Рабочая программа по литературе для 7 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________________

Протокол №____

от «____» августа 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

_________ Гайнутдинова Н.Р.

«_____» ____________ 2015 г.


«Утверждаю»

Директор школы

____________ Мифтахов А.В.

Приказ № _____

от «_____» _________ 2015 г.



Рабочая программа

по литературе

для 7 класса



МБОУ «Камско-Устьинская татарская средняя

общеобразовательная школа»

Камско-Устьинского муниципального района

Республики Татарстан


Учитель Айсина Альбина Шагитовна


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № ____

от «_____»____________ 2015 г.

2015-2016 учебный год

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Класс: 7

Учитель: Айсина Альбина Шагитовна

Кол-во часов: всего-70;. в неделю-2

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы татарской средней образовательной школы «Русская литература. 5-11 классы татарских школ» под редакцией М.Г.Ахметзянова. Казань, издательство «Магариф», 2009

учебник М.Г.Ахметзянов, Т.В.Воронцова, Г.А.Голикова, Г.Х.Ахбарова, Т.А.Карпеева «Русская литература. 7 класс» Казань: Магариф, 2007.

Дополнительная литература: 1. Приложение к газете «1 сентября», Москва,Издательский дом «1 сентября» (последние издания)

2.«Открытый урок»: материалы фестиваля педагогических идей, Москва, Издательский

дом «1 сентября», 2013.











Пояснительная записка.

Статус документа.

Данная программа составлена на основе следующих документов:

-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273

- БУП-2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 года

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года, № 1089;

- Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы «Русская литература» под редакцией М.Г.Ахметзянова. Казань, издательство «Магариф», 2009

- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан от 26.12.06. № 5123/6

-Приказ Министерства образования и науки РТ от 9 июля 2012 года № 4154/12 « Об утверждении базисного и примерных учебных

планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования

- Учебный план МБОУ «Камско-Устьинская татарская средняя общеобразовательная школа»

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в

образовательных учреждениях, реализующих программы среднего( полного) общего образования и имеющих государственную

аккредитацию на 2013- 2014 учебный год, утвержденного приказом Мо и НРФ от 19.12.12 № 1067;

-СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общественных

учреждениях»(утверждены постановлением главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189, зарегистрированным в

Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный номер 1993)

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Содержание программы

Программа представляет собой систематический курс школьного литературного образования. В нее включены высокохудожественные произведения русской и зарубежной классики, сохранившие обще­человеческое значение. Отбор художественных произведений был сделан на основе следующих критериев: высокий художественный уровень произведений, их познавательное и воспитательное значение; общественное и литературное значение произведения для времени его написания и для нашего времени; доступность произведений школь­никам; интерес учащихся к произведениям.

Основное содержание программы составляют произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Н. С. Леско­ва, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толсто­го, А. П. Чехова, С. А. Есенина, ранее изучавшиеся в школе. Многие произведения этих авторов впервые включены в программу. Широко представлена в программе поэзия В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фе­та, А. К. Толстого, А. Н. Майкова. Зна­чительное место в программе занимают произведения Л. Н. Андреева, А. П. Платонова, Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, Е. И. Носова, К. Г. Паустовского и других писателей, которые изучаются как в средних, так и в старших классах.

Концентрически-хронологическое расположение материала в программе 7 класса позволяет знакомить учащихся с произ­ведениями указанных авторов на каждой ступени литературного образования. Крупные эпические произведения программа рекомен­дует изучать в сокращении либо отдельные главы.

По-новому решается проблема изучения зарубежной литературы, с которой учащиеся знакомятся в течение всех лет обучения в школе.

Программа 7 класса включает ряд разделов: устное народное творчество; древнерусская литература; русская литература XIX века; русская литература XX века, литература народов России; зарубежная литература.

Художественные произведения распреде­ляются по 3 рубрикам: 1) для чтения и изучения, 2) для обсуждения, 3) для внеклассного чтения. Изучение произведений, включенных в первую рубрику, сопровождается разнообразными упражнениями и творческими работами, направленными на углубление восприятия и оценки, развитие умений и навыков. Поэтому изучению этих произве­дений целесообразно отводить большую часть учебного времени. Про­изведения, включенные во вторую рубрику, подробно не разбираются; их можно обсудить в ходе беседы. Произведения, рекомендованные для самостоятельного чтения, можно обсудить как на специальных уроках, так и на индивидуальных и групповых консультациях.

При построении курса учитель может переносить произведения из одной рубрики в другую, устанавливать последовательность и разра­батывать методику их изучения. В программе содержатся элементарные сведения по теории лите­ратуры, которые учащиеся усваивают в процессе работы над художе­ственным произведением.

