Интегрированный урок литературы и истории «О, боже мой, кто будет нами править?» (По страницам драмы А. С. Пушкина)

    Интегрированный урок «О, боже мой, кто будет нами править?» (По страницам  драмы А.С. Пушкина) составлен  в связи с 400-летним юбилеем  освобождения Москвы народным оплчением.Как известно, Смутное время – один из самых тяжелейших периодов российской истории. Об этом периоде можно сказать «О tеmpore, о mores!» – «О времена! О нравы!» Именно в такие времена человеку все чаще приходится делать мучительный выбор между добром и злом, между общественным и личным.Наверное, поэтому люди разных покол...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кустовская средняя общеобразовательная школа

Яковлевского района Белгородской области»





«О, боже мой, кто будет нами править?»

(По страницам драмы А.С. Пушкина

"Борис Годунов")

Методическая разработка интегрированного урока

литературы и истории





Разработала: Симонова Елена Васильевна,

Почетный работник общего образования, учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области», село Кустовое, улица Победы, 5-а







2014


Цель урока: создать условия для

1) усвоения и осмысления учебного материала, в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, средствами интегрированного урока, рассмотрения исторического портрета Бориса Годунова, противоречивости личности Годунова, особенностей художественного образа царя Бориса, созданного А.С. Пушкиным в драме «Борис Годунов»;

2)развития коммуникативных навыков, навыков исторического анализа и анализа художественного произведения; формирования ключевых компетенций: способности умения вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, уважать мнение одноклассников;

3)воспитания уважения к историческому и культурному прошлому нашего государства, интереса к личности Бориса Годунова

Оборудование урока:

  • Н.М. Карамзин «История государства Российского»

  • Раздаточный материал: «Свидетельства историков о Борисе Годунове»

  • А.С. Пушкин, драма «Борис Годунов»

  • Раздаточный материал: монолог Бориса «Достиг я высшей власти...»

  • М.П.Мусоргский: опера «Борис Годунов», ария царя Бориса «Достиг я высшей власти...» в исполнении Ф.И. Шаляпина (фрагмент).

  • Презентация урока «О, боже мой, кто будет нами править?»

Тип урока: интегрированный

Ход урока

I .Организационный момент.

2.Этап активизации познавательной деятельности учащихся.

Учитель истории: Как известно, 1598-1613 гг в России - период Смутного времени. Сегодня на уроке мы не случайно будем говорить об этом периоде, так как именно 400 лет назад в эти осенние дни происходили события, решающие дальнейшую судьбу России.

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «смута»? (Ответы учащихся.)

Смутное время - один из самых тяжелейших периодов российской истории. Об этом периоде можно сказать «О tеmpore, о mores!» - «О времена! О нравы!» Именно в такие времена человеку все чаще приходится делать мучительный выбор между добром и злом, между общественным и личным.

3.Этап изучения нового материала.

А) Работа с презентацией

СЛАЙД № 1 - тема урока.

Учитель литературы: Тема нашего сегодняшнего урока - «О, боже мой, кто будет нами править?» (По страницам драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов»).

СЛАЙД № 2 - «Да ведают потомки православных...»

В качестве эпиграфа к уроку мы возьмем цитату из драмы «Борис Годунов»

«Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро -

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют...»

Слайд №3 - Цель урока

Сегодня на уроке нам предстоит охарактеризовать одного из самых противоречивых правителей Смутного времени - Бориса Годунова: рассмотреть исторический портрет и художественный образ, созданный А.С. Пушкиным.

Чем же так привлекла великого русского поэта эпоха Смутного времени?

В чем Пушкин увидел трагедию Бориса Годунова и как через трагедию правителя поэт показал трагедию народа и государства? Именно на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

СЛАЙД № 4 - Галерея образов Смутного времени

Учитель истории: Галерея образов Смутного времени обширна: здесь мы видим Ивана Грозного и его сына Федора Иоановича

СЛАЙД № 5 - царевича Дмитрия и Бориса Годунова

СЛАЙД № 6 - Лжедмитрия I и Василия Шуйского

СЛАЙД № 7 - Дмитрия Пожарского и Михаила Романова

Б) Осмысление, анализ исторических образов

СЛАЙД № 8 - исторический портрет Бориса (Приложение 1) По очереди высвечивается изображение Бориса, а характеристика высвечивается после обсуждения исторического портрета учащимися

  • Что свидетельствуют историки о Борисе Годунове?

