Конспект урока по литературе на тему: «А. П Чехов. Рассказ «Смерть чиновника. Истинные и ложные ценности героев рассказа. ( в соответствии с ФГОС))

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе на тему :« А. П Чехов. Рассказ « Смерть чиновника. Истинные и ложные ценности героев рассказа. ( в соответствии с ФГОС ))

Конспект урока по литературе на тему :« А. П Чехов. Рассказ « Смерть чиновника. Истинные и ложные ценности героев рассказа. ( в соответствии с ФГОС ))

Тема:« А. П Чехов. Рассказ « Смерть чиновника. Истинные и ложные ценности героев рассказа.

Решаемые учебные проблемы:

Определить место А.П.Чехова в историко-литературном процессе 1880-х годов, выяснить специфику творческих приёмов писателя, рассмотреть жанровые особенности и поэтику юмористического рассказа «Смерть чиновника», определить своеобразие его содержания и проблематику. Подвести учеников к определению проблемы, поднятой автором в рассказе, авторской позиции в ее раскрытии. Определить свою позицию в оценке выбора нравственных жизненных основ героев произведения.

Планируемые результаты:

Личностные: умение определять нравственные ценности произведения, обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиции их ценностей для людей, совершенствование духовно- нравственных качеств человека; развитие коммуникативной компетентности в процессе анализа художественного произведения.

Метапредметные: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,находить небходимую информацию в различных источниках, ставить для себя новые задачи в учёбе, организовывать учебное сотрудничество, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, владеющего процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

Научатся: характеризовать тематику и проблематику произведения, особенности изображения представителя типа «маленького человека» писателем, объяснять смысл заглавия рассказа.

Получат возможность научиться: понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, выяснить специфику творческих приемов Чехова.


ХОД УРОКА:

Предтекстовой структурный элемент урока.

1-й этап. Вхождение в тему урока.

Учитель информирует учеников о теме урока, сообщает о подборе образовательного учебного материала, которым будут пользоваться на уроке, о целях и задачах урока, об использование интерактивной доски на уроке, об основных видах деятельности на уроке

( организационный момент).

2-й этап. Подготовка учащихся к анализу произведения.

Актуализация имеющихся знаний об А. П. Чехове:

- Что вы знаете о жизни и творчестве Чехова? (Учащиеся представляют ответ на вопрос в форме литературной визитки)

- Учитель: - Обратите внимание на даты рождения и смерти писателя (1860 - 1904 г.г.). Чехов родился за год до отмены крепостного права и умер за год до начала первой русской революции. Это довольно сложный период в истории нашего государства.

В литературу Чехов входил в 80-е годы XIX века.Это эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не искал никаких новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто эту Россию любил, любил искренне, со всеми её недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть в её повседневном течении.

В его мире множество субъективных «правд», каждая из которых значима и самоценна. Его герои произносят: «Никто не знает настоящей правды» («Дуэль»), «Ничего не разберёшь на этом свете» («Огни»). Чеховская модель мира - вселенная, распавшаяся на множество отдельных «осколков», внешне ничем не связанных между собой. Юмор и сатира - важные координаты чеховской поэтики.

3-й этап. Словарная работа

Давайте разберемся в терминологии.

- Что сближает и что различает понятия юмор и сатира?

« Из секретов литературоведения»

Юмор - особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие. Отличается более мягким отношением к недостаткам жизненных явлений, поведению людей.

Сатира - беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, поступков.

Ирония - особый вид комического, осмеяние , насмешка. Отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.

Подтекст-скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации.

Проблема рассказа заявлена в самом заголовке, представляющее сочетание противоположных понятий.

Это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении функционирования чиновника, некого механизма. В рассказе умирает не столько человек, сколько его внешняя оболочка.

Идея- не нужно унижаться, а помнить о чувстве собственного достоинства.

4-й этап. Сопоставление юмористических А.П. Чехова и рассказов разных авторов.

- А.П. Чехов начал свой писательский путь как юморист.

-Давайте вспомним, какие юмористические произведения писателя вы уже читали. Что их отличает от произведений других авторов?

(Школьники вспоминают такие произведения, как «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Тоска» и др. Ожидаемые размышления учащихся: в рассказах предоставлена галерея человеческих характеров;: глупых, трусливых, жалких, жестоких, несчастных и др.; в рассказах есть что-то смешное, что-то грустное, авторская позиция проявляется чётче.)

- Какова проблема этих рассказов? (Проблема «маленького человека»)

- В каких произведениях русской литературы вам уже встречался образ «маленького человека»? (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина, Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» Н.В. Гоголя.)

- Каково социальное положение и мироощущение этих героев? (Герои - мелкие чиновники, которые всего боятся и не стремятся изменить свой общественный статуе. Они страшатся перемен в своей жизни, ощущая их как величайшую катастрофу.)