Программа не предполагает глубокого изучения биографии пи­сателя учащимися, учитель использует только те биографические сведения, которые способствуют углубле­нию восприятия учащимися идейно-художественного содержания произведения.

Программа определяет основные требования к знаниям и умениям учащихся, согласно которым они должны уметь: характеризовать и оценивать главных героев про­изведений по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуаль­ное, объяснять значение деталей портрета; сопоставлять и оценивать героев одного произведения; объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним; давать оценку изученным произведениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического язы­ка; определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов и жанров; пересказывать (подробно, кратко, выборочно) эпическое произведение; давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; писать сочинения; выразительно читать; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним и экранизациями.

Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их чита­тельского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литера­туры, своеобразной по своей художественно-эстетической системе.


Цели и задачи изучения русской литературы

Задача курса - познакомить учащихся татарских школ с образ­цами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников инте­рес к русской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Эти задачи определя­ют, в свою очередь, цель преподавания русской литературы в татар­ской школе - становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной по­зицией.

Достижение этой цели возможно только при умелой организации глубокого и вдумчивого чтения. Только на основе чтения и нравственно-эстетической направленности изучения художественных произве­дений развиваются эстетические чувства, обогащается духовный мир ученика, укрепляется потребность в постоянном общении с книгой.

Такая потребность является одной из важнейших в системе духовных ценностей школьника.

При чтении и изучении литературного произведения важно учи­тывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности кон­фликта, характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эс­тетическую направленность анализа и выявить не только конкрет­но-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение.

Общими показателями достижения цели литературного образова­ния являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы; разносторонность, систематичность, направленность чтения;

  • складывающиеся читательские интересы;

  • глубина освоения идейно-нравственного содержания произве­дений (личностный характер восприятия, обоснованность и самостоя­тельность оценок);

  • уровень овладения знаниями о литературе (умение применить их при анализе и оценке художественных произведений);

  • качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе преподавания русской литературы.

Цели и задачи изучения русской литературы в татарской школе определили структуру и содержание программы.



Учебно-тематический план.


Содержание

Количество часов

Уроки

внеклассного чтения

Уроки

развития речи

Введение.

1

Устное народное творчество.

3

Из древнерусской литературы.

1

Из русской литературы XIX века.

32

5

2

Из русской литературы XX века.

19

2


Литература народов России

1

Зарубежная литература.

2

1

Итоговый урок.

1

Итого

62

6

2

Всего: 70


Раздел II. Содержание тем учебного курса.

ВВЕДЕНИЕ(1час)

Значение художественной литературы в жизни человека. Рабо­та ученика с художественным текстом на страницах учебника.

Устное народное творчество. Народные песни. (3 часа). «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи. Отражение в них жизни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений. Лирические песни. «Уж ты ночка, ноченька темная…», « Вдоль по улице метелица метет»

Народная обрядовая песня. Выражение в ней основ народного бытия: любви к родине, близость к природе, мужества, верности слову и долгу. Лирические и исторические песни татарского народа.

Древнерусская литература( 1 час).

Аввакум. Биография. « Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (отрывок). Житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений, величие духа. Сила и красочность языка сочинений Аввакума.

Теория литературы. Житие.

Русская литература XIX века (32 часа+5 часов внеклассного чтения+2 часа развития речи)


Василий Андреевич Жуковский. Биография. Личность поэта. Баллада «Светлана». Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе «Светлана». Сюжеты и герои баллад, имеющих один источник(«Людмила», «Ленора»)

Для внеклассного чтения: Баллады «Рыбак», «Перчатка».

Евгений Абрамович Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика. «Мой дар убог, и голос мой не громок..», «Муза», «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Чудный град». Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пейзажной лирике. Философская природа дарования поэта.

Алексей Васильевич Кольцов. Биография поэта. Лирика. «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь…», «Русская песня», «Разлука». Самобытность дарования поэта. Стихи поэта - рассказ о жизни русского крестьянина. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством.

Александр Сергеевич Пушкин. Лицейские годы поэта. «Полтава» («Горит восток зарею новой…»)Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы . Величественный образ Петра I. Прославление отваги русских солдат. Карл XII. Авторское отношение к героям.

«И. И.Пущину», «19 октября 1825 г.», «Бесы», «Зимняя дорога», «Туча». Тема дружбы в творчестве Пушкина. Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам. Единство автобиографического и общечеловеческого в лирике Пушкина.

Теория литературы. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.

