Урок по русскому языку на тему Словотворчество

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК НА ТЕМУ: СЛОВОТВОРЧЕСТВО. 7 класс.

Цели: учить анализу словообразовательной модели слова для установления его лексического значения, дополнить словарный запас, способствовать развитию творческого, неординарного восприятия мира.

I. Речевая разминка.

Сережа хвастал Тоне,

Что в зоопарк ходил,

Что льва кормил с ладони,

Катался на питоне,

Слона за хвост водил.

Еще сказал он Тоне,

Что гладил в клетке рысь,

Что пончики у пони

В субботу родились.

(Е. Солонович)

- Прочитайте стихотворение про себя.

- С какой интонацией следует его читать? Какое слово под­сказывает такую интонацию?

  • Какой будет темп речи? Чем он объясняется? (Торопливый. Сереже хочется быстрее рас-сказать, что он видел в зоопарке. Мальчик буквально «захлебывался» новостями.)

  • Прочитайте стихотворение вслух, соблюдая нужные темп и интонацию (2-3 человека читают, остальные рецензируют).

- Какое слово в тексте обратило на себя внимание и чем? (Пон­чики. Слово имеет в жизни не тот смысл, который придает ему Сережа, называя так детенышей пони.)

- Как образовал это название детенышей Сережа? (По ана­логии с образованием названий некоторых других детенышей: птенчик, зайчик; пончик - с помощью суффикса -чик- от наз­вания взрослого животного пони.)

- А как же нужно называть детенышей пони? (Жеребенок, так как пони - «самая маленькая лошадь, с густой, длинной, косматой гривой и пушистым хвостом, не больше 85-90 см высотой, следовательно, не больше крупной собаки».)

(А. Э. Брэм. Жизнь животных.)

II. Работа по теме.

1. - Итак, мы с вами подошли к теме урока. Сегодня мы с вами будем заниматься словотворчеством - составлять новые слова, придумывать такие, каких еще нет в словаре.

  • Как называются новые слова, появляющиеся в языке?

  • Как они приходят в язык? (Из других языков, в результате переосмысления значения уже известных слов, создаются с помощью имеющихся в запасе морфем: приставки, суффикса и т. п.)

- Да, такие слова, появившись в определенное время, входят в язык и становятся привычными. А те слова, которые придуманы и использованы всего несколько раз и не прижились в языке, называются окказиональными.

2. Словарная работа: окказиональный (от латинского слова оссasionalis - случайный, созданный к определенному случаю).

(Термин и объяснение записать на доске и в тетрадях.)

- Где чаще всего мы можем встретить непривычно сос­тавленные слова? (В детской речи, т. к. ребенок составляет но­вые слова, еще не зная законов языка.)

3. - Понаблюдаем за речью детей. Для этого послушаем ма­ленькие монологи и диалоги детей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».

- Как вы думаете, почему именно этот возраст так интересен автору? (В это время у детей еще маленький словарный запас, они пополняют его за счет собственного словотвор-чества.)

Текст №1

- Почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит.

Текст № 2

  • Мама, утки утьком идут!

  • Гуськом.

  • Нет, гуси - гуськом, а утки - утьком.

Текст № 3

- Почему ты говоришь: ногти? Ногти у нас на ногах. А кото­рые на руках - это рукти.

- Как образованы детьми новые слова в этих текстах?
- Удачны ли эти новообразования? Почему?

  • К. И. Чуковский назвал каждого маленького ребенка «ве­личайшим умственным тружеником нашей планеты». Какие только слова не выдумывают дети!

4. Посмотрите на доску. Здесь записаны другие «детские» слова из этой книги. Объясните значение каждого слова и как оно образовано:

Иголкий -

грозителъный (палец) -

червячее (яблоко) -

низота -

жукашечка -

пианинщик -

5. - А теперь посмотрим, для чего и как создают новые слова поэты и писатели? Прочитайте тексты, ответьте на эти вопросы.

Текст № 1

Я утих. Годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.

И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно, как падает лист.

(С.Есенин)

(Слово «накопытили» не закрепилось в языке. Поэт использует его для того, чтобы усилить впечатление от сравнения: годы - словно «тройка коней оголтелая».)

Текст № 2

Долг наш - реветь

в тумане мещанья,

Поэт

всегдамедногорлой сиреной

у бурь в кипенье.

должник вселенной.

