Рабочая программа по литературе для 9 класса вечерней школы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа №6»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР Директор МКОУ «Школа №6» МКОУ «Школа №6»

(Е.В. Дутчак)

« » 2015 г. (Т.С.Овчинина)

« » 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО


ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


ДЛЯ 9 КЛАССА


НА 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


Составитель программы: Царёв А.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Рассмотрено на заседании МО

Протокол №

от « » 2015г.

Руководитель МО ( А.А.Царёв)

Оглавление (содержание рабочей программы)

1.Пояснительная записка------------------------------------------------------------------------------------------- -стр. 3

2.Учебно - тематический план------------------------------------------------------------------------------------ -стр.8

3.Основное содержание программы------------------------------------------------------------------------------ -стр. 9

4.Учебно - методический комплекс------------------------------------------------------------------------------- стр.14

5.Перечень ЭОРов и дополнительной литературы------------------------------------------------------------- стр.15

6.Реализация национально - регионального компонента---------------------------------------------------- -стр.19

7.Характеристика контрольно - измерительных материалов при тематическом контроле---------- -стр.20

8.Контроль уровня обученности-------------------------------------------------------------------------------------стр.23

9.Формирование универсальных учебных действий-----------------------------------------------------------стр.31



Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного при­казом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального обще­го, основного (общего) и среднего (полного) общего образования» // Сбор­ник нормативных документов. Русский язык. / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.;

  • приказа Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об ут­верждении федерального базисного учебного плана и примерных учеб­ных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федера­ции, реализующих программы общего образования» // Сбор­ник нормативных документов. Русский язык. / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.;

  • Письма МОиН Челябинской области от 27.05.2003 г. № 05-2229 «О базисном учебном плане вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений на 2003-2004 уч. год Федерального базисного учебного плана (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года) // Сбор­ник нормативных документов. Литература. / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004./;

  • примерной программы основного общего образования по литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03-1263) // Сбор­ник нормативных документов. Русский язык. / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004./;

  • приказа МОиН РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образова­тельном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образо­вательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

  • письма МОиН Челябинской области от 31.07.2009 № 103/3404 «О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (моду­лей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»;

• инструктивно-методического письма ГУО ДПО ЧИППКРО от 30.07.2014 г. № 03-02/4959 «О преподавании учебного предмета «Литература » в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году»;

  • учебного плана МКВСОУ ВСОШ №6 на 2014-2015 учебный год;

  • локального акта - Положения о разработке и утверждении рабочих программ в МКВСОУ ВСОШ №6;

С учётом того, что 9 класс по учебному плану МКВСОУ ВСОШ №6 проходит как заочный, что отсутствуют специализированные программы для заочных классов календарно - тематическое планирование составлено на основе Примерной программы по литературе, помещенной в Сборнике нормативных документов МОиН РФ, М., Дрофа, 2007, исходя из 2-х часов в неделю (всего - 72 часа)

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладаю­щей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознани­ем, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализа­ции и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и ана­лиз, основанный на понимании образной природы искус­ства слова, опирающийся на принципы единства художе­ственной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретиро­вать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или лю­бом другом речевом высказывании), и создание собствен­ного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио­графический поиск, находить и обрабатывать необходи­мую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями ху­дожественной литературы в повседневной жизни и учеб­ной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возмож­ность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно- мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно вос­принимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым лите­ратурной классикой, является одним из главных направ­лений школьного литературного образования и способ­ствует постановке таких его приоритетных целей, как:

  • воспитание духовно развитой личности, испыты­вающей потребность в саморазвитии и внутреннем обога­щении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

  • формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

  • формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

  • воспитание чувства патриотизма, любви к Оте­честву и его великой истории и культуре, а также ува­жения к истории и традициям других народов;

  • развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красо­те человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

  • приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисцип­лины и вида искусства.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литера­тура», являются:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения предмета «Ли­тература» в основной школе проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для под­тверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказыва­ниях, формулировать выводы;

  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих инте­ресов;

  • умении работать с разными источниками информа­ции, находить ее, анализировать, использовать в самосто­ятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной шко­лы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведе­ний русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпо­хой их написания, выявление заложенных в них вневре­менных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литератур­ных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, ком­позиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терми­нологией при анализе литературного произведения;

  1. в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям рус­ской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произве­дениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своего отношения к ней

  1. в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное вос­приятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств рус­ского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать уст­ные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связан­ные с тематикой, проблематикой изученных произведе­ний, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  1. в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явле­ния словесного искусства; эстетическое восприятие произ­ведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функ­ции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литератур­ных произведений.