«Дубровский». Гуманизм автора. Художественная глубина романа. Приключенческий сюжет. Чистота и благородство отношений героев, их противостояние деспотизму. Авторское отношение к вооруженному бунту крестьян в финале романа. Особенности построения романа.

Роман Пушкина «Дубровский» В иллюстрациях художников, Кинофильм «Дубровский».

Развитие речи.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Московский университетский благородный пансион. «Желанье» ( «Отворите мне темницу…» ), «Парус».

Мятежный характер лирики Лермонтова: жажда борьбы и свободы как основной мотив стихотворений. Чувство одиночества. Поэтические средства языка.

Теория литературы. Трехсложные размеры стиха.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческое прошлое в поэме. Картина быта и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Связь поэмы с устным народным творчеством.

Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. «Тарас Бульба» (в сокращении). Изображение быта и характеров запорожских казаков. Сопоставление Остапа и Андрия. Позиция автора в оценки героев. Романтическая приподнятость повествования.

Повесть Н. В. Гоголя в иллюстрациях художников.

Развитие речи.

Теория литературы. Повесть.

Для внеклассного чтения:

Н. В. Гоголь. «Повесть о том. Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Федор Иванович Тютчев. Биография поэта. «Весенние воды», «В небе тают облака…».

Аполлон Николаевич Майков. Биография поэта. « Боже мой! Вчера - ненастье…», «Поле зыблется цветами…».

Алексей Константинович Толстой. Биография поэта. «Звонче жаворонка пенье…», «То было раннею весной…».

Афанасий Афанасьевич Фет. Биография поэта. «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», « Ель рукавом мне тропинку завесила…».

Человек и природа в творчестве русских поэтов XIX века. Красота родной природы. Постижение прекрасного. Яркость и выразительность стиха.

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе.

«Бирюк». Мастерство в изображении жизни крепостных крестьян. Сочувственное отношение автора к ним. Пейзаж в рассказе. Художественные особенности произведения.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Иллюстрации к произведениям Тургенева (П. Соколов, К. Лебедев, В. Маковский и др.). Портреты И. С. Тургенева.

Внеклассное чтение. И.С.Тургенев. «Лес и степь», «Свидание».

Теория литературы. Композиция произведения

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».

Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание стихотворений.

Для внеклассного чтения:Н. А. Некрасов . «Вчерашний день часу в шестом…», «В дороге» и др.

Николай Семенович Лесков. Биография писателя.

Для обсуждения: «Человек на часах». Сила воздействия рассказа на читатели. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Иллюстрации Кукрыниксов , Н. Кузьмина, И. Глазунова к произведениям Лескова.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Биография писателя. «Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса. Противопоставление генералам трудолюбивого, находчивого, сметливого мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повество-вания в произведении.

Портреты М.Е.Салтыкова-Щедрина. Иллюстрации Кукрыниксов, Н.Муратова к произведениям Салтыкова-Щедрина.

Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков- Щедрин «Пермудрый пескарь».

.

Лев Николаевич Толстой. Л. Н.Толстой на Кавказе. «Детство» (главы из повести: «Занятия в кабинете и гостиной», «Наталья Савишна» и др.). Поэзия детства. Образ Николеньки Иртеньева, его духовный мир. Психологическая глубина произведения.

Антон Павлович Чехов. Из воспоминаний о писателе.

«Хамелеон». Высмеивание нравов в обществе, где человек порабощен капиталом, чином, должностью. Хамелеон - художественный образ обоб-щающей силы. Очумелов и Хрюкин. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей. Особенности развития действия. Смешное и грустное в рассказе.

«Тоска». Сюжет рассказа. Рассказа извозчик Иона, его судьба. Осуждение черствости и бездушия. Гуманистический пафос рассказа.

Теория литературы. Юмор. Сатира.

Русская литература XX века (19 часов + 2 урока внеклассного чтения)


Анна Андреевна Ахматова. Биография поэта. «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью», «Я научилась просто, мудро жить…», «Хорошо здесь: и шелест, и хруст…», «Ива», «А вы, мои друзья последнего призыва!..», «Песенка».

Точность чувств и переживаний лирического героя. Духовное родство поэта и природы. О памяти и предназначении поэта.

Сергей Александрович Есенин. На родине поэта. «Задремали звезды золотые…», «Мелколесье. Степь и дали…».

Тонкость восприятия поэтом красоты родной природы.

Владимир Владимирович Маяковский. Биография поэта. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Автор о роли поэзии в жизни человека и общества.

Андрей Платонович Платонов. Биография писателя. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Герой рассказа. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования. Своеобразие языка писателя.

Сказка «Неизвестный цветок». Восхищение силой жизни, заключенной в цветке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за все сущее на земле.

