диктанту; упр.

44.

Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием.

1

П.2-12 повторить

45.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

1



СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ


39+9р/р


46.

Понятие о синтаксисе.

1

П.13 упр.

47.

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

1

П.13 упр.

48.

Пунктуационный разбор.

1

упр.

49.

Предложение.

1

П.14 упр.

50.

Развитие речи 7. Основная мысль текста.

1

Р/р П. 7 упр.

51.

Развитие речи 8. Простой план.

1

Р/р П. 8 упр.

52.

Виды предложений по цели высказывания.

1

П.15 упр.

53.

Невосклицательные и восклицательные предложения.

1

Р/р стр. 180 памятка 3 подготовиться к изложению.

54.

Развитие речи 9. Изложение, близкое к тексту. Подготовка к написанию.

1


55.

Развитие речи 10. Изложение, близкое к тексту. Написание изложения «Отважный пингвиненок».

1


56.

Члены предложения.

1

упр.

57.

Главные члены предложения.

1

П.17 упр.

58.

Главные члены предложения.

1

В 3

А 9

П.17 упр.

59.

Синтаксический разбор предложения.

1

П.17 упр.

60.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

П.17 упр.

61.

Главные члены предложения.

Закрепление.

1

П.17 упр.

62.

Развитие речи 11. Изложение, близкое к тексту. Прослушивание и обсуждение творческих работ учащихся.

1

Р/р Работа над ошибками, допущенными в изложении

63.

Второстепенные члены предложения.

1

П.18 упр.

64.

Определение.

1

П.18 упр.

65.

Дополнение.

1

П.18 упр.

66.

Обстоятельство.

1

П.18 упр.

67.

Обобщение по теме: «Члены предложения».

1

В 3

А 9

П.13-18 повторить, подготовиться к проверочной работе;

упр.

68.

Проверочная работа по теме: «Члены предложения».

1

В 3

69.

Анализ проверочной работы.

1

В 3

70.

Словосочетание.

1

В 2

П.19 упр.

71.

Сочинительные и подчинительные словосочетания.

1

П.19 упр.

72

Словосочетания в предложении.

1

В 2

П.20 упр.

73.

Предложения с однородными членами.

1

П.21 упр.

74.

Пунктуация при однородных членах предложения.

1

П.21 упр.

75.

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

1

П.21 упр.

76.

Однородные члены предложения.

Обобщение и закрепление темы.

1

П.13-21 повторить,

упр.

77

Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме: «Члены предложения».

1

Р/р П. 9 упр.

78.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

П.13-21 повторить

79.

Развитие речи 12. Понятие о последовательной связи предложений в тексте.

1

Р/р П. 9 упр.

80.

Развитие речи 13. Понятие о параллельной связи предложений в тексте.

1

Р/р П. 9 упр.

81.

Предложения с обращениями.

1

В 5

П.22 упр.

82.

Предложения с вводными словами.

1

В 5

П.23 упр.

83

Предложения с вводными словами.

1

П.23 упр.

84.

Сложные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

1

П.24-26 упр.

85.

Союзы в сложном предложении.

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

П.24-26 упр.

86

Предложения с прямой речью. Прямая речь после слов автора и перед ними.

1

П.27 упр.

87

Диалог.

1

П.28 упр.

88

Повторение изученного по теме:

«Синтаксис и пунктуация».


П. 13-28, орфограммы, упр.

89.

Контрольное тестирование по теме: «Синтаксис и пунктуация».

1

В 2

В 3

В 5

П. 13-28 повторить

90.

Анализ контрольного тестирования и работа над ошибками.

1

В 2

В 3

В 5

П. 13-28, повторить словарные слова.

91.

Обобщение и закрепление изученного по теме:

«Синтаксис и пунктуация».

1.

П. 13-28 повторить

92.

Развитие речи 14. Обращения как средство связи предложений в тексте.

1

Р/р П. 10 упр.

93.

Развитие речи 15. Учитесь читать выразительно. Выразительные средства устной речи.

1

Р/р П. 12-13

упр.


ОСНОВНОЙ КУРС



94

Основные разделы науки о русском языке. Понятие о литературном языке.

1

П.29 упр.


ФОНЕТИКА. ГРАФИКА.ОРФОГРАФИЯ.ОРФОЭПИЯ.


23+7р/р


95.

Фонетика, графика, орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи.

1

П.30 упр.

96.

Развитие речи 16. Основные выразительные средства фонетики. Звукопись.

1

Р/р П. 14

упр.

