- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Словотворчество
Урок по русскому языку на тему Словотворчество
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Панфилова Т.И. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УРОК НА ТЕМУ: СЛОВОТВОРЧЕСТВО. 7 класс.
Цели: учить анализу словообразовательной модели слова для установления его лексического значения, дополнить словарный запас, способствовать развитию творческого, неординарного восприятия мира.
I. Речевая разминка.
Сережа хвастал Тоне,
Что в зоопарк ходил,
Что льва кормил с ладони,
Катался на питоне,
Слона за хвост водил.
Еще сказал он Тоне,
Что гладил в клетке рысь,
Что пончики у пони
В субботу родились.
(Е. Солонович)
- Прочитайте стихотворение про себя.
- С какой интонацией следует его читать? Какое слово подсказывает такую интонацию?
-
Какой будет темп речи? Чем он объясняется? (Торопливый. Сереже хочется быстрее рас-сказать, что он видел в зоопарке. Мальчик буквально «захлебывался» новостями.)
-
Прочитайте стихотворение вслух, соблюдая нужные темп и интонацию (2-3 человека читают, остальные рецензируют).
- Какое слово в тексте обратило на себя внимание и чем? (Пончики. Слово имеет в жизни не тот смысл, который придает ему Сережа, называя так детенышей пони.)
- Как образовал это название детенышей Сережа? (По аналогии с образованием названий некоторых других детенышей: птенчик, зайчик; пончик - с помощью суффикса -чик- от названия взрослого животного пони.)
- А как же нужно называть детенышей пони? (Жеребенок, так как пони - «самая маленькая лошадь, с густой, длинной, косматой гривой и пушистым хвостом, не больше 85-90 см высотой, следовательно, не больше крупной собаки».)
(А. Э. Брэм. Жизнь животных.)
II. Работа по теме.
1. - Итак, мы с вами подошли к теме урока. Сегодня мы с вами будем заниматься словотворчеством - составлять новые слова, придумывать такие, каких еще нет в словаре.
-
Как называются новые слова, появляющиеся в языке?
-
Как они приходят в язык? (Из других языков, в результате переосмысления значения уже известных слов, создаются с помощью имеющихся в запасе морфем: приставки, суффикса и т. п.)
- Да, такие слова, появившись в определенное время, входят в язык и становятся привычными. А те слова, которые придуманы и использованы всего несколько раз и не прижились в языке, называются окказиональными.
2. Словарная работа: окказиональный (от латинского слова оссasionalis - случайный, созданный к определенному случаю).
(Термин и объяснение записать на доске и в тетрадях.)
- Где чаще всего мы можем встретить непривычно составленные слова? (В детской речи, т. к. ребенок составляет новые слова, еще не зная законов языка.)
3. - Понаблюдаем за речью детей. Для этого послушаем маленькие монологи и диалоги детей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».
- Как вы думаете, почему именно этот возраст так интересен автору? (В это время у детей еще маленький словарный запас, они пополняют его за счет собственного словотвор-чества.)
Текст №1
- Почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит.
Текст № 2
-
Мама, утки утьком идут!
-
Гуськом.
-
Нет, гуси - гуськом, а утки - утьком.
Текст № 3
- Почему ты говоришь: ногти? Ногти у нас на ногах. А которые на руках - это рукти.
- Как образованы детьми новые слова в этих текстах?
- Удачны ли эти новообразования? Почему?
-
К. И. Чуковский назвал каждого маленького ребенка «величайшим умственным тружеником нашей планеты». Какие только слова не выдумывают дети!
4. Посмотрите на доску. Здесь записаны другие «детские» слова из этой книги. Объясните значение каждого слова и как оно образовано:
Иголкий -
грозителъный (палец) -
червячее (яблоко) -
низота -
жукашечка -
пианинщик -
5. - А теперь посмотрим, для чего и как создают новые слова поэты и писатели? Прочитайте тексты, ответьте на эти вопросы.
Текст № 1
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
(С.Есенин)
(Слово «накопытили» не закрепилось в языке. Поэт использует его для того, чтобы усилить впечатление от сравнения: годы - словно «тройка коней оголтелая».)
Текст № 2
Долг наш - реветь
в тумане мещанья,
Поэт
всегдамедногорлой сиреной
у бурь в кипенье.
должник вселенной.