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Стекольный мастер». Автор о мастерстве и талантливости русского человека. Гуманистический пафос рассказа.

Для внеклассного чтения:

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказочник».

Александр Степанович Грин. Биография писателя. «Алые паруса» ( в сокращении). Герои повести. Их душевная чистота. Романтическая мечта героини повести о счастье. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Развитие понятия о герое литературного произведения.

Александр Трифонович Твардовский. Автобиография поэта. «Есть обрыв, где я, играя…», «Спасибо, моя родная…», «Памяти матери».

Любовь поэта к Родине. Поэтические картины родной стороны. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери. Своеобразие языка стихотворений.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Яркие поэтические картины родной природы. Выразительность стихотворной речи. «Уступи мне, скворец, уголок», «Еще заря не встала над селом…», «Я воспитан природой суровой…», «Журавли». Яркие поэтические картины родной природы. Выразительность стихотворной речи.

Юрий Павлович Казаков. Автобиография писателя. «Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Взросление.

Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Становление характера молодого человека, участвовавшего в Великой Отечественной войне. Автобиографическая основа рассказа.

Федор Александрович Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.

Евгений Иванович Носов. Автобиография писателя. «Кукла». Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру. Психологическая глубина рассказа.

Для обсуждения: «Живое пламя».

Для внеклассного чтения:К. И. Носов. «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы».

Николай Михайлович Рубцов. Автобиография поэта. «В минуты музыки», «Деревенские ночи», «Звезда полей», «Тихая моя родина».

Выражение глубокой любви к Родине. Образность и выразительность языка стихотворения.

Виктор Петрович Астафьев. Детство писателя. «Конь с розовой гривой» (в сокращении). Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Нравственные проблемы рассказа. Яркость и самобытность народной речи.

В.И.Белов. Биография писателя . «Мальчики». Война и дети. Герои рассказа, их судьбы.


Литература народов России (1 час)

.

М. Карим. «Я - россиянин». Дружба народов. Патриотические чувства в стихотворении.

Зарубежная литература.(2 часа+1 урок внеклассного чтения)

Джек Лондон. Слово о писателе. «Любовь к жизни». Джек Лондон - певец борьбы и мужества. «Северные рассказы» Д. Лондона. Воля к жизни, сила духа, упорство в преодолении трудностей героем рассказа. Тема товарищества. Человеческой солидарности.

Д.Олдридж. «Отец и сын».

Внеклассное чтение. А.Дюма «Три мушкетера».


Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

1.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.

2.Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы по русской литературе под ред. М.Г.Ахметзянова, Казань, « Магариф»,2009

3. Ахметзянов М.Г., Шакирова Д.И., Фролова Т.Д. «Литература для 7 класса в 2-х частях» - Магариф, 2007.


Раздел VI. Использованная литература Учебно-методические пособия.

Учебник-хрестоматия Ахметзянов М.Г. «Литература в 7 классе в 2-х частях» - Магариф, 2007.

Слово о писателе на урок (русские писатели ХIХ века) Г.Е.Окулова

Рассказы о писателях. Г.Мунблит.

Поурочные разработки по русской литературе (7 класс) С.М.Анекина, И.В.Золоторёва











Учебно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе


тема урока

кол-во час.

тип урока

характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

виды контроля измерители

планируемые результаты освоения темы

домашнее задание

дата проведения

план

факт.

1.

Введение.Человек как главный предмет изображения в художественной литературе

1

повторение и обобщение изученного в 6 классе

беседа, викторина

ответы на вопросы кроссворда

кратко повторить изученное в 6 классе, проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить со структурой учебника.

Составить конспект, ответы на вопросы.



2.

Устное народное творчество. Народные песни.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа, , вырази -тельное чтение, элементы анализа текста

составление плана

дать определение жанра

народные песни

Прочитать статью

учебника стр.5



3

Исторические песни



рассказ учителя, беседа, , вырази -тельное чтение, элементы анализа текста

устный ответ по теме урока

познакомить с историей жанра исторических песен

Выразительно читать



4

Лирические песни

1

усвоение новых знаний

выразительное чтение, беседа по вопросам, комментарии учителя

ответы на вопросы

дать определение жанра лирические песни ; познакомить с историей жанра, развивать навыки анализа текста

Завершить анализ песни.



5

Лирические и исторические песни татарского народа.

1

практикум

рассказ учителя, работа с дидактическим материалом, словарная работа, творческие задания

устный ответ по теме урока

Сопоставление песен , развитие навыков устной речи

Выучить по выбору любую песню.



