Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План занятий № 4

Группа

Дата







  1. Дисциплина: «Русский язык и культура речи»

  2. Тема занятия: Тема 1.2. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

  3. Вид занятия: урок

  4. Цели занятия.

4.1. Образовательная: формирование знаний о современных нормах русского литературного произношения и ударения; совершенствовать умения соблюдать основные нормы произношения и нормы ударения в своей речи, замечать ошибки в звуковой организации речи окружающих, исправлять их.

4.2. Воспитательная: воспитывать ᴨᴏᴛребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности

4.3. Развивающая: развитие познавательного интереса к русскому языку и культуре речи, познавательных способностей - речи, памяти и внимания, развитие навыков работы по усвоению учебного материала, используя учебные пособия

  1. Междисциплинарные связи.

5.1.Обеспечивающие все дисциплины

5.2.Обеспечиваемые: русский язык

  1. Методическое обеспечение занятия.

6.1. Наглядные пособия

6.2. Раздаточный материал:

6.3. Технические средства

6.4. Используемая литература:

Уч. 1. - Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Введенская Л.А., Черкасова М.Н. - Изд. 15-е, стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 380, [1] с. - (Среднее профессиональное образование).

Уч. 2. - Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - 3-е изд. / Н.В. Кузнецова. - М. : ФОРУМ - ИНФРА-М, 2009. - 368 с. - (Профессиональное образование).

Уч. 3. - Самсонов, Н.Б. Русский язык и культура речи [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н.Б. Самсонов. - М.: Оникс, 2010. - 304 с.

8. Ход занятия

8.1.Структура занятия

Время

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

65

70

75

80

85

90

Элементы

занятия

1

2

4

5

6

Использо-

вание НП, ТСО





8.2. Содержание занятия.

№ эле-мента

Элементы занятия

1

2

1

2




3

Организация студентов к занятию.

Мотивация познавательной деятельности студентов:

- сообщение темы занятия;

- определение целей и задач занятия;

- краткая информация о последовательности работы студентов на занятии и др.

Проверка домашнего задания, установление уровня знаний, умений, навыков студентов. Формы и методы контроля. Фронтальный опрос по следующим вопросам:

  1. Что является объектом изучения фонетики?

  2. С какими разделами языка тесно связана фонетика? Приведите примеры.

  3. Какие принципы лежат в основе деления звуков на гласные и согласные?

  4. Какие фонетические законы в области согласных звуков вам известны? Охарактеризуйте их.

4

Урок изучения нового материала. Формы и методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ), частично-поисковый метод (выбор студентами примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое - принцип сопоставления, аналогии), репродуктивный и проблемный методы обучения; интерактивная лекция, сообщения студентов, самостоятельная работа студентов с карточками и таблицей, аналитическая беседа. Методические приемы: беседа, анализ, работа в группах, сообщения студентов.

Объяснение нового материала. Интерактивная лекция преподавателя с применением информационных технологий (презентация), по ходу которой студенты выполняют задание: составить конспект (заполнить таблицу).

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя.

План занятия:

Вопрос 1. Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка

Вопрос 2. Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

Вопрос 1. Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка

Орфоэпические (произносительные) нормы в русском литературном языке регламентируют произнесение отдельных звуков в определенных фонетических позициях, в составе определенных сочетаний, в разных грамматических формах слова. Основные орфоэпические правила русского языка можно разделить на те, которые определяют правила произношения гласных звуков и правила произношения согласных звуков. Кроме того, орфоэпическая норма определяет и правильность постановки ударения в слове. Считается, что незнание орфоэпических правил свидетельствует о невысоком культурном уровне человека.

Произносительные нормы русского языка исторически изменчивы. В начале XX в. говорили це[р']ковь, ве[р']х. А строгое соблюдение произносительной разницы между гласными звука¬ми [е] и [э] тогда считалось признаком особой образованности, культурного лоска и хорошего воспитания. Да и сейчас в речи пожилых людей нередко можно встретить такое произношение: кр[э]м вместо крем, р[э]льсы вместо правильного рельсы. Например, когда-то в русском языке существовало слово «вельб-люд», а произношение (да и написание) этого слова в его современной форме «верблюд» считалось столь же неправильным и неграмотным, как произношение нашими современниками «подскользнуться», «колидор» или «экскалатор». Но все большее количество носителей языка произносило «неправильно» - верблюд. Как только это произношение стало привычным для большинства людей, говорящих по-русски, оно стало «правильным», нормативным.

