Конкурсная работа по литературе родного края

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурсная работа по литературе родного края

____________________________________________________________________

Донецкая общеобразовательная школа I - III ступеней № 144

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики

Урок в 10 классе

Литература родного края

«Все глубже познаю себя,

Все ближе к своему народу»



Подготовила учитель

русского языка и литературы ДОШ № 144

Кипалас Екатерина Сергеевна

т. 050-144-83-09

г. Донецк - 2015

Цели:

углубить знания учащихся о поэзии в современной литературе родного края, познакомить с судьбой и творчеством поэтов Б. Ластовенко и В. Черепкова, показать особенности их поэтического творчества, тематическое разнообразие поэзии;

совершенствовать навыки анализа лирического произведения, развивать логическое и ассоциативное мышление, учить эмоционально воспринимать стихотворения на слух, развивать творческие способности, воспитывать чувство любви к родному краю.

Оборудование:

портреты поэтов, хрестоматия «Современная литература родного края»

Никода Т. Л., Донецк; выставка книг поэтов, фотовыставка картин природы, вопросник к анализу стихотворений /прилагается/, иллюстрации к произведениям /опережающее задание ученику/.

Опережающие задания учащимся:

1. Фотовыставка.

2. Поисковая работа: цитаты и стихи о родине, о народе.

3. Творческая работа - подготовить тезисы к ответу на вопрос «Особенности творчества Бориса Ластовенко».

4. Подготовить выразительное чтение стихотворений.

5. Выразительное чтение стихотворения Б.Ластовенко «Темы».

Учебная деятельность на уроке:

поэтический монтаж, выразительное чтение наизусть, анализ текста, обобщающая беседа, творческая работа - подготовить тезисы к ответу на вопрос «Особенности творчества Бориса Ластовенко», иллюстрации, выступления, доклады, работа со справочной литературой / исследовательская деятельность/, исследования с целью выделения основного.

Меня к добру, как поводырь,

Ведет душа по бездорожью.

В. Черепков

Ход урока


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературы родного края. Это - урок-знакомство. Сегодня мы будем работать с некоторыми произведениями поэтов Донбасса - Владимира Черепкова и Бориса Ластовенко.

  1. Объявление темы и целей урока.

Тема нашего урока «Все глубже познаю себя, Все ближе к своему народу». Вам необходимо будет углубить знания о поэзии в современной литературе родного края, познакомиться с судьбой и творчеством поэтов Б.Ластовенко и В. Черепковым, показать особенности их поэтического творчества, тематическое разнообразие поэзии;

научиться развивать логическое и ассоциативное мышление, анализировать лирические произведения, эмоционально воспринимать стихотворения на слух, развивать творческие способности, воспитывать чувство любви к родному краю.

  1. Работа над темой урока.

  1. Слово учителя.

Нельзя остаться равнодушным, прикоснувшись к поэзии Владимира Федоровича Черепкова. Вечные темы любви и дружбы, жизни и смерти, малой и большой Родины, воспоминания и размышления-все в его стихах, но все решается по-новому, с необыкновенным лиризмом, с большой любовью и добротой.

Тронул куст - и память о доме

Чуть не сшиб смородиновый дух.

День устал, испарившись в истоме,

Даже пес не отгоняет мух.

На земле, охваченной недугом.

Где дышать подчас невмоготу,

Я порой спасательным был кругом -

Не последней вещью на борту.

К счастью, нам не нужно таким образом запоминать Владимира Федоровича: он живет и работает в Киеве, работает заведующим отделом редактирования стенографических материалов и пишет свои замечательные стихи. На суд читателей уже представлены сборники: «Ладонь души» (1991), «Ясинец» (1997), «Добро и зло» (1999), «Верность» (1999). Обратившись к ним, вы найдете ответы на волнующие вас вопросы и непременно будете гордиться тем, что Владимир Федорович - наш земляк.

Поэт приходит в жизнь вместе со своим поколением. Борис Ластовенко принадлежит к первому по-настоящему «мирному» поколению, к тем, кто родился уже после последних залпов войны. Творчество Бориса Ластовенко хорошо известно читателям. Стремительно ворвавшись в литературную жизнь в конце 60-х гг., Борис Ластовенко на протяжении тридцати лет дарит нам возможность наслаждаться высокой поэзией.

2. Поэтическая композиция в исполнении учащихся о жизни и

творчестве поэтов.

1-ый ученик:

Владимир Федорович Черепков родился в апреле 1947 года в Донбассе в городе Артемовске. Родные места навсегда для него остались «островом надежды и любви» и многие его произведения -это признание в любви своей Родине, гордость за нее и людей труда.

