Технологическая карта урока 5 класс по теме Лексика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


У р о к 79. СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с определением понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значения слова», назначением толковых словарей; обучать умению различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; сформировать навык раскрытия лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья», «грамматическое значение слова», основные приемы толкования лексического значения слова; уметь пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию), объяснять лексическое значение слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Поисковый; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

uroki.net akademius.narod.ru/vibor-rus.html zavuch.info festival. lseptember.ru/subjects intergu.ru som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Шанский Н. М., Иванов В. В. Краткий этимологический словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.

Дать В. И. Толковый словарь живого великорусского языка

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Лексика, лексическое и грамматическое значение слова

Организационная структура (сценарий) урока

234

Этапы

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации

взаимо

действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого

материала.

Объяснение и определение темы урока.

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята, посмотрите в окно, какая сегодня погода? Правильно, хорошая. Я желаю вам сегодня продуктивной работы, чтобы все у вас сегодня получилось. Если вы готовы к совместной работе, то поднимите улыбающийся смайлик, если что-то беспокоит, то поднимите печальный смайлик. Все-таки большинство подняли улыбающийся смайлик. Я тоже выбираю положительный заряд. (ПРИЦЕПИТЬ СМАЙЛИК НА ДОСКУ)

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

В. Солоухин

«Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: «Столько, сколько звёзд на небе!» Это очень неверный ответ: видимых простым глазом звёзд на небе не так уж много, около трёх тысяч, а слов в нашем распоряжении - несравненно больше. Так пишет автор книги «Слово о словах» Лев Успенский. Сколько же всё-таки слов в нашем языке? В «Словаре современного русского языка» (он состоит из 17 томов) более 120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке. Теперь нам нужно определить тему урока.

-Отгадайте, что это? Его можно услышать, произнести, записать, затранскрибировать, прошептать, пропеть, нарисовать; им можно приласкать, огорчить, приободрить. Учитель задаёт вопрос: - О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о слове и его значении)- А как называется раздел науки о языке, в котором живут все слова русского языка? Лексика. Так вот вы и назвали тему нашего урока. -Ребята, а что вы знаете уже о словах?(Это одна из главных единиц языка) --А почему? Потому что слова называют все, что есть на свете: предметы, действия, количество ,признаки, чувства. - Вы правы. Слово -это одна из главных единиц языка. Словарный состав любого языка богат неисчерпаемо. Действительно, ребята, очень трудно посчитать общее количество слов в нашем языке. Запись темы.







Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фрон

тальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

Листы

обратной

связи

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Систематизация знаний, письменная работа

Следующий этап работы - словарный диктант.

У доски работают двое учащихся, остальные в тетрадях.

- Объясните условия выбора буквы, подберите проверочные слова, где возможно.

Какова цель выполнения данного вида работы.( Пополняем свой словарный запас, учимся применять орфограммы)

Выполняют письменную работу, проводят взаимопроверку при помощи ключа

Фрон

тальная,

индиви

дуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Письменная работа







Продолжение табл.

235

1

2

3

4

5

6

7

Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей урок

Взаимопроверка по ключам на слайде презентации

- Какова цель выполнения данного вида работы.( Пополнить свой словарный запас, учиться применять орфограммы).

- Поставьте себе отметки карандашом в тетрадях. Выставьте полученные отметки в оценочный лист. Покажите сигнальные карточки, выбрав цвет ваших отметок. Красные поднимают те, кто получил «5», синие - кто получил «4», а зеленые - «3».

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Фрон

тальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей

Устные

ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Беседа, ответы на вопросы, оценивание учащихся.

В то время когда учащиеся заняты самостоятельной работой (выделением орфограмм, взаимопроверкой), учитель проверяет работы отдельных учащихся и задает дополнительные вопросы по мере необходимости

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Индиви

дуальная,

групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Вопросы для уточнения информации

4. Целе- полагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам

Давайте вспомним тему нашего урока?

-Какую же цель мы перед собой поставим?

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

  • Правильно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием «лексическое значение слова», научимся пользоваться толковым словарём*.

  • Замечательный писатель К. Паустовский, подчёркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». (Цитата на слайде.)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы под руководством педагога. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Фрон

тальная,

индиви

дуальная,

групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические

Устные ответы. Вопросы для уточнения информации

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Словесно-иллюстративный рассказ. Работа со слайдами презентации

Например, говоря о дождях, сам Паустовский употреблял такие слова: моросящий, грибной, спорый, косой, слепой, сильный, ливневый и др.

  • Приведите примеры «хороших слов и названий» для слов, о которых говорит писатель в своём высказывании. (Чистый воздух, потоки воздуха, шум леса, плывущие облака, прозрачные воды и т. д.)

  • Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав, или лексику. Лексика - это словарный состав языка.