Нормы складывались постепенно, и это был довольно длительный процесс. Первые научные работы о произносительных нормах русского языка создавал еще М.В.Ломоносов. Начиная с 19 в. орфоэпические указания (например, расстановка ударений) становятся важной частью словарей русского языка. Ударение в русском языке имеет определенные особенности. Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, т. е. не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (гОрод), и на второй {свобода), и на третий {молокО) и т. д. В других языках ударение зачастую прикреплено к определенному слогу. Например, во французском языке оно всегда падает на последний слог. Второй особенностью русского ударения является его подвижность, т. е. способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например: понЯть - пОнял - понялА. Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение может изменить свое место в слове и у слова появится новый вариант произношения. Например, в стихотворении А. С. Пушкина слово «музыка» произносилось с ударением на втором слоге: «Гремит музЫка полковая».

В современную науку о языке большой вклад внес Р. И. Аванесов: его перу принадлежит руководство по современной рус¬ской орфоэпии - книга «Русское литературное произношение». Современное литературное произношение сформировалось на основе так называемого московского говора, устной речи жителей Москвы. Может быть, поэтому и существует в русском языке поговорка: «С Масквы, с пасада, с калашнава ряда». Написано «борода», а читать и произносить приходится «барада». Пишем мы союз «что», в устной же речи грамотный человек произносит «што». Почему же некоторые люди делают орфоэпические ошибки в речи? Представьте себе человека, который недавно научился читать, плохо знает художественную литературу. И вот он впервые встретил какое-то слово, напечатанное в книге. Вполне вероятно, что этот человек неправильно это незнакомое слово прочитает, озвучит, так как на его произношение может повлиять письменная форма слова. Именно под влиянием написания слов малограмотные люди, стремившиеся тем не менее подчеркнуть свою новоприобретенную «образованность», делали грубые ошибки в произношении. Так появилось, например, безграмотное произношение слова чу[ф|ство вместо правильного чу[с|тво, [ч]то вместо |ш|то, помо[щ|ник вместо помо|ш|ник. Но орфоэпические нормы не всегда утверждают лишь один из произносительных вариантов. В некоторых случаях орфоэпия допускает различные варианты произношения. Литературным, допустимым и правильным считается как произношение е[ж'ж'|у с мягким долгим звуком [ж'), так и е|жж]у - с твердым долгим; правильно

1928 г. ученый придумал фразу «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Корневые морфемы всех слов в этом странном предложении являются выдуманными, а вот другие морфемы - суффиксы и окончания - настоящими. Профессор обратился к своим студентам с просьбой объяснить, что эта фраза означает. Вот как об этом рассказывал один из его учеников: «Это ничего не значит! Никто ничего не понимает...» И тогда-то профессор нахмурился.

- То есть как: «никто не понимает» ? А почему, позвольте вас спросить? И неверно, будто вы не понимаете! Вы отлично понимаете всё, что здесь написано... Или - почти всё! Очень легко доказать, что понимаете! Будьте добры, вот вы: про кого тут говорится ?

Испуганная девушка, вспыхнув, растерянно пробормотала:

Про... про куздру какую-то...

Совершенно верно, - согласился ученый. -- Конечно, так! Именно: про куздру! Только почему про «какую-то»? Здесь ясно сказано, какая она. Она же «глокая»! А если говорится здесь про «куздру», то что за член предложения эта «куздра»?

По... подлежащее? - неуверенно сказал кто-то.

Совершенно верно! А какая часть речи?

Существительное! - уже смелее закричало человек пять.

Так... Падеж? Род?

Именительный падеж... Род - женский. Единственное число! - послышалось со всех сторон.

Совершенно верно... Да, именно! - поглаживая негустую бородку, поддакивал языковед. - Но позвольте спросить у вас: как же вы это всё узнали, если, по вашим словам, вам ничего не понятно в этой фразе? По-видимому, вам многое понятно! Понятно самое главное! <...> Когда вам придется учиться иностранным языкам, не думайте, что главное заучить побольше чужих слов. Не это важно. Важнее во много раз понять, как, какими способами, при помощи каких именно суффиксов, приставок, окончаний и т. д. этот язык образует существительное от глагола, глагол от существительного, как он спрягает свои глаголы, как склоняет имена, как связывает все эти части речи в предложении. Как только вы это уловите, вы овладеете языком!»''

Так академик Л. В. Щерба убедительно обосновывал важность изучения морфологии.

Термин «орфоэпия» употребляется в лингвистике в двух значениях:

1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: нормы произношения звуков в разных позициях, нормы ударения и интонации;

2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (орфоэпические правила).

Различия между этими определениями следующее: во втором понимании из области орфоэпии исключаются те произносительные нормы, которые связаны с действием фонетических законов: изменение произношения гласных в безударных слогах (редукция), позиционное оглушение / озвончение согласных и др. К сфере орфоэпии при таком понимании относят лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариативность в литературном языке, например возможность произношения после шипящих как [а], так и [ы] ([жара́], но [жысм'и́н]).

