Образ метели в повести А. С. Пушкина «Метель» и в стихотворении «Бесы». Тема бесовщины в произведениях Пушкина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс

Урок Дата урока:

Тема урока: Образ метели в повести А.С. Пушкина «Метель» и в стихотворении «Бесы». Тема бесовщины в произведениях Пушкина.

Цель урока: знакомство и анализ содержания повести, умение передать содержание по плану, развитие устной речи учащихся.

Задачи урока:

Образовательная: провести сравнительный анализ изображения вьюги, метели в стихотворении «Бесы» и в повести «Метель».

Развивающая: развитие устной речи учащихся, умение работать в коллективе, группе; развитие толерантности; научить учащихся делить процесс мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Воспитательная: воспитание художественного вкуса и любви к литературе, дать почувствовать своеобразие, «воздушность и выразительность» произведений А.С.Пушкина.

Оборудование: портрет писателя, тексты, интерактивная доска, 6 шляп Бонно, групповые задания.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Слово учителя:

- Итак, тему мы определили, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цели нашего урока.

- Чему мы сегодня будем учиться?

- Чего вы ждете от сегодняшнего урока?

  1. Мозговой штурм. Запишите слово метель и подберите к нему слова-ассоциации.

  2. Словарная работа

МЕТЕЛЬ -

  • картина природы: снег, ветер, разбушевавшаяся зимняя стихия;

  • взвихренность, «метельность», круговерть событий;

  • тревога, смятение в душах главных героев.

МЕТЕЛЬ - несчастье, крах жизненных планов одних, счастливый поворот судьбы других героев.

  1. В чем смысл названия повести?

Какие мысли и ассоциации оно вызывает у читателя?

На что настраивает? Что обещает?

  1. Сопоставительный анализ.

Произведения, написанные Болдинской осенью («Бесы» - 7 сентября, «Метель» - 19-20 октября), не просто описывают одно и то же стихийное явление, но и делают это при помощи тождественных пейзажных образов и слов.

  1. В «Бесах» изображение стихийного бедствия является самоцелью.

  2. В «Метели» изображение стихийного явления выполняет служебную функцию.

В «Бесах» - описание переживаний, эмоций, ассоциаций путника, застигнутого в чистом поле непогодой. Речь идёт об утрате дороги, но не об утрате времени. Перед нами фрагмент стихии, движение человека, коней, бесов. Ощущение времени не играет роли.

В) В «Метели» утрата дороги влечёт за собой утрату времени и счастья.

  1. Прием «Шесть шляп Бонно».

Как повлияла метель на судьбы главных героев повести А.С. Пушкина «Метель» (Владимира, Марьи Гавриловны, Бурмина)

1. Белая - Рассказать, как сложились судьбы Владимира, Марьи Гавриловны, Бурмина.

2. Черная - Выявите негативные стороны влияния метели на судьбы героев повести.

3. Желтая - Выявите положительные стороны влияния метели на судьбы героев повести.

4. Красная - Какие чувства вызывает образ метели? Сколько метелей (3) выделяются в повести и кого они сопровождают? Найдите в тексте описания метелей и сравните их.

5. Зеленая - Какая «тайна была сохранена более чем полудюжиною заговорщиков»? Почему после описания блужданий Владимира описание прерывается, что-то остается недосказанным? Что бы вы изменили в тексте повести? Почему?

ВЫВОД:

  1. Одна и та же сила с помощью одних и тех же средств в одном случае подхватывает и мчит навстречу желаемому, в другом - мешает, противодействует, преграждает путь.

  2. Реакция Марьи Гавриловны на случившееся была столь острой, что едва не стоила ей жизни. Владимир Николаевич в письме отказывается от столь желаемого счастья, взывает к смерти, и голос его звучит пророчески.

Тесты по повести «Метель»

V. Рефлексия (размышление)

1) Я узнал, что …

2) Сегодня на уроке мы повторили…

3) Своей работой на уроке я …

4) Лучше всех на уроке работал(а)…

5) Урок сегодня был…

VI. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Метель - жестокое испытание или счастливая судьба?»

Приложение

  1. Белая - Ученый: Необходимо сделать акцент на изложение фактов.

Рассказать, как сложились судьбы Владимира, Марьи Гавриловны, Бурмина.



  1. Черная -Критик: Акцент на критическое восприятие.

Выявите негативные стороны влияния метели на судьбы героев повести.



  1. Желтая - Оптимист: Акцент на положительные стороны.

Выявите положительные стороны влияния метели на судьбы героев повести.



  1. Красная - Художник: Акцент на интуицию, чувства.

Какие чувства вызывает образ метели? Сколько метелей (3) выделяются в повести и кого они сопровождают? Найдите в тексте описания метелей и сравните их.



  1. Зеленая - Креативщик: Акцент на нетрадиционных и провокационных решениях.

Какая «тайна была сохранена более чем полудюжиною заговорщиков»? Почему после описания блужданий Владимира описание прерывается, что-то остается недосказанным? Что бы вы изменили в тексте повести? Почему?



© 2010-2022