Урок русского языка в 7 классе «В гостях у частицы НЕ» по теме «Не с деепричастиями»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе по теме «Не с деепричастиями»

«В гостях у частицы НЕ»

Цели урока:

Образовательные:

1. Систематизировать и обобщить правила слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

2. Путём применения приёма аналогии выявить правило написания частицы не с деепричастиями.

3.Совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

4. Проверить на практике орфографическую зоркость нахождения изученной орфограммы.

Развивающие:

1) Работа по развитию речи: развивать умение формулирования темы, целей урока, выводов, расширять словарный запас за счет изучения новых слов, развивать навыки конструирования предложений.

2) Работа по развитию личности: развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, творческие способности.

Воспитательные:

1) Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера).

2) воспитывать бережное отношение к природе, способствовать усвоению основных этических требований в поведении в гостях

3) ) воспитывать чувство такта, умение слушать.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: словесный, наглядный, практический, частично- поисковый, вопросно-ответный

Формы урока: классно-урочная

Формы организации работы детей: индивидуальная, коллективная, работа в парах, самостоятельная.

Наглядность: презентация, раздаточный материал.

Оборудование: доска, маркеры, ноутбук, проектор

Межпредметная связь: литература, экология, этикет.

Ход урока:

1. Орг. момент

-Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку: вам понадобится учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для справок, пенал и дневник. Проверили? Садитесь.

2. Вступительное слово учителя.

-Сегодня мы с вами отправляемся в гости. Мы вновь навестим частицу не и возьмем у нее интервью о ее взаимоотношениях с деепричастием. Это и будет основной задачей нашего визита.

-Как вы считаете ребята, какова будет тем нашего урока?

(уч-ся формулируют тему)

А я буду вас сопровождать. Накануне мы договорились о встрече, частица НЕ ждет нас в (время)

3. «Лексический багаж» (словарная работа, реализация инд. д.з.)

-Прежде чем отправиться в путь, проверим свой лексический багаж знаний.

Колонна- 1) сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента. Зал с колоннами. 2) о людях, предметах, расположенных или движущихся друг за другом вытянутой линией. Построиться в колонну.

Гирлянда- сплетенные в виде цепи цветы и зелень. Гирлянда из роз. Гирлянда из фонариков (в иллюминации)

Калитка- дверца в заборе, в воротах. Садовая калитка.

Поразительный- 1)производящий сильное впечатление чем-нибудь необычным, исключительным. Поразительные способности. 2) то же, что исключительный. Поразительный мастер.

- Запишите в тетрадь словосочетания с данными словами и определите тип подчинительной связи.

Построиться в колонну (упр.)

Её калитка (прим.)

Поразительные способности (согл.)

Гирлянда из фонариков (упр.)

4. Формулирование целей урока.

- Итак, багаж проверен. Давайте построимся в колонну и отправимся в гости к частице НЕ. Вот мы и у её калитки. А хозяйка уже встречает нас.

Частица НЕ: Здравствуйте, ребята. Очень рада вновь видеть вас. С чем пожаловали на этот раз?

- Ребята , давайте сообщим хозяйке цель нашего визита.

( уч-ся формулируют цели урока)

5. «Кодовый замок» (повторение изученного по теме «Не с разными частями речи», реализация устного домашнего задания).

Частица НЕ: Ну, что ж, добро пожаловать. Только хочу вас предупредить о поразительных способностях моей двери. Если ко мне приходят в гости не в первый раз, войти в дом можно, лишь разгадав специальный код, который меняется каждый день. Сегодняшний код я еще сама не знаю. Давайте вместе разгадаем. Удачи вам!

- Ребята, перед вами карточки с заданием. 1 вариант- обводит в кружок цифру слитного написания слова с не, а 2 вариант- раздельного.

0 (Не)брежная запись.

1 (Не)хотел уезжать.

2 Вовсе (не)интересная книга.

3 Сказал (не)правду.

4 Задача (не)решена.

5 (Не)выполненное задание.

6 (Не)нависть к врагу.

7 (Не)лёгкая, а трудная работа.

8 (Не)глубокая речка

9 (Не)умытый утром малыш.

- Ребята, сравните свои коды. У 1 и 2 варианта цифры не должны совпадать. (взаимопроверка, обсуждение).

Вывод: -Что помогает вам правильно определять написание слов с частицей не?

(определить часть речи и вспомнить условие написания).

Частица НЕ: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Проходите в дом.

6. «Интервью» (объяснение нового материала).

Частица НЕ: Итак, ребята, о чем вы хотели меня спросить?

