Разработка урока литературы Берегите в себе человека! (по рассказу А. П. Чехова Ионыч)

Данная разработка рассчитана на два урока по 45 минут. Буктрейлер в начале урока создан ученицей. К сожалению, сюда поместить его мне не удалось. Вместо притчи в исполнении учителя в первой части урока можно использовать видеоролик "Сам слепи своё счастье" от Норбекова. Спасибо коллегам, чьи материалы помогли мне сформировать эту версию урока.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока литературы в 11 классе

«Берегите в себе человека!»

(Человеческая метаморфоза

в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»)

Цели урока:

  • создать условия для творческого осмысления учащимися рассказа «Ионыч», развития умений нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения людей;

  • раскрыть и углубить представление учащихся о нравственных принципах в творчестве А.П.Чехова, раскрыть ценность рассказа;

  • содействовать развитию умения аргументировать свою точку зрения, уважать мнение своих оппонентов;

  • развивать устную монологическую речь учащихся;

  • воспитывать качества сильной личности, способной бороться с пошлостью и мещанством, стремящейся к личному и общественному прогрессу, имеющей активную жизненную позицию.

Тип урока: урок обобщения знаний, полученных в ходе самостоятельной работы с текстом.

Методы:

  • метод творческого восприятия;

  • метод проблемного обучения;

  • метод творческого чтения;

  • исследовательский метод;

  • эвристический метод.

Технологии:

  • кейс - технология.

Общие компетенции:

  • · умение работать с информационным потоком;

  • · умение задавать вопросы;

  • · умение решать проблему;

  • · умение вырабатывать собственное мнение;

  • · умение выражать свои мысли;

  • · умение аргументировать свою точку зрения;

  • · умение сотрудничать и работать в группе

ИКТ:

  • медиапроектор (буктрейлер, презентация);

  • аудиозапись романса А.Дельвига;

  • аудиозапись песни К. Никольского.

Оборудование:

  • слайдовая презентация;

  • текст рассказа;

  • кейсы урока (для группы);

  • лист-помощник для учащихся;

  • лист оценивания.

Эпиграф к уроку:

…до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! Н.В. Гоголь

Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт.
Сенека Луций Анней (Младший)

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте! (слайд 1)

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, "тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть".

Антон Павлович Чехов… Человек, который сам горячо любил жизнь и хотел, чтобы жизнь всех людей была одухотворенной, свободной и счастливой, чтобы у каждого человека были высокие жизненные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя, избавлялся от недостатков. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - говорил он устами одного из своих героев. Сам Антон Павлович был замечательным человеком. Все, кто знал его, восхищались его спокойным, необыкновенно отзывчивым, честным характером, желанием как можно больше сделать в жизни.

До конца своего короткого века, зная, что смертельно болен, Антон Павлович учил доброму, чистому, вечному, учил быть человеком во всем. Он был врагом умственной лени, пошлости, мещанства. Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал от того, что в паутине обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений.

Мы с вами уже начали диалог с Чеховым, поэтому прежде чем продолжить, давайте кое-что вспомним. Предлагаю ответить письменно на 10 вопросов. (В тетрадях записывается дата урока)

1. Актуализация опорных знаний.

Литературный диктант (слайд 2)

1. Город, где родился А.П. Чехов? (Таганрог)

2. Какую роль сыграл молодой Чехов в комедии «Ревизор» Н. Гоголя? (Роль Городничего)

3. Какому ремеслу учился маленький А. Чехов? (Сапожному и портняжному)

4. Какой рассказ считается литературным дебютом Чехова? («Письмо к учёному соседу»)

5. Какое большое путешествие совершает Чехов в 1890 году? (Поездка на Сахалин)

6. Какие рассказы входят в «маленькую трилогию» Чехова? ( «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

7. Кто А.П. Чехов по образованию? (Врач)

8. Назовите последний рассказ А.П. Чехова. («Невеста»)

9. Как звали жену А.П. Чехова? (Ольга Книппер)

10. Где похоронен писатель? (г. Москва, Ново-Девичье кладбище)

Взаимопроверка (слайд 3) (ученики обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа)

- Перед вами - листы оценивания. Занесите туда первые заработанные вами баллы.

2. Объявление темы урока

С одной задачей вы справились. А теперь в тетрадях запишите тему сегодняшнего урока:

«Берегите в себе человека!» Человеческая метаморфоза в рассказе

А.П. Чехова «Ионыч» (слайд 4)

3. Мотивация

Человек, по определению, рождён для счастья, но каким его, это счастье, видит каждый из нас? Существует такая легенда: (слайд 5)(видео)

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что еще слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

То есть, по замыслу Господа, наше счастье - в наших руках. Сегодня мы с вами должны понять и оценить, как распорядился своим куском глины, или своей жизнью, ещё один чеховский герой, определить для себя нравственные жизненные приоритеты, научиться видеть чужие ошибки, чтобы избежать своих. Давайте знакомиться с героем!

Прошу внимания! (буктрейлер)

4. Работа над темой урока

- Слово учителя: С самим рассказом вы успели познакомиться дома, а вот краткую историю его рождения услышите сейчас.

