Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Андреева Ангелочек

урок предназначен для учителей, работающих в 6 классе с русским языком обучения. На изучение рассказа отводится 1 час. Цель урока: ·           познакомить  учащихся с личностью и творчеством писателя: ·           продолжить обучение характеристике героя, показать, как тема детства раскрывается автором в его произведении. ·           воспитывать в детях умение сопереживать, сострадать. Урок строится с использованием стратегий технологии критического мышления "Ассоциации", "Диаграмма Венна". До у...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Андреева Ангелочек

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Андреева Ангелочек

Урок литературы в 6 классе

«Тема детства в рассказе Л.Андреева

«Ангелочек»

.

Цель

  • познакомить учащихся с личностью и творчеством писателя:

  • продолжить обучение характеристике героя, показать, как тема детства раскрывается автором в его произведении.

  • воспитывать в детях умение сопереживать, сострадать.

Оборудование: портрет писателя, плакат со словами «счастливое детство», на доске начерчены пересекающиеся круги.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы читали и анализировали рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Вспомните, пожалуйста, в какое время жил и творил писатель?

О ком и о чём рассказ Ф.Достоевского? (о трагическом детстве мальчика из бедных слоев общества).

Учитель: Тема детства волновала не только писателей 19 века. В начале 20 века эту тему продолжил и Л.Андреев. К сегодняшнему уроку, вы, ребята, должны были самостоятельно прочитать рассказ Л.Андреева «Ангелочек». Мы попытаемся разобраться в прочитанном, вы выскажете свое мнение.

При подготовке к уроку некоторые ребята работали со справочной литературой, кто-то готовил рассказ о семье главного героя, другая группа должна была подготовить выразительное чтение отрывков.

Есть у нас и ребята-актеры, которые покажут нам сцену из рассказа, и, я думаю, мы плодотворно поработаем.

Литературное произведение бывает трудно понять, если ничего не знаешь об авторе. Поэтому мы начнем с вашего слова об авторе, Л.Андрееве. А остальные не просто будут слушать, а постараются ответить на следующий вопрос: чем привлекал внимание современников Л.Андреев? Какие качества были присущи ему?

1 ученик: Леонид Николаевич Андреев родился в 1871 году в Орле. Особенно стал известен в начале 20 века. Революция 1917 года изменила жизнь писателя, он вынужден был выехать за границу, в Финляндию, где и умер в 1919 году.

2 ученик. По воспоминаниям К.Чуковского, Л.Андреев любил все огромное. Его дом был всегда многолюден. У него красивое лицо, стройная фигура, легкая поступь. Л.Андреев был похож на герцога. Творчеству он отдавал все свои силы. Когда он писал, то он забывал обо всем и все время думал, что это произведение будет намного лучше предыдущего. Л.Андреев любил помогать литераторам.

Учитель. Да, действительно, Л.Андреев был добрым, отзывчивым человеком, неравнодушным к чужой боли, поэтому и произведения его о добре и зле, о горе и счастье, о человеческих взаимоотношениях, о детях, о детстве.

Скажите, ребята, с чем ассоциируются у вас слова «счастливое детство»: (дети называют, записывается на доске)


родители

и их любовь

школа



игрушки, игры




счастливое

детство



смех



друзья



праздники




Назовите героев рассказа «Ангелочек» (Сашка, отец Иван Савич, мать Феоктиста Петровна, богачи Свечниковы)

- Каким настроением пронизан весь рассказ?

- Почему Сашке временами не хотелось жить?

- Почему же он все-таки живет? Как объясняет это автор? (зачитывается из текста, с 126)

- Как ведет себя мальчик в гимназии и в чем причина такого поведения? (учащиеся обращаются к тексту, с.126)

Учитель. Итак, уже в самом начале рассказа мы видим, что перед нами непокорный, гордый, трудный ребенок. Чтобы понять, почему он такой, давайте вспомним, в какой семье воспитывается Сашка.

Учащиеся рассказывают о семье Сашки.

- Как относился Сашка к своим родителям?

Учитель. А теперь вернемся к нашим записям на доске. Так было ли детство у Сашки?

- Но вот в его безрадостной жизни происходит важное событие. Его приглашают на ёлку. Почему же мальчик не хочет идти на ёлку? Что же повлияло на его решение пойти на праздник?

- Каково душевное состояние мальчика? Как об этом пишет автор? (с.129, 131). Почему он себя так чувствовал?

- «Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением» - пишет автор. Что же произошло? (Сашка увидел на ёлке ангелочка)

- Кто такие ангелы? («вестники», неземные существа, бестелесные небесные духи, хранители души человека)

- С каким древним литературным памятником связан образ ангела? (Библия)

- Как же описывает Л.Андреев ангелочка, привлекшего внимание Сашки? Почему именно эта игрушка привлекла внимание нашего героя?

- А сейчас наши актеры покажут нам, что же предпринял мальчик дальше.

Инсценировка эпизода «Сашка просит ангелочка»

- Ребята, прокомментируйте поведение мальчика. (Ему так понравился ангелочек, ему хотелось иметь эту игрушку, поэтому он идет на унижение)

- Итак, мечта сбылась. Ангелочек в руках мальчика.

- О чем думают Сашка и его отец, рассматривая ангелочка? (хрестоматия,с.136 - 137).

- Как заканчивается рассказ? Как вы думаете, почему именно так Л.Андреев заканчивает свое произведение?

Останется ли ангелочек в воспоминаниях героя, или они тоже растают, как игрушка?

- Как автор, по-вашему, относится к своему герою?

- О чем же это произведение? Какие проблемы поднимает автор'?

- Как вы считаете, актуален ли рассказ в наше время? Почему?

Учитель: А теперь, ребята, попробуем сопоставить два рассказа: рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и Л.Андреева «Ангелочек».

«Ангелочек»

1. 13 лет

2. Свой дом

3. Есть родители

4. Сашке посчастливилось побывать на ёлке

5. Мальчик продолжает жить

«Мальчик у Христа на ёлке»

1. 6 лет

2. Снимают угол, нет своего дома

3. Нет отца, матери

4. Никогда не был на елке

5.Рассказ заканчивается трагически









1. Тема

трудного детства

2. Библейские образы

3. Герои-мальчишки

4. Бедные семьи

5. Действие происходит

на Рождество

6. Основная идея - дети должны

жить счастливо








Учитель подводит итоги урока.

Домашнее задание: продолжить строчку: «Рассказ Л.Андреева «Ангелочек» заставляет задуматься над…»


© 2010-2022