  • Каково происхождение Годунова? Положение, которое он занимал при дворе Ивана Грозного и Федора Иоанновича? (Приложение 2)

  • У А.С. Пушкина есть такая характеристика Годунова: «Вчерашний раб, татарин...» Что имел в виду поэт?

  • Какие черты характера Годунова отмечают историки? (Работа с текстами раздаточных материалов, маркировка.)

  • Единодушны ли историки во мнениях? (Нет. Образ противоречив)

СЛАЙД № 9 - характеристика царя Бориса.

Учитель литературы: Эту противоречивость показал и А.С. Пушкин в своей драме «Борис Годунов»

СЛАЙД № 10 - «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты...»

На протяжении всего произведения, мы встречаем характеристики Годунова, которые ему дают бояре, народ, самозванец и он сам.

  • Как они характеризуют его? Ответы учащихся по тексту произведения:

- Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Сын палача и сам в душе палач...

- Все ворожит, как красная невеста...

Избранный народной волей, но...поморщится немного и

Наконец по милости своей принять венец смиренно согласится,

И будет нами править по-прежнему...

- Борис не так-то робок...

- Родом он незнатен, но не род, а ум я ставлю в воеводы...

- Приемлет власть со страхом и смиреньем, но

...умел и страхом и любовью народ очаровать,

Думал щедротами снискать любовь народа, но

...пора презреть мне ропот знатной черни,

Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ...

(наказ сыну) Не изменяй теченье дел - привычка - душа держав,

Храни невинность, святую чистоту, стыдливость и устав церковный...

Но (слух как приговор) прогневали мы Бога, согрешили,

Владыкою себе цареубийцу нарекли.

Не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от божьего суда.

  • Правление Бориса Годунова в начале было успешным, но в «этом ли добродетель»? Это ли волнует народ в период его правления? (Нет. Волнуют проблемы страны, которые привели к Смуте) Какие?

СЛАЙД № 11 - Почему не осуществилась эта альтернатива Смутного времени?

- Не царского рода, не знатен (не по Божьему велению, а по земскому собранию получил власть... Всяк считал себя достойным мономахова венца).

- Не выполнил обещание, данное при коронации (не будет несчастных).

- «Угличская драма», сыгравшая роковую роль в его судьбе.

СЛАЙД № 12 - «Угличская драма»

Учитель истории: Что произошло в Угличе? Что говорят историки о причинах гибели Дмитрия? (Нет однозначного ответа.) Но красной нитью через все произведение Пушкина проходит идея душевных мук и смертного греха, совершенного Годуновым «Я, может быть, прогневал небеса?» Смута в душе Годунова, смута и в государстве...

СЛАЙД № 13 - А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин

Учитель литературы: В эпиграфе к драме А.С. Пушкин пишет: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящаю». Почему? (Ответ учащихся.)

Действительно, Пушкин понимал характер Годунова глубже, чем Н.М. Карамзин. Трагедия Бориса - это трагедия правителя, от которого отвернулся собственный народ. В этом смысл знаменитого монолога Годунова «Достиг я высшей власти...»

Достиг я высшей власти.

Шестой уж год я царствую спокойно.

Но счастья нет моей измученной душе!

Напрасно мне кудесники сулят

дни долгие, дни власти безмятежной.

Ни жизнь, ни власть, ни славы обольщенья,

ни клики толпы меня не веселят!

В семье своей я мнил найти отраду.

Готовил дочери веселый брачный пир,

моей царевне, голубке чистой.

Как буря, смерть уносит жениха...

Тяжка десница грозного судьи,

ужасен приговор душе преступной...

Окрест лишь тьма

и мрак непроглядный!

Хотя мелькнул бы луч отрады!

И скорбью сердце полно,

тоскует, томится дух усталый.

Какой-то трепет тайный...

Всё ждёшь чего-то...

Молитвой тёплой к угодникам божьим

я мнил заглушить души страданья...

В величье и блеске

власти безграничной,

Руси владыка, у них я

слёз просил мне в утешенье...

А там донос, бояр крамола,

козни Литвы и тайные подкопы,

глад, и мор, и трус, и разоренье...