- Сообщение об истории написания рассказа А.П. Чехова «Ионыч» (инд. задание). (слайд 6)

«История создания рассказа « Ионыч»

Впервые образ героя Старцева возникает в представлении писателя в 1897 году.

Об этом свидетельствуют сделанные им записи в дневниках. Уже тогда Антон Павлович решает показать вселенскую скуку жизни и ее бесцельность. Ведь Старцев, а попросту Ионыч, как все его называют, остановился в развитии лет так в 20. Дальше - деградация как человека. В пользу этого свидетельствует рефреном звучащая фраза: «Не надо бы толстеть». Но тем не менее продолжает толстеть, так что рессоры выездной коляски уже под ним прогибаются. Да и сама коляска из года в год становится все более массивной. Последняя запись в дневниках Чехова: «Ионыч. Ожирел. По вечерам ужинает в клубе за большим столом…»

Окончательно Чехов оформил свои записки в рассказ «Ионыч» в мае-июне 1898 года в имении Мелихово. В сентябре того же года произведение напечатано в «Ежемесячных литературных приложениях к журналу «Нива».

Скорее всего, картины провинциального городка из рассказа «Ионыч» восходят к жизни родного города писателя Таганрога. Также многое писатель почерпнул в среде московских врачей, с которыми Антон Павлович общался по роду своей основной врачебной деятельности. Это быт семьи Туркиных. Первоначально в записках у Чехова они носят фамилию Филимоновых. Чехов отмечает, что Филимоновы - талантливая во всех отношениях семья. Он острит, она пишет либеральные рассказы, дочь тоже талантлива - играет на фортепиано. Такая семья и правда кажется интересной и необычной в условиях уездного городка. Но не более того. Через три года Ионыч понял всю убогость Филимоновых, ставших в процессе работы над их образами Туркиными

Читать рассказ «Ионыч» следует, вдумываясь в каждую мелочь, потому как мелочи у Чехова возведены в абсолют, приобретают вневременное значение и вселенские масштабы. Так об «Ионыче» отзывались литературные критики, которые хорошо приняли его и высоко оценили.

- Давайте вернёмся к теме урока и определим задачи:

  • Каково значение слова метаморфоза? (Метаморфоза - видоизменение, превращение, переход в другую форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций; полная, совершенная перемена, изменение) (слайд 7)

  • Чтобы понять характер метаморфозы главного героя:

  • проанализируем путь главного героя;

  • выясним причины личностных изменений;

  • «вглядимся» в авторские детали, которые позволят нам это сделать.

  • Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова выдающихся людей, и эти слова весьма созвучны многим чеховским рассказам, и, конечно, жизни нашего героя: (слайд 8)

…до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! Н.В. Гоголь

Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт. (слайд 9)

Сенека Луций Анней (Младший)

- Переходим к тексту рассказа. (Анализ текста рассказа «Ионыч»).

Какова его композиция? Что такое композиция? («Композиция (от лат. compositio - сложение, состав, compono - cлагать, составлять) - построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении») (слайд 10)

Композиция проста: рассказ состоит из пяти 5 глав, каждая из которых имеет свою микротему и раскрывает новый этап в жизни героя по имени Дмитрий Ионыч Старцев (в первых главах) и "просто Ионыч" (в последней). Почему и как это происходит - вам и предстоит выяснить. Микротемы глав раскрываются по-чеховски - повторением художественных деталей.

- Что такое художественная деталь? (Художественная деталь - подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение.) (слайд 11)

События излагаются в хронологической последовательности, их разделяют незначительные сроки, но за эти маленькие промежутки времени (год, больше года, четыре года, несколько лет) происходят большие перемены в облике героя. Он проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы.

- Давайте составим эту символическую лестницу и выясним, куда она привела нашего героя. Первую ступеньку мы уже можем нарисовать.(слайд 12)

  • Что мы знаем о герое из начала произведения? (Заполняется первая ступень в презентации. Запись: «Весна жизни. Цель - помогать страдальцам, служить народу, трудиться; лечил бесплатно, был добр к больным, внимателен; доктор Дмитрий Ионыч Старцев»)

С остальными нам помогут 4 группы, у которых было предварительное задание. Каждая группа получила свой рабочий кейс.

1 гр. - испытание героя средой (город С и семья Туркиных);

2 гр. - испытание любовью (Старцев и Котик);

3 гр. - от доктора Старцева - к Ионычу;

4 гр. - авторские детали в раскрытии образов главных героев.

- Работу ребят будет сопровождать романс на слова А. Дельвига, который в первой главе напевает доктор Старцев. (Аудиозапись романса)

(Учащиеся работают в группах, формируя ответы для решения поставленных перед ними задач)

- Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом.

Словарная работа:

Земский - это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России. (слайд 13)

Нам представлена та обстановка, в какой оказался молодой врач Старцев.

Подробнее об этом расскажет первая группа. Им слово…

• 1- я группа - «Среда обитания». (слайд 14)

Город «С» и его обитатели (работает 1-я группа и 4-я дополняет ответ 1-й группы авторскими деталями).

1) В каком городе происходит действие? (В городе «С»).

