Внеклассное мероприятие В стране Фразеологии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

Праздник

«В стране Фразеологии»

(Игра «Счастливый случай» среди 7 классов)





Учитель русского языка и литературы
Халитова Алсу Салаватовна

МБОУ СОШ № 1

с. Мраково

2008-2009 уч.г.


ЦЕЛИ: учить определять лексическое значение фразеологизмов;

активное употребление в речи фразеологизмов с целью ее обогащения;

развитие актерских способностей учащихся;

воспитание коллективности и командного духа.

Учитель. Своеобразным заветом всем поколениям звучат известные слова И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»

1-ая ученица. Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов. Не зная значения отдельных слов, нельзя понять, о чем говорится в предложении.

Учитель. Все это правильно, но, оказывается, есть такие предложения, которые содержат не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (иначе - фразеологизмы). В таких случаях, чтобы понять, о чем идет речь в предложении, надо знать также и значение фразеологизмов. Возьмите, к примеру, предложение Тогда отец намылил сыну голову.

1-ая ученица. Ну, тут все понятно. Отец помогал сыну вымыть голову и намылил ее.

2-ая ученица. Тебе всегда все понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому! Тогда отец сына отругал. Ведь намылить голову может быть и фразеологизмом.

1-ая ученица. (ворчливо). И почему ты такая умная?!

2-ая ученица. Я, в отличие от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не кораблики рисую… (вырывает у него листок с рисунком).

Учитель. Утихомирьтесь вы, горячие головы!

Ученик. Да что вы, Алсу Салаватовна, у меня, например, голова совсем не горячая!

Учитель. Я вовсе не имела в виду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба - «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.

2-ая ученица. Ну, я-то человек с головой!

1-ая ученица. Совсем заучилась! (Крутит пальцем у виска.) А я-то, по-твоему, что, без головы?

2-ая ученица. Голова-то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.

1-ая ученица. Алсу Салаватовна! Помогите, я ее что-то совсем понимать перестала; говорит, что у меня сквозняк в голове.

Учитель. Тихо! Видно, придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл тех выражений, которые употребила Ирина, передают не составляющие их отдельные слова, а фразеологические обороты в целом.

1-ая ученица. Мы вроде бы это проходили…

2-ая ученица (ехидно). Вроде бы! А меня не понял!

1-ая ученица. Да я понял, но… не совсем.

(Обращается в зал.)

Ребята! Помогите мне разобраться!

Учитель. Помогут тебе и ребята, а главное, сама госпожа Фразеология, которая пришла к нам со своими знатоками.

Фразеология. Здравствуйте, ребята! Над чем голову ломаете?

1-ая ученица. Что Вы, уважаемая госпожа Фразеология, мы тут мирно живем, голов никому не ломаем!

Фразеология. (к своим спутникам). Друзья! Видно, мы явились по адресу. Здесь есть ученики, которые не понимают смысл сказанного на русском языке! Ничего, мы поможем. Какие у вас трудности?

Учитель. Вот Элеонора никак не поймет некоторые выражения. Давайте поможем ей.

(Все участники праздника объясняют значения этих фразеологизмов).

В голове ветер гуляет («легкомысленный, несерьезный человек»).

Человек с головой («умный, рассудительный человек»).

Ломать голову («решать трудную задачу»).

1-ая ученица. Ну, я наголову разбита!

2-ая ученица. Постой, постой! Ты что сейчас сказала?

1-ая ученица. Я сказал, что вы меня разбили наголову своими познаниями! А что?

2-ая ученица. Просто удивительно, но ты сейчас сама использовала в речи фразеологизм! А говоришь - не понимаешь!

(Обращается к командам, залу.)


Ребята! А вы поняли, в чем он сейчас признался?

Ученики (из зала). В том, что ему нанесли полное поражение!

1-ая ученица. Значит, не совсем пропащий я человек. Я теперь внимательно объяснения Алсу Салаватовны слушать буду! И буду все знать, даже больше, чем Ирина!

