КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧТЕНИЮ В 4 КЛАССЕ А. С. ПУШКИН «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»

В своей разработке я предлагаю продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина; показать яркость языка произведений и многоплановость творчества поэта; учить видеть прекрасное ; учить анализировать поступки героев; формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы; отличать доброе от злого, развивать мышление, речь; развивать навыки выразительного чтения; прививать любовь к родному языку, своей Родине; прививать любовь к чтению. - Весь наш мир состоит из противоречий: постоянное и изменчивое переплелось в нём в единое целое. Но существуют в нашем мире непреходящие ценности, рожденные величайшими гениями и выросшие из народных корней. .
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧТЕНИЮ В 4 КЛАССЕ

А.С. Пушкин

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»

Учитель : Доминенко В.И.

Тема : А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди»

Цель: продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина; показать яркость языка произведений и многоплановость творчества поэта; учить видеть прекрасное ; учить анализировать поступки героев; формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы;

отличать доброе от злого, развивать мышление, речь; развивать навыки выразительного чтения; прививать любовь к родному языку, своей Родине; прививать любовь к чтению.

Оборудование: рисунки детей, детские издания сказок А.С.Пушкина, портрет А.С. Пушкина, медиапроектор, иллюстрации к сказке.

Ход урока

I.Организационный момент

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

- Весь наш мир состоит из противоречий: постоянное и изменчивое переплелось в нём в единое целое. Но существуют в нашем мире непреходящие ценности, рожденные величайшими гениями и выросшие из народных корней.

II.Введение в тему

У лукоморья дуб зелёный.

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо песнь заводит,

Налево сказку говорит

Там чудеса, там леший бродит

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках,

Следы невиданных зверей,

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

- Кто написал эти строки? Какое произведение начинается этими строками?

(поэма «Руслан и Людмила»)

- Пушкин писал для взрослых, но он умел так просто и в то же время так интересно, что и детям многие его произведения понятны и близки.

- А.С.Пушкин писал не только стихи, поэмы, повести, но и сказки. В основе этих сказок лежат народные сказки.

- Трудно найти человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта А.С.Пушкина. ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Проходят годы, а любовь к творчеству А.С.Пушкина становится всё крепче.

1. Слово учителя

- Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.

Свет мой, зеркальце, скажи!

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает.(Сказка о рыбаке и рыбке)

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность, где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири - ку - ку:

Царствуй лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке)

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?

Поп ему в ответ…

Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого? (Сказка о попе и его работнике Балде)

Дал гонцу такой приказ:

«Ждать царёва возвращенья

Для законного решенья.»

Едет с грамотой гонец

И приехал наконец. (Сказка о царе Салтане…)

2. Анализ сказки

«Сказка о царе Салтане, о сыне, славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» была написана в 1831 году, впервые издана в 1832 году. Этой сказке 180 лет. Прежде чем создать сказку А.С.Пушкин познакомился с первоисточником. Существует русская народная сказка «По колено ноги в золоте». Эту сказку мы с вами читали. Каково ваше мнение по поводу этих сказок? Отличается ли русская народная сказка от сказки, которую написал А.С.Пушкин? в чём сходство и в чём различия в сказках? Добро и зло борются между собой в каждой сказке. Это является идеей любой сказки .

Хорошо ли вы знаете сказку А.С.Пушкина? Проверим.

- Сегодня мы займёмся анализом сказки А.С.Пушкина. Расскажите всё что вы знаете о сказке А.С.Пушкина.

(Сказка о царе Салтане … литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, поступки)

3.Викторина.

1.Почему Салтан расстался с царицей после свадьбы?

(«В те поры война была»)

2. «…родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь…» А кого?

(«неведому зверушку»)

3. «Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод…»

Что сделать?

(«тайно бросить в бездну вод…»

4. Какую песенку пела белка?

(«Во саду ли в огороде…»)

5. «Разом пушки запалили,

В колокольню зазвонили,

К морю сам идет Гвидон…»

И кого встречает он? (Царя Салтана)

III. Проверка домашнего задания.

1.Игра «Докладчик-респондент»

Работа в парах.(один пересказывает прочитанное, другой мимикой и жестами объясняет пропущенное. Первый старается вспомнить и пересказать.)

2. «Интервью» (метод взаимных вопросов по второй части сказки)

3. Работа над выразительным чтением сказки. Игра «Ноутбук»

(Третья часть сказки)

4. Словесное рисование.

(Четвертая часть сказки)

5.Выборочное чтение.

(Пятая часть сказки)

-О каких трех чудесах поведали Салтану купцы?

IV.Физминутка

Гимнастика для глаз

V.Продолжение работы по сказке

1.Просмотр концовки сказки.(использование проектора)

2.Беседа по содержанию.

-Что решил сделать царь Салтан?

-Кого он узнал в матери князя Гвидона?

-Чем заканчивается сказка?

3.Дискуссия(работа в группах)

-Определяем положительных и отрицательных героев и доказываем, почему так считаем. (Распределяют иллюстрации)

-Какова мораль сказки? (На обратной стороне иллюстраций «добро всегда побеждает зло»)

4. «Сенкан» -Сказка

VI. Рефлексия

- Выберите и продолжите любое предложение:

.На сегодняшнем уроке я узнал…

.На этом уроке я похвалил бы себя за…

.После урока мне захотелось…

.Сегодня я сумел…

VII.Итог урока

-Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А.С.Пушкина, но открыли для себя что - то новое.

Д/З.



© 2010-2022