Урок русского языка по теме Дополнение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока.

Дополнение.

Цель: Образовательная:

  • создание условий для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации;

  • обретение учащимися опыта деятельностного освоения и целостного осознания дополнения как второстепенного члена предложения;

  • формирование умений различать прямые и косвенные дополнения и способы их выражения.

Развивающая:

  • развитие интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критического анализа информации;

  • развитие познавательных умений: составлять научную статью, пользоваться предметным языком.

  • осмысление связей нового материала с ранее изученным.

Воспитательная:

  • формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

  • воспитание культуры общения в группе.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология: критическое мышление.

Приемы критического мышления: кластер, таблица «ЗХУ» синквейн.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Учащиеся в течение урока работают в группах по 4 человека.

Ход урока

I. Введение в тему. Постановка учебной цели.

- Запишите название темы урока.

- Подберите однокоренные слова.

(дополнить, дополненный, дополнительный ).

Слово многозначно: (См. : Ожегов С. И. Словарь русского языка, - М. 2003-172.)

  1. Дополнить. Сделать более полным. Дополнить сказанное одним замечанием.

  2. В грамматике второстепенный член предложения ,выраженный обычно именем существительным.

- Сформулируйте общую цель урока.

  1. - Зачем авторы учебника включили эту тему для изучения, если мы уже, кажется, достаточно по ней знаем?

  2. Заполнение таблицы «ЗХУ» по материалам учебника на тему «Дополнение»

Учащиеся самостоятельно знакомятся с мате6риалом параграфа в учебнике и заполняют таблицу «Знаю,

хочу узнать, узнал»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

второстепенный член предложения

Как отличить составное глагольное сказуемое от простого с дополнением, выраженным н.ф.гл.?

прямое и косвенное дополнение

отвечает на вопросы косвенных падежей

прямое выражено сущ. в винит.падеже без предлога, в форме род. падежа

выражен сущ. мест.

может быть выражено н.ф.гл.

подчёркивается -------

Таблица дополняется в ходе обсуждения.

II. Актуализация прежних знаний. Работа в группе.

Ребята, вам необходимо восстановить художественный текст, из которого изъяты дополнения. Предложения записаны на бумаге разного цвета, впишите в них пропущенные дополнения и соберите текст из "рассыпанных" предложений.

Поразительно умение … выбирать спелые … , обгрызать шишку ели и сосны.

Я не раз находил в лесу грибные … белок.

Сидя под деревом в глухом лесу, увидел однажды рыжую … , скакавшую по сырой земле, она несла в зубах большую, тяжёлую гроздь лесных….

Они прячут их в глубоких дуплах и зимою безошибочно находят свои….

- Прочитайте восстановленный текст.

1. Я не раз находил в лесу грибные хранилища белок. 2. Сидя под деревом в глухом лесу, увидел однажды рыжую белку, скакавшую по сырой земле, она несла в зубах большую тяжелую гроздь лесных орехов. 3. Поразительно умение белок выбирать спелые орехи, обгрызать шишку ели и сосны. 4. Они прячут их в глубоких дуплах и зимою безошибочно находят свои запасы.

- Почему некоторые предложения восстанавливались с большим трудом?

- Какие выводы вы уже можете сделать?

(Без дополнений рассыпается предложение, теряется смысл, точность речи)

III. Стадия осмысления. Оформление кластера.

- Запишите ключевые вопросы, которые позволят полнее представить тему "Дополнение " и решить задачу урока?

- Обменяйтесь в группах своими знаниями, придите к единому мнению, приготовьтесь отвечать от имени группы.

- Давайте теперь все вместе оформим кластер.

Работа с классом, заслушиваются и записываются вопросы от каждой группы.

Рисунок 1

Употребление в речи (добавочное значение,)

Значение: предмет

Урок русского языка по теме Дополнение

Способы выражения: существительные, местоимения,, наречие, числительное, н.ф. гл., прилагательное, междометиеУрок русского языка по теме Дополнение

Урок русского языка по теме Дополнение

Вопросы косвенных падежейУрок русского языка по теме ДополнениеУрок русского языка по теме Дополнение

Урок русского языка по теме Дополнение

Виды: прямые, косвенные

IV Обобщение и систематизация знаний.

Работа в группах

1 группа

Подчеркнуть грамматическую основу предложения и дополнение.

На лицо тебе уж веет ранний холодок. Редеет ночного тумана покров. Через несколько дней меня выслушал врач. Споры мы отложим на завтра Безродного пригрел и ввёл в моё семейство. Мы попросили девочку спеть.

2 группа

Определить грамматическую основу предложения и выяснить, в каких предложениях н.ф.гл является дополнением.

Врач посоветовал принимать лекарства вовремя.

Больной начал принимать лекарства.

Сестра просила вернуться домой пораньше.

Отряд спешил вернуться в лагерь до темноты.

Вывод: н.ф.гл.-дополнение и глагол в личной форме обозначают действия разных лиц,

а н.ф. гл.-сказуемое и глагол в личной форме обозначают действие одного лица. Кроме того н.ф.гл-дополнение зависти от сказуемых со значение волеизъявления.

3 группа

Придумать примеры выражения дополнения различными частями речи. ( После обсуждения лучшие примеры выписывают в тетрадь.) Хочется вспомнить прошлое.

Проводник попросил провожающих выйти из вагона. Вдалеке мы услышали «ау».

Учитель рекомендовал повторить правило.

Вывод: кроме существительного и местоимения, дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: прилагательным, числительным, причастием, наречием, неопределённой формой глагола, междометием, а также неделимым словосочетанием.

4 группа

Придумайте предложения, в которых дополнения выражены разными частями речи.

На уроке мы всегда узнаём новое. (Прилагательное.) Он просил нас зайти. (Инфинитив.)

В городской библиотеке читающим предлагаются новинки современной литературы. (Причастие.) Восемь делится на два.( Числительное.) В темноте едва можно было различить несколько домов. (Синтаксически неделимое словосочетание)

V. Домашнее задание: § 24, упр. 122, составьте опорный конспект по теме.

V.I . Рефлексия. Написание синквейна. Стихотворение из пяти строк позволяет в художественной форме оценить изученное понятие. Каждый ученик пишет синквейн, затем согласовывает с партнером и из двух составляют один - парный.

Дополнение

Прямое и косвенное

Рисует, конкретизирует, характеризует

Обозначает предмет, явление

Слово


© 2010-2022