Конспект урока «Средства художественной выразительности при создании литературного пейзажа»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7а классе.


Тема: «Средства художественной выразительности при создании литературного пейзажа».

Автор: Филиппова Дарья Анатольевна

I Вступление.

Приветствие. Сегодня у нас необычный урок. Вы видите, что у нас много гостей, пусть это не пугает вас, а наоборот, воодушевляет!

II Начало урока.

  1. Объявление темы урока. Наш урок называется «Средства художественной выразительности при создании литературного пейзажа»

  2. Эпиграф. А эпиграфом к уроку я взяла замечательные слова литературоведа: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

Вспомним, что такое эпиграф?

-Это высказывание, в котором заключается основная мысль чего-то. Но к этим словам мы еще вернёмся на уроке.

3) Создание учебной мотивации. А теперь, я приготовила вам литературный подарок!

Чтение учителем стихотворения.

Идет волшебница-зима...

Александр Пушкин

Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

Каково ваше первое впечатление от стихотворения?

Какие образы возникли в вашем воображении?

Вы согласны со мной, что А. С. Пушкин изобразил зимний пейзаж?

III Повторение ранее изученного материала.

  1. Беседа. На прошлой неделе некоторые ученики вашего класса посетили галерею с экспозицией «Художники рисуют зиму»

Какой предстала зима в картиной закамских художников?

А что общего между картинами о зиме и этим стихотворением о зиме?

А что различного?

- Писатели и художники изображают зимний пейзаж разными средствами. Инструмент художника - тона и краски, а инструмент писателя - слово.

2) Повторение лексического понятия слов. Ребята, одно из удивительных свойств литературы заключается в её образности, образность создаётся особыми средствами художественной выразительности.

Какие из этих средств вы знаете?

- Эпитет, метафора, олицетворение

IV Целеполагание.

Исходя из названия нашего урока, какой мы можем задаться целью?

- Научиться находить средства художественной выразительности и применять их в своём творчестве.

V Усвоение учебного материала.

1) Анализ поэтического текста. Теперь предлагаю вам проанализировать этот поэтический текст и найти эти приёмы. (Раздать тексты)

Анализ стихотворения.

Вывод - как украсили средства художественной выразительности текст?

  1. Просмотр презентации (Мотивация к дальнейшей деятельности). Я приготовила вам еще один сюрприз - презентацию. Перед вами пройдёт ряд фоторабот, посвященных зимнему пейзажу, в сопровождении удивительного музыкального произведения всемирно известного композитора - Антонио Вивальди из его цикла «Времена года» под названием «Зима».

Просмотр презентации.

Я думаю, что вы услышали завывание вьюги, треск мороза, хруст снега, может кто-то почувствовал прикосновение холода к своему лицу?

Пусть эти впечатления послужат основой для следующего этапа урока.

VI Творческое задание.

  1. Самостоятельная работа. Теперь я предлагаю вам побыть самим в роли начинающих писателей и создать свой литературный пейзаж.

на прошлом уроке литературы мы работали над созданием зимней палитры слов, которая сейчас поможет вам в работе. Это мини - сочинение должно содержать 7-10 предложений и рассчитано на 5-7 минут.

Творческая работа.

Кто хочет представить нам свою работу?

  1. Выступление учащихся.

Расскажите о своих впечатлениях от работы, проделанной вами?

Что показалось вам сложным?

Что полезного для себя вы извлекли?

Использовали ли вы в своих работах средства художественной выразительности?

Приведите примеры.

VII Рефлексия.

Какую роль играют средства художественной выразительности в тексте при создании зимнего пейзажа?

А теперь вернёмся к тому, с чего начали. Вспомним наш эпиграф. Как вы считаете, подходят ли эти слова к нашему уроку, раскрывают ли они его суть?

Домашнее задание. В качестве домашнего задания предлагаю вам из мини - сочинений сделать развёрнутые сочинения, лучшие из которых мы, как заведено нашей традицией, сможем послать на общероссийский конкурс.

Спасибо за общение!


© 2010-2022