2) Почему такое название? (Описанный мещанский уклад жизни был свойствен многим городам).

3) Чем был известен город «С»? (Есть библиотека, театр, клуб, устраиваются балы, живут интересные талантливые люди).

4) Иронизирует ли Чехов, называя этот город культурным? (Добавляют учащиеся 3-ей группы: да, т.к. театр бездарен и пошл, в клубе интересы примитивны и ничтожны, книг никто не читает, духовная жизнь так называемых культурных семьях самообман, фикция).

5) Что представляет собой семья Туркиных?

• Иван Петрович - позерство, глупость, неправильно произносит слова, считая это оригинальным: «большинский», «покорчило вас благодарю», «бонжурьте», «не имеете никакого римского права» и другие повторяющиеся плоские шутки.

• Вера Иосифовна - примитивное кокетство; ее талант - графоманство: пишет бездарные романы о том, чего не бывает в жизни и охотно «угощает» ими гостей.

• Катерина Ивановна (Котик) - наивность, думает, что она пианистка; легкомысленность: читала серьезный роман Писемского, а впечатление осталось только от отчества писателя Феофилактыч - которое показалось ей смешным; кокетство: назначает свидание Старцеву на кладбище и не приходит и др.

Ее талант - игра на фортепиано. Котик, играя на рояле, «ударила изо всей силы», «упрямо ударяла все по одному месту», словно речь идет не об искусстве, а о работе, цель которой - «вбить клавиши внутрь рояля».

Добавляют учащиеся 4-ей группы: детали, помогающие наиболее полно представить отношение автора к изображенным событиям: запах сирени за окном (свежесть, простор), запах жареного лука в доме (удушье, затхлость мещанской жизни).

Еще деталь: Вера Иосифовна читает примитивный роман о любви, а из сада доносится песня «Лучинушка» - песня о том, чего не было в романе и что бывает в жизни: боль, стоны, смерть. «Лучинушка» как бы защищала правду от фальшивых слов извержений Веры Иосифовны.

Вывод:

Пусты и однообразны развлечения сытых и обеспеченных обывателей: прием гостей, чаепития, карты, бесплодные разговоры.

«Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город».

Человека создает сопротивление окружающей среде. (А. М. Горький)

Запись на ступеньке в презентации: «Эта мёртвая среда захватила его, обманула и изуродовала. Не способен ей противиться» (слайд 15)

- Практически ни один герой классической русской литературы не избежал испытания великим чувством - любовью. Как это испытание прошел Ионыч? И прошел ли?

• 2 группа «Ох, уж эта любовь…» (Взаимоотношения Старцева и Котика). (слайд 16)

1) Первые впечатления о Екатерине Ивановне.

2) Любовь Старцева к Котику расцветает с каждым днем, как расцветает и он сам. Голова полна высоких стремлений, а сердце полно любви. Влюбленный, он ищет встреч с девушкой, сердечных разговоров. Его слова: «умоляю Вас», «не мучайте меня», «если бы Вы знали, какое это страдание» - говорят о силе чувств молодого человека. Как, кажется, несовместимы чувства Старцева с заплесневевшими чувствами мещанского общества. Ослепленный любовью, Старцев не мог понять, что перед ним самая заурядная девушка, и расточал перед ней сокровища своего ума и сердца. Старцев собирается объясниться, но девушка приглашает его на свидание на кладбище.

3) «Старцев на кладбище». Суть комментария.

Кладбище - особый мир, где все овеяно тайной. Мысли о вечном покое сменяются картинами страстной любви. Но слаб и недолговечен этот порыв. Вспышка чувств угасает вместе с лунным светом как мираж: луна спряталась, вокруг потемнело, потемнело и в душе Старцева. И нам становится жаль его.

4) Почему свидание было назначено именно на кладбище?

Читатель понимает, что чувства Старцева обречены: «я устал», «ох, не надо бы полнеть».

5) Об этом знаем мы, читатели, но Старцев еще надеется. Поэтому едет делать предложение Котику. О чем он думает? О любви?

Кто бы мог подумать, что после пережитого на кладбище, он будет думать: «Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? … Ну, что ж? Дадут приданое, заведем обстановку…» Будет рассчитывать, прикидывать…

Дополнение 4-й гр.: Чехов дает понять, что любовь обречена: где расчет, богатство - там нет любви. Как деградирует любовь: вначале чувства в саду, затем на кладбище, а теперь - объяснение в шумном клубе, среди людей.

6) Как приняла предложение Екатерина Ивановна?

Отказом во имя блестящей цели - стать пианисткой.

Воспитание в семье Туркиных не могло развить в ней чувства самопожертвования. И нравственная слабость Старцева загасила любовь.

7) Что произошло в момент последней встречи Старцева с Котиком?

Котик говорила о своих чувствах. «Огонек все разгорался в душе Старцева, но вскоре потух… «А хорошо, что я тогда не женился…» И уже никогда не бывал в доме Туркиных.

Вывод:

Вначале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться. Но любовь не способна спасти героя от падения….

А была ли настоящая любовь?

