Пушкин А. С. (Кавказский пленник)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК по литературе в 9 - ом классе.

Тема: А.С.Пушкин «Кавказский пленник». Анализ художественного текста.

Цель урока: определить основной конфликт поэмы, который поэт вскрывает в результате

этого конфликта.

Функции урока и их задачи:

1. Познавательная: сообщение о замысле поэмы, об истории создания; романтизм и

романтический герой.

2. Развивающая: выразительное чтение учащимися отрывков, разрешение

проблемных вопросов и ситуаций.

3. Воспитывающая: прийти к пониманию антигуманности индивидуалистического

эгоизма героя, отсутствия цельности характера, подлинного и

глубокого чувства.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. Каждый год мы встречаемся с удивительным человеком А.С.Пушкиным и его неповторимыми строками. Разные этапы жизни и творчества поэта проходили перед нами. Вот Пушкин - ребенок - пытливый, непоседливый, рядом с близкими и любящими его людьми. Вот он - лицеист - в окружении друзей, членов «прекрасного союза». А вот его первые самостоятельные шаги во взрослой жизни. Его первая ссылка на юг, где он оказался вырванным из круга друзей, лишенным привычной литературной среды.

На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одной из южных поэм Пушкина романтической поэме «Кавказский пленник».

Вы познакомитесь с замыслом поэмы; с художественно-изобразительными средствами, с отзывами критиков о характере героя.

Мне бы хотелось, чтобы в процессе урока вы смогли ответить на следующие вопросы:

1. Каким предстает перед нами кавказский пленник?

2. В чем заключается основной конфликт поэмы?

3. Какие нравственные проблемы затронул в поэме А.С.Пушкин?

- А теперь давайте вспомним, что такое романтизм и каков романтический герой, ведь пленник - это несомненно романтический образ.

(Сообщение учащегося)

- Каково же время написания поэмы, история её создания?

(Сообщение учащегося)

Итак, находясь под впечатлением великолепных картин природы, быта горцев, А.С.Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник», посвящая её своему другу Н.Раевскому, благодаря хлопотам которого ему, больному было дозволено отправиться на Кавказ и в Крым.

Поэму предваряет посвящение Н.Раевскому, строки из которого я вынесла в эпиграф нашего урока:

- Ты здесь найдешь воспоминанья,

- Быть может милых сердцу дней,

- Противоречия страстей

- Мечты знакомые, знакомые страданья,

- И тайный глас души моей.

2. В одном из писем Пушкин, говоря о пленнике и его характере, сделал очень важное признание: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19 - го века.

Как мы видим, задача ставилась чисто реалистическая: создать типический образ разочарованного молодого человека, находящегося в конфликте с обществом.

Мог ли Пушкин опереться на предшествующий художественный опыт в решении этой реалистической задачи?

Как известно, ни классицизм, ни романтизм ещё не решили проблему создания характера литературного героя, характера как совокупности объективных исторических и социальных обстоятельств. Это завоевание критического реализма, принадлежит оно зрелому Пушкину. Но романтизм многое сделал в решении этой проблемы. Романтики, в первую очередь Жуковский, открыли русской поэзии «человеческую душу», дали психологический анализ поступков человека. Пушкин, создавая «Кавказского пленника», творчески использовал художественный опыт романтиков.

Пленник - герой с ярко выраженными романтическими чертами характера. Реалистическое изображение связано с типизацией. Характер обогащается жизненно важными деталями. Пушкин, напротив, в изображении пленника и черкешенки не выходит за пределы самых общих признаков, строит может несколько прямолинейно, избегая посторонних-, сопутствующих эпизодов. Схематичность, предельная обобщенность видна и в том, что герои не названы собственными именами, лишены окружения.

А.С.Пушкин писал Н.И.Гнедичу: «Черкес, пленивший моего русского, мог быть любовником молодой избавительницы моего героя… Мать, отец, брат её могли бы иметь каждый свою роль, свой характер - всем этим я пренебрег».

3. Читаю начала поэмы до слов «Он раб…»

- кто же этот пленник?

