Рефлексивный отчет «Необходимые преобразования в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей»

"Описание материала: Прохождение Кембриджских курсов становится для казахстанских учителей не просто фатальной необходимостью, но и одной из реальных возможностей поднять свой статус среди коллег. Курсы первого уровня очень многое мне дали. Но в один прекрасный момент я столкнулась с тем, что не совсем четко представляла себе, какими должны быть рефлексивные отчеты по практике. Думаю, тогда я многое бы отдала за возможность посмотреть, как это делали другие учителя. Опубликовать несколько свои...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Садыкова АлимаСаматовна Портфолио учителя Отчет С

Группа №2 1-го уровня

Город Караганда 25.11.2013 год

Отчет С

Рефлексивный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей

Изучение стартовых возможностей нашей школы, интервьюирование администрации, проведение анкетирования педагогов, обучающихся и их родителей позволило мне сделать вывод, что для изменения школьной практики необходимо заинтересовать самих педагогов на желание перемен.

Имея возможность развивать свои профессиональные компетенции, регулярно участвуя в мероприятиях, ориентированных на повышение уровня методических знаний в области современной педагогики, учителя смогут уйти от привычного образовательного процесса, переведя свою деятельность в русло современных требований. В свою очередь, применение на уроках современных стратегий, переосмысление функциональной основы триады «учитель»-«ученик»-«учебник» будет способствовать достижению учениками более высокого уровня самостоятельной компетентности. Поэтому я сформулировала фокус развития школы на повышение уровня самореализации педагогического состава путем внедрения в школьную практику модулей Программы, что в соответствии с требованиями современного образования приведет к повышению уровня самореализации и саморегуляции учащихся. Тема плана развития школы «Повышение уровня саморегуляции учителей через внедрение новых подходов»

Как указывал Джеймс (2005) обучение учителя является необходимым условием для успешного обучения ученика. (Руководство для учителя/Управление и лидерство в обучении стр172)

Мои ожидаемые результаты при составлении среднесрочного плана:

  • Учителя овладеют приемами и техникой групповой работы в условиях сотрудничества.

  • Учителя будут применять на своих уроках техники работы в группе.

  • Учителя будут использоватьLesson Studу для развития индивидуальных педагогических подходов для повышения качества обучения.

  • Учителя будут регулярно применять все виды рефлексии на всех этапах урока, а так же рефлексии собственной деятельности учителя.

Мне было понятно, что ясный план - залог его успешного воплощения, что же касается ограничения во времени, то шесть недель практики, отпущенные на воплощение тех идей, которое могли проверить мои планы на прочность. Именно поэтому я старалась быть предельно точной, предполагая для себя каждый свой будущий шаг.

1. Прежде всего, я считаю, что нужно составить беседу с администрацией школы. «Наибольшее влияние на результаты учащихся достигается в случае, когда руководство школы способствует и принимает непосредственное участие в обучении и развитии учителей» (Робинсон,2009).Так как сама являюсь руководителем, то встреча и беседа состоится с другими членами администрации. Необходимо это сделать по нескольким причинам:

во-первых, потому что преобразования в практике школы несут за собой изменения, захватывающие многие факторы, в решении которых помочь мне смогут заместители директора по учебной и воспитательной работе,

во-вторых, мы сможем совместно выявить возможности применения новых подходов обучения в нашей школе,

и, в третьих, это возможность установить время на проведение цикла коучинг-сессий и мастер-класса, организацию анкетирования среди учащихся и родителей, проведения родительского собрания в классах выбранных для изменения практики обучения и других необходимых вещей.

Что касается, этого этапа, то на момент составления отчета проблема уже выявлена, фокус развития школы определен, о чем я пишу в начале данного рефлексивного отчета. Тема плана развития школы «Повышение уровня саморегуляции учителей через внедрение новых подходов»

3а. Следующим этапом станет проведение анкетирование учащихся 7 - 9 классов, и их родителей. Такого масштабного анкетирования в школе до этого еще не проводили. Поэтому возможность рассмотреть отношение к различным сторонам образовательного процесса с трех разных сторон наверняка заинтересует и психолога, и социального педагога, и классных руководителей.

3б. Не менее важно будет организовать встречу с руководителями ШМО. Мне представляется, что с их помощью мне удалось бы более быстро создать инициативные группы по внедрению модулей Программы в разных образовательных потоках. Тему этого профессионального диалога, я обозначу следующим образом: «Что необходимо сделать для повышения внутренней мотивации учеников?» - полагаю, не заинтересовать руководителей реальными возможностями изменений мотивации учащихся просто нельзя.