(В.Маяковский)

(«Медногорлая» (сирена) - необычное соединение в сложное слово основ слов «медное горло»; «мещанья» - использование суф­фикса -ий- (-ьи-) вместо привычного -ств- в отвлеченном существительном - яркий признак собирательности, обобщения.)

Текст № 3

Дарвалдая. Я предлагаю принять за новый глагол. Смешнее пред­ставить себе нельзя что-нибудь, как город Валдай, дарящий колоколь­чики. К тому же глагол этот известен всей России... Что-то мотающееся и звенящее можно представить в виде глагола дарвалдать. Можно даже сделать существительное «дарвалдай»... В про­шедшем времени будет странно: дарвалдаял, особенно в женском роде - сидела-сидела у меня, дарвалдаяла-дарвалдаяла... Сидела-сидела, надарвалдаяла такого вздору! (Ведь недурно, право). Можно взять и фамилию Дарвалдаев...

(Ф.М. Достоевский)

5. - Итак, созданные С. Есениным, В. Маяковским и Ф.М. Достоевским слова в анализируемых текстах в языке не закрепились. Это окказионализмы. Но многие слова, вклю­ченные впервые авторами в художественный текст, вошли в язык и стали привычными для нас. Так, у Достоевского же мы впер­вые встретили глагол «стушеваться» (всё записывается в словарь)

- 1) незаметно исчезнуть, 2) оробеть;

- у Чехова - глагол «пересобачиться» (просторечное) - разругаться,

- а знаменитый английский писатель Д. Свифт в своей книге «Путешествие Гулли-вера» изобрел слово «лилипут».

Мы уже не воспринимаем эти слова как необычные и не ду­маем о том, кто их сотворил.

Для общения людей, говорящих на разных языках, создаются целые искусственные языки. Их в мире существует около 300. И создают их не обязательно лингвисты и писатели. Так, Людвиг Заменхоф, польский врач-окулист, создал язык эсперанто, в ко­тором всего 16 правил и ни одного исключения. (Для сравнения: в русском языке только орфографических правил около 500.)

Выдумывать новые слова, очень удачно их толкуя, мог автор известной вам сказки «Алиса в Зазеркалье» англичанин Лью­ис Кэрролл:

Червело. Ужные мрави

Кузали на снову.

За нисом прали курави,

Склюнявшие пелаву.

Прочитайте текст. Разберите каждое слово по составу. По­пробуйте определить, какой частью речи является каждое сло­во, свой ответ аргументируйте

6. Итак, мы увидели, что в процессе своего словотворчества создатели искусственных языков, писатели и поэты (как, впро­чем, и дети) используют известные приставки, суффиксы, добав­ляя их к известным же корням или соединяя в одно слово несоеди­няемые понятия. И цель их - четче выразить суть предмета, явления или действия, обнажить ее, открыть перед читателем, заинтересовать его, заставить задуматься над смыслом слов.

7. Интересно, а смогли бы вы рассказать о слове по его час­ти? Представьте себе: нашли древнюю, истертую рукопись, а в ней многие слова разобрать нельзя. Как тут быть? И начинают работать лингвисты. Попробуем так поработать.

- Расскажите о слове «без...ностью». (Это отвлеченное суще­ствительное с суффиксом -ость-; со значением отсутствия чего-либо - приставка без-; женского рода, относится к 3-му склоне­нию, в форме ед. числа, Т. п. - окончание -ю; в предложении скорее всего является дополнением - чем?; образовано суффиксальным способом от прилагательного такой структуры: без...ный.)

8. Вот подошли мы к самому интересному. Чем мы хуже писателей, если столько знаем и умеем рассказать о слове?

  • Попробуем придумывать новые слова. Начнем с самого простого, а может быть, и с самого сложного.

  • Придумайте новые названия привычным для нас пред­метам:

Учебник - ручка -

язык - стол -

ложка - чашка -

Запишите их, объясните, как они образованы. Помните, что нужно как можно точнее назвать предмет. (При проверке ин­тересные варианты записываются на доску, анализируются, выбирается наиболее точное название.)

- Итак, сегодня мы были и исследователями, и творцами но­вых слов. На уроке мы только начали это интересное дело - словотворчество. Работу продолжите дома.

III. Задание на дом.

  1. Поинтересуйтесь у родителей, бабушек и дедушек, какие слова вы придумывали, когда были маленькими. Разберите эти слова по составу и объясните, как они образованы.

  2. Нарисуйте несуществующее животное, назовите его, объя­сните, как образовали это название.

3. Прочитайте книгу К. И. Чуковского «От двух до пяти».

© 2010-2022