6

Фольклорный праздник «Лирические песни»

1

Урок развития речи

выразительное чтение, комментарии учителя, элементы сопоставительного анализа текста

Прочитать статью

Стр.9-11 ответить на вопросы учебника



7

Древнерусская литература. Аввакум. Биография. «Житие протопопа Аввакума, им самим написан- ное.

1



усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

ответы на вопросы: зна -комы ли вам пр-ия русских

писателей, в которых герой с таким же упорством принимал страдания за правду и спра ведливость..

Знать автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности

Ответы на вопросы стр.16



8

Сила и красочность языка сочинений Аввакума.

Житие.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

развернутый ответ на вопрос

дать определение жанра

житие

прочитать балладу

Жуковского «Светлана»



9

Ю.М. Нагибин. «Огненный протопоп»

1

Урок внеклассного чтения


Подготовиться к беседе



10

Подготовка к письменной работе

«Нравственные идеалы и заветы Древней Руси»

1

Урок развития речи


совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэти -ческого текста развивать творческие способности учеников, умение выра- жать свои мысли, навыки письменной речи, выска-зывать собственное мнение

Написать сочинение



11

Русская литература 19 века . В.А.Жуковский. Биография .Личность поэта.

1

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение

развернутый ответ на вопрос

Знать автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности ,углубить представление о балладе как литературном жанре.

Прочитать балладу

Жуковского «Светлана»


12

Баллада «Светлана»


усвоение новых знаний

Выразительное чтение наизусть , обсуждение

развернутый ответ на вопрос

Понять настроения, чувства поэта и выразить их в чтении

Зад6-8 стр.29



13

В.А.Жуковский

Баллады «Рыбак»,

«Перчатка»


Урок внеклассного чтения.

Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

ответы на вопросы

Прочитать «Повесть о том , как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифор овичем» Н.В.Гоголя



14

Е.А.Баратынский. Биография поэта. Лирика


усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста

развернутый ответ на вопрос

Знать автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности ,

Прочитать статью стр.30-32



15











Поэтические средства языка в пейзажной лирике.

1

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста


анализ одного стихотворения

уметь связно рас­сказывать о поэте, выразительно чи­тать, определять художест- венные средства языка, указывая их роль в поэтическом тек­сте, отмечать осо­бенности поэтиче­ской интонации стихотворения


Подготовиться выразит. чтению

Подготовить сообщение о Кольцове(индив)













16

А.В.Кольцов.

Биография поэта. Лирика


1

усвоение новых знаний

Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение


развернутый ответ на вопрос





Знать автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности


Выразительное чтение.



17

А.С.Пушкин. Лицей- ские годы поэта.

« Полтава» («Горит восток зарею но- вой…»)


1

усвоение новых знаний

блиц-опрос по биографии Пушкина

развернутый ответ на вопрос

углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершен- ствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста

Выучить наизусть отрывок из поэмы.



18

«И.И.Пущину»,

«Бесы».Тема дружбы в творчестве Пуш -кина. Двухсложные размеры стиха


1

усвоение новых знаний

Беседа .Обучение устному рассказу.


анализ одного стихотворения

показать богатство жанров лирики Пушкина

совершенствовать навыки анализа поэтического текста Знать определе­ние понятия «Двухсложные размеры стиха»

Письменный анализ одного стихотворения.



19

Подготовка к до -машнему сочинению «История России в произведениях Пушкина.

1

Урок развития речи


развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письмен -ной речи, высказывать собственное мнение

Перечитать отдельные главы

из романа Пуш -кина «Дубров-

ский»



20

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский».Гума -низм автора.

1

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста

письменная работа по плану характеристики героя

познакомить учеников с историей создания рома -на, показать осо бенности сюжета, дать характерис-тику некоторых героев

подготовить характеристику Владимира Дубровского



21

Чистота и благород- ство отношений героев, их противо -стояние деспотизму.

1




1

усвоение новых знаний

составление плана, характеристика героев, комментарии учителя, работа над эпизодом «Пожар в анализ эпизода «По- жар вКистеневке

анализ эпизода «Пожар в Кистеневке

углубить характеристики героев, совершенствовать навыки анализа текста, помочь ученикам сделать вывод об авторском отношении к героям, об идее романа

ответить на вопросы -1гр. пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица Дефоржа, Маши, Троеку- рова



22

Роман Пушкина «Дубровский» в ил-люстрациях худож- ников. Кинофильм «Дубровский».

1

Урок-практикум

беседа по вопросам, пересказ учащихся,

развернутый ответ на вопрос


помочь понять авторское отношение к героям

Прочитать стихот-

ворения М.Ю. Лермонтова.