2-ой ученик:

Борис Яковлевич Ластовенко родился 25 июня 1946 г. в с. Старомайорское Великоновоселковского района Донецкой области в семье колхозника. Отец ушел из семьи, когда Борис был ещё маленький, а мама умерла. После окончания средней школы работал в родном колхозе. Рос в семье деда и, уверив того в собственной незаурядности, поехал в Москву поступать в Литературный институт им. Горького. Когда дед говорил, что в Москве юношу-крестьянина никто не ждет, Борис уверенно заметил, что в стране есть только два великих писателя: Шолохов и он.

3-ий ученик:

Учился Владимир Федорович Черепков в ОШ №11 города Артемовска, окончил филологический факультет Воронежского педагогического института. Более 20 лет работал учителем, был заместителем, директором ОШ №5. Учитель, новатор, «Отличник народного образования», награжден медалью А. С. Макаренко.

4-ый ученик:

После окончания вуза Борис Ластовенко служил в армии, работал корреспондентом газеты «Комсомолец Донбасса», старшим редактором журнала «Донбасс», руководил донецким областным объединением писателей. Сейчас является редактором отраслевой связисткой газеты «Депеша».

1-ый ученик:

Первый сборник стихотворений Бориса Ластовенко «Осокори» вышел в 1969г., предисловие написал Борис Слуцкий. Страницы сборника открывают читателю горизонты нашей донецкой земли, полны любви к родному краю, где лирический герой впервые увидел небо и услышал родную речь.

О, сколько тишины и теплоты!

Как хорошо брести землею этой,

И собирать высокие цветы,

И складывать большие букеты.

Как здорово распластанным лежать,

Усталым телом землю ощущать,

И с каждым стебелечком прорастать,

И с каждым облачком

Бесследно таять….

Учитель:

Тонкая лирика, воспевающая красоту родной земли, любовь к человеку - общий лейтмотив в поэзии Владимира Черепкова и Бориса Ластовенко. Но нет радости без печали, жизни без смерти, настоящего без прошлого. По-своему преломляется в творчестве В.Черепкова тема Великой Отечественной войны, и это мы видим в его прекрасном стихотворении «Сопка любви».

3. Чтение и анализ стихотворений, помещенных в хрестоматии.

Выразительное чтение и анализ стихотворений из хрестоматии «Современная литература родного края» /сост. Никода Т.Л. -Донецк 2000»

Стихотворения Владимира Черепкова «Сопка любви», «Ладонь души»; стихотворения Бориса Ластовенко «Шахтерский поэт», «Бабушкин подсолнух», «Дождь детства» (стихотворения прилагаются).

4. Вопросы и задания учащимся.

Владимир Черепков. «Сопка любви»

1. Как вы считаете, какие чувства испытывал поэт, когда писал это стихотворение? Укажите тематику данного стихотворения.

2. Как переплелись здесь картины войны и мира, чувства долга, патриотизма и Родины, любви к жизни и готовности за нее умереть. Докажите примерами из текста.

3. Как способствовали этому переплетению композиционные особенности стихотворения? Укажите роль композиционных особенностей произведения.

4. Какие чувства возникли у вас после первого прочтения стихотворения?

5. Как автор относится к тому, что изображает? Какой художественный при ем использует? (контраст). С какой целью?

6. Как вы понимаете слова «Уж если мертвым снятся сны, то значит кто-то держит палец на спусковом крючке войны». Аргументируйте свой ответ.

7. Почему стихотворение называется «Сопка любви»?

8. Сформулируйте основную мысль стихотворения («Я на посту. Я должен»). Какую роль в этой позиции сыграла «Сопка любви»?

Борис Ластовенко. «Шахтерский поэт»

1. Чем наполнены строки этого произведения?

2. Как вы считаете, почему у молодежи далеко в Сибири сердца наполнены уважением к Донбассу?

3. За что, кроме стихов, геологи сказали спасибо шахтерскому краю?

4. Найдите метафоры в тексте и подумайте, зачем их использует автор.

5. Если стихотворение вам запомнилось, то скажите - чем?

Владимир Черепков. «Ладонь души»

1. Чем наполнены строки этого произведения?

2. Почему стихотворение называется «Ладонь души»?

3. Как автор относится к тому, что изображает?

4. Какие чувства возникли у вас после первого прочтения стихотворения?

5. Если стихотворение вам запомнилось, то скажите - чем?

Борис Ластовенко. «Бабушкин подсолнух»

1. О чем эти стихи? Какими чувствами они наполнены?

2. Почему автору становится легче, когда он вспоминает дедушку и бабушку?

3. Найдите слова, подчеркивающие старость бабушки.

4. Чем для нее является подсолнух?

5. В каких еще стихотворениях автор говорит о старости?

Борис Ластовенко. «Дождь детства»

1.Попытайтесь объяснить, почему автор так назвал стихотворение.

2.Какое настроение вызывает это стихотворение?

3.Какова роль знаков препинания в этом стихотворении?