Словно дикий зверь,

рыщет люд зачумлённый,

голодная, бедная стонет Русь...

И даже сон бежит,

и в сумраке ночи

дитя окровавленное встаёт...

Очи пылают, стиснув ручонки,

просит пощады...

И не было пощады!

Страшная рана зияет,

слышится крик его предсмертный...

О, Господи, Боже мой!

  • Чтение монолога, доп. задание

Задание классу: Перед вами текст этого монолога. По ходу чтения вы цветным фломастером будете выделять в тексте причины трагедии Бориса Годунова, которые он называет сам.

После чтения - обсуждение: учащиеся называют проблемы, которые выделили в монологе

Учитель литературы:

  • В чем трагедия Годунова? (Пушкин показал муки совести человека, совершившего смертный грех, который ядом отравляет душу.

  • Чем еще усиливаются эти муки? (несчастьями, обрушившимися на семью Годунова, а затем и гибелью семьи («Да сгинет род Бориса Годунова!», несчастья обрушиваются и на государство - после Годунова на престоле самозванец, смута в душе правителя, смута и в государстве)

  • Как народ относился к Борису в начале его царствования? И как изменилось это отношение через несколько лет?

1)...Батюшка, отец народа, правь нами.... (венчание на царство)

2)Нельзя молиться за царя Ирода,

Богородица не велит (юродивый Николка; «юродивые» - блаженные, которых православные христиане считали предсказателями, прорицателями, верили, что в их уста Господь вкладывает свои пророчества).

СЛАЙД №14 - Образ Годунова в музыке

Образ Годунова привлекал не только историков Карамзина, Ключевского, Платонова, Скрынникова, но и поэтов, и композиторов. Мусоргский, например, посвятил Борису Годунову одноименную оперу.

Звучит музыкальный фрагмент арии Бориса Годунова из оперы Мусоргского «Борис Годунов» до слов «...но счастья нет душе моей».

В) Обобщение материала

Учитель истории: Что в ходе исторических событий, так и в произведении А.С.Пушкина в образе Бориса Годунова не соответствует ожиданиям народа?

П/О: Слайд №15

Народ ждал доброго царя, который должен был быть:

Благочестивым

Справедливым

Законным (богоизбранным)

Благочинным (соблюдать традиции)

Но Борис Годунов, к сожалению, не соответствовал этим требованиям.

Учитель литературы: Пушкинский гений сумел показать нам главные нравственные причины успеха или трагедии, неудач правителя, причины тех страшных событий Смутного времени, которые обрушились на Российское государство на рубеже ХVI-ХVII вв.

Учитель истории: Какие исторические события еще характерны для Смутного времени? Чем закончилось Смутное время в России?

4.Этап д/з (слайд №16): написать эссе на тему «В чем заключается трагедия Бориса Годунова (по драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»)?».

5.Этап подведения итогов.

6.Рефлексия (слайд№17)

  • Почему люди разных поколений вновь и вновь перечитывают это произведение?

  • Актуально ли это произведение сегодня?


Библиографический список


  1. История Отечества. Очерки истории России IX - начала XX веков. - М., 1991. - С.365.

  2. Сахаров, А. Александр I: Между прошлым и будущим / А. Сахаров // Сельская новь. - 1994. - № 11. - С. 12.

  3. Волков, Г. Мир Пушкина / Г. Волков. - М., 1989. - 244 с.

  4. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов / Ю.М Лотман. - М., 1988. 145 с.

  5. Маймин, А. Пушкин. Жизнь. Творчество / А. Маймин. - М., 1986. - 124 с.

  6. Бабаев, Э.Т. Творчество Пушкина / Э.Т. Бабаев. - М., 1978. - 96 с.

  7. Третьякова, Л.С. Русская музыка XIX века / Л.С. Третьякова. - М., 1988. - 204 с.

  8. Гордеева, Е.М. Могучая кучка / Е.М. Гордеева. - М., 1981. - 56 с.



