Из норм, допускающих вариативность произношения в одной и той же позиции, необходимо отметить следующие нормы:

1) произношение твердого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах,

2) произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн],

3) произношение звуков [ж] и [ж'] на месте сочетаний жж, жд, зж,

4) вариативность позиционного смягчения согласных в отдельных группах,

5) вариативность ударения в отдельных словах и словоформах.

Именно такие, связанные с произношением отдельных слов и форм слов нормы произношения являются объектом описания в орфоэпических словарях.

Дадим краткую характеристику этим произносительным нормам.

Произношение твердого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах регулируется отдельно для каждого слова этого типа. Так, следует произносить к[р']ем, [т']ермин, му[з']ей, ши[н']ель, но фо[нэ]тика, [тэ]ннис, сви[тэ]р; в ряде слов возможно вариативное произношение, например: прог[р]есс и прог[р']есс.

Произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн] также задается списком. Так, с [шт] произносятся слова что, чтобы, с [шн] - слова конечно, скучный, в ряде слов допустимо вариативное произношение, например, двое[ч'н']ик и двое[шн']ик, було[ч'н]ая и було[шн]ая.

Как уже было сказано, в речи некоторых людей, преимущественно старшего поколения, присутствует долгий мягкий согласный звук [ж'], который произносится в отдельных словах на месте сочетаний букв жж, зж, жд: дрожжи, вожжи, езжу, дожди: [дро́ж'и], [во́ж'и], [й'э́ж'у], [даж'и́]. В речи людей младшего поколения на месте сочетаний жж и зж может произноситься звук [ж] = [жж] ([дро́жы], [й'э́жу]), на месте сочетания жд в слове дожди - [жд'] (таким образом, при оглушении в слове дождь имеем варианты произношения [дощ'] и [дошт']).

О вариативности позиционного смягчения в отдельных группах согласных уже шла речь при описании случаев позиционного смягчения. Обязательность позиционного смягчения в разных группах слов не одинакова. В речи всех носителей современного русского языка, как уже было сказано, последовательно происходит лишь замена [н] на [н'] перед [ч'] и [щ']: барабанчик [бараба́н'ч'ик], барабанщик [бараба́н'щ'ик]. В других группах согласных смягчения или не происходит вовсе (например, лавки [ла́фк'и]), или оно представлено в речи одних носителей языка и отсутствует в речи других. При этом представленность позиционного смягчения в разных группах согласных различна. Так, в речи многих носителей происходит позиционное смягчение [с] перед [н'] и [т'], [з] перед [н'] и [д']: кость [кос'т'], песня [п'э́с'н'а], жизнь [жыз'н'], гвозди [гво́з'д'и], смягчение же первого согласного в сочетаниях [зв'], [дв'], [св'], [зл'], [сл'], [сй'] и некоторых других скорее исключение, чем правило (например: дверь [дв'эр'] и [д'в'эр'], съем [сй'эм] и [с'й'эм], если [й'э́сл'и] и [й'э́с'л'и]).

Акцентологические нормы русского языка

В языке существуют акцентологические варианты, которые не различаются ни в лексическом, ни в грамматическом значении: родИлся- родилсЯ, вЕрны-вернЫ, в Избу-в избУ. В современном русском языке имеется более 5000 общеупотребительных слов, у которых зафиксировано колебание в ударении.

С одной стороны, это представляется несовершенством языка, с другой- это временный, но неизбежный процесс в развитии языка, объективное следствие эволюции акцентологической системы. Вариативность ударения обеспечивает менее резкий и болезненный переход от старой нормы к новой. Временное сосуществование обоих вариантов содействует плавному преобразованию литературной нормы.

Важной особенностью развития ударения служит закрепление устаревающих или входящих вариантов за фразеологическими оборотами: ожидание Утра- с утрА, о вЕрстах- в двух верстАх, обеспокоен сУдьбами детей- какими судьбАми, ударить пО лбу- провести рукой по лбУ, брать грех нА душу- на дУшу населения.

Часто при изменении слова переносят ударение на окончание в тех словах, которые имеют неподвижное ударение на основе во всех словах. Существуют определенные правила:

1. Неподвижное ударение на основе: арбуз, баран, блюдо, брат, верблюд, вьюга, диагноз, досуг, капкан, карман, квартал, клад, клуб, кран, лозунг, магазин, минус, мускул, нерв, очерк, пейзаж, несня, план, предмет, привЫв, роман, созвыв, спектр, средство, стержень, торт, трюк, трюм, туча, тюль, тюльпан, флаг, флакон, фонтан, хобот, циркуль, цыгАн, шофЕр, штраф, ярус.

