ВОЗМОЖНОСТИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗВИТИИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

  Изменяющаяся социальная структура информационного века все чаще называется сетевым обществом, а взаимодействие в сетевых структурах – сетевым взаимодействием.   Сетевое взаимодействие проявляется и в бизнесе, и в политике, и в образовании. Под сетевым понимается такой тип отношений, в котором каждая единица является источником своих целей и влияет на деятельность всех остальных единиц. Интерес взаимодействия и взаимообогащения друг друга в сети заключается в востребованности результатов деяте...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОЗМОЖНОСТИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗВИТИИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Девяткина И.А.,

ГБОУ СОШ №1,

п.г.т.Суходол

Сергиевского района

Самарской области

В наше время источник богатства и ресурс - не капитал, не запасы, не собственность, а возможности. Их-то и нужно преумножать.

Чарльз Сэведж

Изменяющаяся социальная структура информационного века все чаще называется сетевым обществом, а взаимодействие в сетевых структурах - сетевым взаимодействием.

Сетевое взаимодействие проявляется и в бизнесе, и в политике, и в образовании. Под сетевым понимается такой тип отношений, в котором каждая единица является источником своих целей и влияет на деятельность всех остальных единиц. Интерес взаимодействия и взаимообогащения друг друга в сети заключается в востребованности результатов деятельности каждой единицы сети другими единицами.

В образовании школьников сетевое взаимодействие проявляется в таких формах организации обучения как дистанционные курсы, сетевые образовательные программы для самообразования; сетевые тематические семинары, конференции, образовательные проекты; сетевые олимпиады, конкурсы, викторины, марафоны; сетевые консультации и видеолектории и др.

Учителя и учащиеся сегодня с удовольствием участвуют в различных сетевых мероприятиях, в которых особенно важным становится проявление и развитие коммуникативных способностей - понимания другого, открытости и терпимости к новым и многообразным точкам зрения, а также владение навыками письменного и устного общения в сети для сокращения расстояния.

Ценностью сетевого взаимодействия в образовательном процессе признается свободная, образованная личность, способная сохранять свою индивидуальность и готовая к сотрудничеству. Именно поэтому сетевое взаимодействие, расширяя свободу действий его участников, все чаще обнаруживается и в педагогическом взаимодействии учителя и учащихся на современном уроке.

Сетевой урок- это веяние сегодняшнего дня. При такой форме проведения урока нет необходимости призывать детей к дисциплине и к активному участию на уроке. Это их среда, им там комфортно и все понятно. Вместе с тем идет процесс обучения, поиска новых знаний.

Возможности сетевого взаимодействия

для организации сотрудничества учителя и учащихся


  • Традиционно урок начинается с приветствия учителя. Используя сетевые технологии, учащиеся могут поприветствовать как учителя, так и своих одноклассников, подтвердить свою готовность к уроку.

  • На этапе целеполагания учитель предлагает ознакомиться с позициями официального плана работы и сформулировать каждому ученику свою цель урока, отвечая на вопрос: «Чему на уроке я могу научиться?»

  • При изучении нового материала и закреплении возможно использование различных вариантов организации сетевого взаимодействия. Учащиеся могут находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать информацию, свободно общаться, обмениваться, обсуждать варианты решений в сети, просматривать конспекты друг друга.

  • На этапе подведения итогов учитель предлагает каждому определить результаты своей работы, сопоставить их с целями урока. На этом этапе также необходимо обсудить с учениками то, чему они научились у других учеников, высказать свои благодарности одноклассникам и учителю.

Целью такого урока становится не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие личностных качеств ученика, становление индивидуального стиля самостоятельной познавательной деятельности. Таким образом, во взаимодействии происходит активизация мышления и познавательной самостоятельности обучающихся.

Информационные технологии, позволяя осуществлять параллельные взаимодействия, предоставляют возможность совместной работы. Теперь не нужно ждать своей очереди, чтобы высказать свою точку зрения. Открыты каналы для взаимодействия как по вертикали «ученик - учитель», так и по горизонтали «ученик-ученик», «минигруппа-ученик», а также взаимодействие между группами.

На уроке ученики испытывают ситуацию:

  • радости познания красоты, истины;

  • радости творчества, первооткрывателя;

  • радости творения чужой радости, оказания помощи другому;

  • радости собственного роста, динамики личностного развития.

Преимущества сетевого урока для учащихся:

- вместе со списком дополнительной литературы учащимся предлагаются также ссылки на ресурсы в Интернете;

- на этапе самостоятельной деятельности проводится консультирование учащихся;

- ученики могут обмениваться сообщениями, выставлять презентации, видеоролики, печатные работы и получать на них комментарии;

- используются опросы для определения удовлетворённости учащихся процессом работы на уроке;

- тестовая проверка знаний учащихся по изученной теме.

- защита проектов на заключительных уроках каждой изученной темы проводится совместно с родителями учащихся или перед учениками других классов, в том числе и младших.

На уроках литературы наиболее успешно используются следующие приёмы работы:


- виртуальные экскурсии на родину великих писателей, чьё творчество изучается на уроках литературы (Л.Толстого, И.Тургенева, И.Бунина и многих др.);

- прослушивание фрагментов музыкальных произведений, имеющих непосредственное отношение к изучаемому художественному произведению (при изучении романа И.А.Гончарова «Обломов», поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет» и т.д.);

- знакомство с творчеством художников на уроках развития речи (например, при изучении поэзии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и др.);

- деловые и ролевые игры с учащимися других классов (например, «дуэль» Чацкого и Фамусова при изучении пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума»);

- презентации собственных исследовательских проектов (например, к годовщине Великой Победы учащиеся собрали богатейший материал о ветеранах-земляках, которым поделились с одноклассниками из параллельного класса;

- урок-общественный смотр знаний (для родительской общественности);

- урок-спектакль (например, при изучении комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и др);

- с целью проверки знаний учащихся в конце изучения каждой темы даются интерактивные тренажёры. Компьютер сам выставляет отметку, указывая при этом на допущенные ошибки;

- интегрированные уроки (например, «Частушки, колядки как малые жанры фольклора» в 5 классе (музыка-литература), «Исторические деятели в романе Л.Толстого «Война и мир» в 10 классе (история-литература) и т.д.).

Таким образом, сетевое взаимодействие открывает возможности для учащихся - в развитии сложных умений, таких как навыки мышления высокого уровня, творческого решения проблем, совместной деятельности и коммуникации; для учителей - в наращивании собственного педагогического опыта и мастерства.


Литература:

  1. Кавриловец К.В., Титовец Т.Е. Целостность человека как педагогическая категория / Педагогика, №10, 2007, С.13-20

  2. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях.

  3. Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие. - М., Ладога-100, 2001. 107 с.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

  5. Сетевое партнерство в образовании. - М.: Эврика, 2004. 144 с. - Библиотека культурно-образовательных инициатив.

  6. Сэведж Чарльз. Менеджмент пятого поколения: предприятие как сеть людей. "Диджитал пресс", 1990, 262 с. (Charles M. Savage. 5th generation management: integrating enterprises through human networking)

5

© 2010-2022