4. В любых начинаниях без поддержки родителей нельзя обойтись, поэтому одним из важнейших будущих мероприятий я считаю проведение родительского собрания, на котором я смогу непосредственно рассказать родителям о своих взглядах на предстоящие изменения в школьной практике, чтобы заручиться их поддержкой и получить обратную связь в виде ответов на анкету «Знают ли родители потребности своих детей?».В обработке анкет примут участие школьный психолог и классные руководители, у которых, благодаря этому появится возможность расширить свои представления о классах.

5. Пятым этапом моего плана станет административное совещание по вопросу формирования творческих групп, которое следует провести в присутствии не только членов администрации, но и руководителей ШМО. На этом совещании я ознакомлю с итогами мониторинга проделанной за неделю работы, озвучу результаты анализа анкет учителей, учеников и родителей, расскажу о результатах интервью с администрацией школы. НА этом совещании я предполагаю определить своих будущих коучей и темами, над которыми мы будем работать. К этому времени, я считаю, станут уже ясны основные направления работы, можно будет сделать первые обобщения и выводы.

6. Совершенно необходимым я считаю включение в план времени на оформление документов по результатам проделанной работы, разработку обоснования необходимости дальнейшей работы по выбранной теме, составление таблиц, графиков, анализа результатов анкетирования, то есть на осуществление промежуточного контроля как за своей собственной деятельности, так и деятельности инициативной группы учителей. В этот этап органично входит и промежуточный контроль, связанный с интервьюированием коучей перед коучингами, а также анкетирование педагогов, обучающихся и родителей во время осуществления изменений в практике школы. Полагаю, что это будет очень интересный сравнительный анализ, итог которому я смогу подвести в заключении своей работы. Таких этапов я предусмотрела три на все время практики.

7. На время практики мной запланировано проведение 6 коучингов, которые мы подготовим и проведем с коучем 1 и коучем 2. Я полагаю, что коучей должно быть двое, на мой взгляд, это оптимальный вариант.

Думаю ,что смогу взять на себя роль по формированию у них компетенций наставника посредством размышлений и инициирования творческих процессов , в результате которых учителя будут обеспечены идеями и подходами для повышения своего профессионального потенциала (Руководство для учителя/Методы и подходы в работе учителя Стр. 137)

Темы коучингов я подберу с учетом их практической ценности. конкретно для нашей школы. Учту три основных компонента (контекст, актуальность, системный менторинг)эффективности процессов коучинга и менторинга

В этот список войдут следующие темы:

а) « Целеполагание: SMART -цели. Умные цели»

б) «Работа в малых группах, как способ создания коллаборативной среды обучения».

Целью коучинга будет ознакомление учителей с созданием коллаборативной среды обучения, посредством работы в группах. Работа в малых группах реализуется множеством прекрасных приемов, на создание коллаборативной среды работает множество стратегий и технологий. Я считаю, что в ходе проведения коучинга следует проиллюстрировать наиболее действенные, обучив педагогов школы практическим навыкам. Планируемым результатом этого коучинга должно стать умение учителями планировать свои уроки с учетом групповой работы.

  1. «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения»

Целью коучинга будет ознакомление учителей с возможностями информационно-коммуникационных технологий, типами и формами работы ИКТ, использование на уроках электронных информационных ресурсов интернета, видами как наиболее используемых приемов, так и сравнительно редко используемых: презентаций, видеоуроков, интерактивных упражнений, текстов, таблиц, видеоконференций, аудио и видеозаписей, анимаций и так далее.

  1. «Ценности, видения и стратегические действия современного учителя».

Цель будет сформулирована в виде SMART-цели: к завершению данного коучинга учителям будет необходимо использовать предоставленный материал и сформулировать те ценности, которые связаны с педагогическим процессом. Рассматривая данную проблему с различных позиций, в качестве рефлексии учителя смогут ответить на следующие вопросы:

- Что для меня важно? Что я хочу изменить? (ценности)

- Каким бы я хотел видеть процесс обучения? (видение)

- Что я буду делать. Чтобы внести изменения? (стратегии)

с)«Проблемы оценивания и самооценивания учебной деятельности на современном уроке. Суммативное и формативное оценивание. Формы формативного оценивания».

Целью коучинга будет ознакомление учителей с различными стратегиями оценивания, они узнают, что оценивание должно проводиться постоянно в ходе учебной деятельности, поймут, что необходимость включать в процесс оценивания учащихся - это первостепенной важности действие, которому нужно готовить и учить обучающих на всех этапах обучения. Оценивание, на мой взгляд, одна из важнейших проблем наших дней, когда система пятибалльного оценивания полностью изжила себя. Обучить как учителей, так и учеников правильному оцениванию и самооцениванию - одно из основных направлений моей практики.

