- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока русского языка Я к Вам пишу
Технологическая карта урока русского языка Я к Вам пишу
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тедеева Л.П. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Синтаксис и пунктуация".
Учитель: Баранова А.Г.
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5
3. Автор УМК:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская «Русский язык», 2010г.
4. Тема урока: "Синтаксис и пунктуация".
5. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
6. Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"
7. Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"( основные понятия синтаксиса: словосочетание, простые и сложные предложения, члены предложения, однородные члены предложения, обращение, интонация, постановка знаков препинания на письме);
развивающие: развивать интерес к предмету, развивать память и мышление, развивать умение формулировать проблему, развивать речь;
воспитательные: воспитывать в обучающихся стремление к изучению правил постановки знаков препинания, формировать ценностное отношение к слову,создание благоприятной атмосферы уважения и сотрудничества.
8. Планируемые результаты:
предметные:
знать: основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах , при обращении, в сложных предложениях;
уметь: опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?;)
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, оформлять свои мысли в устной форме, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Основные понятия темы: знаки препинания, синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложение, члены предложения ( главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, синтаксический и пунктуационный разбор.
10. Межпредметные связи: литература.
11. Ресурсы: ПК, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки с заданием.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Цель этапа, УУД
1.
Организационный
Цель: подготовка ребят к работе на уроке.
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. Проверяет домашнее задание через выявление затруднений обучающихся, возникших в ходе его выполнения.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Проверяют домашнее задание
Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
УУД: личностные, коммуникативные
2.
Постановка цели и задач урока. мотивация учебной деятельности обучающихся.
Цель:
- включение обучающихся в деятельность;
-постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений.
Выдвигает проблему, предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу высказываний
( Слайд № 1). Подводит их к формулированию темы, цели, постановки задач урока ( Слайд № 2)
Комментируют высказывания русских писателей о знаках препинания; объясняют постановку знаков препинания в предложениях; составляют схему предложений в тетради
( один ученик - у доски). Соблюдают интонацию при чтении предложений. Делают выводы о необходимости знаков препинания в тексте. Называют тему урока:
" Синтаксис и пунктуация".
Цель: планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция(Р) Формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации. Умение оформлять свои мысли в устной форме (К)
3.
Актуализация знаний.
Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Предлагает вспомнить все пунктограммы, изученные в разделе " Синтаксис и пунктуация". Организует фронтальный опрос.
Организует работу по заданию " Закончи предложение..." ( Слайд № 3).
Фронтальная работа.
Отвечают на вопросы.
Актуализировать знания детей по теме«Синтаксис и пунктуация»
УУД: Регулятивные
Коммуникативные
4.
Обобщение и систематизация знаний.
Цель: усвоение обучающимися правильной постановки знаков препинания.
Проводит лексическую словарную работу
( Слайд № 4).
Определяют лексическую связь между словами, делают выводы об одинаковых корнях слов. Определяют значение слова в контексте.
Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятель-ности; анализ, срав-нение, обобщение, смысловое чтение ( П).
Организует " Пунктуационную зарядку" и работу в группах по рядам. ( Приложение № 2)
Работают в группах по "Визитным карточкам": отгадывают загадку, о каком знаке препинания идет речь и называют пунктограммы, в которых этот знак препинания употребляется.
Контроль, коррекция, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруд-нения (Р). Моделирование, преобразование объекта ( предложение - в схему) (П).
5.
Применений знаний и умений в новой ситуации.
Цель: отрабатывать навык постановки знаков препинания.
Физминутка.
Организует работу по сравнению и обобщению предложений. ( Слайд № 5. Упражнение 1)
( Слайд №6). Упражнение 2.
Организует индивидуальную работу ученика у доски с УПРАЖНЕНИЕМ № 3 (Приложение 3)
Проверяет умение обучающихся слушать интонацию учителя при чтении, применять правила постановки знаков препинания, соотносить с соответствующей схемой предложения. Приложение № 5.
