Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.

Учитель: Мыльникова И.В.


На современном этапе школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки подготовки выпускников средней полной школы, задача которой - предоставить возможность учащимся получить качественное образование. Переход отечественной школы на новые, более свободные формы организации учебного процесса, введение новых учебных планов, введение альтернативных учебников по русскому языку, свобода учителей в отборе содержания учебного материала и методов его преподавания, наличие многоуровневого и дифференцированного обучения, использование инновационных технологий, - все это вызвало необходимость сохранения базового единства образовательного пространства- стандартизация образования.

Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Большой объем теоретических знаний, который должны усвоить учащиеся и дефицит учебного времени диктуют необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально организовать процесс обучения русскому языку.

Переход на новое, более качественное образование затрагивает не только вопрос о смене приоритетов в целевой установке образовательного процесса, но и об изменениях в содержании учебных предметов, методик предметного преподавания.

Обучение и преподавание русского языка как предмета не остается в стороне, когда происходит переход к так называемому компетентностному подходу к построению и оценке образовательного процесса. Именно на уроках русского языка происходит формирование базовых компетенций.

Формирование научного багажа и образовательной практики в области компетентностного подхода не завершено. Отсюда следует, что вопрос о компетентностном подходе к преподаванию русского языка важен, также актуальны исследования реализации компетентностного подхода к преподаванию русского языка.

Мониторинги техники чтения, развития речи (активного словаря) детей, которые проведены учителем, диагностика школьным психологом развития познавательных процессов учащихся все результаты доказывают, что интерес к обучению у школьников падает. Компетентностный подход в преподавании русского языка позволит направить обучение на развитие комплекса качеств обучающихся, необходимых для формирования социальной мобильности ученика, которая проявляется в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях (в области русского языка - это способность обучающихся использовать языковые знания, умения и навыки в различных речевых ситуациях)

КОМПЕТЕНЦИЯ - совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, которые формируются у учащихся в процессе обучения и служат средством достижения цели образования - формирования компетентности. Компетенцию в аспекте специфики родного языка можно понимать как «совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, которые формируются в процессе обучения русскому языку как учебному предмету и которые обеспечивают владение им».



ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ- способность ученика употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТеНЦИЯ - это способность к реальному общению адекватно целям, сферам, ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, это умения и навыки с учетом того, с кем мы говорим, где мы говорим и с какой целью.

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Современный период развития методики преподавания русского языка характеризует обостренный интерес к культуроносной функции языка, к обучению языку как средству приобщения к национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую (этнокультуроведческую) компетенцию, которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира, овладение речевым этикетом.

Итак, только в комплексе реализуя коммуникативную, культуроведческую, языковую и лингвистическую компетенции, можно добиться серьезных результатов в обучении школьников русскому языку, добиться качественного выполнения Стандартов среднего (полного) общего образования.

Анализ результатов выполнения первой части экзаменационной работы в 2009г (написание сжатого изложения свидетельствует о том, что подавляющее большинство учащихся верно понимают основную мысль исходного текста и отражают ее в изложении без искажений, однако вызвало затруднение абзацное членение текста, возникла необходимость учить детей выделять микротемы, учить трем приемам сжатия текста.

Вторая часть экзаменационной работы содержит тестовые задания, целью которых является выявление уровня сформированности практических умений извлекать информацию из прочитанного текста и соотносить ее с информацией, полученной из прослушанного текста.

Третья часть экзаменационной работы- написание небольшого по объему сочинения- рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текста и лингвистическую тему. Понимание проблемы исходных текстов, ее оценка с собственной точки зрения и аргументация с привлечением информации исходных текстов, а также собственного жизненного опыта обнаруживается в 30% работ учащихся. Наибольшие затруднения вызывает у учеников создание собственного письменного текста, необходимость аргументировать высказываемую в сочинении позицию относительно затронутой в исходных текстах проблемы: подавляющее большинство учащихся выбирают версию автора или излагают свою оригинальную версию, но никак это не аргументируют, Наиболее сложным оказалось научить детей писать сочинение согласно заданным параметрам, отраженным в критериях оценивания. Текст написан, а баллов -0. сначала они писали все что угодно, только не то, что от них требовалось, и не могли понять, почему не принимается полет их мысли и самостоятельность суждений.



Очень часто на уроках в старших классах практикую комплексный анализ текста.

На основе связных текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, на их базе формируются навыки порождения текста. Опора на текст позволяет слить воедино процессы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи [1].

Как организуется работа комплексному анализу текста на уроке?

К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Получив текст и задания к нему, ученик определяет тему, идею, анализирует его структуру, лексику, типичные синтаксические конструкции, особенности авторского языка.