2-ая ученица. Ну, это мы еще посмотрим!

Фразеология. (в зал). Опять Элеонора и Ирина копья ломают.

1-ая ученица. (в зал). Ребята! SOS! Помогите!

Учитель. Поможем ему?

Все. Да!

(Приглашаются знатоки фразеологии по 5 человека от класса.)

Учитель. На уроках литературы вы изучали мифы Древней Греции и Библию. Из древних мифов и Священного писания вышло немало фразеологизмов. Проверим, все ли они вам понятны.

И так начинаем нашу игру.

  1. Визитная карточка.

  2. Конкурс эмблем. (жюри выставляет оценки)

III. «Заморочки из бочки».

С какими событиями связаны и что обозначают фразеологический обороты:

Троянский конь.

По греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою (Троянская война). Троянцы, не подозревая хитрость, ввезли его в Трою. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в город остальное войско. Выражение «троянский конь» стало нарицательным (дар врагу с целью его убить).

Ахиллесова пята.

Ахилл в «Илиаде» - один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Мать Ахилла - богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса; лишь пятку, за которую Фетида его держала, не коснулись воды и остались уязвимой. Ахилл погиб от стрелы Париса, поразившей его в пятку. Отсяда выражение «ахиллесова пята» (уязвимое место).

Спартанское воспитание.

Государственная система воспитания детей аристократии в Спарте в VIII-IV вв. до н.э. Мальчики и юноши от 7 до 20 лет проходили военно-физическую подготовку в интернатах. У них формировались выносливость, привычка к лишениям. В систему воспитания входили бег, борьба, метание диска, копья. Обучали чтению, письму, и хоровому пению. Девушки воспитывались в семье.

Смотреть сквозь пальцы.

Заварить кашу.

Засучив рукава.

Фома неверный.

Блудный сын.

Яблоко раздора.


IV. «Эти забавные животные».


  • Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия животного мира (какая команда назовет больше).

Затем на проекторе появляются фразеологизмы. Найдите среди них не названные вами и объясните их значение.

Белая ворона.

Где раки зимуют.

Гнаться за двумя зайцами.

Комар носа не подточит.

Лебединая песня.

Мартышкин труд.

На козе не подъедешь.

Пустить петуха.

Свинью подложить.

Синяя птица ид.р. (жюри объявляет оценки).

Учитель. Молодцы! Знаете много фразеологических оборотов. А теперь следующее задание для команд.

V. «Не нужен умный, а нужен смышленый».

Разгадайте ключевые слова, заменив цифры буквами. Таблицы на листочках раздаются каждой команде.


А

Б

В

Г

Д

Е

Е

Ж

З

И

Й

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

25

26

27

28

29

30

31

32

33


«6 27 7 16 5 15 1 20 1 12 1 33 17 16 2 6 5 1, 10 21

14 6 15 33 15 6 16 19 20 1 15 6 20 19 33 3 16 10 15 16 3!»

(Ответ: Фраза принадлежит царю Пирру. Пиррова победа - победа, которая не сулит никаких выгод победителю. В широком смысле пирровой победой называют сейчас любой успех. Для достижения которого приносятся неоправданно большие жертвы.)

Учитель: А сейчас мы проверим домашнее задание команд. Каждая команда должна была нарисовать и инсценировать по два фразеологизма (выставление оценок жюри). Подведение итогов игры и выявление победителя.

1-ая ученица. Ну что же! Пора поставить точку!

2-ая ученица. Грустно расставаться.

Учитель. Надеюсь, что вы никогда не поставите точку на желании постоянно узнавать новое, расширять круг своих интересов, повышать уровень общей культуры и культуры речи, любить свой родной язык, хорошо знать его фразеологию и уметь ею пользоваться.

Фразеология. Нас всех объединяет чудо языка. В нем наши труд и заботы, шум лесов и цветенье поля, волны народного горя и радости. В нем разум народа, его кровь и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и язык бессмертны. Желаем вам успехов в мире слов, в мире знаний.


© 2010-2022