- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе 7 класс по рассказу Артура Конан Дойла Пестрая лента
Урок по литературе 7 класс по рассказу Артура Конан Дойла Пестрая лента
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бондаренко А.Ю. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
В 7 КЛАССЕ
ТЕМА : АРТУР КОНАН ДОЙЛ . «Пестрая лента». Цикл рассказов о Шерлоке Холмсе - классика детективного жанра Главный герой произведения А.К.Дойла - частный детектив Шерлок Холмс. Его удивительные способности, творческая одаренность.
ЦЕЛЬ: - проверить уровень знаний по теме;
- расширить эстетический кругозор учащихся,
- пробуждать и стимулировать интерес к чтению художественной литературы, учить внимательному чтению,
- прививать навыки литературоведческого подхода к произведению;
- приобщить их к художественным ценностям разных эпох и народов;
развивать умения выделять главное в художественном произведении; учить наблюдательности;
- развивать способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка; изучение лексики детективного жанра;
- выделять черты характера Холмса как представителя британской нации; определить вклад Конан Дойла в развитие мировой детективной литературы;
- развивать умения аргументировать оценочное отношение к главному герою; анализировать и делать выводы о его характере, мотивах его поступков;
- способствовать развитию умений давать личностную оценку прочитанному, подбирать цитаты с произведения для подтверждения своих мыслей;
-
закрепление основных теоретико-литературных понятий с темы; формирование навыков анализа художественного образа;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных навыков;
- воспитывать чувства милосердия, гуманизма, любознательность;
- воспитывать литературный вкус, творческое воображение, умение работать в группе;
-
формировать представление об общечеловеческих ценностях на примере образа Ш. Холмса: уважение к человеку, готовности помочь тому, кто нуждается в помощи; воспитание ответственности за свои поступки.
ТИП УРОКА: Урок общеметодологической направленности
ТЕХНОЛОГИИ: Здоровьесбережения, интерактивные, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, исследовательской деятельности, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, тексты произведений, иллюстрации к произведениям, музыка из кинофильма.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научиться определять жанрово-стилистические черты детектива,
Характеризовать героя литературного произведения
Познавательные: самостоятельно делать
выводы, перерабатывать информацию.
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.
Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста
Формирование
навыков взаимодействия в группе
по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя
Х О Д У Р О К А
-
Организационный момент
-
Мотивация учебной деятельности
-
Учитель по очереди достает предметы:
-
курительная трубка,
-
скрипка,
-
лупа
и просит школьников ответить на вопросы:
Для чего нужны эти предметы? Людям какой профессии они могут принадлежать?
Когда все предметы положены вместе, учитель спрашивает детей:
- А кому могли бы принадлежать все эти предметы одновременно? (Шерлоку Холмсу)
Слово учителя:
Существуют ли литературные персонажи, поклонники которых безгранично и преданно верят в их реальность? Существуют ли персонажи , в честь которых создают музеи, журналы и даже целые организации?
Такой высокой чести удостоился главный герой произведений Артура Конан Дойла сыщик Шерлок Холмс. Любитель хорошего табака, игры на скрипке и разгадывания головоломных загадок, неоднократно использовавший в своих размышлениях дедуктивный метод. Ни одна деталь не ускользала от его внимания. Ничтожный материальный след был достаточен для заключения о человеке, его профессии, прошлом и настоящем
- Кто такой Шерлок Холм?
- Кто выдумал этого сыщика?
- Какие еще произведения Конан Дойла вы читали?
- В каком жанре написаны рассказы о Шерлоке Холмсе?
2. Ассоциативный ряд
Детектив
ДЕТЕКТИВ (англ. - сыщик; от лат. - раскрытие) - художественное произведение с особым типом сюжета, связанным с раскрытием загадочных преступлений, противостоянием добра и зла, где, как правило, добро побеждает зло. Для детектива как жанра характерны следующие основные ограничительные признаки:
1) наличие тайны преступления ;
2) моральное и физическое столкновение на этой почве сыщика-профессионала или сыщика-любителя и преступника;
3) процесс расследования, при котором проверяются и отрабатываются различные версии случившегося, испытанию подвергаются разные подозреваемые и сам ведущий расследование;
4) установление личности преступника;
5) восстановление всех обстоятельств преступления.