  1. «Понятие рефлексии. Рефлексия на разных этапах урока».

Цель коучинга: к его завершению учителя должны четко представлять себе разницу между рефлексией эмоционального состояния и настроения, рефлексией деятельности на уроке и рефлексией содержания учебного материала. Учителя должны осознать, что рефлексия - это не единичная операция, проведенная на том или другом этапе урока. Во время коучинга учителей следует познакомить с разными практическими способами проведения рефлексии, научить рефлексивному поведению во время всего урока.

Эти пункты моего плана, как мне кажется, наиболее интересны для исполнения.

Во-первых, два моих коуча будут постоянно совершенствовать практику коучинга;

во-вторых, постоянно работая в группах, педагоги нашей школы так или иначе смогут перенести признаки коллаборативной среды на микроклимат повседневной школьной жизни, «встряхнуться», смогут осознать себя настоящим коллективом;

в-третьих, нововведения обязательно направят учителей применить то, о чем они узнали на коучингах, на своих собственных уроках, так как, на мой взгляд, нет стимула более сильного, чем желание показать, что «я могу не хуже, а то и лучше»;

в-четвертых, знание новых требований, новых стратегий обязательно приведет к изменению школьной практики, что, в свою очередь, будет способствовать повышению мотивации обучающихся к овладению новыми знаниями;

в-пятых, использование на коучингах ИКТ, будет иметь огромное просветительское значение.

8. Проведение коучингов подразумевает и проведение менторингов: поэтому следующим этапом плана я ставлю обязательные менторинги после каждого коучинга. Проведение менторинга будет проходить в форме дружеской беседы, во время которых я в доброжелательной форме буду проводить коррекцию действий коуча, в случае, если она понадобится. Я постараюсь поделиться с ними всеми теми знаниями, которыми обладаю сама, помогу советом. К каждому менторингу следует готовиться серьезно и со всей ответственностью, иметь план беседы, вести видеосъемку. Каждым своим словом я должна поддерживать коуча, подталкивать к нужному решению, увлекать новыми идеями и перспективами.

9. Несомненным центром моего плана станет проведение цикла уроков по методике Lesson Study. « LS является демократическим способом улучшения практики.» Руководство учителя 1-го уровня/Подход Lesson study стр146) Данная методика - это настоящая «terraincognito» в практике нашей школы. Найти учителей энтузиастов, которые возьмутся за воплощение этой идеи, совместно разработают стратегию уроков, совместно будут проводить анализ и интервьюирование детей. Все эти задачи носят первостепенный характер, потому что только благодаря этой замечательной методике, учителя могут получить возможность увидеть процесс обучения, происходящий на их уроках, глазами других учителей, их коллег.

Я же планирую для себя еще и проведение необходимого менторинга для разъяснения сущности Lesson Study,.а впоследствии посещение уроков учителя ведущего цикл с целью сначала внедрения в рабочий процесс LS, а потом и совершенствования этого процесса. Я включаю в план и будущие обсуждения, и возможную корректировку планов уроков с использованием групповой работы, ориентированную нам каждого ученика. Для каждого такого урока мной приготовлены специальные таблицы наблюдений, цель которых сделать работу учителей-наблюдателей более удобной.

10. Мной также запланировано проведение мастер - класса для коллектива школы «Применение новых подходов обучения на практике». Цель данного мероприятия, дать возможность каждому педагогу нашей школы увидеть, как работают на уроке новые стратегии, убедиться насколько необходимо их применение, понаблюдать за результатами. Мне бы хотелось, чтобы на данном мастер - классе учителя могли бы увидеть в работе все то, о чем говорили с ними на коучингах.

11. Еще одним необходимым этапом практики должно стать посещение уроков тех учителей, которые начинают внедрение в свой рабочий процесс идеи Программы: работу в группах малого состава, в парах сменного состава, целеполагание, критериальное оценивание, ИКТ, рефлексию.

12. И, разумеется, ни один план не может существовать без итогового контроля. Возможно , что в ходе реализации плана будут барьеры ,такие как:

  • нехватка времени у коллег;

  • при проведении LS -не совпадение расписания уроков

А может быть их скептическое отношения к новому. Я думаю, что смогу заинтересовать своих коллег своим примером. Буду проводить уроки ,внедряя новые подходы, проведу первый коучинг на тему «Smart-цели», отрегулируем расписание при проведении серии уроков по Lesson study .

