Урок русского языка по теме Спряжение глаголов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Спряжение глаголов.
Цель: формирование учащимися умения определять спряжение глаголов.
Задачи:
• Образовательная: научиться правильно определять спряжение глагола.
• Развивающая: развивать мыслительную и творческую деятельность.
• Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство коллективизма, умение работать в группе.
Тип урока: изучение новой темы.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: мяч, карточки с заданиями по теме, плакаты, фломастеры, дерево знаний, стикеры (для рефлексии).
Ход урока:
І. Организационная часть.
- Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. Сегодня у нас много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач!
ІІ. Актуализация знаний.
Урок я хочу начать со стихотворения.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду - все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.

О какой части речи пойдет разговор на уроке?
- Сегодня научимся спрягать глаголы.
Но для этого нам необходимо вспомнить все, что мы знаем о глаголе.
Что же может рассказать о себе глагол? (Составляем кластер)

отвечаю на вопросы: что делает? что делают? что делал? что сделает? и т.д.
*часть речи обозначаю действие предмета

*имею неопределенную в предложении чаще всего форму (инфинитив) бываю сказуемым

*имею виды *изменяюсь по временам, *числам,
(совершенный и несовершенный), а в прошедшем времени - по
родам
ІІІ. Знакомство с новой темой.
1) Подведение к новой теме.
- Глагол в русском языке дружит с местоимением.
- Какого лица и числа бывают личные местоимения? Назвать их парами.
Игра «Словесный волейбол». Условия игры: кидая мяч ученику, называю глагол в настоящем или будущем времени (например «бежит»). Тот, кто ловит мяч, добавляет подходящее по смыслу местоимение, например «он». Учащийся, неверно ответивший, выбывает из игры. Таким образом, к концу игры доходят только самые знающие и сообразительные.
2) Целеполагание.
- Сегодня мы узнаем, что такое спряжение глаголов и научимся спрягать глаголы. А для этого нужно будет выполнить задания в группах.
3) Работа в группах.
Задания для групп.
1-группа:
Задание №1. Прочитайте в учебнике определение спряжения и напишите недостающие слова. Спряжением называется _________________ глаголов по ___________ и ____________. Глаголы бывают ____________ и ______________ спряжения. К первому спряжению относятся глаголы с _______________ окончаниями ____________________ __________________ . Ко второму спряжению относятся глаголы с ______________ окончаниями _______________ _________________________.

Задание №2. Прочитайте в учебнике определение спряжения. Измените глаголы нести, говорить по лицам и числам. Запишите в тетради. Выделите личные окончания глаголов и определите, к какому спряжению относятся данные глаголы.
Нести Говорить
Я
Ты
Он
Мы
Вы
Они

Задание №3. Прочитайте в учебнике определение спряжения. Определите спряжение данных глаголов: рисовать, написать, бегать, дать, учить, поговорить, петь, лепить, перепрыгнуть.
Ответьте, как вы определили глаголы 1-го и 2-го спряжения?

Общее задание: составить тест по теме «Спряжение глаголов» (5-вопросов).

2-группа.
Задание №1. Прочитайте в учебнике определение спряжения и напишите недостающие слова. Спряжением называется _________________ глаголов по ___________ и ____________. Глаголы бывают ____________ и ______________ спряжения. К первому спряжению относятся глаголы с _______________ окончаниями ____________________ __________________ . Ко второму спряжению относятся глаголы с ______________ окончаниями _______________ _________________________.

Задание №2. Прочитайте в учебнике определение спряжения. Измените глаголы плести, кричать по лицам и числам. Запишите в тетради. Выделите личные окончания глаголов и определите, к какому спряжению относятся данные глаголы. .
Плести Кричать
Я
Ты
Он
Мы
Вы
Они

Задание №3. Прочитайте в учебнике определение спряжения. Определите спряжение данных глаголов: гулять, нарисовать, водить, пилить, читать, говорить, ходить, ловить , прыгнуть.
Ответьте, как определить глаголы 1-го и 2-го спряжения?
Общее задание: Составить алгоритм определения спряжения глаголов.

3-группа.
Задание №1. (аналогичное 1 и 2 группам).
Задание №2. Прочитайте в учебнике определение спряжения. Измените глаголы идти, звонить по лицам и числам. Запишите в тетради. Выделите личные окончания глаголов и определите, к какому спряжению относятся данные глаголы. .
Идти Звонить
Я
Ты
Он
Мы
Вы
Они

Задание №3. Прочитайте в учебнике определение спряжения. Определите спряжение данных глаголов: любить, думать, ловить, купить, шептать, начинать, пилить, водить , согнуть.
Ответьте, как определить глаголы 1-го и 2-го спряжения?
Общее задание: Составить таблицу

4) Презентация каждой группой своих заданий.

ІV. Рефлексия. Что нового мы сегодня узнали о глаголах?
На маленьких листочках каждый из вас напишет по 1 глаголу в нужной форме и прикрепит на наше дерево знаний. На ветку первого спряжения глагол 1 спряжения, если вы поняли тему хорошо, и запомнили, что основная гласная 1 спряжения - Е. На ветку 2 спряжения глагол 2 спряжения, если вы поняли тему хорошо и запомнили, что основная гласная 2 спряжения - И. На ветку неопределённой формы глагол в данной форме, если вы не совсем определились и не совсем всё запомнили.
V. Оценка работы в группе.
VI. Домашнее задание. Прочитать параграф, выучить определение спряжения. Разноуровневые задания (по желанию): из упражнения.7,8
1) Написать глаголы в 2 столбика - по спряжениям,
2) Написать глаголы в 2 столбика - по спряжениям, разобрать их по составу.
3) Составить предложение с одним из глаголов. Синтаксический разбор предложения. Морфологический разбор глагола из предложения.


© 2010-2022