- В чём сходство пушкинского и гоголевского сюжетов о «маленьком человеке»? (В сюжетах неизбежна встреча «маленького человека» со «значительным лицом», на которую решается «маленький человек», в результате чего и гибнет, потому что весь мир противостоит ему.)

- Каково авторское отношение к «маленькому человеку»? (Авторы относились к нему сочувственно, вызывая у читателя сострадание.)

- Какое главное чувство вызывал мир у «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя? (Главное чувство - страх.)

- Можно ли утверждать, что в основе пушкинского и гоголевского сюжетов лежит обыденный случай, почти анекдот? Обоснуйте свой ответ. (У Пушкина и Гоголя анекдотичность происшедшего, смешная сторона жанра уступают место драматизму, серьёзному содержанию, имеющему своей целью решение гуманистических задач.)

Учитель. Филологи утверждают, что чеховский рассказ - это сплав анекдота и притчи.

Анекдот (греч.) - короткий занимательный рассказ о неожиданном событии с непредсказуемой концовкой.
Притча - небольшой рассказ в назидательной форме, претендующий на общечеловеческое обобщение.

- Вы согласны? Почему?

5-й этап. Анализ произведения А.П. Чехова «Смерть чиновника».

Обращение к эпиграфу урока:

«Ничтожество своё сознавай, знаешь где?

Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой,

природой, но не перед людьми. Среди людей

нужно сознавать своё достоинство.»

(Из письма Чехова брату)

- Прочитайте слова Чехова из письма брату.

- Как вы понимаете эту мысль?

- Какое отношение эта цитата имеет к «Смерти чиновника»? (В произведение затронута проблема «маленького человека»)

-В рассказе «Смерть чиновника» очень небольшой объём, минимум событий, экономное повествование, неожиданный финал и всего три героя. Кто, на ваш взгляд, «маленький человек»? ( Иван Дмитриевич Червяков)

- Подумайте, о чём говорят имя, отчество и фамилия героя?

Иван (др.евр.) - Бог даровал, милость Божия.
Дмитрий (др.греч.) - посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия.
Червяков - червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль).
- Почему такой выбор?

( Иван. Бог даровал жизнь герою.

Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает.

Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается.)

- К какому выводу вы пришли, узнав значение фамилии, имени, отчества героя?

(Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.)

Текстовой фрагмент урока

- Определите виды информации в рассказе. Подтвердите цитатами из текста.

1.Фактуальная информация.
Чиновник Червяков в театре чихнул и обрызгал генерала. Пять раз он извинялся, довёл Бризжалова до нервного срыва и умер.
2.Концептуальная информация.
Червяков уже по натуре чиновник, а не человек.

3.Подтекстовая информация.
«Маленький человек» может быть ещё более страшным тираном, чем крупный начальник.

- Найдите в тексте ключевые слова, доказывающие, что Червяков «маленький человек».

- Как в первом предложении создаётся комический эффект? (Прекрасный вечер - прекрасный экзекутор <неожиданность>; фамилия - Червяков <ничтожество>; смотрел в бинокль на сцену с близкого расстояния <несоответствие> и др

Работа в тетради.

- Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и словосочетания, усиливающие гнев генерала:(Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.)

- Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала?

(Приём градации - последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста)

- Сопоставим начало и конец: название и последнее предложение, первое и последнее предложения.

Начало - смерть.
Конец - помер.

- Сформулируйте авторскую позицию. (В ситуации Червякова нет безысходности, и страдания его надуманны. Он сам себя добровольно загоняет в духовное рабство тем, что постоянно унижается, досаждая генералу своими извинениями. Поэтому вряд ли симпатии Чехова могут быть на стороне такого персонажа. Скорее это «антиидеал» автора.)

Посттекстовой структурный элемент урока.
Реализация обратной связи: выводы и заключения.

-Каковы, на ваш взгляд, истинные и ложные представления героев рассказа? (Истинные ценности: человеческая индивидуальность, совестливый, честный, безупречный труд, семья, дом, не одинок Ложные: страх перед сильным мира сего, подобострастие, чинопочитание, приниженность самоуничтожение лишают героя уважения к себе и свободы.)

- Что понимал под ценностью человеческой личности сам Чехов? (Ценность человеческой личности в ней самой, в её индивидуальности, а не в её величии и необыкновенности)

- Каким жизненным принципам вы отдаете предпочтение, считаете правильными и необходимыми?

- В чем причина произошедшего с героем рассказа:«все дело в среде», или «все дело в случае»? (Беда в том, что Червяков не может отказаться от психологии чиновника и,как следствие, от психологии «маленького человека», потому что она составляет его внутреннюю сущность. Какие бы он ни делал попытки, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, он же его и растаптывает.

Умирает чиновник, а не Человек, умирает образ мысли, психология «маленького человека», превратившегося в «мелкого человека».)