97

Звуки речи и буквы.

1

А 4

П.31-32 упр.

98.

Алфавит.


А 4

П.33 упр.

99.

Гласные и согласные звуки.


1

П.34 упр.

100.

Слог. Правила переноса.

1

П.35 упр.

101.

Ударение.

1

А 1

П.36 упр.

102.

Развитие речи 17. Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного стиля.

1

Р/р П. 15

упр.

103.

Развитие речи 18. Книжные стили. Характеристика научного стиля.

1

Р/р П. 16

упр.

104.

Развитие речи 19. Характеристика художественного стиля.

1

Р/р П. 17

упр.

105.

Орфография. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция.

1


106.

Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные.

1


107.

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

П.36 упр.

108.

Звонкие и глухие согласные и их обозначение на письме.

1

П. 37 упр.

109.

Непроизносимые согласные звуки и их обозначение на письме.

1

П.37 упр.

110.

Удвоенные согласные и их обозначение на письме.

1

упр.

111.

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь.

1

А 4

П.38-39 упр.

112.

Значение букв Я, Ю, Е, Ё.

1

А 4

П. 40 упр.

113.

Правописание разделительных Ь и Ъ.

1

А 4

упр.

114.

Правописание гласных букв после шипящих.

1

П.41 упр.

115.

Правописание Ь после шипящих.

1

П.42 упр.

116.

Правописание гласных букв после Ц.

1

П.43 упр.

117.

Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь. Тест «Говори и пиши правильно».

1

П.31-43 повторить,

упр.

118.

Развитие речи 20. Подготовка к написанию контрольного изложения, близкого к тексту. К.Г. Паустовский «Первый снег».

1

Р/р повторить памятку 3 на стр. 180, подготовиться к изложению.

119.

Развитие речи 21. Написание написание контрольного изложения, близкого к тексту.

1

П.31-43 повторить,

упр.

120.

Развитие речи 22.

Метафора и олицетворение как средства речевой выразительности.

1

А 3

В 8

Р/р П. 17

упр.

121.

Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».


П.31-43 повторить,

упр.

122.

Зачет по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».

1

П.31-43 повторить,

упр.

123.

Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».

1


124.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

1

П.31-43 повтор.

МОРФЕМИКА.ОРФОГРАФИЯ.


31+5р/р


125.

Понятие о морфемике. Основа слова и окончание.

1

П.44 упр.

126.

Основа слова и окончание.

1

П.44 упр.

127.

Корень слова.

1

П.45 упр.

128.

Приставки и суффиксы.

1

П.46 упр.

129.

Чередование гласных звуков в корне слова.

1

А 5

А 14

П.49 упр.

130.

Чередование согласных звуков в корне слова.

1

П.49 упр.

131.

Полногласные и неполногласные сочетания.

1

А 5

А 14

упр.

132.

Чередование звуков. Закрепление темы.

1

А 5

А 14

П.49 упр.

133.

Морфемный разбор слова.

1

упр.

134.

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

А 5

А 14

П.50 упр.

135.

Правописание корней с чередованием гласных А-О.

1

А 5

А 14

П.51 упр.

136.

Правописание корней с чередованием гласных А-О (-лаг, лож; - 24асс, -кос).

1

А 5

А 14

П.51 упр.

137.

Правописание корней с чередованием гласных А-О

(-раст, -ращ, -рос).

1

А 5

А 14

П.51 упр.

138.

Правописание корней с чередованием гласных А-О

- зар, -зор; -гар, -гор).

1

А 5

А 14

П.51 упр.

139.

Правописание корней с чередованием Е-И.

1

А 5

А 14

П.52 упр.

140.

Правописание корней с чередованием Е-И.

1

А 5

А 14

П.52 упр.

141.

Правописание согласных и гласных в приставках.

1

П.53 упр.

142.

Правописание согласных и гласных в приставках.

1

П.53 упр.

143.

Правописание приставок, оканчивающихся на З(С).

1

А 6

П.53 упр.

144.

Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

1

П.53 упр.

145.

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.

1

А 6

П.54 упр.

146.

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.

1

А 6

П.54 упр.

147.

Обобщение изученного по теме:

«Морфемика. Орфография».

1

А 6

П.44-54 упр.

148.

Контрольный диктант № 6

по теме: «Морфемика. Орфография».

1

П.44-54 повторить,

упр.

149.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

1

П.44-52

150.

Словообразование.

1

П.47 упр.

151.

Основные способы образования слов. Сложные и

сложносокращенные слова.

