«Современные подходы к преподаванию литературы в условиях введения и реализации ФГОС ООО»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Современные подходы к преподаванию литературы в условиях введения и реализации ФГОС ООО»

Основная цель современного образования - воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся.

Главная задача учителя русского языка и литературы - не только дать определённую сумму знаний, но также и показать практическую ценность знаний в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

В 5-6 классах современные стандарты предусматривают на изучение литературы 3 часа в неделю. Это оказывает положительный эффект, так как в пятом классе закладываются основы литературоведческой науки, понимания текста, основы по развитию речи. В последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению. Поэтому, ведущей проблемой уроков литературы в 5 классе является привлечение внимания к книге.

Ученики данной возрастной категории активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения, анализа текста способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Анализ учебных текстов 5-6 классов показывает, что большинство из них имеют объем до 2-2,5 страниц, тогда как, например, ученик 5 класса способен активно усвоить 3/4 страницы.

Сложными для учащихся являются учебные тексты по теории литературы. В них раскрывается предметно-понятийное содержание знаний, значительную часть которых составляет информация высокого уровня абстрактности и обобщенности. Они включают характеристику понятий, законов и закономерностей, жанрово-стилевые характеристики и т. д. Понимание таких текстов предполагает осуществление сложной системы операций. При чтении ученик мысленно воспроизводит содержание текста, реконструирует его. Происходит обобщение того, что в тексте представлены в развернутом виде, конкретизация, детализация того, что представлено в более общем виде, замена одного содержания другим, близким по значению, объединения частей текста, выявление ключевых слов, облегчающих установление связей между новой информацией с базисными знаниями и через них с той реальностью, которая составляет предметное содержание текста ( Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966. - 168 с.).

Педагогические наблюдения за учебным процессом показали, что большинство учащихся при обработке произведений не применяет соответствующих теоретических понятий, не раскрывает авторского отношения к событиям и героям произведения. Этот факт является результатом недостаточного усвоения биографических и теоретических статей учебников.

Благодаря третьему часу литературы в пятом классе наряду с разделами «Фольклор», «Литературные сказки», в 5 классе изучаются «Автор, тема, герой художественного произведения», «Тема детства и родной природы в произведениях художественной литературы» и т. д.

Виды работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.

Литература готовит к тому, чтобы сдать сочинение, которое является допуском к единому государственному экзамену. Написание сочинения в рамках ЕГЭ позволяет полноценно подобрать аргументы при выполнении 25 задания части C. Более подробное изучение литературы позволяет выполнить задание 24, в котором нужно определить средство выразительности языка.

Единственное замечание - это выбор УМК. Установлено, что большая часть задач в учебных текстах имеет репродуктивный характер. Как недостаток отмечено отсутствие задач, направленных на развитие читательских и предметных компетенций учащихся.

Современный учебник должен содержать базовый минимум информации, необходимый в соответствии со стандартом образования. Также учебник должен ориентировать и учителя, и ученика на поиск дополнительной информации, которую никакой учебник сегодня вместить в себя не может. Особенно это важно для тех ребят, которым предмет нравится, по которому они будут сдавать ЕГЭ, которые дальше мыслят себя в этой области и желают в дальнейшем продолжать свою деятельность и учебу.










© 2010-2022