Организует физминутку.
Прочитывают хором, соблюдая интонацию; сравнивают предложения по цели высказывания и структуре, дают характеристику; расставляют знаки препинания и объясняют их постановку. Составляют и записывают в тетрадь схему первого предложения.
1. Выделяет грамматическую основу, строит схему, объясняет выделенные орфограммы.
2. Работает над постановкой знаков препинания при однородных членах.
Все: анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски.
Слушают прочитанные учителем предложения и показывают карточку - схему данного предложения.
Выполняют физминутку.
Умение оценивать действие одноклассников (К).
6.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Цель: коррекция знаний
Организует парную работу.
Организует взаимопроверку работ.
1 вариант: самостоятельно на карточках озаглавливают текст, определяют тему, основную мысль текста.
2 вариант: выполняют синтаксический разбор выделенных предложений, составляют схемы, объясняют постановку знаков препинания.
Консультируют, оценивают и комментируют. Все сдают листы контроля учителю на проверку.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование ( Р). Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П).
7.
Рефлексия учебной деятельности.
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. (Слайд № 7)
Оценивает работу на уроке.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Умение оценивать действия одноклас-сников (К).Самооценка(Р)
8.
Домашнее задание
( записано на доске).
Комментирует дифференцированное ДЗ .
Записывают ДЗ в дневники.
Слайд 1. К.Г.Паустовский: "Знаки препинания держат текст и не дают ему рассыпаться".
А.П.Чехов:"Знаки препинания служат нотами при чтении".
Слайд 2: Словарная статья слова "Нота".
Нота - 1). Графический знак, который изображает музыкальный звук. 2). Оттенок, тон речи, выражающий какие-нибудь чувства.
А тон речи - это интонация, манера произношения.
Слайд 3: Закончи предложение....
синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются....
словосочетание -это....
словосочетание состоит из....
предложение - это.....
по цели высказывания предложения бывают...
по интонации предложения бывают...
по составу предложения бывают..
простое предложение - это...
сложное предложение -это...
Слайд 4: Знаете ли вы, что.... знаки препинания, пинать, пнуть, запятая, препятствие, имеют общее значение остановки. Чтобы поставить запятую, нужно пнуть пером в бумагу. Точка, ткнуть - однокоренные слова. " Вот тут-то и запятая".
Слайд 5: Упражнение 1.
1). Ребята, а вы знаете историю знаков препинания?
2). Ребята нашего класса знают историю знаков препинания.
Слайд 6: Упражнение 2.
1). У последней точк.. на послед... строчк... собралась к...мпания знаков препинания.
2). Учитель объяснил постановку таких знаков препинания запятой тире двоеточия.
Слайд 7: Рефлексия, итог урока.
Какой раздел лингвистики мы сегодня повторяли?
Какие пунктограммы повторили?
Какие задачи ставили и достигли ли цели урока?
Мне понравилось потому что..
Мне не понравилось, потому что....
Приложение 2. Карточки для работы в группа".
Словам раскрывают объятья:
- Ждем вас в гости, милые братья.
Всегда подслушать норовят,
То, что другие говорят
На крохотное ушко
Похожа завитушка
Выйдет на дорожку -
Всем подставит ножку.
Мной кончается рассказ.
Значит я важнее вас!
Ляжет палочкой на строчку
- Проходите по мосточку.
Я важней чем запятая:
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Вечно думаю над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца!
Стоят три кумушки рядком.
Ведут беседу,
Но - тайком,
Какими-то далекими туманными намеками.
Словам раскрывают объятья:
- Ждем вас в гости, милые братья
Приложение 3:
Упражнение 3. Расставь знаки препинания в предложении, выделить грамматическую основу, построить схему, объяснить выделенные орфограммы.
Люди обрывают ягоды рябины после заморозков, когда ягоды приобретают горьковатый вкус.
Большая туча прорвалась, и полил дождь.
ДЗ на доске