Учитель.

«Если личность подчиняется силе обстоятельств и в ней постепенно гаснет
способность к сопротивлению, то она, в конце концов, теряет все истинно
человеческое, что ей было свойственно», - так Полоцкая пишет о совершенно
другом рассказе.

- Но как это все соотносится с рассказом «Смерть чиновника»?
(Планируемые ответы учащихся. Герой произведения, возможно, остался верен себе и истинным жизненным
ценностям, но где-то глубоко внутри. А на деле он пошел по ложному пути и
сам растоптал свое человеческое достоинство. Окружение только помогло ему
сделать шаг в неверном направлении.
В рассказе, правда, есть один персонаж, который, хоть и шутя, но пытается
остановить Червякова в его желании унижаться, выпрашивая
прощения. Это жена Червякова: «Придя домой, Червяков рассказал жене
о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно
отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что
Бризжалов «чужой», успокоилась». Жена чиновника живет по каким-то своим не
писаным законам, она очень далека от каких-либо ценностей. Для нее оказалось
важнее мнение о человеке, чем сам внутренний мир этого человека. Иван
Дмитриевич Червяков еще более утвердился в своей низости
Червяков ведет себя не как личность, он заменяет это понятие своим социальным
положением. Этой ложной ценности он и следует на протяжении всего рассказа.
Случайно обрызгав сидящего впереди генерала, «Червяков сконфузился, глупо
улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, уж блаженства больше не
чувствовал. Его начало помучивать беспокойство». И герой начинает свою эпопею
с бесконечными извинениями. Но на мгновение чиновник словно прозревает,
понимает, что пошел по ложному пути. «Вовсе тут нет никаких насмешек!
Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же больше извиняться перед
этим фанфароном!» Значит в нем, где-то очень глубоко, таится все-таки мысль о
том, что человеческое достоинство превыше всего на свете, что это и есть самая
главная ценность человеческой личности.
Однако Червяков не следует этому вновь открывшемуся для него пути. Он
подчиняется той роли и положению, что определило для него общество.
Путь каждого персонажа, да и вообще, наверное, любого человека должны
освещать только истинные ценности. Без этого, как видно из рассказов Чехова,
жизни нет или она пуста. Жизнь жестоко наказывает человека за омертвение
души. Писатель утверждает, что самая главная ценность в жизни - внимание и
любовь к обычным простым людям.)

6-й этап. Сопоставление «Смерти чиновника» со стихотворением Беранже «Знатный приятель».

Читает ученик.

Пьер Жан Беранже


ЗНАТНЫЙ ПРИЯТЕЛЬ

Я всей душой к жене привязан

Я в люди вышел... Да чего!

Я дружбой графа ей обязан.

Легко ли! Графа самого!

Делами царства управляя,

Он к нам заходит, как к родным.

Какое счастье! Честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!


Прошедшей, например, зимою

Назначен у министра бал;

Граф приезжает за женою,-

Как муж, и я туда попал.

Там, руку мне при всех сжимая,

Назвал приятелем своим!..

Какое счастье! Честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!


Жена случайно захворает -

Ведь он, голубчик, сам не свой:

Со мною в преферанс играет,

А ночью ходит за больной.

Приехал, весь в звездах сияя,

Поздравить с ангелом моим...

Какое счастье! Честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!


А что за тонкость обращенья!

Приедет вечером, сидит...

- Что вы всё дома... без движенья?..

Вам нужен воздух...- говорит.

- Погода, граф, весьма дурная...

- Да мы карету вам дадим! -

Предупредительность какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним!

С лицом таким -

С его сиятельством самим!


Зазвал к себе в свой дом боярский:

Шампанское лилось рекой...

Жена уснула в спальне дамской...

Я в лучшей комнате мужской.

На мягком ложе засыпая,

Под одеялом парчевым,

Я думал, нежась: честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!


Крестить назвался непременно,

Когда господь мне сына дал,-

И улыбался умиленно,

Когда младенца восприял.

Теперь умру я, уповая,

Что крестник взыскан будет им...

А счастье-то, а честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!


А как он мил, когда он в духе!

Ведь я за рюмкою вина

Хватил однажды: - Ходят слухи...

Что будто, граф... моя жена...

Граф,- говорю,- приобретая…

Трудясь... я должен быть слепым...

Да ослепит и честь такая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!

- Что сближает эти произведения?

Рефлексия.

Слушаются высказывания о том, насколько предметно и конкретно реализовались цели урока.

Домашнее задание.

1)Ответьте письменно на вопрос: «Как я борюсь в себе с «маленьким человеком».

2) Сопоставьте «Смерть чиновника» со стихотворением Беранже «Знатный приятель».Что общего и чем отличаются разные по форме и содержанию произведения?














© 2010-2022