Учебно - тематический план курса литературы в 9 классе

Разделы курса

Количество часов в рабочей программе

Количество часов в примерной программе

1

Вводный урок. Литература как искусство слова

1 час

1 час

2

Древнерусская литература

4 часа

6 часов

3

Литература 18 века

5 часов

6 часов

4

Литература 19 века

49 часов

65 часов

5

Литература 20 века

7 часов

7 часов

6

Зарубежная литература

5 часов

5 часов

7

Итоговое тестирование

1 час

8

Итого

72 часа

90 часов

9

Резерв времени

-

15 часов











Основное содержание программы литературы в 9 классе

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

Литература эпохи Античности

Катулл (1 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» (возможен выбор других стихотворений).

Литература эпохи Средневековья

Данте (2 час) Слово о поэте. «Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) (возможен выбор других фрагментов).Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 час)

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

«Слово о полку Игореве»

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно - патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика "Слова", своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир (2 час) Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (7 час)

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

М.В. Ломоносов (1 час) Жизнь и творчество (обзор).«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) (возможен выбор другого произведения) Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Г.Р. Державин (2 час) Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Фелица», «Памятник» (возможен выбор двух других стихотворений). Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

А.Н. Радищев (1 час) Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. Европейская литература эпохи Просвещения

И.-В. Гете (2 час) Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (65 час)

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка. Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

В.А. Жуковский (1 час) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Море", "Невыразимое" (возможен выбор двух других стихотворений). Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.

А.С. Грибоедов (9 час) Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно - философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова "Мильон терзаний".

Европейская литература эпохи романтизма

Дж. Г. Байрон (1 час) Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Корсар» (возможен выбор другого произведения) Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие "байронического" героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона.

А.С. Пушкин (20 час) Жизнь и творчество. Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; «Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики. Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы) Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы. «Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии») «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

Роман в стихах «Евгений Онегин» Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

М.Ю. Лермонтов (14 час) Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. Роман «Герой нашего времени» Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулича). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

К.Н. Батюшков (1 час) (возможен выбор другого поэта пушкинской поры) Слово о поэте. Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (возможен выбор других стихотворений). Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.

А.В. Кольцов (1 час) (возможен выбор другого поэта пушкинской поры) Слово о поэте. Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес» (возможен выбор других стихотворений). Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова.

Е.А. Баратынский (1 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение» (возможен выбор других стихотворений). Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии.

Н.В. Гоголь (13 час) Жизнь и творчество. Поэма «Мертвые души» (I том). История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы "Повести о капитане Копейкине" и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.

А.А. Фет (1 час) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения). Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.

Н.А. Некрасов (1 час) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (возможен выбор другого стихотворения). Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.

А.П. Чехов (2 час) Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника». Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (7 час)

Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

А.А. Блок (1 час) Слово о поэте. Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения). Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

С.А. Есенин (1 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений). Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

А.А. Ахматова (1 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений). Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

М.А. Шолохов (2 час) Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

А.И. Солженицын (1 час) Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

Литература народов России

Г. Тукай (1 час) (возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России) Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» (возможен выбор других произведений). Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарской литературы.







Учебно - методический комплекс по литературе

9 класс, базовый уровень

Образовательная область

филология

Учебный предмет

Класс

Количество часов в неделю

Программа (полное название, автор, название издательства)

Учебник (полное название, автор, название издательства, год издания)

Наличие методической литературы для учителя и учащихся по линиям.

Литература

9

Заочная

2

Литература.

1.Примерные программы по учебным предметам: стандарты второго поколения: литература. 5-9 кл.- М.: Просвещение, 2011.

.

