Разработка урока Поэты о природе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Поэты о природе

Цели:

  • развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности;

  • формирование личностного видения окружающего мира;

  • отработка навыка выразительного чтения наизусть поэтического текста.

Задачи:

  • способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения;

  • добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;

  • развивать эмоции и чувства детей;

  • формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, и переживании мира;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

1. Аудиозаписи:

- П. Чайковский "Январь" (из цикла "Времена года");

- Вивальди " Зима" из цикла "Времена года";

2. Репродукции, иллюстрации с изображением зимней природы.

3. Компьютер (презентация).

І.Оргмомент

1. Проверка готовности класса к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока

ІІ.Опрос домашнего задания

1. Работа в группах (слайды 8,9,10,11).

- Когда я слышу слово зима...

Продолжите мысль, обсудив это в группах.

I ряд

II ряд

III ряд

Я чувствую:

Я слышу:

Я представляю:

Проверка.

1 группа:

- Когда я слышу слово" зима" - я чувствую радость в своей душе, чувствую красоту природы.

2 группа: - Когда я слышу слово" зима" - я слышу звуки природы: завывание ветра, хруст снега, шум деревьев.

3 группа:

- Когда я слышу слово" зима" - я представляю белые поля, крыши домов, покрытые снегом, разные следы зверей в лесу.

Просмотр презентации, прослушивание музыки

- Наше сегодняшнее занятие посвящено удивительному, прекрасному времени года - зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная: деревья в красивых зимних нарядах, белоснежным ковром покрыта земля и т.д.

Зима вдохновляла не только писателей и поэтов, но и композиторов, которые своей музыкой передали её. Знаете ли вы, какой голос у зимы? Он тихий, мягкий, когда падает снег большими хлопьями. Грустный, когда сильный мороз, леденящий ветер и т.д.

Давайте послушаем произведение Чайковского из цикла "Времена года" и посмотрим на картины природы. К каким стихотворениям подошли бы эти фотографии, произведения живописи и музыки? Почему?

Разработка урока Поэты о природеРазработка урока Поэты о природеРазработка урока Поэты о природеРазработка урока Поэты о природеРазработка урока Поэты о природе

Разработка урока Поэты о природеРазработка урока Поэты о природеРазработка урока Поэты о природеРазработка урока Поэты о природеРазработка урока Поэты о природе

Разработка урока Поэты о природеРазработка урока Поэты о природеРазработка урока Поэты о природеРазработка урока Поэты о природе

Какие картины вы представили, слушая запись? Какие чувства вызвала эта музыка?

- Ответы детей.

- Молодцы! Хорошо поработали в группах, все справились с заданием.

Солнышко всходит,
И небо светлеет,
Природа проснулась,
И утро пришло.

- Определите тему нашего урока. (Зимнее утро.)

IV. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы откроем для себя ещё одно удивительное стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро", познакомимся с красотой родной природы, научимся понимать настроение лирического героя и читать стихотворение выразительно; познакомимся с биографией поэта.

V. Работа над новым материалом

На доске портрет А.С.Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин
1799 - 1837 гг.

Разработка урока Поэты о природе

Краткое сообщение о биографии А.С.Пушкина

- Сегодня мы отправимся в мир поэзии. Что же такое поэзия? (Стихи)

- Какими средствами пользуются поэты и писатели для создания своих образов? (Сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись т.д.). Для чего эти средства авторы используют?

Ответы учеников

XI. Слово педагога.

-Разработка урока Поэты о природе Да, хорошо зимой! Как красиво, необыкновенно! Сейчас мы послушаем ещё стихи и попытаемся подумать о том, как разным авторам удаётся так красочно изобразить зиму.

XII. Чтение наизусть.

  1. А.С. Пушкин "Зимнее утро".

Еще о зимней природе писал Федор Иванович Тютчев

Тютчев не только изображает природу, но старается понять, что такое вобще природа, как связано она с жизнью человека , какое влияние оказывает на него. Во многих сти-х природа Тютчева одушевлена: она живет, действует, как человек. Она мыслит, дышит, радуется, грустит.

чтение стихотворения «Чародейкою зимой»

Задания: 1. Найти сти-х сказочные слова

2.Найти в сти-х метафоры, эпитеты, олицетворения.

Разработка урока Поэты о природе

Абай тоже обращался к временам года. Он написал стих-я о временах года.

Читая стихотворения Абая о временах года перед нашими глазами проходят различные природные яв-я и в каждом стих-ий Абай в начале рисует природные яв-я, а потом пакозывает жизнь и быт кочевого образа жизни казахов.

Чтение стихотворение «Кыс» .

Сравнить как описывают зиму Тютчев и Абай

Закрепление:

- Какие картины природы вы увидели? Как в этом вам помогала музыка?

- Какие явления природы можно наблюдать зимой?

- А что же ещё красивое, необычное наблюдаем зимой? Снежинки.

- Что такое снежинки?

- На что они похожи?

Разработка урока Поэты о природеРазработка урока Поэты о природеРазработка урока Поэты о природе

- А сейчас давайте послушаем одно стихотворение о снежинке.

Чтение наизусть.

К. Бальмонт "Снежинка".

- Какие забавы и игры обычно готовит нам зима? В какие игры зимой любите играть вы?

- Ответы детей.

- А теперь мы с вами послушаем стихотворения о зимних забавах.

XIV. Чтение наизусть.

  1. Виктор Лясковский "Зимние забавы".

  2. Ольга Корнеева "Не даёт скучать зима".

XV. Подведение итогов.

- Сегодня мы услышали много стихов о зиме, зимней природе. Вы увидели много изображений зимних пейзажей, послушали музыку разных композиторов. Что их всех объединяет?

- Трудно ли быть поэтом? Почему?

- Все ли могут быть поэтами? Почему?

- Состояние души, характер, настроение можно передать не только словами. Как еще можно передать свои чувства? (Красками, музыкой, танцами и движениями, жестом и мимикой)

- Какие выводы вы могли бы сделать в конце нашего занятия?

Ответы детей

Подведение итогов

Задания на дом:

Нарисовать зимний пейзаж к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро»







Открытый урок

в 6 «б» классе

на тему: «Поэты о русской зиме»



Учитель: Мусаева Ж.М.

















© 2010-2022