Запись на ступеньке в презентации: «Любовь пугает его, она не способна отвлечь его от практической стороны дела. А была ли любовь?» (слайд 17)

Но одна лишь среда и несостоявшаяся любовь не могут так изменить человека. Должна быть внутренняя предрасположенность. И у Старцева она есть. Найдем доказательства.


  • 3 группа «От Старцева - к Ионычу». (слайд 18)

(Работает 3-я группа, добавляет - 4-я. К обсуждению присоединяются и 1-я, и 2-я группы)

1) Кто такой Старцев? (Земский участковый врач).

2) Что узнаем в начале рассказа?

Он молод (ему 24-25 лет, т.к. он закончил университет, работает), здоров, весел, полон надежд, ожидания счастья. Полностью отдается любимому делу.

Добавляет деталь 2-я гр.: принял приглашение Туркиных зимой, а приехал - весной. Зимой много больных, и Старцев на первое место поставил работу, а потом - развлечение.

«И вот весной, в праздник… он решил сходить к Туркиным». Весенний день наполняет его счастьем, бодрит. Полный радости он поет. (романс А.Дельвига («Элегия»)

3) Почему этот романс поет Старцев? (4 гр. Он еще молод, не успел разочароваться в жизни, видел в жизни только хорошее и надеется на лучшее).

4) Какое впечатление произвела на Старцева семья Туркиных?

На Старцева обрушивается поток любезностей и плоских шуток. И все же Старцеву было «приятно, удобно» слушать «остроты» хозяина, «большинский» роман Веры Иосифовны и даже игру Котика на рояле. Старцев поддается общему настроению. И хотя в образе присутствует весна, запах сирени, упоение, восторг от встречи с красивой девушкой, мы начинаем ощущать тревожные нотки, чувствуя, что главный герой, не сопротивляясь, погружается во власть мещанской атмосферы. Пошлость постепенно завораживает его, лишает сил сопротивляться.

5) «Прошло больше года». Что произошло в жизни Старцева?

Старцев не бывал у Туркиных, поглощенный работой и, приехав по приглашению как врач, «стал бывать у Туркиных часто, очень часто». Налицо любовная завязка.

Дополнение 4 гр.: начинается и восходящая линия благополучия доктора. Растет его репутация. «У него уже была пара лошадей и кучер Пантелеймон».

6) Что же произошло со Старцевым?

За четыре года он растерял все, что отличало его от обывателей, ездил «уже не на паре, а на тройке с бубенчиками» (дополнение 4-й группы), «пополнел, раздобрел, страдал одышкой». Он ни с кем не сходился близко, избегал таких развлечений, как театр и концерты, Любил поесть и с удовольствием играл в «винт». Самое любимое занятие - считать деньги по вечерам. Его прозвали «поляк надутый». Горожане раздражали его, и вся беда в том, что Старцев терпел их, смирялся. Мещанские потребности сближают его с обывателями.

7) Чем заканчивается история о Старцеве?

Жизнь Старцева лишена событий. «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит, горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким. Он стал раздражительным. Свою энергию он направляет на бессмысленное накопление денег и приобретение домов, которые ему не нужны. Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.

Был талант, были чувства, было счастье. Был талантливый доктор Старцев. А теперь алчность, обжорство, тупость. А теперь Ионыч.

«Вот и все, что можно сказать про него».

Вывод: высокая цель, любимая работа не стали основой жизни для героя. Стремление к сытости и покою оказалось сильнее.

Запись на ступени в презентации: «Умирание человека

при жизни, духовно и морально опустошен. Деградация» (слайд 19)

- Что такое деградация? Подберите к слову синонимы…

Деградация - постепенное ухудшение, утрата ценных свойств и качеств; упадок. (Деградация искусства, деградация почв, деградация человека.) (слайд 20)


  • 4-я группа. Авторская деталь. (Дополнения к ответам групп 1-3):

Среда обитания

  • Город, в который попал Старцев;

  • Семья Туркиных (имена):

Иван

Петрович

Туркин

Милость Божья

Каменный

Вера

Иосифовна

Туркина

Вера

Прибавление (жена своего мужа)


Екатерина

Ивановна

Туркина

Чистая, непорочная



Турками на Руси называли людей, которые были не похожи на всех остальных.

Талант Катерины Ивановны - игра на фортепиано. Котик, играя на рояле, «ударила изо всей силы», «упрямо ударяла все по одному месту», словно речь идет не об искусстве, а о работе, цель которой - «вбить клавиши внутрь рояля».

Добавляют детали, помогающие наиболее полно представить отношение автора к изображенным событиям: запах сирени за окном (свежесть, простор), запах жареного лука в доме (удушье, затхлость мещанской жизни).

Еще деталь: Вера Иосифовна читает примитивный роман о любви, а из сада доносится запах жареного лука, песня «Лучинушка» - песня о том, чего не было в романе и что бывает в жизни: боль, стоны, смерть. «Лучинушка» как бы защищала правду от фальшивых словоизвержений Веры Иосифовны.

Ох, уж эта любовь…

Любовь… А была ли она настоящей? Свидание на кладбище….