Приложения

Приложение 1

Костомаров Н. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

Всякое общественное бедствие и всякое общественное предприятие давали Борису повод показывать свою заботливость о судьбе народа. В Москве в 1595 году случился пожар в Китай-Городе, и Борис способствовал скорейшему возобновлению сгоревших дворов; вслед за тем открылось покушение зажечь Москву, и Борис, к удовольствию народа, предал казни виновных. Происходили пожары и в других городах и там Борис подавал помощь погоревшим. В некоторых местах были неурожаи: Борис посылал туда хлебные запасы. Посетило Русь также нередкое в ее истории бедствие - заразительные болезни, сильно опустошавшие тогда Псков; Борис учреждал заставы, чтобы не дать им распространиться в других областях. В 1596 г . задумал Борис строить каменные стены в Смоленске и, вместо того, чтобы, по обычаю, гонять людей на городовое дело, устроил работы наймом. Он сам отправился на место постройки, чтобы показать себя тамошним жителям: они находились близко к литовским пределам; у них еще свежо было предание, что их деды принадлежали Литве; им особенно полезно было показать, что в Москве правительство доброе и вперед можно ожидать от него всякого добра. Борис останавливался в городах и селах, с участием выслушивал челобитные, поил, кормил тамошних людей, раздавал бедным милостыню…

Борис рассчитал, что нужно на первых порах расположить к себе народ, приучить любить себя и повиноваться себе. С этой целью он освободил весь сельский народ от податей на один год, а равно и всех инородцев от платежа ясака. Всем торговым людям Борис дал право беспошлинной торговли на два года, служилым людям выдал одновременно годовое жалованье. В Новгороде (и быть может, в других местах) он закрыл кабаки. Выказываясь блюстителем нравственности, Борис преследовал бесчинное пьянство, что нравилось добронравным людям. Сидевшие в тюрьмах получали свободу, опальным прежнего царствования давалось прощение; вдовы, сироты, нуждающиеся получали от щедрот царя вспоможение…

Д.М. Балашов, роман «Великий стол»:

Коням дали овес, ратные, теснясь к котлам с горячими щами, жрали, сопя и толкаясь ложками… [Бориса] ввели в высокий терем, где представили четырем незнакомым боярам, [и он] тоже наконец оказался за обеденным столом и сейчас уписывал за обе щеки мясные пироги и кашу, давясь, краснея, что не может оторваться от еды, и виновато взглядывая на старого боярина Захарию, что молча, без улыбки, ждал… (В недавней замятне у Захарии убили взрослого сына, Александра…)»

Максим Емельянов-Лукьянчиков, кандидат исторических наук:

Тщательное исследование вопроса приводит к выводу: представление о Борисе-убийце не осталось всего лишь одной из басен, а попало в историографию именно благодаря упорному и своевременному повторению - с целью обоснования воцарения как безусловно нелегитимных Лжедмитриев, так и всенародно избранной династии Романовых. В черновых набросках к «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин совсем не был уверен в оценке гибели царевича, но слишком однозначное восприятие этого труда, равно как и художественного гения писателя и поэта (но не историка!) А.С. Пушкина привело к тому, что образ Бориса Годунова как соправителя якобы слабовольного царя Федора Ивановича, а затем и как убийцы царевича Димитрия стал наиболее общепринятой оценкой годуновского наследия и учеными, и общественным сознанием в целом. Карамзин писал: «Что если мы клевещем на сей пепел, если несправедливо терзаем память человека, веря ложным мнениям, принятым в летописи бессмыслием или враждою?» Остается только вслед за М.П. Погодиным удивиться: «Сам Карамзин был расположен защищать Бориса и первый, к славе своей, заметил несправедливость летописей; удивительно, что после в "Истории" он переменил свое мнение, не показав причин, которые его к тому побудили».

Немногие дотошно разобравшиеся в данном вопросе историки однозначны в своей оценке: С.Ф. Платонов писал о Годунове, что «его моральная реставрация есть… прямой долг исторической науки», а С.Б. Веселовский был уверен в том, что потомки Захарии Чета заслуживают серьезного монографического исследования - с сильным апологетическим настроем. Действительно, как личные качества, так и цивилизационные заслуги царя Бориса весьма велики и в значительной мере предопределены общими родовыми качествами потомков Захарии Чета.






Приложение 2

Биографическая справка

Бори́с Фёдорович Годуно́в (1552 - 13 апреля 1605) - боярин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587-1598 фактический правитель государства, с 17 (27) февраля 1598 года - русский царь. По легенде, Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Эта легенда занесена в летописи начала XVII века. По государеву родословцу 1555 года Годуновы ведут своё происхождение от Дмитрия Зёрна. Предки Годунова были боярами при московском дворе. Борис Годунов родился в 1552 году. Его отец, Фёдор Иванович Годунов по прозвищу Кривой, был вяземским помещиком средней руки.

