- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока Поэты о природе
Разработка урока Поэты о природе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мусаева Ж.М. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: Поэты о природе
Цели:
-
развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности;
-
формирование личностного видения окружающего мира;
-
отработка навыка выразительного чтения наизусть поэтического текста.
Задачи:
-
способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения;
-
добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
-
развивать эмоции и чувства детей;
-
формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, и переживании мира;
-
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
1. Аудиозаписи:
- П. Чайковский "Январь" (из цикла "Времена года");
- Вивальди " Зима" из цикла "Времена года";
2. Репродукции, иллюстрации с изображением зимней природы.
3. Компьютер (презентация).
І.Оргмомент
1. Проверка готовности класса к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока
ІІ.Опрос домашнего задания
1. Работа в группах (слайды 8,9,10,11).
- Когда я слышу слово зима...
Продолжите мысль, обсудив это в группах.
I ряд
II ряд
III ряд
Я чувствую:
Я слышу:
Я представляю:
Проверка.
1 группа:
- Когда я слышу слово" зима" - я чувствую радость в своей душе, чувствую красоту природы.
2 группа: - Когда я слышу слово" зима" - я слышу звуки природы: завывание ветра, хруст снега, шум деревьев.
3 группа:
- Когда я слышу слово" зима" - я представляю белые поля, крыши домов, покрытые снегом, разные следы зверей в лесу.
Просмотр презентации, прослушивание музыки
- Наше сегодняшнее занятие посвящено удивительному, прекрасному времени года - зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная: деревья в красивых зимних нарядах, белоснежным ковром покрыта земля и т.д.
Зима вдохновляла не только писателей и поэтов, но и композиторов, которые своей музыкой передали её. Знаете ли вы, какой голос у зимы? Он тихий, мягкий, когда падает снег большими хлопьями. Грустный, когда сильный мороз, леденящий ветер и т.д.
Давайте послушаем произведение Чайковского из цикла "Времена года" и посмотрим на картины природы. К каким стихотворениям подошли бы эти фотографии, произведения живописи и музыки? Почему?
Какие картины вы представили, слушая запись? Какие чувства вызвала эта музыка?
- Ответы детей.
- Молодцы! Хорошо поработали в группах, все справились с заданием.
Солнышко всходит,
И небо светлеет,
Природа проснулась,
И утро пришло.
- Определите тему нашего урока. (Зимнее утро.)
IV. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы откроем для себя ещё одно удивительное стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро", познакомимся с красотой родной природы, научимся понимать настроение лирического героя и читать стихотворение выразительно; познакомимся с биографией поэта.
V. Работа над новым материалом
На доске портрет А.С.Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин
1799 - 1837 гг.
Краткое сообщение о биографии А.С.Пушкина
- Сегодня мы отправимся в мир поэзии. Что же такое поэзия? (Стихи)
- Какими средствами пользуются поэты и писатели для создания своих образов? (Сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись т.д.). Для чего эти средства авторы используют?
Ответы учеников
XI. Слово педагога.
- Да, хорошо зимой! Как красиво, необыкновенно! Сейчас мы послушаем ещё стихи и попытаемся подумать о том, как разным авторам удаётся так красочно изобразить зиму.
XII. Чтение наизусть.
-
А.С. Пушкин "Зимнее утро".
Еще о зимней природе писал Федор Иванович Тютчев
Тютчев не только изображает природу, но старается понять, что такое вобще природа, как связано она с жизнью человека , какое влияние оказывает на него. Во многих сти-х природа Тютчева одушевлена: она живет, действует, как человек. Она мыслит, дышит, радуется, грустит.
чтение стихотворения «Чародейкою зимой»
Задания: 1. Найти сти-х сказочные слова
2.Найти в сти-х метафоры, эпитеты, олицетворения.
Абай тоже обращался к временам года. Он написал стих-я о временах года.
Читая стихотворения Абая о временах года перед нашими глазами проходят различные природные яв-я и в каждом стих-ий Абай в начале рисует природные яв-я, а потом пакозывает жизнь и быт кочевого образа жизни казахов.
Чтение стихотворение «Кыс» .
Сравнить как описывают зиму Тютчев и Абай
Закрепление:
- Какие картины природы вы увидели? Как в этом вам помогала музыка?
- Какие явления природы можно наблюдать зимой?
- А что же ещё красивое, необычное наблюдаем зимой? Снежинки.
- Что такое снежинки?
- На что они похожи?
- А сейчас давайте послушаем одно стихотворение о снежинке.
Чтение наизусть.
К. Бальмонт "Снежинка".
- Какие забавы и игры обычно готовит нам зима? В какие игры зимой любите играть вы?
- Ответы детей.
- А теперь мы с вами послушаем стихотворения о зимних забавах.
XIV. Чтение наизусть.
-
Виктор Лясковский "Зимние забавы".
-
Ольга Корнеева "Не даёт скучать зима".
XV. Подведение итогов.
- Сегодня мы услышали много стихов о зиме, зимней природе. Вы увидели много изображений зимних пейзажей, послушали музыку разных композиторов. Что их всех объединяет?
- Трудно ли быть поэтом? Почему?
- Все ли могут быть поэтами? Почему?
- Состояние души, характер, настроение можно передать не только словами. Как еще можно передать свои чувства? (Красками, музыкой, танцами и движениями, жестом и мимикой)
- Какие выводы вы могли бы сделать в конце нашего занятия?
Ответы детей
Подведение итогов
Задания на дом:
Нарисовать зимний пейзаж к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Открытый урок
в 6 «б» классе
на тему: «Поэты о русской зиме»
Учитель: Мусаева Ж.М.