Разработка урока по произведению Ч. Айтматова Белый пароход

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по русской словесности в 7 классе учителя школы-гимназии №2 г. Хромтау Минжасаровой Айгуль Куанышевны


Тема: "Проблематика повести Ч.Айтматова "Белый пароход"

Цель: показать наглядно последовательность, логическую сцепляемость ключевых мыслей произведения: взаимосвязь человека и природы, связь поколений, проблемы экологии; формировать нравственно-этические позиции учащихся.

Вид урока : урок по структуре ППТ И.П. Подласого с использованием проектной технологии.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная доска, слайды к уроку, портрет писателя, литературный текст.

План урока.

1. а) "Ваши ассоциации"- 5 мин.

б) "Если люди не будут помнить своих отцов, они испортятся"( пропедевтическая практика) - 5 мин.

2. "У него были две сказки" (ориентация) - 1 мин.

3. "Все мы дети Рогатой Матери-оленихи" (презентация) - 20 мин.

4. "Худо, когда люди блещут не умом, а богатством"(практика на примерах) - 15 мин.

5. "Богатство рождает гордыню, гордыня - безрассудство" (управляемая практика) - 10 мин.

6. "Как просто вдруг стать счастливым и принести счастье другому"(независимая практика) - 10 мин.

7. Итоги урока. " Мои раздумья" (домашняя самостоятельная практика) - 4 мин.

Ход урока:

1. а) "Ваши ассоциации"- (пропедевтика) - 5 мин.

- Мы, ребята, завершаем большой раздел литературы "Человек и мир природы". По-вашему, существует ли между этими понятиями взаимосвязь? Какая? Итак, "ваши ассоциации". Ассоциации: природа даёт человеку всё самое необходимое для жизни, также природа - источник вдохновения; человек должен заботиться о природе, охранять её и преумножать, но очень часто он наносит природе ущерб. Все ваши сведения о роли природы в жизни человека и о роли человека в жизни природы вы черпаете из книг, оставленных нам в наследие нашими предшественниками - писателями, учеными, отцами.Так укрепляется связь поколений.Для чего мы должны помнить наших отцов? Ответ - высказывание, подобранное к этому этапу урока:"Если люди не будут помнить своих отцов, они испортятся". Сегодня мы познакомимся с писателем, оставившим нам в наследие огромную духовную сокровищницу. Мини-проект о Ч.Айтматове.

2."У него были две сказки"

- Так начинается повесть.

-Какие две сказки были у героя? Сказка о Матери-оленихе ( мифологическое время, прошлое) и сказка о белом пароходе( фантастическое время, будущее).

-А что же было в настоящем?

3. "Все мы дети Рогатой Матери-оленихи".

Настоящее давайте покажем схемой в виде круга, символизирующего Землю. Одна половина этого круга - мир природы, другая - мир людей. Мир людской - это вечное противостояние добра и зла. Послушаем о мире природы.

Художественное рассказывание сказки об оленихе. Заполнение схемы, вывод: "Все мы дети Природы".

Художественное рассказывание сказки о белом пароходе, беседа о мире людей, где царит тяга к прекрасному, мудрость, простодушие, преклонение перед заветами предков,гуманность.

-Почему у героя нет имени? (Автор как бы сразу выделяет этого человечка из круга персонажей.) Ему враждебен мир, его окружающий , поэтому рождается "Сказка о белом пароходе", о которой никто не знал. Никто не знал, потому что это была мечта о другой жизни, счастливой, с отцом, со всеми ценностями, которые у Мальчика были.

4. "Худо, когда люди блещут не умом, а богатством".

Следующий этап нашей работы - это рассказ о тех, кто является носителем зла, кто не желает помнить своих отцов,кто не ценит природы, саму жизнь. Художественное рассказывание об Орозкуле и ему подобных.Жестокость, злость, расхитительство, зависть, невежество - вот основные черты Орозкула.

5. "Богатство рождает гордыню, гордыня - безрассудство".