Кладбище - символ жизни Старцева. Вокруг него все мертво и ему нравится такая жизнь. Он сам мертвеет. Среди этих каменных, неподвижных изваяний лишь лампадка, казалось, горит. Так и Старцев, казалось, загорелся. Может любовь, страсть спасет его? Но нет! Как нет у лампады настоящего огня, а лишь отражение луны, так и любовь Старцева всего лишь призрак. Исчезла луна - исчезла страсть. Старцев устал, устал жить, волноваться, переживать, ему хочется покоя. Но как назвать такой покой: без чувств, без потрясений, без любви? Это смерть. Духовная смерть! «Я устал…» жить(?)

От Д.И. Старцева к Ионычу

Поёт…Почему этот романс поет Старцев? (4 гр. Он еще молод, не успел разочароваться в жизни, видел в жизни только хорошее и надеется на лучшее).

Детали по всему пути Старцева (1-5 главы).

- Слово учителя:

Всё сказанное ранее легко ложится в таблицу: (слайд 21)

Герой в начале рассказа

Герой в конце рассказа

Старцев любил говорить о больнице, была благородная цель - помогать страдальцам, служить народу, трудиться; лечил бесплатно, был добр к больным,внимателен; доктор Дмитрий Ионыч Старцев.

Такой, как все, просто Ионыч, от любви ни следа, прижизненное умирание человека, духовно и морально опустошен, нравственное падение, пополнел, раздобрел, больных принимает спешно, страдает одышкой, тройка с бубенчиками, считает по вечерам желтые и зеленые бумажки, кладет на счет, пухлый, красный, есть имение, два дома, жадность одолела, горло заплыло жиром, характер раздражительный, голос неприятный, одинок, ничего не интересует; просто Ионыч.

Запись на последней ступеньке в презентации: «Духовно слаб. Не смог уберечь в себе человека. Ионыч» (слайд 22)


- Слово учителя:

Вот так за несколько лет молодой, энергичный врач, посвящающий себя полностью работе, интересующийся искусством, театром, превращается в скучного обывателя, интересующегося только материальными ценностями.

Видимо, добрые мысли и чувства Старцева были довольно нестойкими, если он не смог противостоять окружающей его действительности.

Одной из важнейших тем для А.П. Чехова является тема нравственной ответственности человека за все, что происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды, выстоять.

Рассказ вызывает стремление к непримиримости, сопротивлению среде и обстоятельствам, заставляет задуматься о самом главном -

о смысле жизни, о степени личной ответственности каждого перед собой и другими.

Есть ли в современной нам жизни люди, подобные или похожие на Старцева? Послушайте песню Константина Никольского и ответьте на вопросы: (аудиозапись песни К. Никольского «Я сам из тех…»)

1) Чем похожи герой песни и Старцев?

2) В чем их отличие? А кто, на Ваш взгляд, лучше?

(звучит аудиозапись песни «Я сам из тех…»)

- Высказывания учащихся.

- Слово учителя:

Начав урок с притчи, я хочу притчей его и закончить: (слайд 23)

Притча о зеркале

Наставник подвел ученика к окну и спросил:

- Что ты видишь?

- О, я вижу бездонное небо, белоснежные облака, зеленую траву, яркие цветы на клумбе…

Затем наставник подвел ученика к зеркалу и снова спросил:

- Что ты видишь?

- Себя.

- А еще?

Ученик пристально всматривался в зеркало:

- Себя.

- А, может быть, еще что-то?

- Да, нет. Только себя вижу.

- Запомни, - сказал наставник, - если смотришь в чистое стекло, ты видишь всю красоту мира, которая радует твое сердце, делает счастливым, но стоит к стеклу добавить ложку серебра - и она станет зеркалом, ты ничего, кроме себя, не увидишь.

Слово учителя

- Желаю Вам, ребята, смотреть на мир через чистое стекло, чтобы видеть то, что радует, делает нас и себя богаче и духовнее, чтобы сребролюбие не искажало Вашего отношения к жизни, чтобы каждый сумел понять, что такое настоящее счастье. А для этого - «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» А.П. Чехов. (слайд 24)

- Подведение итогов работы.

Слово учителя

- Материальное никогда не сделает человека действительно счастливым. Это не раз доказано самой жизнью.

  • Чему нас учит рассказ «Ионыч», ведь герой отрицательный?

  • Как же не стать нам Ионычами? Что делать, как жить?

В рассказе «Ионыч» словно звучит голос Чехова, обращенный к нам, читателям: (слайд 25)

  • не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды;

  • вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам;

  • не предавайте светлых идеалов молодости;

  • не предавайте любви;

  • берегите в себе человека!

Желаю вам, чтобы с вашей душой не произошло то, что случилось с душой Старцева.

«Какое наслаждение - уважать человека!» - писал А. П. Чехов.

Чтобы наслаждение не утерять - надо беречь в себе человека! (слайд 26)

Прошу вас заполнить листы оценивания в соответствии со степенью участия каждого в подготовке и работе на уроке.

Домашнее задание: (слайд 27)


  • написать синквейн по следам урока;

Синквейн (структура)

I строка

Одно ключевое слово, предложение.

II строка

Прилагательные, характеризующие I строку.

III строка

Глаголы, действия.