3. Проблемный вопрос
«Детектив считается легким, развлекательным жанром литературы. Могут ли детективы считаться произведениями классической литературы?»
ІІІ. Постановка целей и задач урока.
Чтобы опровергнуть или подтвердить этот постулат, нам нужно подумать, каким образом это можно сделать, т.е. какие улики и как мы можем найти.
- Учащиеся ставят цели и задачи урока.
IV. Работа над темой урока.
-
Знакомство с биографией писателя.
-
Прием «Ажурная пила»
(учитель делает распечатку карточек по количеству учащихся в классе; цвет прямоугольника в каждой четверке заданий свой)
Шаг 1. Учащиеся получают карточку-информатор. Задание: прочитать информацию, выделить в ней главное, существенное.
Шаг 2. Объединиться в группу консультантов в соответствии с номером на карточке. Обсудить информацию. Согласовать главное, существенное.
Шаг 3. Объединиться в группы в соответствии с цветом прямоугольника на информационной карточке. Пересказать в группе сведения, полученные из карточки.
Учащимся предлагаются карточки - информаторы:
-
Детство Артура Конан Дойла. Кодекс поведения
Из всех детей миссис Мери Дойл самым любимым был Артур, родившийся 22 мая 1859 года Мать души в нем не чаяла, и он отвечал ей тем же. Она без устали рассказывала сыну о его великих предках. Был у Мэри и свой кодекс поведения, внушаемый мальчику при всяком удобном случае: «Быть бесстрашным и сильными, смиренным со слабыми. Рыцарем для любой женщины, невзирая на происхождение».
Учился будущий писатель сначала в подготовительной школе при крупном иезуитском колледже Стонихерст. Эти годы Артур Конан Дойл считает самыми счастливыми. Местность, где располагался колледж, была удалена от городов и железнодорожной станции, а отцы-иезуиты поддерживали строжайшую дисциплину. Академические успехи вознаграждались «добрым» завтраком или ужином в зале с мраморными полами и галереей для музыкантов. За провинность наказывали при помощи увесистой плоской резинки, от которой руки синели и вспухали чуть ли не вдвое. Но в письмах домой Артур ни разу и словом не обмолвился о наказаниях.
-
За границей
По окончании колледжа Конан Дойл получил диплом и предложение поехать за границу, в западную Австрию, чтобы продолжить учебу там. Язык давался ему без труда, и вскоре юноша говорил по-немецки не хуже своих товарищей. Он готовился стать доктором, но, чтобы продолжать учебу, не отказался от работы ассистента - это приносило два фунта в месяц...
Однажды вечером, когда Конан Дойл готовил пузырьки с лекарствами, к нему влетел герр Глайвиц. Специалист с европейским именем по арабскому и санскриту, герр Глайвиц вынужден был давать уроки немецкого. Сейчас по щекам этого человека текли слезы, он сказал, что семья его голодает и не может ли мистер Конан Дойл выручить его деньгами. У мистера Конан Дойла в кармане было ровно полтора шиллинга. Но герр Глайвиц рыдал. Артур протянул ему часы и цепочку: «Загоните! Это хорошие часы. И не спорьте!» Расставаться с часами было жалко, но он убеждал себя, что так поступил бы всякий мало-мальски порядочный человек.
-
Шерлок Холм и доктор Ватсон
Артур задумывается о карьере корабельного врача, хотя понемногу пробует силы в литературе: один короткий рассказ «Тайна Баскомской долины» был напечатан, и ему выплатили небольшой гонорар...
В 1881 году Конан Дойл заканчивает свое медицинское образование... и начинает врачебную практику.