2.Неподвижное на окончании: багаж, гараж, вол, жара, кишка, крюк, лишай, ломоть, лыжня, морж, плод, плот, полк, ремень, рубеж ,рубль, стопа, ступня, тираж, ферзь, фитИль, холм, хрусталь, щит, язык, янтарь, ячмень.

3.Подвижное на основе в ед.ч., на окончании -во множественном: .бал, борт, вал, веер, гол, директор, доктор, круг, лагерь, округ, орден, парус, строй, суп, тон, топль, торг, хор, чай, шкаф, штемпель.

4.На основу в ед.ч., Им.п. мн.ч и на окончание- в косвенных падежах мн.ч.: волк-вОлк-волкОв, вор, голубь, должность, зверь, корень, лапоть, лебедь, мелочь, новость, обруч, окунь, парень, плоскость, повесть, скорость, церковь, четверть, щель.

5.На окончание - в ед.ч., основу- во мн.ч. :вдова, гроза, десна, земля, змея, игла, изба, коза, кольцо, коса, луна, нора, овца, окно, оса, свинья, семья, сестра, сирота, скала, скула, слуга, смола, сова, сосна, стекло, стрекоза, тьрюма.

6.На окончание в ед.ч., на основу- в косвенных падежах мн.ч.: блоха, волна, губа, железа, серьга, сковорода, сноха, строка, тропа.

7.В В.п. ед.ч- на основе, в других формах на окончании, во мн.ч.- по-разному: борода, голова, гора, душа, земля, зима, пора, рука, спина, среда, стена, сторона, цена, щека.

8.Наибольшее количество ошибок в прилагательных связано с краткой формой и сравнительной степенью:

А) если ударение в краткой форме ж.р. падает на окончание, то в краткой форме ср. и м. родов- на основу и обычно совпадает с ударением в полной форме: бел-белА-бЕл, бЕло, яснА-Ясен-Ясно. В большинстве форм мн.ч. наблюдаются колебания в постановке ударения: бЕлы-белЫ, блЕдны-бледнЫ, искл: легкИ, правЫ.

Б) если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в ср.ст- на суффиксе: ДлиннА-длиннЕе, краснА-краснЕе.

В) если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то в ср.ст.- тоже на основу: красИва- красИвее, говорлИва-говорлИвее, лилОва- лилОвее.

Г) ударение на окончании в ж.р. в односложных словах без суффиксов: белА, ветхА, новА.

Д) на окончании в ж.р. в двусложных прилагательных с беглым гласным о, е, с суффиксами -ок, ек, н, к: БледнА, нужнА, резкА, высокА

9. Часто встречается неправильная постановка ударения на основе, а не на окончании в глаголах прошедшего времени ед.ч., ж.р:взЯла вместо ВзялА, спАла- вм. спалА. Глаголы брать,быть, взять, вить, врать, гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать, клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, слыть, ткать, спать имеют ударное окончание в форме ж.р. и ударную основу в форме м. и ср.р. и мн.ч.: звалА- звАл, звАло, звАли,; лишь приставка вы- перетягивает на себя ударение вЫгнала, вЫбрала. При присоединении суффикса -ся в форме мн.ч и иногда ср.р ед.ч. ударение перетягивается к окончанию : забрАло- забралИсь, налИло-налилИсь.

Некоторые глаголы похожи на перечисленные, но не входят в эту группу: знАла-знАли.

Глаголы на -чать, -нять имеют ударное окончание в форме ж.р: началА, нанялА, в ср. и м.р. - на основе нАчал, нАчало.

10. В глаголах звонить, творить, растить ударение неподвижное на окончании

11. В причастиях с суффиксами -ну, -о ударными замкнУть, прополОть, расколОть ударение передвигается на один слог вперед зАмкнутый, пропОлотый, раскОлотый от других глаголов в причастиях на -т- ударение остается на том же слоге, на котором оно было в прош. .вр. мн.ч. :зажАли- зажАто, прИняли-прИнято, промЫли- промЫто. В причастиях на -анн, -янн, -ованн- ударение на слоге перед суффиксом развеять- развЕянный, пропАянный, стрЕляный.

Чтобы не допустить ошибку в постановке ударения следует знать не только норму, но и типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из них. Для этого рекомендуется пользоваться спец. словарями. Лучше всего прибегать к помощи орфоэпического словаря, в нем дается система нормативных помет:

1)равноправные: они соединяются союзом и(вОлнам и волнАм) с точки зрения правильности они одинаковые.

2)варианты нормы, из которых один признается основным

а) помета «допустимо»(доп.) творОг и доп. твОрог, первый вариант является предпочтительным, второй оценивается как менее желательный и находится в пределах правильного. Чаще всего используется в разговорной речи;

б) помета доп. устар. (индустрИя доп. уст. индУстрия), помета указывает, что вариант утрачивается, а в прошлом был основной.