(учащиеся читают первый отрывок поэмы «Людей и свет изведал он…»)

Перед нами гордая, сильная, одинокая личность. Пленник разочарован во всем: в дружбе, в любви (любовь - «безумный сон»), в светской жизни. Поэтому - то «покинул он родной предел». Ему дела нет до судьбы Отчизны. Подобные ему хлопочут о личной свободе. Эгоистические побуждения - вот источник их страстей.

- Куда же и зачем бежит этот человек с «увядшим сердцем» и «грозными страданиями»?

Конфликт между сильной, разочарованной личностью и обществом решается так, как решался он романтиками.

Герой покидает свет с целью обрести свободу. Пушкин не рассказывает о том, как жил пленник до того, как петля черкесского аркана сделала его невольником, ни о той среде, к которой он принадлежал. Внимание читателя Пушкин сосредотачивает на переживаниях героя. Этой творческой задаче подчинены художественно-изобразительные средства. Объективное повествование в поэме чередуется с монологами, в которых пленник раскрывает своей «души печальный хлад».

(Учащийся читает отрывок из поэмы «Забудь меня; твоей любви…»)

- Какие эпитеты, обращенные к эмоциям, к настроению, употребляет поэт?

(Неверная жизнь, безумный сон, веселый призрак, печальный хлад и т.д.)

Романтический герой поставлен автором в необычные обстоятельства. Его окружают воинственные люди и «великолепные картины природы», «престолы вечных снегов». Экзотический пейзаж важен и интересен сам по себе.

Но он выполняет в поэме другую функцию: на фоне экзотического пейзажа ярче вырисовывается характер разочарованного, пресыщенного жизнью пленника, который всегда «бури немолчному вою с какой-то радостью внимал».

Но в романтическую поэму Пушкин вносит нечто новое, нарушающее творческие установки романтизма. В экзотические описания Кавказа автор включает чисто реалистические зарисовки природы и быта горцев. Пушкин отступает от традиции романтизма и в обрисовке характера пленника.

- Найти описание природы и быта горцев. Какими предстают горцы в этих эпизодах?

Герою индивидуалисту противопоставлена черкешенка, «дева гор» с кипучим и цельным характером. Её чувства глубоки, её поступки подлинно гуманны.

(Учащийся читает отрывок «На пленника возведим взор»).

Как бы ни сильна её привязанность к пленнику, черкешенка находит в себе нравственные силы и отказывается бежать с любимым человеком: Ты любил другую!.. Найди её, люби её…

Освободив от плена русского, черкешенка гибнет, при этом гибнет сознательно и безропотно. Почему? Ей нет жизни без пленника. Но она не может жить ещё потому, что её поступок не будет прощен черкесами.

Читателей критиков привела в недоумение драматическая концовка поэмы. Пленник не сделал ни малейшей попытки спасти свою освободительницу, бросившуюся в бурный горный поток.

- Почему?

Этот негероический поступок снижал образ романтического героя.

Пушкин писал Вяземскому: «…Другим досадно, что пленник не кинулся в реку вытаскивать свою черкешенку, да, сунься-ка; я плавал в кавказских реках, - тут утонешь сам, а ни черта не сыщешь; мой пленник умный человек, рассудительный, он не влюблен в черкешенку - он прав, что не утопился». На упреки и советы критиков Пушкин отвечал шуткой и не изменял концовку. Снижение романтического героя входило в его творческие планы. Пушкин уже тогда, в процессе работы над первой романтической поэмой, в какой-то мере критически относился к герою индивидуалисту, поставив под сомнение его возвышенность. Он чутьем великого художника постиг порочность, антигуманность индивидуалистического эгоизма и остался верен жизненной правде.

Пройдет несколько лет, и Пушкин устами цыгана - старика вынесет решительный приговор герою-индивидуалисту, который «для себя лишь хочет воли».

4. Вернемся к вопросам, предложенным в начале урока и подведем итог нашей работе.

(Учащиеся отвечают на вопросы, записанные на доске)

Итак, прошло много десятилетий, как написана поэма, а мы все так же восхищаемся великолепием Кавказских гор, гостеприимством горских народов, и все так же злободневны и важны для нас, живущих в 21 веке, те нравственные проблемы, которые затронул А.С. Пушкин в «Кавказском пленнике», и также порочны и чужды нам эгоистические черты человеческого характера.

5. Домашнее задание.



© 2010-2022