Конспект урока по русскому языку 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку


Фразеологизмы как средства языковой выразительности.

Цели: закрепить умение находить фразеологизмы в тексте, правильно использовать фразеологические обороты в речи;

различать свободные сочетания слов и фразеологические обороты;

соблюдать в практике речевого общения основные нормы в употреблении фразеологизмов

в соответствии с их лексическим значением;

Ход урока

1. Оргмомент. Целеполагание.

2. Слово учителя.

-- Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, постоянные по своему составу и значению,

воспроизводимые в речи как готовая единица.

По структуре фразеологизмы могут представлять собой словосочетания (сесть в калошу, без царя в голове) или предложения (бабушка надвое сказала, когда рак на горе свистнет).

Фразеологизмы, как и слова, могут быть охарактеризованы с точки зрения их значения

(однозначные и многозначные).

Считать ворон- 1) быть невнимательным

2 ) бесцельно проводить время, лодырничать

Сходить с ума- 1) терять здравый рассудок

2) делать глупости

3) сильно увлечься кем-либо или чем-либо

Синонимия фразеологизмов.

Иногда фразеологизмы различаются и своими смысловыми оттенками.

Задание: какими смысловыми оттенками различаются данные фразеологизмы?

Бить баклуши - сидеть, сложа руки

Давать жару (ругать) - читать нотацию (поучать)

Вывести на чистую воду - сорвать маску, выставить на свет

Фразеологические синонимы имеют стилистическую окраску (по преимуществу это окраска или разговорная, или книжная).

Нейтральным синонимом к фразеологизму, чаще всего является слово.

Задание: заменить стилистически окрашенный фразеологизм нейтральным словом, как изменилась при этом окраска предложения?

Обвести вокруг пальца (разг.) - ( обмануть)

Спустя рукава (разг.) - ( небрежно)

Держать в черном теле (разг.) - ( притеснять)

Привести к присяге (книжн.) - ( присягнуть)

Испытывать нужду (книжн.) - ( нуждаться)

Омонимия фразеологизмов.

Протянуть руку- 1) просить милостыню

2) просить помочь

На память- 1) наизусть

2) для того, чтобы помнить, не забывать

Курам на смех- 1) крайне бессмысленно

2) совсем мало

Антонимия фразеологизмов.

Семи пядей во лбу (умный) - пороха не выдумает (глупый)

Кровь с молоком (румяный) - ни кровинки в лице нет (бледный)

-2-

Фразеологизмы обладают большими выразительными возможностями.

Выразительность фразеологизмов определяется:

  • их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята);

  • отнесенностью многих из них:

а ) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши);

б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока - торж., золотые руки - одобр.) или с отрицательной эмоционольно-экспрессивной окраской (без царя в голове - неодобрит., мелкая сошка - пренебрежит., грош цена - през.)

Роль фразеологизмов в тексте

Использование фразеологизмов позволяет:

- усилить наглядность и образность текста:

Вперяю взор бессильно жадный:

Везде кругом сырая мгла.

Каким путем нить Ариадны

Меня до бездны довела? (В.Я.Брюсов);

-создать нужную стилистическую тональность (торжественности, возвышенности или сниженности):

Я был везде: у черта на куличках,

От родины за тридевять земель ( М.А.Дудин);

«Караул! Грабят!»- кричала во всю Ивановскую Клавдия. (В.М.Шукшин);

-более ярко выразить отношение к сообщаемому, передать авторские чувства и оценки:

Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств. (Из газет)

Фразеологизмы как средство языковой выразительности широко используются во всех стилях речи, кроме официально-делового.

Тренировочные упражнения.


Задание1. Прочитайте предложения. Выделите и выпишите фразеологизмы. Дайте толкование их значения. С какой целью они используются авторами?

1) Дядюшка был в восторге от учтивости молодого графа и превозносил до небес молодое поколение офицеров. (Л.Н.Толстой)

2) А сама участница безвыходно сидит в это время дома и работает не покладая рук, дабы не обмануть ожиданий Москвы, - без конца выбирает, что петь, с утра до вечера пробует голос, разучивает то то, то другое. (И.А.Бунин)

3) Он с молоком матери впитал убеждение, что чужой земли на свете не бывает. (А.И.Куприн)

4) «Хватит! Ты не хитри, не плачь тут и зубы нам не заговаривай. Говори прямо: зачем приехала?» (М.А.Шолохов)

Задание2. Определите, какой художественный прием (гипербола, литота, сравнение, метафора) лежит в основе данных фразеологизмов.