Словарь включает также варианты, выходящие за рамки литературной нормы. Для указания этих вариантов вводятся запретительные пометы:

1)не рекомендуется, 2) неправильно, 3) грубо неправильно.

Всем, чья речь должна быть образцовой, не следует употреблять варианты, имеющие запретительные знаки.

Целый ряд вариантов ударения связан с профессиональной сферой употребления. Есть слова, специфическое ударение в которых традиционно принято только в узкопрофессиональной среде, в любой другой оно воспринимается как ошибка: компАс, прИкус, искрА.

Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например: бинт-бинта, штрих-штриха, зонт-зонта.

В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне - ср.:

1) весна-весну, нора-нору;

2) гора-гору, доска-доску, цена-цену.

С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: на груди, на двери, в ночи, в сети, в чести.

В родительном падеже множественного числа произносятся:

1) с ударением на основе: местностей, почестей, прибылей;

2) с ударением на окончание: ведомостей, крепостей, новостей, повестей, скатертей, четвертей.

Различается произношение ступеней (в лестнице) и ступеней (ступень развития чего-либо).

Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без, например:

на: на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на ухо, на день, на два, на шесть, на сто;

за: за воду, за ногу, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ночь, за два, за шесть, за сто;

под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;

по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по два, по сто, по двое;

из: из лесу, из дому, из носу, из виду;

без: без вести, без толку, без году неделя.

Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании:

брала, была, взяла, вила, вняла, врала, гнала, дала, доняла, драла, жила, задала, заняла, звала, лила, нажила, наняла, начала, пила, плыла, поняла, прибыла, приняла, рвала, раздала, слыла, сняла, спала и др.

У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например: взят - взята - взято - взяты; принят - принята - принято - приняты; продан - продана - продано - проданы; прожит - прожита - прожито - прожиты и т.д.

В разговорной речи часто наблюдаются отступления от литературных ударений в кратких формах прилагательных и причастий. Однако если вы вдруг засомневаетесь, как правильно произнести - правы или правы, вспомните пушкинские слова: Безумец я! Вы правы, правы!..

Составитель словаря-справочника «Культура русской речи» профессор Л.И. Скворцов, отмечая, что «социальные сдвиги нашего времени», изменения в структуре общественно-политического строя, смена форм собственности и состава «активных участников коммуникации (включая бизнесменов и ком¬мерсантов из числа «новых русских») приводят к известному расшатыванию традиционных литературных норм». И это особенно заметно в нарушении орфоэпических правил. «Расхожим анекдотом, бродячей шуткой» назвал автор этого словаря-справочника ошибочные ударения в ряде слов - нАчать, прИнять, углУбить, средствА, хзяевА, осУжденный, облЕгчить, обеспечЕние, упрочЕние, внЕсенный, ПеренЕсенный, Эксперты, бОязнъ, прИрост и др., а также произноситель¬ные ошибки типа будуЮщий, инциНдент, прецеНдент, кон-стаНтироватъ, компромеНтировать и т.п. Проверьте себя: не делаете ли вы таких ошибок? И почаще заглядывайте в Словарь литературного произношения и ударения.

Трудные случаи расстановки ударения в русском языке.

В разговорной речи иногда возникают отклонения от норм правильного ударения. Наибольшее число ошибок в постановке ударения связано со следующими случаями:

1. Ошибочная постановка ударения на окончании слова, а не на его основе в винительном падеже единственного числа существительных женского рода на -а типа земля, стена, гора: «землю» вместо землю, «стену» вместо стену, «гору» вместо гору.

2. Ошибочная постановка ударения на основе слова, а не на его окончании в глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода: «взяла» вместо взяла, «дала» вместо дала, «поняла» вместо поняла.

3. Ошибочная постановка ударения не на нужном слоге основы глаголов прошедшего времени: «отнял», «отняли» вместо отнял, отняли.

4. Ошибочная постановка ударения на основе слова, а не на его окончании в кратких прилагательных женского рода с суффиксами -н-, -л-, -к-, -ок или без суффикса: «голодна» вместо голодна, «дорога» вместо дорога.

Стили произношения

Полный и неполный стили произношения зависят от темпа речи: если мы говорим медленно, то проговариваем звуки отчетливо, внятно. В этом случае артикуляция звуков очень четкая. Такое произношение мы наблюдаем каждый день, слушая дикторов радио, телевидения. При быстром темпе речи наблюдается менее отчетливое произнесение звуков, сильное редуцирование - это черты неполного стиля произношения.

Различаются также высокий (академический) стиль произношения, которому свойственна особая эмоциональность, и разговорный, используемый в общении. Полный и высокий стиль произношения - неотъемлемое условие ораторского искусства.

