Правописание Ь знака после шипящих в разных частях речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Правописание ь знака после шипящих» или « Несмягчающий мягкий знак»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Форма урока: урок-практикум

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся о правописании ь знака после шипящих в разных частях речи.

Задачи урока:

  1. Повторить и систематизировать известные случаи написания Ь после шипящих в разных частях речи, способствовать формированию компетенции обучающихся;

  2. создать условия для развития коммуникативных навыков обучающихся, создать комфортные условия для обучения, то есть условия, при которых ученик чувствует свою успешность, умения работать в команде

  3. воспитывать любовь к родному языку, уважение к чужому мнению.

1.Организационный этап. Познавательная мотивация. Психологическая подготовка к работе на уроке.

-Ребята, как вы понимаете выражение «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».

(На ватмане, который разделён на две части учитель пишет ответы обучающихся:

-Что ждёте от урока?

- Чего опасаетесь? )

2.Актуализация знаний

- Первая дорога за приобретением знаний, по которой нам предстоит идти - буквенный диктант. Который позволит вам понять, какими знаниями вы располагаете по данной теме.

Сл.1-2

Диктант состоит из 9 примеров. Наверху следует указать номер слова, а внизу ч/р, и ь или без ь

тишь крыш спишь матч уж(темно) могуч помочь плачь (громче) настежь

1 2 3 4 5 6 7 8 9

С. с г. С. н. п г. Г. н.

Ь - ь - - - ь ь ь

-Слова к аких частей речи я использовала для диктанта? Какая их объединяет орфогр.?

- Во всех ли словах писался ь? Кто без ошибок выполнил? У кого были ошибки?

Определение темы и целеполагание.

- Сформулируйте вопрос сегодняшнего урока и выразите его в теме урока.

- Запишите тему урока в рабочий лист. (слайд 3)

Видео Просмотрите видеосюжет. Обратите внимание , какой вопрос волнует ребят.

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова:

Повторить: … ( условия правописание Ь после шипящих в разных частях речи).

Уметь: … (правильно писать слова разных ч/р с шипящими на конце)

Видео Просмотрите видеосюжет. Обратите внимание , какой вопрос волнует ребят.

lllОбобщение и систематизация знаний, умений, навыков, связь с ранее полученными и сформированными.

-Для того чтобы систематизировать и обобщить знания по теме я предлагаю поработать в группах и составить алгоритм написания ь после шипящих. Когда он вам может пригодиться?

Работа в группе ( самооценка по эталону)

Задание

1. Группа составляет на ватмане алгоритм «Написание ь после шипящих», приведя примеры, обозначив функцию ь.

2. Представляет свой проект на всеобщее обозрение.(Результаты обеих групп вывеш. на доску, группы защищают свои работы. Эталон проецируется на экран. )

3.Взаимооценка происходит по критериям в «Оценочном листе».

Правописание Ь знака после шипящих в разных частях речи

- Теперь каждый оцените свою работу в группе.



Динамическая пауза.

Применение алгоритма в практической деятельности по закреплению знаний с последующей самопроверкой.

1.Самостоятельная работа.

-Пользуясь составленным алгоритмом, выполните задания. Задания равноуровневые.

- По ключу проверьте работу и выставьте оценку в «Оценочный лист»

Итоги:

- Давайте вспомним, какие задачи ставили в начале урока? Расскажите, какие знания по теме урока вспомнили ?

Рефлексия.

-Давайте вернёмся к тому, чего вы ждали . Что оправдалось? Что нет?

- Кто себя на уроке чувствовал успешным и почему?

- Фраза какого мыслителя подходит к нашему уроку и почему? (на листах прикреплены к доске)

Самооценка.

- Оцените себя, на какую отметку вы работали сегодня? ( ставят общую отметку в «Оценочный лист»).

Д/з:

  1. Мини-сочинение на тему «Тяжелую вещь лучше поднимать сообща» - как вы понимаете пословицу и пригодилась ли она на уроке?

  2. Тест по теме.