5. Отчет творческой группы, готовившей положение «Особенности творчества поэта Бориса Ластовенко».

1. Ластовенко - последователь пушкинской школы.

2. Поэт создает свой собственный мир, который в отличие от нашего - чуть светлее, добрее и теплее.

3. В стихотворениях поэта присутствуют устойчивые поэтические образы.

4. Язык Ластовенко прост и близок читателям.

5. Основное поэтическое пристрастие - идея родства всего живого, размышления о кровной связи человека, природы, народа, родины.

6. Наиболее сильная сторона творчества - пейзажная и любовная лирика; тема исторического прошлого.

7. Как итог философских раздумий - оптимистический вывод:

…ведь целое лето еще впереди

И долгая осень потом за плечами.

IV. Словарная работа: Лирика - это............

V. Подведение итогов. Заключительная беседа.

1. Что, на ваш взгляд, является источником поэтического вдохновения Владимира Черепкова и Бориса Ластовенко?

2. В чем выражается жизненная позиция авторов в процессе создания своих стихотворений?

3. Какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы читаете стихотворения поэтов?

4. Что заинтересовало вас в поэзии Владимира Черепкова?

5. Какие мысли и чувства появляются у вас, когда вы читаете стихотворения Бориса Ластовенко о нашем крае?

6. Может ли в наше время поэзия противостоять духовности? Обоснуйте свое мнение.

7. Если бы вам предложили проиллюстрировать поэтические строчки В.Черепкова или Б.Ластовенко, какого поэта и стихотворение вы бы выбрали и почему?

VI. Чтение наизусть стихотворения Б.Ластовенко «Темы».

VII. Заключительное слово учителя.

Борис Яковлевич Ластовенко, несмотря на тяжелое детство, на сложные перипетии существования его народа, его страны, он - счастливый человек.

Он постиг Истину. Он понял ее своим умом и услышал собственным сердцем.

Природа, Родина, народ….

Слова в сознанья оживают,

Их не случайно корень «род»

В одну семью объединяет.

Благодарю тебя, судьба:

Я словно пью живую воду, -

Все глубже познаю себя,

Все ближе к своему народу.

Поэзия Владимира Федоровича Черепкова - это стремление изменить мир, сделать добрее каждого из нас, обезоружить зло и остаться «спасательным кругом», когда мы, нуждаясь в помощи, будем обращаться к его стихам.

VIII. Домашнее задание:

1. Выучить наизусть на выбор стихотворение В. Черепкова или Б.Ластовенко.

2. Написать отзыв о стихотворении, которое вы выучили.














Приложения к уроку


«Все глубже познаю себя,

Все ближе к своему народу»









Борис Ластовенко с женой Верой

Конкурсная работа по литературе родного края



Владимир Черепков


Конкурсная работа по литературе родного края


Отчет творческой группы, готовившей положение «Особенности творчества поэта

Бориса Ластовенко»


1. Ластовенко - последователь пушкинской школы.

2. Поэт создает свой собственный мир, который в отличие от нашего - чуть светлее, добрее и теплее.

3. В стихотворениях поэта присутствуют устойчивые поэтические образы.

4. Язык Ластовенко прост и близок читателям.

5. Основное поэтическое пристрастие - идея родства всего живого, размышления о кровной связи человека, природы, народа, родины.

6. Наиболее сильная сторона творчества - пейзажная и любовная лирика; тема исторического прошлого.

7. Как итог философских раздумий - оптимистический вывод:

…ведь целое лето еще впереди

И долгая осень потом за плечами.



Шахтерский поэт

Я вспомнил одну из поездок,
Где восемь парней молодых
Сошлись у костра под созвездием
ночной Кулунды...
Представился каждый, назвался;
Вопрос прозвучал в тишине:
- Откуда, старик?
- Из Донбасса...
И все повернулись ко мне.
Невольное это движенье
Явилось движеньем того,
Что полнит сердца уважение
К Донбассу и людям его.
И вымолвил кто-то:
- Стаханов!
И кто-то добавил:
- Мазай...
- Об этом бы надо стихами, -
геолог из Тынды сказал.
И в ночь, что крылом антрацита
Степной придавила рассвет,
Я выдохнул тихо:
- Анциферов...
Любимый шахтерский поэт.
«Смотрины» читал и «Вельможу»,
О силе и нежности рук...
И медленно, тихо, но всё же
Темнело,
Светлело вокруг.
И солнце явилось не сразу...
Сидели ребята, тихи,
А после:
- Спасибо Донбассу!
Сегодня уже - за стихи.

Борис Ластовенко

Дождь детства

И гром, высказывая мощь,

загрохотал легко, открыто,

как будто бабушка под дождь

несет железное корыто!

Как будто маленький, стою

под намокающей застрехой,

ладошкой маленькой ловлю

струю, стекающую сверху…

Все это было или нет?