Но уже к концу 1891 года имя доктора Артура Конан Дойла станет знаменитым. Кто будет оспаривать тот факт, что его Шерлок Холмс и доктор Уотсон (Ватсон) - самые известные люди в Англии
Нет, как о героях о них не говорили! Это были члены семейств, которых ждали и, разворачивая очередной номер журнала «Стрэнд», искали знакомые имена. Пройдет еще два года, и Артур Конан Дойл напишет матушке: «У нас тут все в порядке, я на середине последнего рассказа о Холмсе, после чего этот джентльмен исчезнет, чтобы больше никогда не вернуться! Я устал от него». Но ему суждено было не знать покоя, пока он не воскресил Шерлока! Читатели умоляли его, издатели пытались подкупить, редакторы упрашивали. Кто-то из друзей рассказал ему легенду о страшной, девонширской собаке, и он, полностью переделав эту историю, написал повесть об одном из ранних приключений Холмса. Она печаталась под названием «Собака Баскервилей», но это лишь разожгло аппетит публики, Дойл воскресил Холмса и уже не мог отделаться от
него до конца своих дней.
-
Прообразы Шерлока Холмса и доктора Ватсона
Существовали живые прообразы как Холмса, так и доктора
Уотсона. Дойл всегда говорил, что моделью для образа Шерлока Холмса был доктор Джозеф Белл, хирург Эдинбургской больницы.
Профессор Королевского госпиталя в Эдинбурге Джозеф Белл с непроницаемым лицом ставил диагноз еще до того, как больной успевал открыть рот. Белл уверял, что все заключалось лишь в наблюдательности, в умении анализировать и делать логические вы- воды. Пускать в ход силу дедукции - вот чему он учил. Что такое дедукция? Это логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или общим другим выводам.
Чем больше Конан Дойл писал о Шерлоке Холмсе, тем больше развивались его собственные способности к дедукции. Самое главное состояло в том, что оба они - и Конан Дойл и Шерлок Холмс - были выдающимися криминалистами, умели логически мыслить н обладали острой наблюдательностью.
Писатель сам признавался, что не однажды ему удавалось методом Холмса решать проблемы, которые ставили в тупик полицию. Когда профессиональные сыщики оказывались не в силах распутать какое-нибудь сложное дело, они вынуждены были прибегнуть к помощи Конан Дойла, как обращались к Джозефу Беллу и Шерлоку Холмсу. И тогда всемирно известный писатель откладывал перо литератора и брал в руки лупу сыщика. Его репутация в этом смысле приобрела такую известность, что к нему потянулись с просьбами представители полиции других стран.
И еще в одном походил Конан Дойл на своего героя. Подобно -отшельнику с Бейкер-стрит», он, сыщик-любитель, действовал как правило, бескорыстно, лишь из благородных побуждений. «Великий детектив» всегда руководствовался желанием помочь
беде, восстановить справедливость.
Бессменный секретарь Конан Дойла майор Вуд, сорок лет проведший рядом с ним, послужил прототипом доктора Уотсона.
-
Последние годы
Идея написать цикл коротких рассказов, объединенных общим героем - Шерлоком Холмсом, пришла Дойлу в голову, когда он читал ежемесячники, которые тогда стали предлагать пассажирам в поездах. «Я просматривал эти разные журналы с обрывками прозы и подумал, что серия рассказов с одним главным персонажем не просто заинтересует читателя, а привлечет к конкретному журналу»- писал Дойл.
Рассказ о шестидесятом, последнем, приключении Шерлоки Холмса - «Старый дом Шостокомба», появился в «Стрэнде» в апреле 1927 года. Это был прощальный поклон Дойла в роли автора лучших сказок для взрослых и создателя двух знаменитых персонажей...
А через три года, 7 июня 1930 года, когда за окном его спальни уже встало солнце, у его постели суетились дочери и жена, подавал больному кислородную подушку , он нашел в себе силы сказать своей жене Джин: «Нужно отлить для тебя медаль с надписью: "Лучшей из всех сиделок"». Затем откинулся назад, и глаза его навеки
сомкнулись для всего земного.
5.Обсудив материал, предложенный для работы по методу «Ажурная пила», учащимся предлагается игра - «Позвольте с Вами не согласиться»
-
(Игра « Позвольте с Вами не согласиться». Если учащиеся с утверждением не согласны, то говорят: «Позвольте с вами не согласиться» и дают правильный ответ )
Согласны ли вы с утверждением :
По биографии Конан Дойла
а) Чтобы быть хорошим детективом, вовсе не обязательна эрудиция?