23


М.Ю.Лермонтов. Московский универ -ситетский благород- ный пансион.Стихот- ворения «Парус», «Желание»

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста

анализ одного стихотворения

показать богатство жанров лирики Лермон -това, роль стихотворения «Парус» в судьбе автора, совершенствовать навыки анализа поэтического текста

Выучить наизусть

Стихотворение «Парус»,



24

Мятежный характер лирики Лермонтова.

Трехсложные размеры стиха

1

усвоение новых знаний

элементы анализа текста, беседа.

письменная работа

совершенствовать навыки анализа текста Знать определе­ние понятия «треххсложные размеры стиха»

ответить на вопросы и выполнить задания учебника (стр.133)



25

«Песня про Ивана Васильевича, моло- дого опричника уда- лого купца Калаш- никова»Историческое прошлое поэмы.

1

усвоение новых знаний

Рассказ учителя, сообщения учащих- ся, инсценирование и чтение по ролям.

выразительное чтение по ролям

Знать: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Подготовить выразительное чтение одной из глав поэмы



26

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Связь с устным народным творчеством.


усвоение новых знаний

Беседа,анализ текста

развернутый ответ на вопрос


Уметь: анализировать язык поэмы, связь с устным народным творчеством

Ответы на вопросы стр.150



27

Н.В.Гоголь. Биография писателя.

«Тарас Бульба». Изображение быта и

характеров запарожских казаков

1

усвоение новых знаний

объяснение учителя, чтение и анализ текста

ответ на вопрос


Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

стр.170,181. (ответы на вопросы и выполнение заданий)



28

Сопоставление Остапа и Андрея. По-весть «Тарас Бульба» в иллюстрациях художников.

2

усвоение новых знаний

Беседа, анализ характера двух героев.

развернутый ответ на вопрос


Знать: содержание понятия «повесть». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Подготовиться к письменной работе.



29

Н.В.Гоголь. «Повесть о том , как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

1

Урок внеклассного чтения.

развернутый ответ на вопрос


Уметь: анализировать язык поэмы, связь с устным народным творчеством.

Подготовиться к сочинению



Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба


Урок развития речи


Прочитать стихотворения Н.А.Некрасова



31

Человек и природа в творчестве поэтов. Ф.И.Тютчев.

А.Н.Майков.

А.К.Толстой.

А.А.Фет.


Урок-концерт.

рассказ учителя, выразительное чтение стихот- ворений, элементы анализа текста

развернутый ответ на вопрос


знакомство с биографией и творчеством

Выучить наизусть стихотворения, выразительно читать



32

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк»


усвоение новых знаний

Рассказ учителя , беседа.

развернутый ответ на вопрос


Знать автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности, содержание рассказа; нравственную проблему повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Ответы на вопросы .стр.243



33

Стихотворения в прозе. « Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Воробей»

1

усвоение новых знаний

беседа по вопросам, чтение и анализ текста

анализ одного стихотворения

показать особенности жанра стихотворений в прозе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения

Выучить наизусть стихотворение

«Русский язык»



34

Н.А.Некрасов .Слово о поэте. «Размышления у парадного подъезда»

1

повторение и обобщение изученного в 6 классе усвоение новых знаний

слово учителя, сообщение ученика, анализ произведе- ния, беседа

выразительное чтение стихотворения.

углубление знаний учеников о личной и творческой биографии

Н.А.Некрасова

Выучить наизусть отрывок из стихотворения.



35

«Железная дорога»

1

усвоение новых знаний

слово учителя, сообщение ученика, анализ стихотворения беседа

выразительное чтение стихотворения.

познакомить с реальной основой стихотворения выявить идею, определить пафос стихотворения, особенности лирического героя

Ответы на вопросы Стр.259



36

Н.А.Некрасов Стихотворения.

1

Урок внеклассного чтения.


Прочитать повесть Л.Н.Толстого Отрочество» (главы)



37

Н С. Лесков Биография писателя.

«Человек на часах»

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, объяснение теоретических вопросов, чтение и анализ текста, словарная работа

беседа на понимание

кратко познакомить с биографией Лескова, совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев произведения

Составить устное сочинение на тему «Смиренная душа Постникова»



38

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на паразитизм.



развернутый ответ на вопрос


кратко познакомить с биографией Салтыкова-Щедрина, показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок; помочь понять иносказательный смысл произведения, его идею, показать значение и роль художественных приемов

Ответы на вопросы Стр.259

Пересказать содержание сказки близко к тексту



39

Приемы сказочного повествования в произведении

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста

развернутый ответ на воп- рос, вырази -тельное чте- ние

помочь понять иносказательный смысл произведения, его идею, показать значение и роль художественных приемов

Ответы на вопросы .Стр.284



40

Л.Н.Толстой. Л.Н.Толстой на Кавказе. «Детство»

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя,

беседа.