Литература: базовый уровень : учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений./ В.Я. Коровина В.Я. ,Журавлёв В.П., Коровин В.И, Збарский И.С. - М.: Просвещение, 2014.

1.Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. Универсальное издание: 9 класс-М., ВАКО, 2012

2.Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 9 кл., - М.: Просвещение, 2010.

3. Хрестоматия по литературе: 9 класс ; сост.Быкова В.В .М.: Слово. ЭКСМО , 2007



Перечень электронных образовательных ресурсов

Ресурсы Интернета, используемые в работе

Биографии великих русских писателей и поэтов.

Биографии писателей, различные материалы, связанные с творчеством писателей и поэтов, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму, краткий литературоведческий справочник.

writerstob.narod.ru/

Советская поэзия

Стихи советских поэтов А. Суркова, Р. Гамзатова, А. Твардовского, В. Лебедева-Кумача, К.Симонова и др.

sovietart.narod.ru/poetry.htm

Классика.Ru - электронная библиотека классической литературы.

Около 3000 произведений 100 выдающихся поэтов и 50-ти знаменитых писателей, Биографическая информация

klassika.ru/

Мир слова русского (rusword.com.ua).

Культура письменной речи (gramma.ru/).

«Словесник» (slovesnik-oka.narod.ru).

«Искусство метафоры» (metaphor.narod.ru/).

«Знаете слово?» (math.msu.su/~apentus/znaete/).

Мир слова русского

Коллекция афоризмов и крылатых выражений, текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Словари (лингвистический, энциклопедический, Даля и т.п.). Online тест и т.п.

rusword.com.ua/rus/index.php

Лаборатория рифмы

den-za-dnem.ru/school.php?item=295

«Солженицын А.И.»

«Сергей Есенин. Природа в лирике поэта».

«Пётр Великий русской литературы» (О Ломоносове).

«Мир поэта. Владимир Высоцкий».

«Романтизм».

«Сентиментализм».

«Шолохов М.А.».

«Пушкинский Петербург».

«Классицизм».

«Тема родины в лирике С.Есенина».

«Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество».

«Я лиру посвятил народу своему».(творчество Некрасова).

«Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество».

«Жизнь и творчество Лермонтова. Поэт, прозаик, драматург».

«Горе от ума».

«Викторина по творчеству Пушкина».

«Дуэль Пушкина».

«Пушкиниана».

«Гроза».

«Пушкин - прекрасным дамам».

«Презентация к уроку по «Реквиему» Ахматовой».

«Три любви Булгакова».





Перечень дополнительной литературы



1. Лебедев А. А. Грибоедов: Факты и гипотезы. - М., 1980

2. Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. -М., 1984.

3.Машин Е. А. Пушкин: Жизнь и творчество. - М., 1981.

4.Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин. -Л., 1983.

5.Фомичев С. А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. -Л., 1986.

6.Скатов Н. Н. Русский гений. - М., 1987.

7.Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. - М., 1973.

8.Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. - 2-е изд.-Л., 1975.

9.Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мертвые души». -Л., 1987.

10.Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. - 2-е изд. - М., 1988.



Реализация национально - регионального компонента

Направление реализации НРК: Литературоведческое

Курс: литература Южного Урала (диффузное включение)

Тема содержания НРК

№ урока

Дата

Используемое дидактическое пособие

1

Тема поэта и поэзии в творчестве поэтов Ю.Урала (обзор)

№8

18.09

Хрестоматия «Литература Южного Урала»

2

Народные предания и фольклорные мотивы в творчестве литераторов Урала

№12

2.10

Хрестоматия «Литература Южного Урала»

3

Тема поэта и поэзии в творчестве литераторов Ю.Урала

№22

13.11

Хрестоматия «Литература Южного Урала»

4

Поэты Ю.Урала о Родине (обзор)

№ 60

9.04

Хрестоматия «Литература Южного Урала»

5

Поэты Ю.Урала о природе родного края (обзор)

№ 61

23.04

Хрестоматия «Литература Южного Урала»

6

Поэты и писатели Ю.Урала о войне (обзор)

№ 64

23.04

Хрестоматия «Литература Южного Урала»

Характеристика контрольно - измерительных материалов при тематическом контроле



Вид контроля

Дата проведения

Требования к уровню подготовки

Инструментарий для оценки уровня подготовки

Критерии оценивания

Работа входного контроля

4.09

Тест

Сочинение-миниатюра по «Слову о полку Игореве»

18.09

«Слово…» - патриотическое произведение»

«Художественные особенности «Слова…»

Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. Универсальное издание: 9 класс-М., ВАКО, 2009

См. раздел «Контроль уровня обученности» «Оценка сочинений»

Сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»

2.10

Классицизм.

