Урок по литературному чтению на тему Сыновья  (2 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения, 2 класс


УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «В.Осеева. «Сыновья»


Подготовила и провела в рамках проведения областного семинара учителей начальной школы

в МОУ - лицей №32

учитель высшей квалификационной категории,

Почётный работник общего образования РФ

Жолобова Мария Степановна

«В.Осеева. «Сыновья»

Цели урока:

1.Создать условия для формирования читательских навыков: чтения, анализа прочитанного, развития монологической речи.

2.Способствовать развитию навыков работы над сюжетом произведения, сравнительного анализа, работы с толковым словарём.

3.Содействовать выработке внимательного отношения к художественному слову, воспитанию коммуникативных правил при работе в группах, нравственному воспитанию учащихся.

Формирование УУД на уроке:


  1. Предметные УУД: научиться читать тексты про себя и вслух, понимать содержание прочитанного, находить в тексте отрывки по заданию.


  1. Метапредметные УУД:

- регулятивные: научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

- познавательные: научиться анализировать и сравнивать доступные по содержанию художественные тексты;

- коммуникативные: научиться действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией (фронтальная, индивидуальная и групповая работа);

3. Личностные УУД: формирование начальных представлений о

нравственных понятиях (забота о близких, честность, порядочность, бескорыстие).

Материально-техническое оснащение урока:

учебники, карточки для индивидуальной работы, карточки для групповой работы, презентация, портреты Е.Пермяка и В.Осеевой, записи на доске.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Речевая разминка 2 слайда:

1) Жу-жу-жу - водишь ты, я выхожу.

Шу-шу-шу - я крупинками шуршу.

Ла-ла-ла - дочка к мамочке пришла.

Лу-лу-лу - Петя спрятался в углу.

Ра-ра-ра - играет всюду детвора.

2) Скороговорка.

- Как читается скороговорка?

Всех скороговорок не переговорить, не перевыскороговорить.

- А что такое скороговорка?

III. Проверка домашнего задания:

Личностные УУД: формирование начальных представлений о

нравственных понятиях (забота о близких, честность,

порядочность, бескорыстие).

1. Какое произведение читали дома? («Случай с кошельком» Е.Пермяка)

- А какое задание нужно было выполнить?

- Что же представляет собой модель обложки этого произведения?

Покажите, все ли её сделали?

- Кто её озвучит? (один ученик выходит к доске и отвечает устно)

- Поднимите руку, у кого не такая модель получилась дома?

  1. Ребята, перед вами план рассказа «Случай с кошельком».

План: (деформированный)

1. Недовольство Кости.

2. Строгая сестра.

3. Возвращение кошелька.

-Посмотрите, пожалуйста, на пункты плана. Всё ли здесь в порядке? (Нарушена последовательность событий). Ваша задача: составить план в соответствии с событиями, описанными в данном рассказе (слайд).

-Коллективная работа над восстановлением плана.

План: (восстановленный)

1. Возвращение кошелька.

2. Недовольство Кости.

3. Строгая сестра.

4.-Пересказ по плану.

-Пока мы будем пересказывать, четыре ученика получают карточки с индивидуальными заданиями:

А) Первые два: Найти среди множества слов однокоренные, подчеркнуть их и выделить корень.

Б) Вторые два: Из данных слов составить пословицу: снову, Береги, смолоду, платье, а, честь. Как ты её понимаешь?

4. а) - Кто является героем рассказа?

- Почему Костя высказал недовольство в адрес старушки после

возвращения ей кошелька? (работа с классом)

- А почему Костю не поддержала старшая сестра Катя?

- Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь?

- Прочитайте слова Костиной сестры. Права ли она?

ВЫВОД: В семье всегда надо прислушиваться к старшим: они умнее, у них больше жизненного опыта, они мудрее.

- Какими были Костя и Катя?

(на доске)

честная

строгая

маленький

Катя честный Костя

умная

справедливая

воспитанный

- О чём же этот рассказ?

- А что такое честность? (ответы детей)

- Подберите синонимы к этому слову.

- (слайд) Давайте прочтём значение этого слова, которое даётся в толковом словаре В.И.Даля.

Честность - внутреннее нравственное достоинство человека, в котором есть доблесть, благородство души, правдивость, чистая совесть.

б) - (Проверка индивидуальной работы по карточкам)- (слайд) На этом слайде вы видите слова, из которых ______ нужно было составить пословицу. Слушаем ________:

- (слайд) «» и рассказывает, как её понимает.

- (слайд для ______) из множества слов выбраны однокоренные: честь, честность, честный, чествовать

Итог: чему же учит нас рассказ Е.Пермяка «Случай с кошельком»?

- Скажите, какие произведения этого автора знаете вы? («Смородинка», «Две пословицы», «Про нос и язык», «Пичугин мост»).

IV. Теперь переходим к новому материалу.

Регулятивные: научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

1. (слайд) - Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте, пожалуйста, ФИО автора, с произведением которой мы будем сейчас знакомиться.

- Прочитайте, пожалуйста, тему урока.