Ученик: Уважаемая частица НЕ, мы хотели бы узнать о правописании НЕ с деепричастием.

Частица НЕ: О, это довольно легко. Вы и сами можете догадаться, стоит вам лишь вспомнить о моих взаимоотношениях с глаголом. Попробуйте.

- Ребята, давайте попробуем. Вспомните, как пишется НЕ с глаголами. Запишем примеры. Образуем от глаголов деепричастия. Сделаем вывод о правописании НЕ с деепричастиями.

не читать не читая

не интересоваться не интересуясь

не поверить не поверив

ненавидеть ненавидя

Ученик: Уважаемая частица НЕ, правильно ли мы сформулировали правило?

Частица НЕ: Вы смышленые ребята. Да, все правильно. Это может подтвердить и мудрая книга.

- Ребята, давайте сравним наши выводы с правилом учебника.

(чтение правила, запись в тетрадь для справок)

7. «Лингвистическое лото» (закрепление)

Частица НЕ: Я как гостеприимная хозяйка хочу угостить вас чаем, а пока я его приготовлю, чтобы вы не скучали, поиграйте в мою любимую игру «Лингвистическое лото».

- Восстановите пословицы, запишите их, раскрывая скобки и обозначая изученную орфограмму.

(Не)замочив рук,...

Пирога ждать,...

..., (не)суйся в воду.

шкуры (не) продают.

(Не) убив медведя,...

..., (не)умоешься.

..., (не)евши, спать.

(Не)зная броду,...

(коллективная проверка)

8. Физкультминутка

Частица НЕ: Чай почти готов. А пока я хочу предложить вам чуть-чуть размяться. Давайте выйдем на улицу и познакомимся с моей ёлочкой. Скоро наступит зима, а там и Новый год. Я, как и все вы, ребята, очень люблю украшать елку на Новый год. Но мне очень жаль срубленные деревья, ведь они, принеся нам праздник и радость, потом умирают. Поэтому я украшаю свою елочку гирляндами из фонариков прямо на улице. А вот и она.

(физкультминутка «Елочка»)

9. Самостоятельная работа с деформированным текстом.

- Ребята, мы отдохнули, а сейчас нас ждет самостоятельная работа с текстом. Прочитайте текст. Озаглавьте его, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. (работа выполняется самостоятельно на карточках)

Ёлка всегда кр..сива. Р..ждаясь маленьким р..сточком (не)боясь хол..да и зноя она через (не)сколько лет ст..новит(..)ся ёлочкой. Пройти мимо (не)погл..дев на неё нельзя. Она кр..сивая но такая бе...защитная. И так быва..т обидно за людей которые л..мают д..ревья. (Не)думая (не)стесняясь (не) переживая за содея(н,нн)ое и даже (не)понимая этого варварства. А это страшно. Подняв руку на дер..во они могут поднять её и на человека.

(карточки сдаются учителю для проверки)

10. «Чаепитие» (творческая работа)

Частица НЕ: Вот и чай готов. Угощайтесь.

- Ребята, приступая к чаепитию, давайте вспомним правила этикета за столом, ведь мы должны показать себя воспитанными гостями. Дополните предложения, написанные на ваших чашках, чтобы у вас получились рекомендации по правилам поведения за столом при чаепитии. Тот, кто справится быстрее других, может вспомнить и дописать самостоятельно правила этикета при чаепитии, оформив их аналогичным способом.

(Не)помыв руки,...

...., (не) стуча ложкой по чашке.

...., (не)прихлебывая громко.

..., (не)откусывая сразу больших кусков.

(Не) прожевав пищу,...

..., (не)поблагодарив хозяев за угощение.

11. Итоги.

- Ребята, наш визит к частице НЕ подходит к концу. Давайте поблагодарим хозяйку за гостеприимство и вспомним еще раз, что сегодня мы узнали нового о ней.

- Как пишется не с деепричастием?

- Когда не с деепричастием пишется слитно?

- Какая часть речи употребляется с не так же, как деепричастие?

12. Домашнее задание. Рефлексия.

Частица НЕ: До свидания, ребята. Рада была видеть вас сегодня. Надеюсь, этот визит не был последним, и мы еще увидимся.

- Спасибо, хозяюшка. Конечно, мы еще не раз посетим Вас. А чтобы частица НЕ не скучала, предлагаю вам, ребята, написать ей письмо с вашими впечатлениями о сегодняшнем визите. Напишите, понравилось ли вам в гостях у частицы НЕ, узнали ли вы что-то новое о ней, хотели бы еще прийти в гости. Не забудьте о правилах оформления письма.


© 2010-2022