(В.Маяковский)
(«Медногорлая» (сирена) - необычное соединение в сложное слово основ слов «медное горло»; «мещанья» - использование суффикса -ий- (-ьи-) вместо привычного -ств- в отвлеченном существительном - яркий признак собирательности, обобщения.)
Текст № 3
Дарвалдая. Я предлагаю принять за новый глагол. Смешнее представить себе нельзя что-нибудь, как город Валдай, дарящий колокольчики. К тому же глагол этот известен всей России... Что-то мотающееся и звенящее можно представить в виде глагола дарвалдать. Можно даже сделать существительное «дарвалдай»... В прошедшем времени будет странно: дарвалдаял, особенно в женском роде - сидела-сидела у меня, дарвалдаяла-дарвалдаяла... Сидела-сидела, надарвалдаяла такого вздору! (Ведь недурно, право). Можно взять и фамилию Дарвалдаев...
(Ф.М. Достоевский)
5. - Итак, созданные С. Есениным, В. Маяковским и Ф.М. Достоевским слова в анализируемых текстах в языке не закрепились. Это окказионализмы. Но многие слова, включенные впервые авторами в художественный текст, вошли в язык и стали привычными для нас. Так, у Достоевского же мы впервые встретили глагол «стушеваться» (всё записывается в словарь)
- 1) незаметно исчезнуть, 2) оробеть;
- у Чехова - глагол «пересобачиться» (просторечное) - разругаться,
- а знаменитый английский писатель Д. Свифт в своей книге «Путешествие Гулли-вера» изобрел слово «лилипут».
Мы уже не воспринимаем эти слова как необычные и не думаем о том, кто их сотворил.
Для общения людей, говорящих на разных языках, создаются целые искусственные языки. Их в мире существует около 300. И создают их не обязательно лингвисты и писатели. Так, Людвиг Заменхоф, польский врач-окулист, создал язык эсперанто, в котором всего 16 правил и ни одного исключения. (Для сравнения: в русском языке только орфографических правил около 500.)
Выдумывать новые слова, очень удачно их толкуя, мог автор известной вам сказки «Алиса в Зазеркалье» англичанин Льюис Кэрролл:
Червело. Ужные мрави
Кузали на снову.
За нисом прали курави,
Склюнявшие пелаву.
Прочитайте текст. Разберите каждое слово по составу. Попробуйте определить, какой частью речи является каждое слово, свой ответ аргументируйте
6. Итак, мы увидели, что в процессе своего словотворчества создатели искусственных языков, писатели и поэты (как, впрочем, и дети) используют известные приставки, суффиксы, добавляя их к известным же корням или соединяя в одно слово несоединяемые понятия. И цель их - четче выразить суть предмета, явления или действия, обнажить ее, открыть перед читателем, заинтересовать его, заставить задуматься над смыслом слов.
7. Интересно, а смогли бы вы рассказать о слове по его части? Представьте себе: нашли древнюю, истертую рукопись, а в ней многие слова разобрать нельзя. Как тут быть? И начинают работать лингвисты. Попробуем так поработать.
- Расскажите о слове «без...ностью». (Это отвлеченное существительное с суффиксом -ость-; со значением отсутствия чего-либо - приставка без-; женского рода, относится к 3-му склонению, в форме ед. числа, Т. п. - окончание -ю; в предложении скорее всего является дополнением - чем?; образовано суффиксальным способом от прилагательного такой структуры: без...ный.)
8. Вот подошли мы к самому интересному. Чем мы хуже писателей, если столько знаем и умеем рассказать о слове?
-
Попробуем придумывать новые слова. Начнем с самого простого, а может быть, и с самого сложного.
-
Придумайте новые названия привычным для нас предметам:
Учебник - ручка -
язык - стол -
ложка - чашка -
Запишите их, объясните, как они образованы. Помните, что нужно как можно точнее назвать предмет. (При проверке интересные варианты записываются на доску, анализируются, выбирается наиболее точное название.)
- Итак, сегодня мы были и исследователями, и творцами новых слов. На уроке мы только начали это интересное дело - словотворчество. Работу продолжите дома.
III. Задание на дом.
-
Поинтересуйтесь у родителей, бабушек и дедушек, какие слова вы придумывали, когда были маленькими. Разберите эти слова по составу и объясните, как они образованы.
-
Нарисуйте несуществующее животное, назовите его, объясните, как образовали это название.
3. Прочитайте книгу К. И. Чуковского «От двух до пяти».