Программа элективного курса От слова к тексту 9 класс

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пере­смотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов. Программа элективного курса "От слова к тексту" рассчитана на 17 часов дополнительных занятий за счет часов школьного компонента для обучающихся 9 класса и направлена на подготовку выпускников для успешного выполнения творческой час...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс «От слова к тексту», 9класс, 2014-2015 учебный год


Пояснительная записка к элективному курсу «От слова к тексту»

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пере­смотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов. Ос­тавшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности.

Наша задача сегодня - разобраться в причинах неуспехов школьников, выде­лить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и ли­тературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хо­рошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.

Данный элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность - залог успешности человека.

Кроме этого элективный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полу­ченных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного по­строения собственного высказывания.

Цель курса:

обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.

Задачи курса:

- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

- формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;

- обучение созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникатив­ной задаче и т.д.

- расширить навыки самостоятельной работы;

- развивать навыки работы со справочной литературой;

- формировать навыки исследовательской работы;

- учить самоанализу, применять знания в практической деятельности.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

  • писать сочинения части С (разные типы);

  • писать сжатое изложение.

Курс составляет 17 часов в год, состоит из двух частей. 1 часть «Сжатое изложение», 2 часть «Сочинение - рассуждение.

Программа носит примерный характер, каждый тематический блок может использоваться, расширяться и углубляться с учетом интересов обучающихся.

тематическое планирование

ЭЛЕКТИВНОГО курса

«От слова к тексту».

9 класс

(17 часов)


Тема занятия

Форма занятий

Виды деятельности

Структура экзаменационной работы в формате ГИА.

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом.

Мини-лекция, практикум

Работа в группах.


Часть 1



Задание С1. Сжатое изложение.

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Сжатое изложение.

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Сжатое изложение.

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Выбор приемов сжатия.

Практикум, изложение

Создание текста, оценивание


Часть 2



Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Презентация,

практикум



Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.1. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.2. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

Презентация, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Учимся аргументировать.

Практикум

Самостоятельная работа

Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоятельная работа

Задание С2.3. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

Презентация, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.3. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Учимся аргументировать.

Практикум

Самостоятельная работа

Задание С2.3. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоятельная работа

Итоговое занятие.

Презентация,

практикум


Работа с тестом


Программа элективного курса

«От слова к тексту»


  1. Структура экзаменационной работы в формате ГИА.

Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

  1. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом.

Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

  1. Задание С1. Сжатое изложение.

Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

4.Задание С1. Сжатое изложение.

Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

5.Задание С1. Сжатое изложение.

Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

6. Задание С1. Сжатое изложение.

Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

7. Задание С1. Выбор приемов сжатия.

Написание изложения.

8.Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему.

Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

9.Задание С2.1. Учимся формулировать тезис.

Понятие тезиса. Этапы выделения тезиса. Учимся аргументировать.

Понятие аргументов. Виды аргументов.

10.Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Варианты выводов в сочинении.

11.Задание С2.2. Сочинение-рассуждение по тексту.

Критерии оценивания. Структура сочинения-рассуждения по тексту.

12.Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Примеры тезисов сочинения. Учимся аргументировать.

Виды аргументов.

13.Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Варианты выводов в сочинении.

14.Задание С2.3. Сочинение-рассуждение по тексту.

Критерии оценивания. Структура сочинения-рассуждения по тексту.

15.Задание С2.3. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Примеры тезисов сочинения. Учимся аргументировать.

Виды аргументов.

16. Задание С2.3. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Варианты выводов в сочинении.

17.Итоговое занятие.

Литература


  1. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. М.: АСТ, Астрель, 2011 г.

  2. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2011 г.

  3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2010 г.

  4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. М.: Эксмо, 2011 г.

  5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. М.: Экзамен.

  6. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ГИА-2014. Ростов-на-Дону: Легион, 2013 г.

  7. Пасичник И.В., Соловьева Т.В. Русский язык. ОГЭ. 9 класс. 20 вариантов.-Березники, 2014 г.

  8. Материалы сайта ФИПИ. fipi.ru/


5

© 2010-2022