1

П.47

152.

Исторические изменения в составе слова.

Понятие об этимологии.

1

П. 48

153.

Повторение и закрепление изученного по теме: «Морфология. Орфография»

1

П.44-54 упр.

154.

Развитие речи 23. Типы речи.

1

Р/р П. 18

155.

Развитие речи 24. Повествовать- значит рассказывать.

1

Р/р П.20 упр.

156.

Проверочная работа по теме: «Морфемика. Орфография».

1

А 5

А 6

П.44-54

157.

Анализ проверочной работы.

1

П.44-54

158.

Развитие речи 25. Описание. Как описать предмет.

1

Р/р П.20 упр.

159.

Развитие речи 26. Эпитет как средство речевой выразительности.

1

А 3

В 8

Р/р П.20 упр.

160.

Развитие речи 27. Как описать животное?


Р/р П.21 упр.

161.

Развитие речи 28. Подготовка к написанию сочинения-описания по картине Врубеля «Царевна-лебедь».



162.

Развитие речи 29. Написание сочинения-описания по картине Врубеля «Царевна-лебедь».




ЛЕКСИКА.ФРАЗЕОЛОГИЯ


26+7р/р


163.

Лексика. Словарное богатство русского языка.

1

П.55 упр.

164.

Лексическое значение слова.

1

А 2

А 2

П.56 упр.

165.

Лексическое значение слова.

1

А 2

А 2

П.56 упр.

166.

Однозначные и многозначные слова.

1

А 2

А 2

П.57 упр.

167.

Однозначные и многозначные слова.

1

А 2

А 2

П.57 упр.

168.

Прямое и переносное значение слова.

1

А 2

А 2

П.58 упр.

169.

Развитие речи 30. Типы речи. Рассуждение.

1

Р/р П.22 упр.

170.

Омонимы.

1

П.59 упр.

171.

Синонимы.

1

В 1

П.60 упр.

172.

Синонимы.

1

В 1

П.60 упр.

173.

Антонимы.

1

А 30

П.61 упр.

174.

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

1

П.62 упр.

175.

Развитие речи 31. Расширяйте свой словарь!

Наш помощник - толковый словарь.

1

Р/р П.23 упр.

176.

Историзмы и архаизмы.

1

П.63 упр.

177.

Неологизмы.

1

П.64 упр.

178.

Старославянизмы.

1


179.

Исконно русские слова.

1

П.65 упр.

180.

Заимствованные слова.


П.65 подготовить сообщение о встрече с интересным словом

181.

Сочинение на грамматическую тему о слове. Подготовка к сочинению о слове.

Темы: Какое слово я считаю самым добрым, (ласковым, чудесным)? Как меня удивило (обрадовало) слово? Как я раскрыл тайну слова?

1

С 2

Подготовиться к написанию сочинения на одну из тем.

182.

Написание сочинения о слове.


С 2

183.

Урок-путешествие. Тема: «Заимствованные слова».

1

П.65 упр. индивидуальные задания

184.

Развитие речи 32. Основные выразительные средства лексики и фразеологии и употребление их в речи.

1

Р/р П. 24-25

упр.

185.

Фразеологизмы.

1

А 3

В 8

П.66 упр.

186.

Особенности употребления фразеологизмов в речи.

1

А 3

В 8

П.55-66 повторить,

упр.

187.

Обобщение изученного по теме: «Лексика и фразеология».



188.

Зачет по теме: «Лексика и фразеология».



189.

Повторение изученного в разделе :«Лексика и фразеология».



190.

Контрольный диктант №7 с дополнительным заданием по теме: «Лексика и фразеология».

1


191.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

1

П.55-66 повторить.

192.

Развитие речи 33. Текст. Лексические средства связи предложений в тексте.

1

Р/р П. 26 упр.

193.

Развитие речи 34. Текст. Киносценарий.

1

Р/р П. 27 упр.

194.

Систематизация и обобщение изученного по орфографии.

1

П.1-66 повторить,

упр.

195.

Систематизация и обобщение изученного по пунктуации.

1

П.1-66 повторить,

упр.

196.

Зачёт по темам, изученным в 5 классе.

1

П.1-66 повторить,

упр.

197.

Контрольный (итоговый) диктант № 8.



1


198.

Анализ и работа над ошибками.

1


199.

Закрепление изученного по пунктуации.



200.

Развитие речи 35. -Систематизация и обобщение изученного по культуре речи.