б) Собака Баскервилей - особая порода собак?
в) Ходят упорные слухи, что в своем расследовании Ш.Холмс иногда пользовался подзорной трубой.
г) Недалеко от Баскервиль-холла в Гримпенской трясине была отловлена змея, которая ужалила Джулию?
-
Хоть К.Дойл давно умер, жизнь его героя продолжается, т к у Холмса есть много почитателей во всех странах мира.
Сегодня мы раскроем с вами феномен этого известного сыщика на примере рассказа «Пестрая лента».
Только у меня с этим непростым делом случилась неприятность. Я рассыпала его и все материалы перемешались Вы поможете мне собрать ДЕЛО № 1 под кодовым названием «Пестрая лента»
ЗАДАНИЕ 1.
Собрать события в их последовательности. (Если уч-ся работаю правильно, у них должен получиться собранный пазл - картинка (или высказывание))
-
К Шерлоку Холмсу обращается за помощью дрожащая от ужаса молодая женщина по имени Эллен Стоунер.
Рассказ Эллен Стоунер об отчиме Ройлотт и смерти ее сестры-близнеца Джулии.
Девушка просит помощи у великого сыщика. Шерлок Холмс обещает приехать к вечеру в имении Ройлотта и изучить обстановку.
Вскоре после ухода посетительницы квартиру на Бейкер-стрит посещает сам Гримсби Ройлотт. Он выследил свою падчерицу и угрожает великому сыщику.
Шерлок Холмс наводит справки и выясняет, что замужество девушек очень невыгодно для Ройлотта: его доходы значительно уменьшатся.
Осмотрев поместье, Шерлок Холмс приходит к выводу, что ремонт был не нужен. Затеян он для того, чтобы заставить Эллен переселиться в комнату сестры. В комнате Джулии его заинтересовывает длинный шнур от неисправного звонка, висящий над кроватью, сама кровать, привинченная к полу, маленькое вентиляционное отверстие, которое выходит не наружу, а в соседнюю комнату, где живёт Ройлотт. В комнате доктора Холмс находит железный несгораемый шкаф, в котором, по словам Эллен, хранятся деловые бумаги, плеть, завязанную петлёй, и маленькое блюдечко с молоком.
Ночь, которую великий сыщик проводит в комнате Эллен, удалив девушку в безопасное место. Он предотвращает утончённое и ужасное преступление, которое совершает врач, человек, обладающий стальными нервами.
Шерлок Хомс пояснил остальным, что, увидев плеть и блюдечко с молоком, ему пришла мысль о змее. Шнур служил мостом, соединяющим вентилятор с кроватью.
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ
Действие рассказа начинается в квартире Шерлока Холмса на Бейкер-стрит. Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию в Лондон (индивидуальное задание).
ЗАДАНИЕ 2. Тест на наблюдательность. Шерлок Холмс был очень наблюдателен. Стоило ему посмотреть на человека, и он сразу мог сказать, чем этот человек занимается, какой у него характер, какова его жизнь. Эту наблюдательность он выработал в себе долгими годами тренировки, ибо её можно совершенствовать. Так как у вас нет такого опыта, то задание мы упростим.
Вы видели экстерьер квартиры Шерлока Холмса. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
-
Сколько картин висит на стенах? (4)
-
Коллекция каких насекомых есть у Ш.Х.? (бабочки)
-
Что лежит на кресле знаменитого сыщика? (книга)
-
Какого цвета ковер на полу комнаты? (красного)
-
А какого цвета камин? (зеленого)
ЗАДАНИЕ 4
Анкета Шерлока Холмса:
- ФИО
- ДАТА РОЖДЕНИЯ_ Это совсем нетрудно подсчитать. Если Холмс появился в 1888г.,то сейчас ему исполняется … лет
- МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА -
- РОД ЗАНЯТИЙ -
- ХОББИ -
- ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ШЕЛОКА ХОЛМСА, КОТОРЫЕ ПОМОГЛИ ЕМУ СТАТЬ ВЕЛИКИМ СЫЩИКОМ. (Действует без суеты, у него мгновенная реакция, сила, хладнокровие, выносливость - все это результаты многолетних тренировок; кроме того, он смел, решителен, уверен в своих действиях, знает повадки змей, а потому действует как опытный, работник террариума)
ЗАДАНИЕ 5
Работа с текстом - Следователю, раскрывающему преступления, на слово никто не верит. Для доказательства нужны улики. Я прошу вас подтвердить свои предположения конкретными эпизодами рассказа. Итак, мы работаем с тестом. Покажите, в каких эпизодах проявляются названные вами черты характера Шерлока Холмса (проверка Д/з)
ЗАДАНИЕ 6
Исследовательская работа - Докажите, что «Пестрая лента - это детектив».