Вопрос 2. Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

Если для выяснения правильного ударения в начальной форме слов мы обращаемся к словарям, то производные формы с проставленным ударением приводятся также в грамматиках. Здесь мы находим сле¬дующие указания о нормах ударения.

Имя существительное

1. Многие односложные существительные мужского рода имеют и родительном падеже единственного числа ударение на окончании:

бинт - бинта, блин - блина, боб - боба, винт - винта, вред - врс да, герб - герба, горб - горба, гриб - гриба, жгут - жгута, жезл 'жезла, зонт - зонта, кит - кита, клок - клока, клык - клыка, ковш ковша, крот - крота, крюк - крюка, куль - куля, линь - линя, пласт - пласта, плод - плода, пруд - пруда, серп - серпа, скирд скирда, след - следа, хорь - хоря, цеп - цепа, челн - челна, шест шеста.

Но: гусь - гуся (разг. «гуся»), уголь - угля и угля.

2. Существительные женского рода в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение или на окончании, или на основе:

а) беду, ботву, броню («защитная обшивка»), весну, графу, золу, избу, кирку, козу, нору, овцу, плиту, полу, росу, скалу, слюну, смолу, сову, соху, стопу, страну, строфу, траву; двоякое ударение: реку и реку,

доску и доску;

б) бороду, борону, гору, землю, зиму, пору, спину, стену, цену, щёку.

3. Некоторые односложные существительные З-го склонения при употреблении с предлогами в и на имеют ударение на окончании:

в груди, в кости, в крови, в ночи, на печи, в связи, в сени, в степи, в тени, на цепи, в чести.

4. Существительные 3-го склонения в родительном падеже множественного числа имеют ударение то на основе, то на окончании:

а) возвышенностей, глупостей, дерзостей, местностей, почестей, прибылей, проповедей, прорубей, прядей, радостей, шалостей; двоякое ударение: отраслей и отраслей, пядей и пядей;

б) ветвей, горстей, должностей, жердей, кистей, крепостей, мастей, мелочей, новостей, областей, очередей, плетёй, плоскостей, площадей, повестей, ролей, сетей, скатертей, скоростей, степеней, теней,

тростей, четвертей, щелей; двоякое ударение: ведомостей и ведомостей.

5. Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное или числительное оказывается безударным. Например:

без: без вести, без году неделя, без толку;

за: за воду, за волосы, за голову, за душу, за зиму, за руку, за спину; за год, за город, за ночь, за нос, за ухо, за уши; за два, за три, за шесть, за десять, за сорок, за сто;

из: из виду, из дому, из лесу, из носу;

на: на воду, па голову, на гору, на душу, на ногу, на руку, на спину, на стену, на сторону; на берег, на год, на день, на дом, на нос, на ночь, на угол, на ухо, зуб на зуб; на два, на три, на шесть, на десять, на сто;

по: по лесу, по морю, по носу, по полу, по полю, по уху; по два, по три, по сто, по двое, по трое;

под: под гору, под ноги, под руки, под нос, под вечер.

Имя прилагательное

Многие краткие прилагательные имеют ударение на первом слоге основы, кроме формы женского рода, где оно переходит на окончание:

боек, бойка, бойко, бойки; вёсел, весела, весело, веселы; глуп, глупа, глупо, глупы; глух, глуха, глухо, глухи; горд, горда, гордо, горды; горек, горька, горько, горьки; груб, груба, грубо, грубы; долог, долга, долго, долги; дорог, дорога, дорого, дороги; жалок, жалка, жалко, жалки; жив, .жива, живо, живы; зелен, зелена, зелено, зелены; крепок, крепка, крепко, крепки; кроток, кротка, кротко, кротки; молод, молода, молодо, моло¬ды; прав, права, право, правы; редок, редка, редко, редки; светел, свет¬ла, светло, светлы; сыт, сыта, сыто, сыты.

Двоякое ударение в форме множественного числа: бледны и бледны, близки и близки, вредны и вредны, голодны и голодны, густы и густы, дружны и дружны, жирны и жирны, пусты и пусты, тесны и тесны, тупы и тупы, холодны и холодны.

Глагол

1. У многих глаголов II спряжения в связи с общей тенденцией приближения ударения к началу слова ударение в формах настоящего времени ставится сейчас на основе, а не на окончании:

варит, вертит (помните, у Крылова: ...вертит очками так и сяк), грузит, дружит, клеит, манит, подарит, солит] но: звонит.