Очень важно, что в систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 - 9 классах. Обучающийся, исследуя предложенный текст и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Комплексная работа по тексту предполагает реализацию коммуникативной

(развитие речи), языковой (знание основ языка) компетенций. Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным анализом текста, ребенок учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за тем, как «живет» слово в контексте. Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, ученик развивает и свои умения по созданию связных текстов.

Комплексный анализ текста в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, так как он помогает до конца понять текст и его особенности, грамотно пересказать письменно.

Уроки, где проводится комплексный анализ текста, позволяют активно и в новой для ребенка языковой ситуации формировать коммуникативные умения. В первую очередь это коммуникация с автором текста. Дети учатся быть читателями (умеют понимать текст), стараются понять замысел автора. Задания по комплексному анализу текста помогают отрабатывать коммуникативные позиции слушателя (читателя), критика.

Главный результат работы, которую выполняет школьник в процессе анализа текста, - это способы действий, т. е. умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе комплексного анализа текста полезно проводить следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.

Иногда ученики получают задание прочитать текст дома и предварительно проанализировать его по плану. Памятка «План анализа текста» и сам текст должны быть как дома, так и в классе.



План комплексной работы с текстом (примерные вопросы и задания).

1.Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы - короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимания содержание текста, его языковые особенности.

2.Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.

3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие - на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия, если анализируется текст, имеющий заголовок.)

4. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

5. Какие средства художественной изобразительности используются автором? (Если анализируется художественный текст.)

6.Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)?
Каков способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?

8.Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.

9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?

10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначны.

11. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.,). Какова их роль в тексте?

12. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.

13. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: подробное, или сжатое, или выборочное и т.д.).

14. Произведите на материале текста разные виды разбора.

15. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.





Другой труднейшей проблемой сегодняшнего дня остается проблема облегчения усвоения нового учебного материала, поддержания интереса к предмету. Этого можно достичь только тогда, когда школьник способен добиться успеха на уроке. Не забудем, что требование и запрос современного общества - подготовить выпускника, способного в трудовой деятельности успешно решать поставленные задачи. Этого нельзя добиться, если человек не почувствует «вкус» успеха еще в школе. Только успехи ребенка стимулируют его интерес к предмету.

Чтобы создать условия для успешного учения и развития детей, сущест­вует много методов и приемов. К эффективным методам обучения русскому языку относится метод, который состоит в использовании наглядных посо­бий, которые широко применяются на уроках. Этот метод позволяет учите­лю в деле обучения детей опираться не только на память слухоречевую, которая является менее устойчивой, но и на память зрительную, что в свою очередь дает толчок в развитии памяти моторной (слышу - вижу - правильно пишу).

Существуют разные виды наглядности: иллюстрации, схемы, картины, таблицы, разные виды словарей, лото и другие настольные лингвистические игры, диапозитивы, диафильмы, учебные кинофильмы. В настоящее время учителя начали использовать на уроках наглядность с помощью интерактивной доски. Мне бы хотелось остановиться на таком виде наглядности как опорные конспекты и показать их использование на уроках русского языка при изучении синтаксиса. Как показывает практика, использование опорных конспектов повы­шает эффективность урока, потому что в этой форме скры­ты большие внутренние резервы.

В качестве положительного в использовании опорных конспектов можно назвать следующие моменты: заинтересованность обучающихся такой формой изучения теоретического материала (по конспекту учить проще, материал быстрее и прочнее усваивается), чувство сотрудничества школьника и учителя (если конспект составляется учениками под руководством и с помощью учителя), чувство уверенности, которое рождается у детей, когда они (особенно слабые ученики) знают, что в любой момент, и в классе, и дома, могут посмотреть в справочную тетрадь и проверить себя. Дети (о чем говорилось выше) перестают быть пассивными на уроках. Они начинают мыслить, активно работать, появляется взаимопонимание между учителем и учеником. А это верная формула успеха для ребенка. И "трудный, противный" русский язык становится понятным. Этот момент в работе учителю русского языка нельзя не учитывать, т.к. происходит самое высокое: через обучение - к воспитанию ребенка, воспитанию гордости за себя (я могу!).

Как положительное в использовании ОК надо отметить и следующее: опорные конспекты дают возможность успешно организовать повторение как итоговое, так и пропедевтическое (вводное).

В мире все взаимосвязано (единство и борьба противоположностей), и рядом с "плюсами" этой методики, безусловно, существуют и "минусы".[12] Самый большой "минус", как считают некоторые педагоги, в том, что работа по опорным конспектам не улучшает орфографическую грамотность. Основная трудность в усвоении орфографии - формирование навыка на ос­нове правила, а эта работа поэтапная и кропотливая, требующая достаточного количества навыкообразующих упражнений. Именно путем много­кратного повторения определенных условий происходит становление языковых явлений и навыков.