И кто же мальчик?..

Неизвестно.

Но - ослепительнейший свет

и гром, как падает железо!

И время видится насквозь,

а в нем деталями живыми:

и гром, и маленькая горсть,

в которой капли дождевые.

Борис Ластовенко





Бабушкин подсолнух

1

Бабушка со старостью не сладит,

но весной, на солнцепеке дня,

хоть одно, а зернышко посадит,

Вырастет подсолнух выше тына,

к добрым людям повернет лицо;

на плетне столетние кувшины

золотой покроются пыльцой.

Бабушка подсолнух поливает,

думает о жизни и судьбе,

доброе, наверно, вспоминает,

если улыбается себе.

Поле, что зовется полем жизни,

убрано умелою рукой,

остаются редкие обжинки,

после них, как видно, на покой.

Слабыми от старости глазами

бабушка в окно не разглядит:

может, не подсолнух, а хозяин

в предвечерних сумерках стоит.

2

Дедушка в белой рубашке,

бабушка в белом платке,

луг, где белеют ромашки,

лодка на светлой реке.

Я оттолкнусь от причала,

я уплыву далеко,

взмахами весел качая

белую тень облаков…

Вот уже не различаю

стадо на белом лугу,

только фигурки печальные

светятся на берегу.

Если случается тяжко,

вспомню в чужом далеке

дедушку в белой рубашке,

бабушку в белом платке.

Борис Ластовенко

Аннотация

Кипалас Екатерина Сергеевна. Все глубже познаю себя, Все ближе к своему народу: Разработка урока в 10 классе. Литература родного края. - Донецк, Донецкая общеобразовательная школа I - III ступеней № 144, 2015. -21с.

В разработке урока «Все глубже познаю себя, Все ближе к своему народу» рассказывается о поэзии в современной литературе родного края, судьбе и творчестве поэтов Б.Ластовенко и В. Черепкова, совершенствуются навыки анализа лирического произведения, развивается логическое и ассоциативное мышление учащихся, развиваются творческие способности, воспитывается чувство любви к родному краю.

Особое внимание уделено поэзии в современной литературе родного края, особенностям поэтического творчества Б.Ластовенко и В. Черепкова, развитию логического мышления учащихся и анализу лирического произведения.

Разработка урока состоит из эпиграфа, целей, основной части (1.Организационный момент урока. 2. Объявление темы и целей урока. 3. Работа над темой урока. 4. Словарная работа.); заключительной части (5.Подведение итогов. Заключительная беседа. 6.Чтение наизусть стихотворения Б. Ластовенко «Темы». 7. Заключительное слово учителя. 8. Домашнее задание), списка использованной литературы.

Данная работа может быть использована на уроках краеведения и литературы.

В работе используются иллюстрации, которые помогают ярко и красочно описать ту или иную картину.





Бабушкины подсолнухи

Конкурсная работа по литературе родного края

Дождь детства

Конкурсная работа по литературе родного края

Шахтерский поэт

Конкурсная работа по литературе родного края





Список использованной литературы



1. Кривцун, А. Крылья Ластовенко // Донбасс. 2011. 25 июня (№ 73). С. 12. - [биогр., творчество, 65-летие поэта. Стих. «Шахтерский поэт»].

2. Нема С. Ладонь души (О сборнике стихов В. Черепкова)//Вперед. - 1991. - 6 мая.

3. Титов В. Строки, рожденные любовью//Вперед. - 2007. - 23-24 мая.

4. Черепков В. Ф. Ладонь души: Стихи и поэмы. - Д.: Ред. - издат. Отдел Донецкого обл. управ. по печати, 1991. - 106 с.































Анкета-заявка участника

Республиканского конкурса "Краеведческий калейдоскоп": Донецкий край в творчестве современных писателей Донетчины"

1.

Фамилия, имя, отчество участника

Кипалас Екатерина Сергеевна

2.

Город/район

Донецк, Пролетарский район

3.

Полное название общеобразовательной организации

Донецкая общеобразовательная школа

I-III ступеней № 144

4.

Должность

Учитель русского языка и литературы

5.

Квалификационная категория

Специалист II категории

6.

Педагогическое звание

Филолог. Преподаватель русского языка и литературы

7.

Педагогический стаж

12 лет

8.

Номинация конкурса

Разработка урока. "Краеведческий калейдоскоп": Донецкий край в творчестве современных писателей Донетчины"

9.

Название разработки

«Все глубже познаю себя,

Все ближе к своему народу»


Вид разработки

урок-знакомство

10.

Электронный адрес участника

School144.ucoz.ua

11.

Контактный телефон

050-144-83-09

12.

Подтверждение разрешения на использование персональных данных



Дополнительная информация об участнике

-



С правилами проведения конкурса ознакомлена и согласна



© 2010-2022