(Слайд.)







NJ

UJ

ON

Продолжение табл.

I

2

3

4

5

6

7


  • Обратимся к учебнику. Рассмотрим упр. 326 стр. 150. Ваша задача сравнить 2 текста (рассказ писателя и изложение ученика. Какой из них ярче, богаче с точки зрения языка? Подумайте и ответьте на вопрос.

  • Действительно, текст, написанный писателем красив и ярок. А благодаря чему? Правильно. Поставьте себе плюсы в оценочный лист, кто согласен .

  • Ребята, очень важно для каждого человека обогащать, пополнять свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас. А благодаря чему мы сможем обогатить сво словарный запас?

  • Правильно. Чаще заглядывать в словари.

---Послушайте фразу: Глокая кудра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

  • Поняли ли вы данную фразу? Почему? Потому что они «ничего не значат», ничего непонятно. Непонятно, каково их лексическое значение.

- Действительно, значение - это важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может. Каждое слово что-то обозначает.

  • Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово -значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.

Прочитайте словосочетания.

  • На слайде: Играть в мяч, играть на скрипке, играть в спектакле. Определите разными способами лексическое значение слова играть в этих словосочетаниях

-Проводить время в каком-либо занятии, доставляющем удовлетворение, служащем развлечением одним лишь участием в нем.

-Исполнять музыкальное произведение на музыкальном инструменте

Изображать на сцене, исполнять какую-либо роль.

ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗМИНУТКИ


.



Организует и сопровождает деятельность детей, дополняет ответы учащихся

высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

6. Первичное закрепление с комментированием.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров.

  • Словарь - надежный помощник в любой ситуации. Каждый человек очень часто сталкивается с ситуацией, когда ему непонятно значение какого- либо слова или выражения. А как же узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? Послушайте отрывок из стихотворения А. Прокофьева.

Закат налился тёмной кровью,

И потемнела бирюза.

Сначала было предгрозовье,

Потом как грянула гроза!

  • Назовите слова, лексическое значение которых вам не совсем ясно. (Бирюза, предгрозовье.) О значении этих слов можно справиться в толковых словарях.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Индиви

дуальная,

групповая

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей

Листы обратной связи. Устные ответы. Записи в тетрадях







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Работа с учебными пособиями. Письменная работа

Выставка словарей.

  • Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка.

Существуют языковые (лингвистические, орфографические, толковые, фразеологические, антонимов, синонимов, иностранные) словари. Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.

  • Найдите в учебнике на стр175 в малом толковом словаре лексическое значение слова бирюза, прочитайте, как словарь объясняет его лексическое значение:

«Бирюза, - ы, ж. Непрозрачный драгоценный камень голубого или бледно-зелёного цвета».

  • Почему же поэт называет бирюзой небо? (Потому что оно до грозы было таким же голубым, как бирюза.)

  • Так где же мы можем выяснить лексическое значение неизвестных нам слов? А почему словарь называется «толковый»? Что значит слово «толковать»? (Разъяснять, объяснять, выяснить смысл слова. В толковых словарях и толкуется значение слов.)

  • Но, кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, и произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова.

В статьях словаря особым шрифтом - курсивом - даются примеры употребления данного слова. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке.

  • Поработаем со словарной статьей в учебнике.

  • Разгадайте кроссворд в упр. 331 стр. 152, используя слова для справок

Отвечают на вопросы, работают со словарями в группе, оценивают работы товарищей

'

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы







Окончание табл.

238

1

2

3

4

5

6

7

Проверка кроссворда выставление отметок в лист самооценки.

Вывод: узнали лексическое значение многих слов, наиболее ярко лексическое значение слова проявляется в тексте, а не в словаре.

Контролирует правильность выполнения задания. Организует и сопровождает деятельность детей


8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Ребята, вспомним, что такое лексика? А лексическое значение слова?

  • Найдите в толковом словаре значение слова лексикон, составьте с данным словом предложение и определите его род, падеж, число, склонение. (У хорошего ученика богатый лексикон.)

  • Мы сейчас определили грамматическое значение этого существительного.

  • Итак, какие значения имеет слово? (Лексическое и грамматическое.) Что значит «лексическое значение слова»? Что значит «грамматическое»?

Пишут творческие работы, оценивают себя и товарищей. Отвечают на вопросы

Индиви

дуальная,

групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письмен

ные

творческие работы

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

  • Что нового узнали на уроке?

  • Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

  • Как вы их преодолевали?

  • Понравилось ли вам на уроке? Выставление отметок. Домашнее задание упражнение 330 и 335 (выбор)

  • Какое настроение у вас сейчас?

  • Дайте оценку нашей работе: выберите один из лежащих на вашем столе смайликов и покажите мне. Если урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индиви

дуальная,

групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы

обратной

связи









© 2010-2022