- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока «Средства художественной выразительности при создании литературного пейзажа»
Конспект урока «Средства художественной выразительности при создании литературного пейзажа»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Филиппова Д.А. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 7а классе.
Тема: «Средства художественной выразительности при создании литературного пейзажа».
Автор: Филиппова Дарья Анатольевна
I Вступление.
Приветствие. Сегодня у нас необычный урок. Вы видите, что у нас много гостей, пусть это не пугает вас, а наоборот, воодушевляет!
II Начало урока.
-
Объявление темы урока. Наш урок называется «Средства художественной выразительности при создании литературного пейзажа»
-
Эпиграф. А эпиграфом к уроку я взяла замечательные слова литературоведа: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Вспомним, что такое эпиграф?
-Это высказывание, в котором заключается основная мысль чего-то. Но к этим словам мы еще вернёмся на уроке.
3) Создание учебной мотивации. А теперь, я приготовила вам литературный подарок!
Чтение учителем стихотворения.
Идет волшебница-зима...
Александр Пушкин
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Каково ваше первое впечатление от стихотворения?
Какие образы возникли в вашем воображении?
Вы согласны со мной, что А. С. Пушкин изобразил зимний пейзаж?
III Повторение ранее изученного материала.
-
Беседа. На прошлой неделе некоторые ученики вашего класса посетили галерею с экспозицией «Художники рисуют зиму»
Какой предстала зима в картиной закамских художников?
А что общего между картинами о зиме и этим стихотворением о зиме?
А что различного?
- Писатели и художники изображают зимний пейзаж разными средствами. Инструмент художника - тона и краски, а инструмент писателя - слово.
2) Повторение лексического понятия слов. Ребята, одно из удивительных свойств литературы заключается в её образности, образность создаётся особыми средствами художественной выразительности.
Какие из этих средств вы знаете?
- Эпитет, метафора, олицетворение
IV Целеполагание.
Исходя из названия нашего урока, какой мы можем задаться целью?
- Научиться находить средства художественной выразительности и применять их в своём творчестве.
V Усвоение учебного материала.
1) Анализ поэтического текста. Теперь предлагаю вам проанализировать этот поэтический текст и найти эти приёмы. (Раздать тексты)
Анализ стихотворения.
Вывод - как украсили средства художественной выразительности текст?
-
Просмотр презентации (Мотивация к дальнейшей деятельности). Я приготовила вам еще один сюрприз - презентацию. Перед вами пройдёт ряд фоторабот, посвященных зимнему пейзажу, в сопровождении удивительного музыкального произведения всемирно известного композитора - Антонио Вивальди из его цикла «Времена года» под названием «Зима».
Просмотр презентации.
Я думаю, что вы услышали завывание вьюги, треск мороза, хруст снега, может кто-то почувствовал прикосновение холода к своему лицу?
Пусть эти впечатления послужат основой для следующего этапа урока.
VI Творческое задание.
-
Самостоятельная работа. Теперь я предлагаю вам побыть самим в роли начинающих писателей и создать свой литературный пейзаж.
на прошлом уроке литературы мы работали над созданием зимней палитры слов, которая сейчас поможет вам в работе. Это мини - сочинение должно содержать 7-10 предложений и рассчитано на 5-7 минут.
Творческая работа.
Кто хочет представить нам свою работу?
-
Выступление учащихся.
Расскажите о своих впечатлениях от работы, проделанной вами?
Что показалось вам сложным?
Что полезного для себя вы извлекли?
Использовали ли вы в своих работах средства художественной выразительности?
Приведите примеры.
VII Рефлексия.
Какую роль играют средства художественной выразительности в тексте при создании зимнего пейзажа?
А теперь вернёмся к тому, с чего начали. Вспомним наш эпиграф. Как вы считаете, подходят ли эти слова к нашему уроку, раскрывают ли они его суть?
Домашнее задание. В качестве домашнего задания предлагаю вам из мини - сочинений сделать развёрнутые сочинения, лучшие из которых мы, как заведено нашей традицией, сможем послать на общероссийский конкурс.
Спасибо за общение!