Ответы на вопросы.

углубить знания учеников о жизни и творчестве Толстого , совершенствовать навыки монологической речи.

Ответы на вопросы учебника.



41

Л.Н.Толстой.

«Отрочество» «(главы)


Урок внеклассного чтения.

сообщение ученика, выразительное чтение ,беседа


Прочитать рассказы К.Г.Паустовского «Сказочник и др.)



42

А.П.Чехов. «Хамелеон»

1

повторение и обобщение изученного в 6 классе усвоение новых знаний

Слово учителя , выразительное чтение, беседа

развернутый ответ на вопрос


углубление знаний учеников о личной и творческой биографии Чехова, дать представление о комическом в литературе, проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказа

сочинение-миниатюра «Мой Чехов»



43

«Тоска».Сюжет рассказа. Юмор сатира

1

усвоение новых знаний

лекция, сообщения учащихся

Написать рецензию на рассказ

Уметь: давать оценку действиям героев

Знать: сюжет и образную систему рассказа.

Подготовиться к контрольному уроку.



44

Контрольная работа или тестирование по творчеству И.С.Тургенев, М.Е. Салтыкова-Щедрина Л.Н.Толстого. А.П. Чехова.

1

Урок контроля


Прочитать стихотворения

А.А.Ахматовой.



45

Русская литература 20 века.

А.А.Ахматова. Биография поэта. Стихотворения.

1

усвоение новых знаний

выразительное чтение по ролям.

Беседа по вопросам

развернутый ответ на вопрос

начать знакомство учеников с личностью Ахматовой

Выучить наизусть стихотворение

«Ива», «Сжала руки...»(по выбору)



46

С.А. Есенин. На родине поэта. Стихотворения.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа, обучение выразительному чтению.

выразительное чтение наизусть

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта»,понимать чувства и переживания лирического героя

Выучить наизусть стихотворение «Задремали звезды золотые»



47

В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче»

1

усвоение новых знаний

рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями

Ответы на вопросы

начать знакомство учеников с личностью Маяковского, попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта

Подготовит со -общение о Пла -тонове индив.)

Прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире»



48

А.П Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам

---------

показать, как и почему описание процесса творчества воплощено Паустовским в жанре рассказа; помочь выявить главную мысль - длительность и непредсказуемость пути к творчеству

прочитать, ответить на вопросы учебника.



49

Сказка «Неизвестный цветок»

1

Практикум

Рассказ и пояснения учителя, беседа, самостоя тельная письменная работа

письменная работа

закрепить понятие о жанрах ; развивать творческие способности, углубить представление о жанре рецензии

Написать краткий отзыв


50

К.Г.Паустовский. Слово о писателе

«Стекольный мастер»


1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам,

развернутый ответ на вопрос

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта.

Подготовить пересказ близко к тексту



51

К.Г.Паустовский.

«Сказочник», «Корзина с еловыми шишками»

2

Урок внеклассного чтения

Творческая защита прочитанной

книги

Прочитать рассказы Е.И.Носова.



52

А.С.Грин. Биография

писателя. «Алые паруса»

2

усвоение новых знаний,

практикум.

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам

Составить те- зисный план прочитанной статьи учеб-ка.

Почему Ассоль и Лонгрен наз -вали собирате- ля ска­зок Эгля волшеб­ником, а жители Ка- перны - колду­ном?

Почему жители

Каперны не по- ют песен и не рас­сказывают ска­зок? Как их это характе- ризует?

Знать: автора,

факты его биографии, творческой

деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;

уметь составлять тезисный план прочитанной ста­тьи, находить в ро­мане яркие, не­обычные события, элементы фанта­стики, образы-символы; анализи­ровать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музы­кальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений

Инд. задание:

подготовить

сообщение о писателе, ис­пользуя статью учебника.

Прочитать стихотворения

Твардовского.



53

А.Т.Твардовский.

Автобиография поэта Стихотворения.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам,

ответы на вопросы учителя

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством А.Т.Твардов- ского развивать навыки анализа текста

Выучить наизусть стихотворение

«Памяти матери»



54

Н.А.Заболоцкий.

Слово о поэте. Стихотворения.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, комментарий учителя

анализ одного стихотворения Твардовского

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством поэта, раз - вивать навыки анализа

Выучить наизусть стихотворение

«Уступи мне место , скворец, уголок »



55

Ю.П.Казаков. Автобиография писателя. «Тихое утро»

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа по вопросам, комментарий учителя, выразительное чтение

ответы на вопросы учителя

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством поэта, раз - вивать навыки анализа

стр., ответить на вопросы



56

Ю. М.Нагибин. Биография поэта.