2. Ударение в формах прошедшего времени может стоять на основе и на окончании. Выделяются три группы:

а) глаголы с ударением на основе во всех формах: бить - бил, била, било, били; брить - брил, брила, брило, брили; дуть - дул, дула, дуло, дули; жать - жал, жала, жало, жали; класть - клал, клала, клало, клали; красть - крал, крала, крало, крали; мыть - мыл, мыла, мыло, мыли; мять - мял, мяла, мяло, мяли; пасть пи с пала, пало, пали; ржать - ржал, ржала, ржало, ржали; шить шн /. шила, шило, шили;

б) глаголы с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит па окончание:

брать - брал, брала, брало, брали; быть - был, была, было, были, взять - взял, взяла, взяло, взяли; вить - вил, вила, вило, вили; внять внял, вняла, вняло, вняли; врать - врал, врала, врало, врали; гнать гнал, гнала, гнало, гнали; дать - дал, дала, дало (и дало), дали; драть драл, драла, драло, драли; жить - жил, жила, жило, жили; звать звал, звала, звало, звали; лить - лил, лила, лило, лили; пить - пил, пила, пило, пили; плыть - плыл, плыла, плыло, плыли; рвать - рвал, риала, рвало, рвали; снять - снял, сняла, сняло, сняли; спать - спал, спала, спало, спали;

в) глаголы с ударением на приставке во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание:

донять - донял, доняла, доняло, доняли; замереть - замер, замер ла, замерло, замерли; занять - занял, заняла., заняло, заняли; затрёшь - запер, заперла, заперло, заперли; нанять - нанял, наняла, наняло, наняли; начать - начал, начала, начало, начали; отбыть отбыл, отбыла, отбыло, отбыли; попять - понял, поняла, поняло, поняли; прибыть - прибыл, прибыла, прибыло, прибыли; придать придал, придала, придало, придали; принять - принял, приняла, при и я ло, приняли; проклясть - проклял, прокляла, прокляло, прокляли, убыть - убыл, убыла, убыло, убыли.

Двоякое ударение: дожил и дожил, допил и допил, задал и задал, нажил и нажил, отнял и отнял, отпил и отпил, подал и подал, поднял и поднял, продал и продал, прожил и прожил, пролил и пролил, раздал и роздал.

3. У страдательных причастий прошедшего времени ударение в форме женского рода в одних случаях надает на окончание, в других па приставку:

а) взятый - взята, витый - вита, изжитый - изжита, начатый - начата, принятый - принята;

б) в причастиях на -бранный, -дранный, -званный ударение падает на приставку: добрана, забрана, задрана, зазвана, избрана, изодрана, набрана, названа, отобрана, отодрана, отозвана, подобрана, прервана,

прибрана, призвана, прозвана, содрана, созвана.

А. В глаголах на -ировать выделяются две группы: с ударением на и и с ударением на а:

а) баллотировать, блокировать, гарантировать, дебатировать, дирижировать, дисквалифицировать, дискредитировать, дискутировать, дисциплинировать, дифференцировать, запланировать, иллюстриро-

вать, инсценировать, информировать, квалифицировать, компрометировать, конкурировать, констатировать, копировать, ликвидировать, маневрировать, манкировать, минировать, оперировать, парировать, регистрировать, резюмировать, суммировать, телеграфировать, телефонировать, транспортировать, утрировать, формулировать, форсировать, фотографировать, цитировать, эвакуировать и др.;

б) бомбардировать, гравировать, гримировать, группировать, драпировать, лакировать, маршировать, маскировать, меблировать, пломбировать, премировать, формировать и др.

5. Страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на -ировать, делятся на две группы: форме на -ировать соответствует форма на -йрованный, форме на -ировать - форма на -ированный, например:

а) блокировать - блокированный, запланировать - запланированный, иллюстрировать - иллюстрированный, утрировать - утрированный и т. д.;

б) бомбардировать - бомбардированный, лакировать - лакированный, пломбировать - пломбированный, премировать - премированный, формировать - формированный и т. д.

В настоящее время заметна тенденция приблизить произношение к написанию. Ведь в наше время все умеют читать и писать. А постигая написание слов, мы при чтении невольно стараемся произнести так, как написано: боюсь - с мягким [сь], пилят (а не пилют, как говорили is старину), жюри с мягким [жь] и т. д. В сближении произношения с написанием нет ничего плохого, это логично и закономерно. Какие же правила, однако, изменились в наше время?

Под влиянием письма сложились такие правила произношения.

Учащиеся знают, что шипящий звук [ж] твердый, и прежняя форма произношения [жж] как долгого мягкого звука [жжь] им неведома, поэтому слова вожжи, дрожжи, жужжать и т. п. они произносят с твердым [жж].

Буквенное сочетание ся по правилу произносится с мягким [сь]: сядьте, лося, и в школе справедливо распространяют это положение и на суффикс -ся в глагольных формах: стремился, учился. Прежняя пор ма, согласно которой в этом суффиксе произносился твердый со глас ный [с], учащимся неизвестна. Мягкое произношение распространяет ся и на суффикс -сь (надеюсь, учусь).