Зло наказано, спасена еще одна жизнь. И за всем эти стоит ОН-Шерлок Холмс.
Подведение итогов. ЗАДАНИЕ 7
Возвращаемся к проблемному вопросу. Упражнение «Метод ПРЕСС»
-
Высказываем свое мнение: «Я считаю...»
-
Объясняем причину такой точки зрения: «Потому что...»
-
Приводим пример дополнительных аргументов в поддержку своей позиции: «...Например...»
-
Обобщаем, формулируются выводы: «Итак...», «Таким образом...»
Произведения Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе неоднократно экранизировались. До сих пор кинематографы продолжают снимать фильмы, мультфильмы об этих героях. Индивидуальное задание - рассказать о советском фильте, снятом на студии «Ленфильм» В гл. ролях Василий Ливанов, Виталий Соломин, Рина Зеленая.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» - цикл советских телефильмов 1979-1986 годов режиссёра Игоря Масленникова, экранизация произведений Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. Цикл состоит из пяти фильмов (11 серий общей продолжительностью 766 мин).В музее-кабинете Шерлока Холмса стоит портрет Василия Ливанова как актера, лучше всех сыгравшего знаменитого сыщика.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-
Подготовить презентацию (1 слайд), рекламу, буктрейлер детективного рассказа.
-
Написать письмо Шерлоку Холмсу или доктору Ватсону
-
Придумать свой детективный рассказ.
-
Учебник - с.278-279
Дополнительно. Задача на сообразительность, логику.
.Шерлок Холмс шел по улице. И вдруг он увидел мертвую женщину лежащую на земле. Он подошел, открыл ее сумку и достал телефон. В тел. книге он нашел номер ее мужа. Он позвонил. Говорит:
- Срочно приезжайте сюда. Ваша жена умерла. И через некоторое время муж приезжает. Он смотрит на жену и говорит:
- О, милая что с тобой случилось???
И потом приезжает полиция. Шерлок показывает пальцем на мужа женщины и говорит:
- Арестуйте этого человека. Это он убил ее. Вопрос: Почему Шерлок так подумал?
Потому что Холмс не сказал ему адрес.
Пожалуй, ни у кого из книжных персонажей родословная не была разработана так, как у знаменитого Шерлока Холмса.
Полицейский квартала Байкерлоо нисколько не удивился вашим словам: «Где находится дом Шерлока Холмса?» Он привык к подобным вопросам- множество людей отправляется на поиски детектива. Но когда вы появитесь наБейкер-стрит, ваше положение несколько осложнится. Кирпичные дома как один похожи друг на друга. На помощь их жильцов не очень рассчитывайте. Все они решительно станут уверять, что именно в их доме Шерлок Холмс открыл свою контору.
Семнадцать ступенек пройдены, и вы в кабинете господина Холмса и его друга доктора Уотсона. Доносится гул Сити, цокот лошади, крик разносчика, звук шарманки, словом, шум, характерный для английской столицы конца XIX столетия. Время обычного чаепития - традиция столь древняя, как и сама Англия, - пять часов дня. Видимо, этим как раз и заняты хозяева. Об этом говорят чашки с недопитым чаем на столе, сахарница, молочник. Тут же на столе - отмычки, две револьверные пули.
А еще здесь много предметов, которые описывал Конан Дойл в своих рассказах