Подготовка сообщений (презентаций) на темы: «Что значит говорить правильно?» «Как я понимаю красоту и выразительность речи?», «Речевой этикет».

201.

Развитие речи 36. Основные сведения о художниках.



202.

Практикум по культуре речи. Мини-конференция.

1.


203.

Практикум по культуре речи. Мини-конференция.

1.


204.

Викторина по курсу «русский язык» 5 класс.



РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ 205-210



205.

Систематизация и обобщение изученного по орфографии.

1


206.

Систематизация и обобщение изученного по пунктуации и культуре речи.

1


207.

Систематизация и обобщение изученного в 5 классе.

1


208.

Повторение изученного в 5 классе.

1


208.

Повторение изученного в 5 классе.

1


210.

Итоговый урок.

1












Формы и средства контроля

Календарно-тематическое планирование включает следующие виды итоговых контрольных работ:

Контрольные диктанты - 8

Контрольное тестирование - 1

Сочинение - 2

Изложение - 1

№ п/п

№ урока

Вид работы

Дата

1.

4 урок

Контрольный (входной) диктант №1.

2.

13 урок

Контрольный диктант № 2 с дополнительным заданием по теме: «Вводный курс. Орфография».

3.

44 урок

Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме: «Морфология и Орфография».

4.

54-55 уроки

Контрольное изложение, близкое к тексту. Подготовка и написание изложения «Отважный пингвиненок».

5.

77 урок

Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме: «Синтаксис и пунктуация».

6.

89 урок

Контрольное тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация».

7.

118-119 уроки

Контрольное изложение, близкое к тексту. Подготовка и написание изложения, близкого к тексту «Первый снег» ( К.Г. Паустовский) .

8.

123 урок

Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме: «Фонетика.Графика.Орфография. Орфоэпия».

9.

148 урок

Контрольный диктант № 6 по теме: «Морфемика. Орфография».

10.

161-162 уроки

Контрольное сочинение по картине Врубеля «Царевна-лебедь».

11.

190 урок

Контрольный диктант № 7 с дополнительным заданием по теме: «Лексика и фразеология».

12.

197 урок

Контрольный (итоговый) диктант №8


  • Примечание: Планирование предусматривает также проведение проверочных и самостоятельных работ, тестирований, викторин, направленных на закрепление изучаемых тем и проверку знаний учащихся.


Литература:

Основная литература:

1.Программа обучения русскому языку к учебно-методическому комплексу В.В.Бабайцевой, А.Ю.Купаловой. Е.И.Никитиной. Сб. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык.5-9 классы.-М.:Дрофа, 2010.

2. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы.

Составитель Е.И. Харитонова. - М. Дрофа, 2010.

3.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа, 2010.

4.Русский язык. Практика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Ю.Купаловой. М.: 2010.

5.Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.

Дополнительная литература:

1. Соколова А.Ю. Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией Бабайцевой В.В. 5 класс.- Волгоград, 2012.

2. Сычева Н. Пишем без ошибок. Все правила русского языка. С-П., 2009.

3.Лебеденко С.А., Омеляненко Диктанты по русскому языку + аудиоверсия. - М., 2012.

4. Ушакова О.Д. Правильно ли мы говорим. Словарь школьника.- С-П., 2008.

5. Ушакова О.Д. Откуда пришли слова. Этимологический словарь школьника.- С-П., 2008.

6. Баранов М.Т.,Костяева, А.В. Прудникова Русский язык. Справочник для учащихся. - М., 1984.

7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Секреты пунктуации. - М., 1986.

8. Васильевых И.П. Гостева Ю.Н. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания.- М., 2013.

9. Цыбулько И.П. Русский язык. ГИА. Типовые экзаменационные варианты.- М., 2012.

10.Егораева Г.Т. Русский язык. ГИА. Выполнение заданий части С. - М., 2013.

11. Розенталь Д.Э. «Словарь трудностей русского языка».- М., 1985.

12. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. -М., 1985.

13.Розанова В.В. Краткий толковый словарь русского языка. - М., 1989.

14. Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). - М., 1986.

15. Спиркин А.Г., Акчурин И.А. Словарь иностранных слов. - М., 1986.

16. Бархударов С.Г. Протченко И.Ф., Скворцова Л.И. Орфографический словарь русского

языка.- М., 1988.

17. Умное слово и старое - ново. - Пословицы и изречения народов Дагестана.- Махачкала., 1985

18. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.- М.,2008.

19. Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Школьный орфоэпический словарь.- М., 2011.

20. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе.- М., 1991.

13


© 2010-2022