3. Буквенное сочетание чн произносится в соответствии с написан и ем: бесконечный, прочный, типичный и др. Только в немногих слонах сохраняется произношение на месте чн звукосочетания [шн]: горчичник, горчичный, горячечный, конечно, нарочно, подсвечник, прачечная, пустячный, скворечник, скворечня, скучно, яичница. Произносится |iini| на месте чн в женских отчествах на -ична: Ильинична, Никитична, С'аввична и др.

Изложенные здесь сведения по орфоэпии (нормативному произношению и ударению) не предназначены для заучивания и запоминания: это справочный материал, к которому вы можете обратиться в случае необходимости. Устная речь является важным слагаемым в общей сумме форм и способов пользования языком как средством общения: вы к ней прибегаете, когда отвечаете на уроке по любому предмету, когда выступаете с сообщением или докладом, когда общаетесь с окружающими вас людьми. Устная речь гораздо активнее речи письменной: мы больше слушаем и говорим, чем читаем и пишем. И выразительные возможности устной речи значительно шире: английский писатель Бернард Шоу утверждал, что «есть пятьдесят способов сказать да и пятьсот способов сказать нет и только один способ это написать».

В целом ваша речь должна быть лексически богатой, грамматически разнообразной, стилистически выразительной, орфоэпически правильной.

5











































6


7

Закрепление изученного материала. Проблемный, частично-поисковый методы обучения.

1. Что является объектом изучения орфоэпиии?

2. С какими разделами языка тесно связана орфоэпия? Приведите примеры.

3. Какова структура слога в русском языке?

4. Охарактеризуйте русское ударение и его функции в языке.

5. Дайте определение термина ударение?

6. Назовите отличительные особенности русского ударения. Обладают ли они постоянством?

7. Какова структура слога в русском языке?

8. Охарактеризуйте русское ударение и его функции в языке.

Упражнения

1. Распределите слова по группам: а) с ударением на первом слоге; б) на втором; в) на третьем и т.д.

Средства, намерение, каламбур, хозяева, досуг, свёкла, обеспечение, ходатайствовать, завсегдатай, баловать, умерший, красивее, облегчить, приобретена, осведомиться, закупорить, мизерный, плесневеть, ржаветь, феномен, августовский, атлас (материя), ракушка, некролог, мельком, столяр договор, тефтели, квартал, загнутый.

2. Укажите, в каких случаях с помощью ударения образуются формы одного слова,а в каких- разные слова.

Руки-руки, уже-уже, косы-косы, нарезать-нарезать, города-города, крою-крою, стороны-стороны, выкупать-выкупать, дорога-дорога, окна-окна, мука-мука.

3. Выпишите слова иноязычного происхождения, в которых перед «е» согласный произносится: 1) твёрдо, 2) мягко.

Адекватный, агрессия, бассейн, дельта, детектор, декада, кодекс, депеша, конгресс, компьютер, модель, консервативный, синтетика, резюме.

4. Расставьте ударение в словах.

Августовский, балованный, безудержный, ворота, добыча, дремота, жалюзи, звонишь, закупоришь, каталог, кулинария, красивейший, кухонный, мизерный, начавший, некролог, оптовый, эксперт, ходатайствовать, усугубить, обеспечение, пломбировать,

осведомить, облегчить, плесневеть, поняла, упрочение.

5. Расставьте ударение в глаголах прошедшего времени.

Допил - допило - допила - допили

раздал - раздало - раздала - раздали

начался - началось - началась - начались

6. Объясните значения слов с разными ударениями; составьте словосочетания.

Атлас - атлас, видение - видение, ирис - ирис, клубы - клубы, острота - острота, угольный - угольный, трусить - трусить, лавровый - лавровый, склонен - склонен.

7. От полной формы прилагательных образуйте краткую м., ж., ср. родов и форму множественного числа. Во всех формах расставьте ударение.

Нежный, весёлый, узкий, военный.

Задание на дом:

Задание для самостоятельной работы: (самостоятельная работа №2 см. «Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи»).

1. Составьте опорную схему примеров, раскрывающих особенности русского ударения, используя информацию раздела 1, а также другие источники информации.

2. Выполните упражнение. Расставьте ударения в следующих словах. Укажитe случаи, когда оба варианта произношения являются нормативными. Найдите слова, в которых произошло изменение норм постановки ударения. За справками обратитесь к словарям.

Красивее, кухонный, близка, удобнее, значимый, премированный, творог, начатый, прибыть, километр, весела, принятый, облегчить, индустрия, мусоропровод, досыта, определена, определим, договор, досуг, добела, щавель, звонит, ходатайство, насмерть, дала, завидно, диалог, каталог, алфавит, дефис, шофер.

Преподаватель: Матвеева М.В.








© 2010-2022