Однако, как показывает опыт, эту проблему можно решить в определенной мере, если ОК использовать в качестве ориентировочной основы при поэтапном формировании умений и навыков. Возможна и "блоковая" подача нового материала, но учитель, знающий класс, способности детей, уровень развития памяти вправе выбрать поэтапное знакомство с новым материалом на базе ранее изученного.

Создание на уроке проб­лемной ситуации помогает перейти к работе над опорным конспектом. При этом уместно использовать и традиционные методы объяснения нового материала: слово учителя, эвристическая беседа, самостоятельная работа по материалу учебника. Одновременно проводится и словарная работа с новыми терминами. Следствием такого сотрудничества учите­ля и детей на уроке есть «рождение» опорного конспекта.

Необходимо сказать о «цветовом» оформлении конспекта. Дети зара­нее предупреждены о работе тремя цветами: красным (выделяем самое главное по смыслу), синим (теоретические сведения, важные для понимания), зеленым (этим цветом записываем примеры, иллюстративный материал). Хочется отметить, что цвет - очень важная характеристика ОК, это позволяет школьникам легче ориентироваться в записях, мгновенно находить отдельные звенья опорного конспекта. Например:

ОК-1

Способы подчинительной связи в словосочетаниях.



1.

СМетодическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.ОГЛАСОВАНИЕ
какой?

лучший друг

Р.Ч.П.

Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.

2.

УМетодическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.ПРАВЛЕНИЕ
о чем?

говорить о мечте

П.

Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.

3.

ПМетодическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.РИМЫКАНИЕ
как?

учиться хорошо

по смыслу

Методическая копилка. Обобщение опыта работы по русскому языку в 9 классе.







После составления на уроке учителем и обучающимися ОК возникает необходимость формировать у детей умение быстро ориентироваться в нем, видеть взаимосвязи между частями ОК. Кроме цвета, как было сказано выше, используются на уроке различные приемы: индивидуальные ответы с опорой на конспект, взаимопроверка в парах, лингвистическая викторина, разгадывание лингвистических кроссвордов и т. д.

Выбор приема зависит от особенностей теоретического материала. «Озвучен» на уроке может быть не только весь конспект, но какое-либо звено этого конспекта (учитываем цели урока). Может быть усложнено задание, например, рассказать о способах подчинительной связи в словосочетаниях (8кл) с использованием своих примеров (не пользоваться примерами конспекта). Считаю, что составление и запись в справочной тетради образцов рассуждений (алгоритмов) по опорному конспекту помогает детям перевести эти знания в навыки. На этом этапе работы важно проговаривание, поэтому учитель сам показывает образец рассуждения. Необходимо обратить внимание школьников на форму высказывания (монологическая речь научного стиля)

В это время в поле зрения учителя должны быть следующие задачи:

Обучающийся многократно в разных языковых ситуациях проговаривает правило и, тренируя органы речи, усваивает учебный материал (включены разные виды памяти).

Эта тренировка способствует развитию монологической речи книжного стиля,

В результате такой тренировки достигается понимание причинно-следственных отношений внутри языкового явления, следовательно, развивается мышление ребенка

Следует отметить, что объединение теоретического материала в несколько блоков дает возможность учителю высвободить больше учебного времени для закрепления новых знаний, а также для формирования и закрепления на их основе новых навыков. На этом этапе работы важны упражнения аналитического и синтаксического характера. Как утверждал в «Великой дидактике…» Я.А.Каменский, « …полное понимание вещи заключается в понимании всех ее частей: что такое каждая из них и зачем она существует».[10]

В этих целях в конце каждого урока учитель предлагает разные виды самостоятельной работы, которые будут наиболее экономны по времени и более эффективны по результатам: тесты, буквенные, цифровые, графические диктанты, сигнальные карточки. Можно широко использовать самопроверку, взаимопроверку с использованием «ключа». Таким образом, не только учитель, но и сам обучающийся может контролировать учебную деятельность, что является залогом успешного обучения.

Опорные конспекты эффективно используются на этапе знакомства и закрепления учебного материала, но значительную помощь ОК может оказать на этапе повторения и обобщения по теме. Успешно в это время на уроках используются различные тренажеры, что помогает успешно овладевать языковым разбором и синтезом. На этой основе у детей формируются навыки связной речи и грамотного письма.

Следует обратить внимание на то, что ОК - это не игра в эффективность, не самоцель, а одна из форм работы на уроке, дающая неплохие результаты. Каждый учитель, используя метод опорных конспектов, сможет найти тот способ общения со школьниками на уроке, который позволит облегчить ему преподавание с лучшими результатами, а ученику подарит радость успеха, радость открытия.


© 2010-2022