Гореть на работе, вылететь в трубу, хватать с неба звезды, убить двух зайцев, подливать масла в огонь, глуп как пробка, соловьем поет, как гром с ясного неба, крутится как белка в колесе, из кожи вон лезет, мрут как мухи, сыт по горло, ростом с Ивана Великого,

-3-

стрелять из пушки по воробьям, грош цена в базарный день, капля в море, как за каменной стеной, нашла коса на камень.

Задание3. Какие фразеологизмы подверглись авторской обработке в следующих предложениях? В чем заключается авторское преобразование фразеологизмов?

Для каких целей, на ваш взгляд, это необходимо?


  1. На свою неволю он (дрозд) давно махнул лапой. (А.П.Чехов)

  2. С тех пор, как я принял начальство, может быть, вам покажется даже невероятным, все, как мухи, выздоравливают. (Н.В.Гоголь)

  3. У одного в особенности есть какой-то давнишний зуб на другого. (Ф.М.Достоевский)

  4. «У меня еще полгода впереди, а кур по осени считают». - «Кур по осени будем считать, а выработку - ежедневно», - резко сказал Давыдов. (М.А.Шолохов)



ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ


Цели: сформировать у школьников представление о пословицах и поговорках как о средстве языковой выразительности;

придать особое значение пониманию богатства и выразительности пословиц и поговорок, меткости, точности, образности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла;

привлечь внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова;

обогащать и активировать словарь учащихся;

развивать устную и письменную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность;

«Пословица - всем делам помощница»

«Имеешь ум - следуй за умом, нет его - следуй за пословицей».

«А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! И что за золото!»

(А.С.Пушкин)

«Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много».

(Л.Н.Толстой о русских пословицах)

1.Краткая историческая справка о пословицах и поговорках.

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. В краткой, меткой и образной форме они отражают жизнь, историю, запечатлевают события. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.

Некоторые пословицы и поговорки дошли до нас в произведениях древнерусской литературы 11-12 вв.: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет». Лишь со второй половины 18 века сборники пословиц и поговорок стали печататься Самым известным и непревзойденным составителем является В.И.Даль.

Рассказ учителя о В.И.Дале (1801-1872).

(Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. В.И.Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат В этих слоях, по его мнению, рождаются самые глубокомысленные народные изречения. Больше тридцати лет он всюду по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки.)

2.Наблюдение над языковыми особенностями пословиц и поговорок (рифма, синонимы, повторение одинаковых слов, сравнительные обороты, просторечные и диалектные слова)

-4-

Обратить внимание на художественную форму пословиц и поговорок. Они кратки, в них нет ничего лишнего, по своему складу речи напоминают маленькие стихотворения: в них прослеживается правильное чередование ударных и безударных слогов в каждой из рифмующихся частей пословицы (ритм), например: «Стрелял в журавля, а попал в воробья», «Грибов ищут - по лесу рыщут».

«Сбил, сколотил - вот колесо,

Сел и поехал - ах, хорошо.

Оглянулся назад -

Одни спицы лежат».

Рифма: За правое дело стой смело; знали, за что били, потому и победили.

Дружно не грузно, а врозь, хоть брось.

Ни то ни се кипело, да и то пригорело.

Синонимы: Не спеши языком, торопись делом; Сбил, сколотил - вот и колесо. И криво, и косо, и на сторону;

Антонимы: Ученье - свет, а неученье - тьма; Старый друг лучше новых двух; Маленькое дело лучше большого безделья;

Повторение одинаковых слов: За добро добром и платят; Век живи, век учись.

Сравнительные обороты: Ласковое слово, что весенний день.

3.»Найдите начало и конец пословицы».

Образцы карточек.

