Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык для студентов I курса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Структурное подразделение «Дебальцевский колледж транспортной инфраструктуры» Государственного высшего учебного заведения

«Донецкий институт железнодорожного транспорта»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора Директор

______________ И.Н. Афонина ________ Е.А. Загребельный

«____»____________2015 г. «____»____________2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

по профессии


08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (вагоны)
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (тяговый подвижной состав )






2015

Программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования по специальностям:

08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (вагоны)
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (тяговый подвижной состав ),
утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17 июля 2015г. № 325

.

Организация-разработчик: Структурное подразделение «Дебальцевский колледж транспортной инфраструктуры» Государственного высшего учебного заведения «Донецкий институт железнодорожного транспорта»

Разработчик: преподаватель I категории Кучер Л.Н.

Рецензент :

  1. Кудрявцева Н.Ю., преподаватель I категории ДКТИ

Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

цикловой комиссией ___________________

протокол № ___ от «___»_________2015 г.

Председатель ЦК__________ _______________

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр.____)

Председатель ЦК _______________________

СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


18

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


20



  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК



  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования технического профиля, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.



  1. В структуре основной профессиональной образовательной программы дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин.



  1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

знать/понимать

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


практические занятия

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:


- выполнение домашней работы

- написание рефератов

- работа с конспектами

- составление кроссвордов

- исследовательская работа

- подготовка сообщений

- работа с текстом

- составление таблиц

- работа с учебником

- составление опорных схем

- выполнение упражнений по образцу

- составление тематических диалогов

3

4

2

1

1

5

2

2

10

5

3

1

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины РУССКИЙ ЯЗЫК

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

I семестр

Введение.

Взаимосвязь языка и культуры.

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык в современном мире. Основные формы существования русского национального языка. Литературный язык как высшая форма существования языка. Понятие нормы. Типы и вариативность нормы. Русский язык как система единиц разных уровней. Взаимосвязь единиц языка.

2

1

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Составление рефератов по темам «Язык как средство национальной культуры», «Язык и современность». (по выбору)

1

Раздел 1.

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

5

Тема 1.1.

Фонетические единицы. Фонетические нормы русского языка

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Ударение словесное и логическое. Фонетический разбор слова.

Аудирование.

2



2

Тема: 1.2.

Орфоэпические нормы русского языка.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

1

2

Диктант

1

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

С Составление сообщения и его защита по теме «Орфоэпические нормы».

1

Раздел 2.

Лексика и фразеология. Лексикография

7


Тема2.1.

Слово и его значение.

Происхождение и употребление лексики.

Основные понятия лексики. Слово и его значение. Лексика с точки зрения происхождения и употребления. Группы слов по значению.

Паронимы. Изобразительно-выразительные средства лексики. Фигуры речи как выразительные средства языка (текст). Лексическая и

стилистическая синонимия.

2


2




Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Подготовка рефератов по темам «Жаргонизмы», «Молодежный сленг», «Диалекты» (тема по выбору обучающихся)

2

Тема2.2.

Фразеология.

Лексические и фразеологические словари


Фразеология. Фразеологические единицы. Лексические и фразеологические словари. Лексический разбор.

Работа со словарями, составление мини-словаря по профессиональной лексике.

2




2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Составление реферата по исследовательскому вопросу «Традиции русского быта», «Пословицы и поговорки».



1

Раздел 2.

Морфемика, словообразование .

6

Тема 3.1.

Морфемика, словообразование, способы словообразования.


Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор.

Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Международные словообразовательные элементы.Выразительные средства словообразования (в тексте). Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

2



2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Составление и заполнение опорной схемы «Словообразование».

2

Изложение с продолжением.

2


Раздел 4.

Морфология и орфография.

32

2

Тема:4.1

Орфография.

Принципы русской орфографии.

Принципы русской орфографии. Типы орфограмм. Правила переноса слов. Употребление прописных букв. Употребление ъ ь ъ знаков.

Правописание гласные в корнях слов. Правописание приставок.

Буквы ы, и после приставок.

2

2


Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Работа с учебником. Выполнение заданий по образцу

1

Тема:4.2

Написание сложных слов. Употребление гласних и согласных.