IV строка

Выражение своего отношения к информации, полученной на уроке.

V строка

Выражение своих чувств, мыслей.

  • прочитать рассказы А.П. Чехова: «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином». (слайд 28)

Приложения к уроку

Кейс для работы 1 группы

«Среда обитания»


Проблемный вопрос: В какую среду попал молодой, подающий надежды земский врач Дмитрий Ионыч Старцев и как она повлияла на его мироощущение и личностные устремления?

1. В каком городе происходит действие? (В городе «С»).

2. Почему такое название? (Описанный мещанский уклад жизни был свойствен многим городам).

3. Чем был известен город «С»? (Есть библиотека, театр, клуб, устраиваются балы, живут интересные талантливые люди).

4. Иронизирует ли Чехов, называя этот город культурным? (Добавляют учащиеся 4-й группы: да, т.к. театр бездарен и пошл, в клубе интересы примитивны и ничтожны, книг никто не читает, духовная жизнь так называемых культурных семьях самообман, фикция).

5. Что представляет собой семья Туркиных?

  • Иван Петрович - позерство, глупость, неправильно произносит слова, считая это оригинальным: «большинский», «покорчило вас благодарю», «бонжурьте», «не имеете никакого римского права» и другие повторяющиеся плоские шутки.

  • Вера Иосифовна - примитивное кокетство; ее талант - графоманство: пишет бездарные романы о том, чего не бывает в жизни и охотно «угощает» ими гостей.

  • Катерина Ивановна (Котик) - наивность, думает, что она пианистка; легкомысленность: читала серьезный роман Писемского, а впечатление осталось только от отчества писателя Феофилактыч - которое показалось ей смешным; кокетство: назначает свидание Старцеву на кладбище и не приходит и др.

Ее талант - игра на фортепиано. Котик, играя на рояле, «ударила изо всей силы», «упрямо ударяла все по одному месту», словно речь идет не об искусстве, а о работе, цель которой - «вбить клавиши внутрь рояля».

Добавляют учащиеся 4-ей группы: детали, помогающие наиболее полно представить отношение автора к изображенным событиям: запах сирени за окном (свежесть, простор), запах жареного лука в доме (удушье, затхлость мещанской жизни).

Еще деталь: Вера Иосифовна читает примитивный роман о любви, а из сада доносится песня «Лучинушка» - песня о том, чего не было в романе и что бывает в жизни: боль, стоны, смерть. «Лучинушка» как бы защищала правду от фальшивых словоизвержений Веры Иосифовны.

Иван

Петрович

Туркин

Милость Божья

Каменный

Вера

Иосифовна

Туркина

Вера

Прибавление (жена своего мужа)


Екатерина

Ивановна

Туркина

Чистая, непорочная



ВЫВОД:

Пусты и однообразны развлечения сытых и обеспеченных обывателей: прием гостей, чаепития, карты, бесплодные разговоры.

«Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город?».

Человека создает сопротивление окружающей среде. (А. М. Горький)

Запись на ступеньке в презентации: «Эта мёртвая среда захватила его, обманула и изуродовала. Не способен ей противиться»



































Кейс для работы 2 группы

«Ох, уж эта любовь…»


Проблемный вопрос: прошёл ли герой испытание любовью?


1) Первые впечатления о Екатерине Ивановне.

2) Любовь Старцева к Котику расцветает с каждым днем, как расцветает и он сам. Голова полна высоких стремлений, а сердце полно любви. Влюбленный, он ищет встреч с девушкой, сердечных разговоров. Его слова: «умоляю Вас», «не мучайте меня», «если бы Вы знали, какое это страдание» - говорят о силе чувств молодого человека. Как, кажется, несовместимы чувства Старцева с заплесневевшими чувствами мещанского общества. Ослепленный любовью, Старцев не мог понять, что перед ним самая заурядная девушка, и расточал перед ней сокровища своего ума и сердца. Старцев собирается объясниться, но девушка приглашает его на свидание на кладбище.

3) «Старцев на кладбище». Суть комментария.

Кладбище - особый мир, где все овеяно тайной. Мысли о вечном покое сменяются картинами страстной любви. Но слаб и недолговечен этот порыв. Вспышка чувств угасает вместе с лунным светом как мираж: луна спряталась, вокруг потемнело, потемнело и в душе Старцева. И нам становится жаль его.

4) Почему свидание было назначено именно на кладбище?

Читатель понимает, что чувства Старцева обречены: «я устал», «ох, не надо бы полнеть».

5) Об этом знаем мы, читатели, но Старцев еще надеется. Поэтому едет делать предложение Котику. О чем он думает? О любви?

Кто бы мог подумать, что после пережитого на кладбище, он будет думать: «Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? … Ну, что ж? Дадут приданое, заведем обстановку…» Будет рассчитывать, прикидывать…

Дополнение 4-й гр.: Чехов дает понять, что любовь обречена: где расчет, богатство - там нет любви. Как деградирует любовь: вначале чувства в саду, затем на кладбище, а теперь - объяснение в шумном клубе, среди людей.

6) Как приняла предложение Екатерина Ивановна?

Отказом во имя блестящей цели - стать пианисткой.