Карточка № 1. Карточка№2

Ласковое слово Сам пропадай

От того и наберешься А честь смолоду

Чужим умом Любишь кататься

И весна не мила Что вешний день

По платью встречают Ученье свет

Люби и саночки возить Один раз отрежь

Карточка №3 Карточка №4.

Волков бояться Птица красна пением

А товарища выручай Неученье - тьма

На чужой стороне Семь раз отмерь

Век не проживешь В лес не ходить

Старый друг Так не будет и скуки

Карточка №5. Карточка №6

С кем поведешься Не сиди сложа руки

Лучше новых двух Всегда пригодится

А по уму провожают А человек умением

Грамоте учиться Коли в семье лад

Не надобен клад Береги платье снову

Задание: составить собственные пословицы на тему школьной жизни.

(Будешь много читать - будешь много знать. Чтобы хорошо учиться, нужно не лениться. Каков ученик - таков и его дневник. Покажи свои тетради, и я скажу, кто ты.)

Задание: написать сочинение на основе той или иной пословицы.


  1. Восстановить свойственную пословицам конструкцию (форму).

(Ряд пословиц предлагается в литературном виде).

Если ты любишь смородину, то люби и оскомину.

(Любишь смородину, люби и оскомину).

-5-

Хоть он и мягко стелет, но жестко спать.

(Мягко стелет, жестко спать).

Если ты хочешь есть калачи, то не сиди на печи.

(Хочешь есть калачи, не сиди на печи)

5.Определить, все ли данные пословицы соответствуют заданной теме.

Про лентяя:

1.Люди пашут, а он руками машет.

2.на чужой каравай рта не разевай, но пораньше вставай да сам добывай.

3.День гуляет, два больной, а на третий выходной.

4.Словами и туда и сюда, а делом никуда.

5.Как волка ни корми, все в лес глядит.

Про ум, ученье:

1.Корень учения горек, да плод сладок.

2.Правда в воде не тонет, в огне не горит.

3.Человек неученый, что топор неточеный.

4.Не зная броду, не суйся в воду.

5.По платью встречают, по уму провожают.

6.Определите, о чем эти пословицы. Подумайте, в каких случаях они употребляются.

  • Если бы на горох не мороз, он давно бы через тын перерос.

  • Из песни слова не выкинешь.

  • Как аукнется, так и откликнется.

  • Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • Рыбак рыбака видит издалека.

  • Я про сапоги, а он про пироги.

  • Готовь летом сани, а зимой телегу.

7. Сопоставительный анализ пословиц и поговорок (семантический, структурный)

Пословица - это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль.

Пословица - это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль (или изображается что-то), а во второй части делается вывод, дано заключение.

Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь», «Добрые вести не лежат на месте».

Поговорка - это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения. Это не целое предложение. В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства.

Например: «Чудеса в решете», «Шито-крыто», «И нашим и вашим»

Недаром говорится: «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка».

Поговорка очень близка к пословице. Резкой границы между ними нет.

Задание: преобразуйте поговорки в пословицы, добавив новые слова и сделав перестановку.

Поговорки Пословицы

Чужими руками жар загребать. (Легко чужими руками жар загребать.

В ступе воду толочь. В ступе воду толочь - вода будет.

И нашим и вашим. И нашим и вашим за копейку спляшем.

Шито-крыто. Шито-крыто, а узелок - то тут.

Чудеса в решете. Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.)

Задание: определить, пословицы это или поговорки.

Хороша кашка, да мала чашка.

После драки кулаками не машут.

Работать с огоньком.

Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

Ни к селу, ни к городу.

Без обеда не красна беседа.

Как с гуся вода.

Задание: объяснить переносный смысл пословиц.

Я про сапоги, а он про пироги - отсутствие взаимопонимания.

Шила в мешке не утаишь -

Что посеешь, то и пожнешь -

Лес рубят - щепки летят -

Купил кота в мешке -

Из пушки по воробьям не стреляют-

-Многие выражения из произведений наших писателей по краткости и меткости своей стали пословицами. Они перешли в устную речь.

Д/з: Найти пословицы и фразеологизмы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг», в баснях И.А.Крылова «Квартет», «Кот и повар», «Волк на псарне», сказках А.С.Пушкина.


© 2010-2022