« Мой первый друг, мой друг бесценный»

1

усвоение новых знаний

слово учителя, сообщение ученика, беседа по вопросам,.

развернутый ответ : Ответить на вопросы: как характеризует героев рассказа возник­ший между ними конфликт? Почему через год их дружба возобновилась


познакомить со страницами жизни и творчества, понимать, что истинная дружба -одно из самых цен­ных явлений жизни человека;

уметь составлять словесный портрет о герое, анализи­ровать характеры и поступки персона­жей

Написать подробную характеристику Павлика



57

Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»

1

выработка навыков и умений,

беседа по вопросам, комментарий учителя, выразительное чтение

размышление «Зачем нам нужны животные?»

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Ф.Абрамова, развивать навыки анализа текста; показать важность и актуальность проблемы, поставленной писателем

написать размышление «Зачем нам нужны животные?»



58

Е.И.Носов. Автобиография писателя. «Кукла»

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа по вопросам

ответы на вопросы учителя

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством поэта, раз - вивать навыки анализа

Прочитать рассказ

«Живое пламя».

Подготовить пересказ.



59

«Живое пламя».Идея рассказа .Смысл названия.

1

усвоение новых знаний

практикум

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста

ответы на вопросы учителя

развивать навыки анализа текста

Прочитать стихотворения Рубцова.

Подготовить сообщение(инд.)



60

Е.И.Носов.« Шопен,

Соната номер два»,

«Красное вино победы»

1

Урок внеклассного чтения

выступления учащихся, беседа, чтение

Творческая защита прочитанной книги.

прочитать «Три мушкетера» А.Дюма.



61

Н.М.Рубцов. . Автобиография поэта.

1

усвоение новых знаний


рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста

анализ одного стихотворения

Ответить на во­просы: как гово­рит о своих мыс­лях и чувствах поэт?


Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творче­ства понимать, что ти­хо произнесенные, сокровенные, вы­разительные чув­ства поэта сильны искренней любо­вью к родине; уметь интонаци­онно передавать песенные напевы лирики: задушев­ность, мелодич­ность; устно опи­сывать образы, соотносить названия стихо­творений с их со­держанием; опре­делять,художественные приемы.

Выучить наизусть стихотворение

«Тихая моя родина»



62

В.П.Астафьев.

Детство писателя.

«Конь с розовой гривой»

1

усвоение новых знаний


рассказ учителя, беседа по вопросам

Ответить на вопросы: почему детей дяди Левон тия писатель назы- вает «орлы», «братья»,«ор-

да», «народ»? Что можно ска­зать об автор­ском отноше -нии к ним?


Знать: автора,факты его жизни итворческой деятельности, содержание рассказа;определение поня­тий «эпизод», понимать, каково авторское отноше­ние к героям рас­сказа;

уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды

Написать сочинение на тему

Мой любимый герой»



63

В.И.Белов.Биография писателя. «Мальчики»

1

усвоение новых знаний


рассказ учителя, беседа по вопросам

Развернутые ответы на вопросы.

Знать: автора,

факты его жизни и

творческой деятельности, содержание рассказа

Прочитать стихотворения,

С.А.Есенина., Н.А.Заболоцкого,

Б.Ш.Окуджава.



64

Песни на слова русских поэтов 20века

1

Урок развития речи.



Прочитать « Лю бовь к жизни» Джека Лондона.



65

Зарубежная литература. Джек Лондон. « Любовь к жизни»

1

усвоение новых знаний


рассказ учителя, беседа по вопросам

Развернутые ответы на вопросы.

познакомить со страницами жизни и творчества писателя; рассмотреть основную проблему

Прочитать «Пос-

ледний дюйм»

Джеймса Олдриджа.



66

Джеймс Олдридж. «Последний дюйм»

1

усвоение новых знаний


рассказ учителя, беседа по вопросам

Развернутые ответы на вопросы.

познакомить со страницами жизни и творчества писателя;

Подготовиться к контрольной работе



67

Контрольная работа. Итоги года и задание на лето.

1

Урок контроля

тестирование, бесе- да, запись книг для летнего чтения


систематизировать знания, полученные в течение года ,выявление уровня литературного развития учащихся.

Задание на лето.



68

А.Дюма.«Три мушке- тера»

1

Урок внеклассного чтения.

запись книг для летнего чтения


Список литера- туры для внеклас -сного чтения



69

Резервный урок

1






70

Резервный урок

1









© 2010-2022