Выдвижение Бориса Годунова начинается в 1570-х годах. В 1570-м он стал опричником, а в 1571-м был дружкой на свадьбе царя с Марфой Собакиной. В том же году Борис сам женился на Марии Григорьевне Скуратовой-Бельской, дочери Малюты Скуратова. В 1578 году Борис Годунов становится кравчим. Еще через два года после женитьбы своего второго сына Фёдора на сестре Годунова Ирине, Иван Грозный пожаловал Бориса званием боярина. Годуновы медленно, но верно поднимались по иерархической лестнице: в конце 1570-х - начале 1580-х гг. они выиграли сразу несколько местнических дел, обретая довольно прочное положение среди московской знати.

Годунов был умён и осторожен, стараясь до поры до времени держаться в тени. В последний год жизни царя Борис Годунов обрёл большое влияние при дворе. Вместе с Б. Я. Бельским он стал одним из приближенных людей Ивана Грозного.

Не вполне ясна роль Годунова в истории смерти царя. 18 марта 1584 г. Грозный, по свидетельству Д. Горсея, был «удушен». Не исключено, что против царя был составлен заговор. Во всяком случае, именно Годунов и Бельский находились рядом с царём в последние минуты его жизни, они же с крыльца объявили народу о смерти государя.

На престол вступил Фёдор Иоаннович. Новый царь был не способен управлять страной и нуждался в умном советнике, поэтому был создан регентский совет из четырёх человек: Богдана Бельского, Никиты Романовича Юрьева (Романова), князей Ивана Фёдоровича Мстиславского и Ивана Петровича Шуйского[2].

31 мая 1584 года в день коронации царя Борис Годунов был осыпан милостями: он получил чин конюшего, звание ближнего великого боярина и наместника Казанского и Астраханского царств. Однако это отнюдь не означало того, что Годунов обладает единоличной властью - при дворе шла упорная борьба боярских группировок Годуновых, Романовых, Шуйских, Мстиславских. В 1584 году был обвинен в измене и сослан Б.Бельский; в следующем году скончался Никита Юрьев, а престарелый князь Мстиславский был насильственно пострижен в монахи. Впоследствии подвергся опале и герой обороны Пскова И. П. Шуйский. Фактически с 1585 года, 13 из 14 лет правления Фёдора Иоанновича, Россией правил Борис Годунов.

По стране стали ходить слухи, что «прирождённый государь», царевич Дмитрий, жив. О Годунове хулители отзывались нелестно - «рабоцарь». В начале 1604 г. было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья.

16 октября 1604 г. Лжедмитрий I с отрядами поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления на пути «царевича Дмитрия». Однако в январе 1605 г. правительственные войска в битве при Добрыничах разбили самозванца, который с немногочисленными остатками своей армии был вынужден уйти в Путивль.

Ситуация для Годунова осложнялась из-за состояния его здоровья. Уже с 1599 года появляются упоминания о его болезнях, нередко царь недомогал и в 1600-е годы. 13 апреля 1605 г. Борис Годунов казался весёлым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошёл оттуда, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер в возрасте 53 года. Ходили слухи, что Годунов в припадке отчаяния отравился. По другой версии он был отравлен своими политическими противниками; версия о естественной смерти более вероятна, так как Годунов и раньше нередко болел. Похоронили его в Кремлёвском Архангельском соборе.

Царём стал сын Бориса - Фёдор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Вскоре в Москве произошёл мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Царя Фёдора и его мать убили, оставив в живых лишь дочь Бориса - Ксению. Её ждала безотрадная участь наложницы самозванца. Официально было объявлено, что царь Фёдор и его мать отравились. Тела их выставили напоказ. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью: без отпевания, как самоубийц.

При царе Василии Шуйском останки Бориса, его жены и сына были перенесены в Троицкий монастырь и захоронены в сидячем положении у северо-западного угла Успенского собора. Там же в 1622 году похоронили Ксению, в иночестве Ольгу. В 1782 г. над их гробницами была сооружена усыпальница.





© 2010-2022