-Какое безрассудство носителей зла принесло несчастье, гибель главных героев? (Уничтожение маралов, уничтожение памяти предков, уничтожение всего того, что являлось сутью, зерном жизни.) Безрассудство - это Орозкул, заставивший бедного старика стрелять в марала, зная, как священна для Момуна память предков. А причина - в гордыне ( один раз в жизни Момун не послушался его). А ведь всё могло бы быть совсем по-другому.

6. "Как просто вдруг стать счастливым и принести счастье другому".

-Как вы думаете, а могла ли быть у этой истории счастливая развязка.

( Мальчик мог бы стать приёмным сыном Орозкула, и счастливыми стали бы сразу все: Мальчик, Орозкул, Бекей, дед, бабушка. Маралов приручили бы, и они "скрашивали бы" жизнь всех, научили бы наслаждаться прекрасным, принесли бы этим людям счастье.)

Итоги урока. Ребята, посмотрите на нашу схему. Какой вывод можно сделать?

- Зла больше на земле.

- Как вы думаете, почему?

- Потому что люди забывают своих отцов, потому что люди блещут не умом, а богатством, потому что богатство рождает гордыню, а гордыня - безрассудство.

" Мои раздумья" (сочинение-рассуждение по повести) - домашнее задание.


Самоанализ открытого урока по русской словесности в 7 «В» классе.


Урок построен на основе ППТ И.П. Подласого с использованием проектной технологии.

Цель : показать наглядно последовательность, логическую сцепляемость ключевых мыслей произведения: взаимосвязь человека и природы, связь поколений, проблемы экологии; формировать нравственно-этические позиции учащихся.

Для достижения цели был составлен цитатный план. Цитаты взяты из самого произведения.

Рассуждая о взаимосвязи человека и природы ( это название целого раздела словесности), учащиеся подошли к мысли о том, что память наших отцов для нас священна. Одним из наших отцов является писатель Ч.Айтматов.

На этом же этапе пропедевтики была продемонстрирована презентация ученика Поцебина Валеры о творчестве Ч.Айтматова.

Этап определения темы был назван первым предложением повести: У него были две сказки". Художественное рассказывание этих двух сказок помогло установить связь настоящего с прошлым и будущим.

"Все мы дети Рогатой Матери-оленихи"- одна из главных мыслей произведения была выведена из "Сказки о рогатой Матери-оленихи". Ребята попытались объяснить эту мысль, вспомнив об обожествлении предками животных, о поклонении разным видам животных в разных странах, вспомнили, кто такие "наши меньшие братья".

На этапе презентации началась работа по схеме, где нужно было показать, что есть зло, что добро, что такое природа, чего больше на земле: добра или зла. Носителями добра в этом произведении являются дед Момун и Мальчик.

Характеризуя их, ученики определили, что именно они верили в сказку об Оленихе, свято чтили своих предков, именно они были близки к природе. Но жизнь среди чуждых по духу людей рождает у главного героя вторую сказку, о которой никто не знал.

"Худо, когда люди блещут не умом, а богатством". На этом этапе практики речь шла о носителях зла. Был нарисован психологический портрет Орозкула и ему подобных.

На следующем этапе: "Богатство рождает гордыню, гордыня - безрассудство"- ребята доказали, что поступки Орозкула и сыновей богатого бугинца - это поступки обезумевших от самодовольства и гордыни людей.

Последний этап практики: "Как просто вдруг стать счастливым и принести счастье другому"-

был этапом размышления учащихся о том, что всё могло бы быть по-другому.

Подводя итоги, ребята отметили, что на схеме к повести зла оказалось больше, чем добра. Почему? Ответом на этот вопрос являются все высказывания из плана урока.

Домашним заданием было задание письменно изложить свои раздумья по повести.

Выводы по уроку: цель урока была достигнута, учащиеся совершенствовали навыки анализа художественного произведения, навыки рассказывания, учились рассуждать, делать выводы, углубили понятия по теории литературы, пополнили свой багаж знаний высказываниями о том, как просто стать счастливым, как необходимо чтить предков и т. д. Этот урок был уроком формирования нравственно-этических позиций учащихся.

Все этапы по ППТ выдержаны, использовался метод проектов.





© 2010-2022