Планирую провести анкетирование на выходе, чтобы можно было сделать сравнительный анализ, с тем что было на входе и в сравнении с промежуточным Необходима систематизация всего собранного материала, итоговый анализ, работа над отчетами. Уже сейчас нужно продумать, каким образом я буду упорядочивать весь собранный за период практики в школе материал.

Нужно предпринять целый ряд действий для того, чтобы идеи, посеянные мной, не потерялись, не выдохлись, чтобы изменения в практике закрепились в сознании моих коллег.

Использованная литература:

  1. Руководство для учителя/Управление и лидерство в обучении стр137

  2. Руководство для учителя/Способы достижения качественных преобразований стр163)

  3. Руководство для учителя/Подходы Lesson study стр146

  4. Руководство для учителя/Управление и лидерство в обучении стр172

  5. А.А. Бизяев «Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия»

План развития школы

Проблема школы: Низкий уровень саморегуляции учителей. Характерно стремление к планированию, к отбору способов и очередности действий, но из-за слабости моделирования большее значение придается деталям и мелочам, но при этом часто упускается главное. Недостаточная пластичность планов и программ нередко приводят к тому, что возникают трудности с реализацией и перестройкой планов при изменении условий, например, при быстрых изменениях ситуации на экзамене, неожиданном повороте в ходе урока, при невозможности добиться нужных результатов.

Тема «Повышение уровня саморегуляции учителей путем внедрения в школьную практику новых подходов в преподавание.

Цель: Создание условий для того, чтобы учителя школы осуществляли свой профессиональный рост, совершенствуя методику преподавания и овладели новыми подходами в обучении направляющими на повышение уровня саморегуляции и проведения рефлексии собственной деятельности, через освоение методов обучения в сотрудничестве.

Планируемый результат:

Среднесрочный

  • Овладение учителями приемов и техник работы в группах в условиях сотрудничества

  • Использование Lesson Studу для развития педагогических знаний учителей и их профессиональной практики.

  • Регулярное применение всех видов рефлексии на уроках, а так же рефлексии собственной деятельности учителя.

Долгосрочный

  • Применение учителями техники групповой работы на уроках (создание коллаборативной среды обучения ,где учащиеся будут развиваться социально и эмоционально)


Задачи

Сроки

Стратегии

Ответственные лица

Ресурсы

Индикатор (критерий успеха)

Мониторинг

1.

Встреча с администрацией школы

30.09.2013

Зам.директора по УР, зам директора по ВР

Садыкова А.С.

Школьная документация аудио и видеозапись интервью

Выявление возможностей применения новых подходов обучения в школе

Обсуждение проблем школы с администрацией. Рефлексивный дневник

2.

Сбор и обработка данных по выявлению проблем школы среди коллег

01.10.2013

Встреча с коллективом. Анкетирование учителей на выявление проблемы школы. Изучение школьной документации.

Садыкова А.С., психолог

Анализ работы школы за 2012-2013 уч.год. План работы школы на 2013-2014 уч.год. анкетирование учителей

Сбор данных из документов школы по выявлению актуальной проблемы. Анализ анкет, составление диаграмм, таблиц.

Результаты анкетирования

3.

Сбор и обработка данных

02.10.2013

Анкетирование учащихся .

Садыкова А.С., психологД

Анкетирование учащихся . Аудиозапись

Анализ анкет, составление диаграмм, таблиц

Результаты анкетирования

4.

Анкетирование родителей

04.10.2013

Анкетирование родителей

Классные руководители родителей

Посещение родительских собраний

Анкетирование родителей

Анализ анкет, составление диаграмм, таблиц.

Результаты анкетирования

5.

Административное совещание по вопросу формирования творческих групп

05.10.2013

Выступление лидера, интервью с руководителями творческих групп

Обозначение проблемы.

Садыкова А.С., завучи.,

руковод. м/о

Презентация. Результаты анализа анкет учителей. Учеников и родителей. Результаты интервью с администрацией школы

Анализ собранных данных. Определение плана дальнейшей работы

Мониторинг проделанной за неделю работы





6.

Промежуточный контроль

07.10.2013

Работа с документами

Садыкова А.С.

Оформление документов по результатам проделанной работы

Таблицы, графики, результаты анкетирования.

Обоснование необх-мости далн. работы по в теме



7.

Проведение коучинга «Работа в малых группах как способ создания коллаборативной среды обучения».