- Ребята, перед вами две модели обложек. В процессе работы на уроке я предлагаю вам провести небольшое исследование, чтобы доказать, какая же из этих двух моделей подходит к нашему произведению. А как выдумаете, что нам нужно знать, чтобы определить, какая модель обложки подходит к нашему произведению?

- А теперь давайте вместе подумаем, что же мы будем делать на уроке?

(читать, отвечать на вопросы, заниматься исследованием, выполнять различные творческие задания)

2. - Ребята, у нас Руслан Петренко самостоятельно дома проводил исследование, изучал жизнь и творчество писателя В.А.Осеевой. Самым интересным он решил с нами поделиться.

- (рассказ ученика об авторе) Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве. С ранних лет она мечтала стать актрисой. Сначала она работала с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих детей.

Среди первых публикаций были сборники стихов, сказок, рассказов для детей: «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья» и другие. За трилогию «Васёк Трубачёв и его товарищи» она получила Государственную премию.

Валентина Осеева была очень доброй, честной, смелой и благородной.

Её книги для детей переведены на многие языки.

3. Словарь. При чтении произведения вам встретятся слова и выражения, которые вы можете не знать. Давайте познакомимся с их лексическими значениями. А что такое лексическое значение слова? (ответы детей)

колодец - узкая и глубокая яма для воды, вырытая до водяной жилы и обложенная камнем или кольцом;

ходить колесом - кувыркаться, перекидываться боком через голову, на руках и ногах;

заливаться соловьём - петь высоким, звонким, красивым голосом.

4. Первичное чтение текста вслух (комбинированное чтение).

Предметные УУД: научиться читать тексты про себя и вслух, понимать содержание прочитанного, находить в тексте отрывки по заданию.

5. Беседа по выявлению впечатления:

- Что вам понравилось в этом произведении?

- А что не понравилось?

- Какое чувство вызывает это произведение?

- Кто его написал?

- Как озаглавил?

6. Работа в группах:

КоммуникативныеУУД: научиться действовать в соответствии с

коммуникативной ситуацией ( групповая работа);

(слайд) Задание группам: найти, прочитать и своими словами ответить на вопросы: (каждая группа получает карточку с заданием):

1 группа: - Словесный портрет первого мальчика и высказать своё отношение к нему.

2 группа: - Словесный портрет второго мальчика и высказать своё отношение к нему.

3 группа: - Словесный портрет третьего мальчика и высказать своё отношение к нему.

4 группа: -Разделить рассказ на части и озаглавить их.

5 группа: -Землю красит солонце, а человека ________. Разгадав кроссворд, вы прочтёте это слово по вертикали (кроссворд):

1. Сколько женщин пришли к колодцу набрать воды? (три)

2. Кто оказался рядом с ними? (старичок)

3. Что болело у женщин от тяжёлых вёдер? (руки)

4. Кем были женщины по отношению друг к другу? (соседки)

(Получилось слово «труд»)

7. Проверка работы в группах.

Личностные УУД: формирование начальных представлений о

нравственных понятиях (забота о других, трудолюбие ).

8. А теперь с помощью схемы , которую видите на слайде, проведём работу над сюжетом произведения.

а) - О чём говорится во вступлении произведения?

- А в части «развитие действия»?

- Какой, по вашему мнению, самый напряжённый момент в тексте?

- Как же после этого продолжалось действие?

- И чем закончилось произведение?

б) Чему учит нас это произведение?

9. А теперь, когда мы уже прочитали произведение и разобрали его, вернёмся к нашему исследованию, чтобы доказать, какая же модель обложки подходит сюда.

- Подумайте, к какому жанру относится произведение? Почему?

ВЫВОД: 1. В этом произведении герои - обычные люди (взрослые и дети), в нём описываются реальные события, которые могут произойти и наше время.

- Какая геометрическая фигура заменяет слово «рассказ»? (прямоугольник).

- Какова тема рассказа, т.е. о чём она или о ком? (о детях)

- Какого цвета будет наш прямоугольник? (жёлтого)

Итак, мы провели наше исследование и доказали, что «Сыновья» В.Осеевой - это рассказ о детях.

- Значит, какая модель подходит к этому рассказу? (левая)

- Давайте проверим. (слайд)

- Верно! Молодцы!

V. Итог урока.

- Познавательные УУД: научиться анализировать и сравнивать доступные по содержанию художественные тексты;

- Подводя итог нашего урока, я предлагаю сравнить два произведения, с которыми работали на уроке. Вот модели обложек этих произведений.

Посмотрите на них и подумайте, что же у них общего, в чём отличаются.

(Общее то, что оба этих произведения относятся к одному жанру - рассказы
у них общая тема - о детях.

Различия: у них разные названия, т.е. разные авторы и разные заголовки.)

VI. Рефлексия.

- Что вам понравилось на уроке?

- Каким способом мы решали учебные задачи?

(за доской

- Где будете применять в жизни знания, полученные на уроке?

VII. Задание на дом: стр.75-77 - ответить на вопросы, пересказать.



© 2010-2022