Сентиментализм.

Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. Универсальное издание: 9 класс-М., ВАКО, 2009

См. раздел «Контроль уровня обученности» «Оценка сочинений»

Сочинение по комедии «Горе от ума»

16.10

Чацкий и Фамусов

Чацкий и Молчалин

Чацкий и Софья

«Век нынешний» и «век минувший»

Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. Универсальное издание: 9 класс-М., ВАКО, 2009

См. раздел «Контроль уровня обученности» «Оценка сочинений»

Урок развития речи Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

11.12

Онегин и Татьяна

Онегин и Ленский

Образ автора в романе

Роман - «Энциклопедия русской жизни»

Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. Универсальное издание: 9 класс-М., ВАКО, 2009

См. раздел «Контроль уровня обученности» «Оценка сочинений»

. Сочинение по роману «Герой нашего времени».

5.02

Анализ эпизода из главы «Тамань»

Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. Универсальное издание: 9 класс-М., ВАКО, 2009

См. раздел «Контроль уровня обученности» «Оценка сочинений»

Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

5.03

Образы помещиков

История жизни Чичикова

Тема Руси

Тема дороги

Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. Универсальное издание: 9 класс-М., ВАКО, 2009

См. раздел «Контроль уровня обученности» «Оценка сочинений»

Сочинение «Образ «маленького человека в русской литературе 19 века»

9.04

Главное - личные впечатления от прочитанных произведений литературы

19 века.

Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. Универсальное издание: 9 класс-М., ВАКО, 2009

См. раздел «Контроль уровня обученности» «Оценка сочинений»

Итоговое тестирование

7.05

Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. Универсальное издание: 9 класс-М., ВАКО, 2009

См. раздел «Контроль уровня обученности» Оценка тестовых работ.










Контроль уровня обученности

Оценка сочинений.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка "4" ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка "1" ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки "2".

Как видно, отметка "1" является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:


  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Оценка творческих работ.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий.

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - "5" - если все задания выполнены; - "4" - выполнено правильно не менее ¾ заданий; - "3" - за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - "2" - выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - "5" - нет ошибок; - "4" - 1-2 ошибки; - "3" - 3-4 ошибки; - "2" - допущено до 7 ошибок.

Критерии оценивания презентаций.

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки - все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.



Критерии оценивания динамики

литературного развития каждого учащегося (по рекомендациям В.Г. Маранцмана).

В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому учащемуся за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются следующие качества читателя:

Эмоциональная реакция

- выразительное чтение; - ответы на вопросы после первого чтения произведения; - оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом; -сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки.

Осмысление содержания

- составление плана содержания; - сжатый пересказ; - комментирование текста; - ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера; - рассмотрение композиции художественного произведения; - сопоставление литературных произведений сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции

Работа воображения

- творческие пересказы (с изменением лица рассказчика); - устное словесное рисование; - составление киносценария; - инсценирование; - домысливание сюжета; - реконструкция внесценических эпизодов драмы.

Реакция на художественную форму

-пересказ, близкий к тексту; -стилистический анализ; --оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования; -Сопоставление произведения и его реальной основы.

Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общую продвинутость класса в той или иной сфере литературного развития.

























Формирование метапредметных результатов (указываются в планировании поурочно в разделе УУД).

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эф­фективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рам­ках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной зада­чи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения,- устанав­ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выби­рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде­ние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по анало­гии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач; смысловое чтение;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; работать инди­видуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта инте­ресов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответ­ствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; моно­логической контекстной речью;

-формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий.


© 2010-2022