Воспитание в семье Туркиных не могло развить в ней чувства самопожертвования. И нравственная слабость Старцева загасила любовь.

7) Что произошло в момент последней встречи Старцева с Котиком?

Котик говорила о своих чувствах. «Огонек все разгорался в душе Старцева, но вскоре потух… «А хорошо, что я тогда не женился…» И уже никогда не бывал в доме Туркиных.

Вывод:

Вначале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться. Но любовь не способна спасти героя от падения….

А была ли настоящая любовь?

Любовь, едва возникнув, уже пугает его, она не мешает ему думать о практической стороне. «А приданого они дадут, должно быть, немало»,- рассуждает якобы влюблённый человек.

Запись на ступеньке в презентации: «Любовь пугает его, она не способна отвлечь его от практической стороны дела. А была ли любовь?




Кейс для работы 3 группы

«От Дмитрия Ионыча Старцева к Ионычу»


Проблемный вопрос: что стало причиной нравственного падения, уродливой метаморфозы Дмитрия Ионыча Старцева? Где произошла окончательная метаморфоза? Где Дмитрий Ионыч бесповоротно превратился в Ионыча? (Монолог на кладбище)

Дмитрий

Ионыч

Старцев

Плодородный

Голубь

Старость, старец

  1. Кто такой Старцев? (Земский участковый врач).

  2. Что узнаем в начале рассказа? (Он молод (ему 24-25 лет, т.к. он закончил университет, работает), здоров, весел, полон надежд, ожидания счастья. Полностью отдается любимому делу). Добавляет деталь 2-я гр.: принял приглашение Туркиных зимой, а приехал - весной. Зимой много больных, и Старцев на первое место поставил работу, а потом - развлечение.

  3. «И вот весной, в праздник… он решил сходить к Туркиным». Весенний день наполняет его счастьем, бодрит. Полный радости он поет. (романс А.Дельвига («Элегия»)

  4. Почему этот романс поет Старцев? (4 гр. Он еще молод, не успел разочароваться в жизни, видел в жизни только хорошее и надеется на лучшее).

  5. Какое впечатление произвела на Старцева семья Туркиных. (На Старцева обрушивается поток любезностей и плоских шуток. И все же Старцеву было «приятно, удобно» слушать «остроты» хозяина, «большинский» роман Веры Иосифовны и даже игру Котика на рояле. Старцев поддается общему настроению. И хотя в образе присутствует весна, запах сирени, упоение, восторг от встречи с красивой девушкой, мы начинаем ощущать тревожные нотки, чувствуя, что главный герой, не сопротивляясь, погружается во власть мещанской атмосферы. Пошлость постепенно завораживает его, лишает сил сопротивляться)

  6. «Прошло больше года». Что произошло в жизни Старцева? (Старцев не бывал у Туркиных, поглощенный работой и, приехав по приглашению как врач, «стал бывать у Туркиных часто, очень часто». Налицо любовная завязка.)

  7. Дополнение 4 гр.: начинается и восходящая линия благополучия доктора. Растет его репутация. «У него уже была пара лошадей и кучер Пантелеймон».

  8. Что же произошло со Старцевым? (За четыре года он растерял все, что отличало его от обывателей, ездил «уже не на паре, а на тройке с бубенчиками» (дополнение 4-й группы), «пополнел, раздобрел, страдал одышкой». Он ни с кем не сходился близко, избегал таких развлечений, как театр и концерты, Любил поесть и с удовольствием играл в «винт». Самое любимое занятие - считать деньги по вечерам. Его прозвали «поляк надутый». Горожане раздражали его, и вся беда в том, что Старцев терпел их, смирялся. Мещанские потребности сближают его с обывателями)

  9. Чем заканчивается история о Старцеве? (Жизнь Старцева лишена событий. «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит, горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким. Он стал раздражительным. Свою энергию он направляет на бессмысленное накопление денег и приобретение домов, которые ему не нужны. Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует)

Был талант, были чувства, было счастье. Был талантливый доктор Старцев. А теперь алчность, обжорство, тупость. А теперь Ионыч. «Вот и все, что можно сказать про него».

Вывод: высокая цель, любимая работа не стали основой жизни для героя. Стремление к сытости и покою оказалось сильнее.

Запись на ступени в презентации: «Умирание человека при жизни, духовно и морально опустошен. Деградация».































Кейс для работы 4 группы

«Авторская деталь»

Дополнения к ответам групп 1-3:

  • Среда обитания

Город, в который попал Старцев;

Семья Туркиных (имена)

Иван

Петрович

Туркин

Милость Божья

Каменный

Вера

Иосифовна

Туркина

Вера

Прибавление (жена своего мужа)


Екатерина

Ивановна

Туркина

Чистая, непорочная



Турками на Руси называли людей, которые были не похожи на всех остальных.

Талант Катерины Ивановны - игра на фортепиано. Котик, играя на рояле, «ударила изо всей силы», «упрямо ударяла все по одному месту», словно речь идет не об искусстве, а о работе, цель которой - «вбить клавиши внутрь рояля».

