- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку: Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги
Конспект урока по русскому языку: Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Белокрылова В.Н. |
Дата | 30.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Тема урока Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги
Тип урока Открытие нового знания
Предмет Русский язык
Класс 7, общеобразовательной школы
УМК «Школа 2100»
Учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. 7 класс.
Мотивация Применение ЭОР, ИКТ, проблемные ситуации, «открытие» новых знаний через
учащихся формулировку учебной проблемы и поиск её решения.
Автор урока Белокрылова Валентина Николаевна
Должность Учитель русского языка и литературы, первой категории
Образовательное Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ с. Красицкое
учреждение
Республика /край Хабаровский край
город/поселение Красицкое
Конспект урока
Цели урока
Ученик должен научиться находить предлог, правильно его употреблять и писать
Задачи урока для учителя
1.Обучить приёмам нахождения предлога, его функции в речи
2.Формировать знания, умения, навыки правильного употребления и написания предлогов
3.Применять полученные знания при выполнении упражнений
4.Создать условия для развития самостоятельности
Задачи урока для учащихся
1.»Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск её решения.
2.Рассмотреть функции предлога и вывести соответствующие правила
3.Применять полученные знания при выполнении упражнений.
Ожидаемые результаты
Предметный: научится применять предлоги в речи и их писать
Коммуникативные: сформируются навыки работы в парах.
Регулятивные: сформируется способность проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Личностные приобретёт навык работать самостоятельно.
Познавательные: научится умению производить рефлексию своей деятельности.
Необходимое оборудование и материалы
ИКТ (проектор, компьютер, экран, ЭОРы), доска, карточки для индивидуальной работы
учебник
Подробный конспект урока
План урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
-
Вводная часть
I. Организация класса. Мотивация учебной деятельности
Цель: формировать умения производить рефлексию своей деятельности
Учитель: Посмотрите на доску и прочитайте стихотворение:
Чтобы день успешным был,
Для себя я всё решил:
Разум свой я подключу,
Мысли думать научу.
Учитель: я думаю, что вы сегодня будете успешными
Установка на деятельность
Включение в работу
II. Актуализация опорных знаний
Цель: повторить сведения о самостоятельных и служебных частях речи
Учитель: каждый должен определить части речи, которые записаны у вас на карточках
Поздняя, поездка, на, седьмой, а, выглянул, наш. внизу, триста, он. в, не, никто. ярко, когда, около, без.
Итог: какие правила помогли выполнить задание?
-Части речи делятся на самостоятельные и служебные
-Самостоятельные части речи выражают грамматическое значение, изменяются, являются членами предложения.
-служебные части речи не выражают грамматическое значение, не изменяются, не являются членами предложения.
Организация работы учащихся, контролирующая.
Самостоятельная работа
-
Основная часть
III.Постановка проблемы
Цель :Создать условия для определения функции предлога
Учитель: Составьте из данных слов словосочетание и предложение
Урок, история, мы, узнали, Сталинградская битва.
С помощью какой части речи вы объединили слова в словосочетания и предложение?
Итак, о чём мы сегодня будем говорить? (О предлоге)
Записываем тему урока: Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги.
А для чего нужны предлоги?
Какова цель нашего урока?
Постановка проблемы, оказание необходимой помощи учащимся
Исследовательская
IV. Открытие новых знаний Цель: определить функции предлога
Упр. 322, 323.
На материале этих упражнений сформулируй определение предлога как части речи, сопоставь своё определение с данным на стр. 195 учебника.
Почему во 2-м абзаце текста определения речь идёт только об именах существительных, местоимениях-существительных и числительных?
Реклама предлога (Сценка. Участники: ученик и ученица)
Ученик, сидя на стуле:
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит -«по»?
Что значит -«за»?
И «за» и «по» - предлоги…»
А хорошо бы ЗА порог
И мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
Вбегает ученица: Что ты, Васечкин, как же ты без предлогов жить-то будешь?
Васечкин: Легко и просто! Самостоятельные части речи я выучил, без служебных обойдусь!
Ученица: Без предлогов даже самостоятельные части речи обойтись не могут! Они используют предлоги в качестве первых своих помощников. Предлоги выражают зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях, а также выражают различные смысловые отношения. Да знаешь ли ты, Васечкин, сколько вообще значений у предлогов? Например у предлога НА - 33 значения, у предлога С - 31 значение.
Васечкин: Столько значений мне совсем не выучить!
Ученица: Ничего, Васечкин, давай начнём с простого.
Васечкин: Ну, всё, уговорила, оказывается, предлог тоже интересная часть речи. Придётся учить!
Упр. 324.
Вывод: Какие отношения могут выражать предлоги вместе с падежными формами?
Сравните ваши выводы с тем, что предлагают авторы учебника.
Чтение правила.
Регулирующая
Открытие новых знаний
Физминутка
V. Физминутка
1.Поднимите вверх правую руку те, кто заботится о своём здоровье.
2.Погладьте себя по голове те, кто сегодня чистил зубы.
3.Погладьте себя по животу те. кто сегодня завтракал.
4.Возьмите себя за нос те, кто не соблюдает режим дня.
Ну, а раз таких нет, мы переходим к следующему заданию.
Регулирующая
-
Заключение
VI.Первичное закрепление
Цель: Применение знаний о предлоге
1. Выполнение упражнений 325, 326.
Итог :На какие разряды делятся предлоги по строению?
Контролирующая, оказание необходимой помощи обучающимся
Практическая работа
VII Самостоятельная работа в парах с самопроверкой
Цель: формировать умение работать в парах, проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Тесты.
Укажите предлог, имеющий пространственное значение
-
А) из-за;
-
Б) для;
-
В) на.
Укажите предлог, имеющий значение причины
-
А) в;
-
Б) из-за;
В) после.
Укажите составной предлог
-
А) по;
-
Б) сквозь;
-
В) в течение.
Работа с ЭОР (Один ученик у компьютера)
Самопроверка
Итог: Кто допустил ошибку? Почему допустили, что сделали неправильно?
Контролирующая, организационная.
Парная работа
VIII Включение нового знания в систему знаний
Цель: применение правила о предлогах
Работа в тетрадях для самостоятельных и проверочных работ (стр.79.упр.1)Анализ текста, работа с таблицей. Взаимопроверка
Контролирующая, оказание необходимой помощи обучающимся.
Практическая работа
4.Рефлексия
IX. Итог урока:
Цель : формировать умения производить рефлексию своей деятельности
Что вас сегодня удивило на уроке?
Регулирующая,
организационная
Аналитическая
X. Домашнее задание. Упр.327, 326 (по выбору)
Планирование
Самостоятельная работа