Общие правила написания сложных слов.Проверяемые и непроверяемые согласные в корнях слов. после шипящих и ц. Двойные согласные в словах иностранного происхождения.

2

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Работа с учебником. Выполнение заданий по образцу

1

Тема: 4.3.

Грамматические признаки слова. Имя существительное.


Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных.

Определение рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Число и склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний. Образование форм множественного числа некоторых существительных. Правописание суффиксов имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Морфологический разбор.

2

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Составление опорных схем по теме «Имя существительное», заполнение алгоритма «Разбор имени существительного».

2

Тема: 4.4.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных, их роль в предложении. Особенности образования и употребления кратких имен прилагательных. Правописание имен прилагательных: сложные прилагательные, правописание суффиксов имен прилагательных. Морфологический разбор.

Диктант.

1

1

2




Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Выполнение типовых упражнений.

1

2

Тема 4.5.

Имя числительное.

Местоимение.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор.

Имя числительное как часть речи. Разряды числительных. Склонение и правописание имен числительных. Морфологический разбор.

2




2

Самостоятельная работа( внеаудиторная)

Составление опорной схемы «Разряды числительных», «Разряды местоимений».

1

Тема 4.6.

Глагол.


Глагол как часть речи. Инфинитив. Категории времени и вида глагола. Наклонение глагола. Переходность. Возвратные глаголы. Спряжение глаголов. Правописание глаголов. Морфологический разбор.

Особые формы глагола причастие и деепричастие. Правописание причастий. Не с деепричастиями. Особенности употребления глаголов и глагольных форм в речи. Морфологический разбор.

2

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Вариантные упражнения

1

Тема: 4.7.

Наречие. Слова категории состояния.

Нарече как часть речи. Разряды наречий. Правописание наречий. Роль наречий в тексте. Морфологический разбор. Слова категории состояния. Грамматические особенности. Омонимия наречий, прилагательных и слов категории состояния.

2

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Самостоятельная работа с информационными базами данных (использование информационных технологий), подготовка сообщения

по теме «Наречие».



1

Тема 4.8.

Служебные части речи

Предлог. Союз.

Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов. Союз. Классификация союзов по значению, употреблению и структуре.

2

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Работа с учебником, выполнение типовых заданий.



1

Тема 4.8.

Правописание частиц .

Междометия и звукоподражательные слова

Частица. Разряды частиц. Правописание частиц.

Морфологический разбор служебных частей речи.

Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова. Стилистические особенности употребления междометий.

2



2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Вариантные упражнений по теме «Правописание частиц» .

1


Контрольная работа.

2

2,3


II cеместр

Тема

Текст, его строение.

Типы речи и жанры высказываний. Функциональные стили языка. Редактирование текста. Лингвистический анализ текстов разных стилей и жанров. Тезисы. Аннотация. Библиография. Конспект.

1

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Подготовка сообщения по исследовательскому вопросу «Структура текста»

2

Введение

ЯЯзык и его основные функции: коммуникативная, познавательная, культурологическая, эстетическая

1

2

Раздел 5.

Синтаксис и пунктуация.


Тема 5.1.

Основные единицы синтаксиса.

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Чтение молча.


2

2

Тема 5.2.

Словосочетание.

Предложение

Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

1211

2

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Выполнение упражнений по образцу

1 2

Тема 5.3.

Простое предложение.

Простое предложение Типы простых предложений по функции (цели высказывания) и эмоциональной окраске Логическое ударение.прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого предложения. Согласование подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения. Односоставные и двусоставные предложения.

2

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Работа с учебником, составление схем предложений.

1

Тема 5.4.

Односоставные и неполные предложения.

Односоставные предложения как изобразительное средство в речи. Неполные предложения. Использование неполных предложений в речи. Слова-предложения. Пунктуация в простом предложении. Синтаксический разбор односоставных предложений.

2

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Выполнение упражнений по образцу, составление схем.

2

Тема 5.5.

Осложненное простое предложение.


Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

2

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Составление и заполнение таблицы по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

1

Тема 5.6.

Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Обособление определений.. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

2

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Работа с учебником, составление предложений.

1

Тема 5.7.

Вводные слова и предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

2

2

Тема 5.8.

Обращение.

Знаки препинания при обращении.

1

2

Диктант

1

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Составление предложений с обращениями

1

Тема 5.9.

Способы передачи чужой речи

Прямая косвенная речь. Диалог. Несобственно прямая речь. Способы цитирования. Пунктуация в предложениях с чужой речью.

4

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Составление схем предложений с прямой речью. Работа с контролирующими программами.

1

Тема 5.10.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

2

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Работа с книгой, выполнение типовых заданий по теме «Сложное предложение».

1

Тема 5.11.

Сложноподчиненное предложение.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

2

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Работа с книгой, выполнение типовых заданий.

1

Тема 5.12.

Бессоюзное сложное предложение.

Предложения с разными видами связи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

2

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Работа с учебником по теме «Предложения с разными видами связи», составление схем предложений.

1

Контрольное изложение текста .

2

2,3

Тема 5.13.

Сложное синтаксическое целое .


Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

2

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Работа с книгой, выполнение типовых заданий по теме «Сложное синтаксическое целое»

1

Раздел 6

Пунктуация


Тема 6.1.

Принципы и функции русской пунктуации.

Принципы и функции русской пунктуации. Интонационное богатство русской речи. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

2

2

Раздел 7

Стилистика и культура речи


Тема 7.1.

Стилистика и культура речи

Стилистика и культура речи как разделы науки о языке. Классификация стилей. Предмет и задачи стилистики и культуры речи. Качества хорошей речи. Культура русской речи в Донбассе. Функциональные стили. Стилеобразующие факторы.

2

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Работа с конспектом

2

Тема 7.2.

Стили речи

Научный стиль Признаки и разновидности (подстили) научного стиля. Особенности языковых средств научного стиля. Нормы научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь). Публицистический стиль Особенности языковых средств публицистического стиля. Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе. Нормы публицистического стиля. Использование средств публицистического стиля в собственной речи. Официально-деловой стиль Стилевые черты. Нормы официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, объявление, резюме, автобиография и другие (практически).

2

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Анализ текстов разных стилей

2

Тема 7.3.

Язык художественной литературы

Разговорный стиль Стилевые черты. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Типичные ошибки русской речи на Донбассе

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно- выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка. Подтекст. Стилистические функции порядка слов. Основные виды тропов и фигур речи, их использование. Анализ текстов художественных произведений.

2

2

Тема 7.4.

История русского языкознания. Русский язык на современном этапе

Активные процессы в русском языке. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые-русисты. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. В.И. Даль. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. В.В. Виноградов и другие.

1




1





2,3

Контрольная работа

1


Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Подготовить сообщения об ученых-русистах.

2

2


Итоговое занятие

2

2,3


117


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач



3.условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Русский язык»;

Технические средства обучения:

- телевизор, видеопроигрыватель.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Власенков А.И. Русский язык.10-11 классы:учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - 3-е изд. - М., 2016.

2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М., 2007.

3. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. - М., 2005.

4. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М., 2006.

5. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. - М., 2005.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2004.

Словари:

1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в

современном русском языке. - СПб., 2000.

2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. -

СПб. 2003.

3. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997

5. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.

6. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2007

7. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2001

8. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.

Дополнительные источники:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2006.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Осуществлять речевой самоконтроль;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

Устный опрос, дидактическая игра, защита исследовательских работ;

Ролевые игры, деловая игра, смотр знаний; самостоятельная работа-исследование;

Анализ первоисточников, работа с художественным текстом, работа со словарями и справочниками; графическое изображение структуры текста;

Устный журнал, защита творческих работ, учебно-исследовательская работа, аналогическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование)

Защита творческих работ

Регламентированная дискуссия, устный журнал, ролевая игра

Письменный опрос, работа с контролирующими и обучающими программами, использование компьютерной техники.

Теоретическая или практическая самостоятельная работа, работа с контролирующими и обучающими программами, выполнение упражнений по алгоритму, тестирование, составление таблиц для систематизации учебного материала





© 2010-2022