  • детали, помогающие наиболее полно представить отношение автора к изображенным событиям: запах сирени за окном (свежесть, простор), запах жареного лука в доме (удушье, затхлость мещанской жизни).

  • Еще деталь: Вера Иосифовна читает примитивный роман о любви, а из сада доносится

запах жареного лука, песня «Лучинушка» - песня о том, чего не было в романе и что бывает в жизни: боль, стоны, смерть. «Лучинушка» как бы защищала правду от фальшивых словоизвержений Веры Иосифовны.

  • Любовь… А была ли она настоящей? Свидание на кладбище….

Кладбище - символ жизни Старцева. Вокруг него все мертво и ему нравится такая жизнь. Он сам мертвеет. Среди этих каменных, неподвижных изваяний лишь лампадка, казалось, горит. Так и Старцев, казалось, загорелся. Может любовь, страсть спасет его? Но нет! Как нет у лампады настоящего огня, а лишь отражение луны, так и любовь Старцева всего лишь призрак. Исчезла луна - исчезла страсть. Старцев устал, устал жить, волноваться, переживать, ему хочется покоя. Но как назвать такой покой: без чувств, без потрясений, без любви? Это смерть. Духовная смерть! «Я устал…» жить(?)

  • От Д.И. Старцева к Ионычу

Поёт…Почему этот романс поет Старцев? (4 гр. Он еще молод, не успел разочароваться в жизни, видел в жизни только хорошее и надеется на лучшее).

Детали по всему пути Старцева (1-5 главы)

Прежде обыватели чувствовали в Старцеве что-то чужое и звали его за спиной «поляк надутый». Постепенно его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей: он живёт, как все в этом городе. Он размышляет о своей бессмысленной жизни: «Старимся, полнеем, опускаемся… Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников, алкоголиков, хрипунов. Которых я терпеть не могу. Что хорошего?»

Вывод: детали в чеховских произведениях имеют колоссальное, иногда решающее значение в оценке образов и обстоятельств…



Лист - помощник

Тема. «Берегите в себе человека!» (Человеческая метаморфоза в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»)

Эпиграф к уроку: …до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! Н.В. Гоголь

Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт. Сенека Луций Анней (Младший)

Жанр произведения: рассказ.

Год создания: 1898

Главные герои: Дмитрий Ионыч Старцев (Ионыч), семья Туркиных (Иван Петрович, Вера Иосифовна, Катерина Ивановна)

Главная задача урока: проследить жизненный путь главного героя, понять суть и причины произошедшей с ним метаморфозы и сделать соответствующие выводы; оценить мастерство А.П. Чехова в обрисовке характеров и обстоятельств, их сформировавших.

Словарь:

Метаморфоза - видоизменение, превращение, переход в другую форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций; полная, совершенная перемена, изменение.

Земский - это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России.

Деградация - постепенное ухудшение, утрата ценных свойств и качеств; упадок. (Деградация искусства, деградация почв, деградация человека.)

Пошлый - низкий в нравственном отношении, лишенный идейных интересов, проявляющий невоспитанность и хамство, пренебрежение к людям.

Мещане - люди с узким кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, остановившиеся в своем развитии.

Обыватель - человек, живущий мелкими, личными интересами.

Конформизм - пассивное принятие существующего порядка, соглашательство.

Теория литературы:

Композиция (от лат. compositio - сложение, состав, compono - cлагать, составлять) - построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении.

Художественная деталь - подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение.


Сравните:

Герой в начале рассказа

Герой в конце рассказа

Старцев любил говорить о больнице, была благородная цель - помогать страдальцам, служить народу, трудиться; лечил бесплатно, был добр к больным, внимателен; доктор Дмитрий Ионыч Старцев.

Такой, как все, просто Ионыч, от любви ни следа, прижизненное умирание человека, духовно и морально опустошен, нравственное падение, пополнел, раздобрел, больных принимает спешно, страдает одышкой, тройка с бубенчиками, считает по вечерам желтые и зеленые бумажки, кладет на счет, пухлый, красный, есть имение, два дома, жадность одолела, горло заплыло жиром, характер раздражительный, голос неприятный, одинок, ничего не интересует; просто Ионыч.

В рассказе «Ионыч» словно звучит голос Чехова, обращенный к нам, читателям:

  • не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды;

  • вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам;

  • не предавайте светлых идеалов молодости;

  • не предавайте любви;

  • берегите в себе человека!

Домашнее задание:

  • написать синквейн по следам урока;

Синквейн (структура)

I строка

Одно ключевое слово, предложение.

II строка

Прилагательные, характеризующие I строку.

III строка

Глаголы, действия.

IV строка

Выражение своего отношения к информации, полученной на уроке.

V строка

Выражение своих чувств, мыслей.


  • прочитать рассказы А.П. Чехова: «Попрыгунья», «Дама с собачкой»,

«Дом с мезонином».


Лист оценивания

учени___ 11-А класса

______________________________

п/п

Вид работы

Балл

1.

Литературный диктант

(взаимооценка)

2.

Выполнение индивидуального задания

3.

Участие в работе группы

(самооценка)

4.

Работа на уроке

(самооценка)

Средний балл






© 2010-2022