Приложение

Фразы:

Мольер : «Как приятно знать, что ты что-то узнал»

Конфуций «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю»

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». (Аристотель)

«Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься». (Китайский афоризм)

«Оценочный лист»

Ф.И._________________________________

Критерии оценки

Оценка

1.Буквенный диктант

«5» - 9 правильных ответов.

«4»- 7-8 ответов

«3»- 5-6

2Работа в группе

«5» - алгоритм в полном объёме отражает тему (отображены все виды орфограмм, указаны исключения, приведены примеры, определена функция ь знака)

«4» - алгоритм в полном объёме отражает тему (отображены все виды орфограмм, но не указаны исключения, приведены примеры, не определена функция ь знака)

«3» - выполнено лишь 50% работы

Группе:



Самооценка

  1. Самостоятельная работа

Задание

«5» - составлен текст, нет ошибок в изучаемых орфограммах.

«4» - составлен текст, 1 ошибка в изучаемых орфограммах.

«3» - текст составлен не в полном объёме и допущено 2-3 ошибки в изученных орфограммах.

Общая оценка:



У каждого индивидуальный «Рабоий лист» и «Оценочный лист»

(это один из вариантов)

Рабочий лист. Ф.И. ___________________________

Тема урока______________________________________________________________

  1. Буквенный диктант



  1. Работа в группе

Материал для наблюдения:

сплошь, море афиш, настежь, всемогущ, скрипач, трубач, хорош, постичь тайну , певуч, наигрыш, блестящ, могуч, увлечься, каждая мелочь, похож на смерч, ощущаешь тишь пастбищ, слышишь, как звенит ключ , он свеж, роскошь, отрежь, ударишь наотмашь , несешься вскачь, прочь от жилищ, лишь борщ хорош, с крыш дач свисает плющ, сберечь горечь неудач, ишь, какой умный , уж замуж невтерпёж.

3.Индивидуальная работа

№1 Задание : Составьте текст-миниатюру, используя максимум данных слов: (5-6 предложений)

Глуш.. , ландыш.. , лиш.., пахуч.., идёш.., любуеш..ся, иш.., навзнич.., могуч.., береч...

Индивидуальное задание.

Задание : исправь ошибки в изученных орфограммах

День был хорошь и погожь, а Митя был пригожь. Вышел он из дома и побежал вскач мимо дачь , есть калачь. А бабушка ужь и печ топила. Для дорогого гостя и ворота настеж ! Невтерпёжь Мите. Горячь и жгучь калачь. ,,Спешиш, обожжешся,- предостереч его бабушка хочет,- намаж хоть вареньем". Но ведь калачь-то, тем и хорошь, что горячь! ,,Еш , еш,- приговаривает она,- матушка- рож кормит всех сплош".

Съел Митя весь калачь, лиш один кусочек оставил. Пока он ел, много тучь на небе появилось, сбежались тучки в одну кучку - быть ненастью! ,,Как же до дома, Митя, доберёшся! Беречся надо: гром трескучь, лес дремучь. Примерь хоть плащь, врачь оставил, когда на пустош уходил",- хочет бабушка ему помоч. Подумал Митя и решил леч на печ, пока солнца лучь ноч не сменит.

Ключ:

День был хорош и погож, а Митя был пригож. Вышел он из дома и побежал вскачь мимо дач, есть калач. А бабушка уж и печь топила. Для дорогого гостя и ворота настежь! Невтерпёж Мите. Горяч и жгуч калач. ,,Спешишь, обожжешься,- предостеречь его бабушка хочет,- намажь хоть вареньем". Но ведь калач-то, тем и хорош, что горяч! ,,Ешь, ешь,- приговаривает она,- матушка- рожь кормит всех сплошь".

Съел Митя весь калач, лишь один кусочек оставил. Пока он ел, много туч на небе появилось, сбежались тучки в одну кучку - быть ненастью! ,,Как же до дома, Митя, доберёшься! Беречься надо: гром трескуч, лес дремуч. Примерь хоть плащ, врач оставил, когда на пустошь уходил",- хочет бабушка ему помочь. Подумал Митя и решил лечь на печь, пока солнца луч ночь не сменит.











© 2010-2022