09.10.2013

Ознакомление учителей с коллаборативной средой обучения, посредством работы в группах. Правила работы в группах. Приемы работы в группах

Коуч 1

Презентация, задания для выполнения, раздаточные материалы, маркеры, сникеры, бумага

Учителя осваивают новые методы и подходы. Наличие плана коучинга. Рефлексивный отчет коуча

Учителя планируют уроки с учетом групповой работы.

Фиксировать результаты менторинга в рефлексивном дневнике

8.

Проведение менторинга с коучем 1 «Достигнута ли цель коучинга?»

09.10.2013

Дружеская беседа

Садыкова А.С.

Записи, наблюдения, видео

Наличие плана менторинга. Коррекция действий коуча

Совершенствовать практику менторинга

9.

Проведение коучинга на тему «Педагогические ценности видения и стратегические действия современного учителя »

11.10.2013

Ознакомление учителей с «педагогическими ценностями , видениями и стратегическими действиями.»

Коуч 2

Презентация, задания для выполнения, раздаточные материалы, маркеры, сникеры, бумага

Видеозапись коучинга. Наличие плана коучинга

Совершенствовать практику коучинга

10

Проведение менторинга с Коучем 2

12.10.2013

Дружеская беседа

Садыкова А.С.

Записи, наблюдения, видео

Видеозапись менторинга. Наличие плана менторинга

Совершенствовать практику менторинга

12.

Проведение коучинга «Целеполагание» Проведение менторинга

08.10.2013

Важность целеполагания. SMART - цели. Дружеская беседа

Презентация, бумага, сникеры и т.д.

План коучинга, видеозапись. План менторинга, видеозапись

Совершенствовать практику коучинга, менторинга

Проведение коучинга: «Проблемы оценивания и самооценивания учебной деятельности на современном уроке.Суммативное и формативное оценивание.

29.10.2013


Суммативное и формативное оценивание. Формы формативного оценивания

Коуч 2

Презентация, бумага, маркеры, сникеры и т.д.

План коучинга, видеозапись. План менторинга

Совершенствовать практику коучинга, менторинга

Проведение менторинга с коучем 1

29.10.2013

Дружеская беседа

Садыкова А.С.

Записи, наблюдения, видео

Наличие плана менторинга. Коррекция действий коуча

Совершенствовать практику менторинга

13.

Промежуточный контроль. Корректировка работы с учителями

16-22.10.2013

Цикл уроков с применением LS. Посещение уроков учителя русского языка с целью совершенствования внедрения групповой работы и серии LS.

учителя

Обсуждение и корректировка планов уроков с использованием групповой работы, ориентированную нам каждого ученика. Таблицы наблюдений.

Наличие поурочных планов, в которых прописаны приемы групповой работы

Рефлексия учителей после применения LS. Обмен опытом, обсуждение.

14.

Серия менторингов после посещения уроков

16-22.10.2013

Учитель русского языка.и начальных классов

Транскрипция менторингов

План менторингов

Совершенствовать практику менторинга

16.

Проведение коучинга «Рефлексия»

01.11.2013

Различные виды рефлексии. Применение рефлексии на разных стадиях урока

Презентация, бумага, маркеры, сникеры и т.д.

План коучинга, видеозапись

Совершенствовать практику коучинга.

Проведение менторинга с коучем 2

29.10.2013

Дружеская беседа

Садыкова А.С.

Записи, наблюдения, видео

Наличие плана менторинга. Коррекция действий коуча

Совершенствовать практику менторинга

17.

Промежуточный контроль

04.11.2013

Анкетирование учителей, учителей

Беседа, интервьюрование


Обсуждение и корректировка планов Таблицы наблюдений

Анализ анкет, составление диаграмм, таблиц.

Выводы по результатам анкетирования







18.

Анкетирование на выходе

05.11 - 07.11.2013

Обработка собранного материала.

Руководители м/о

психолог

Дневники наблюдений, анкеты, таблицы, диаграммы, рефлексивные отчеты, фото, видео материалы

Анализ работы за 6 недель

Методические рекомендации



Мастер- класс для коллектива школы «Применение ИКТ в процессе обучения»

08.09.2013

Формы и методы групповой работы

Садыкова А.С.

Презентация и результаты работы учителей,

План учителя проводившего мастер-класс

Обмен опытом

21

Итоговый контроль

09.11.2013

Систематизация всего собранного материала, итоговый анализ, работа над отчетами

Весь собранный материал за период практики в школе

Отчеты по несению изменений в практику для повышения саморегуляции

Подготовка к третьему этапу курсов

5


© 2010-2022