Урок по литературному чтению на тему Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок», М. Е. Салтыков-Щедрин «На барском дворе»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочное планирование

Ф.И.О.

Ахметова Акмарал Сагимбаевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 6Б

Тема урока:

Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок», М.Е.Салтыков-Щедрин «На барском дворе»

Цель: (SMART, из среднесрочного планирования)

В конце урока ученики будут знакомы с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Ожидаемый результат:

(из среднесрочного планирования)

Смогут правильно организовать работу со словарями, приводить примеры из произведений, используя диаграмму Венна смогут определить, что же общего между двумя произведениями.

Критерии успеха:

  1. ученики правильно организовали работу со словарем

  2. отвечая на вопросы подтверждают примерами из произведений

  3. смогли найти отличия и сходства двух произведений

Ключевые идеи/подход:

  1. технологии развития критического мышления,

  2. дифференцированный подход к обучению,

  3. создание ситуации успеха на уроке.

Учебник:

(рекомендованный МОН РК)

Р.Нуртазина, Э.Сулейменова, К.Уразаева

Алматы «Білім», 2011

Ресурсы

учебники, ватманы, листы А4, фломастеры, 6 цветных шляп, презентация.

Этап урока

Время

Задание

Действия учителя

Действия ученика

Ожидаемый результат

Организационный момент

2 мин

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Все за парты тихо сели

На меня все посмотрели

Проверяют наличие школьных принад-лежностей, настраи

ваются на урок.

Ученики сосредоточатся на урок

Психологический настрой

2 мин

Игра «Пожелание»

Ученики говорят друг другу пожелания

Создадут благоприятную обстановку для дальнейшей работы

Повторение домашнего задания

2 мин

Защита иллюстраций

От каждой группы по 1 ученику защищают работы

Выступают перед группами

Повторят и закрепят полученные ранее знания

Формирование новых знаний

10 мин

Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете?

В конце урока мы ещё раз вернёмся к ним.

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

Первые свои стихи Некра-сов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.

Сын богатой помещицы, известной своим жестоким нравом, он всю жизнь осуждал издевательства бо-гатых над бедными. В сво-их знаменитых сказках и повестях он высмеивал глу-пость и трусость, хвастов-ство и лень, жадность и лицемерие. «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…»,- писал о себе Салтыков- Щедрин.

Образцовое чтение учителем.



Чтение про себя, обсуждение в группах

Выскажут свои мнения и будут знать содержания произведений

Словарная работа

Работа с незнакомыми словами

Найдите значения слов: узда, полушубок, вестимо; переведите их

Работа со словарями

Будут знать значение и перевод незнакомых слов

Работа в группах

7 мин

1.Какую роль играют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

2. Как ребенок подражает взрослым?

3. Какими словами автор подчеркивает особенности народной речи?

-----------------------------------------

1. Прочитайте сцену страданий девочки?

2. Почему Наташа отказалась от помощи Никанора?

3. Прочитайте ответ помещицы на вопрос Никанора.

-----------------------------------------

1. Какова идея произведения Н.А.Некрасова?

2. Чему учит рассказ?

3. Что общего в данных произведениях?

Готовят ответы опираясь на текст, чтение по ролям.

Смогут с помощью интонации выразить характер, переживания героев.

Физминутка

2 мин


Работа в группах, в парах

5 мин

Нарисовать иллюстрацию к:

1. «Мужичок с ноготок»

2. «На барском дворе»

3. Словесное описание Власа, Наташи, Никанора.

Возвращаемся к написан-ным на доске словам. Как вы их понимаете?

"Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей. Народные умельцы вырезали его из дерева. На своих картинах его изобра-зили В.А. Серов,Зиновьев. Интересно представил об-раз мальчика О.Мартынюк при работе с деревом. Мужичок с ноготок есть даже на ковре.

Готовят иллюстрации

Смогут через картины передать свое отношение к произведениям

Рефлексия

5 мин

Прием «Шесть шляп»:

Красная шляпа - шляпа эмоций

Белая шляпа - шляпа информации

Зелёная шляпа - шляпа роста возможностей

Жёлтая шляпа - шляпа оптимизма

Чёрная шляпа - шляпа пессимизма

Синяя шляпа - шляпа процесса

Какие эмоции вы сейчас испытываете?

О чем мы сегодня говорили на уроке?

Если бы вы были авторами учебника литературы, какие произведения о жизни ваших сверстников предложили бы для обсуждения?

Что положительного вы вынесли для себя из сегодняшнего урока?

Укажите причины, по которым не нужно читать произведения о жизни подростков XIX века.

Выражает свою мысль

Смогут выразить свое мнение, отношение к авторам, произведениям

Оценивание

2 мин

Предлагает лидерам групп оценить работу группы

Обосновывают свои ответы

Дети будут объективны и справедливы

Домашнее задание

Выучить стихотворение, подготовить пересказ

Записать на доске:

стр.176-179

Заметки учителя/Рефлексия:

Мы начали раздел «Русские писатели о детях», который включает еще 2 произведения «Янко - музыкант» Г.Сенкевича и «Девочка на шаре» В.Драгунского. Тема нашего урока Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок», М.Е.Салтыков-Щедрин «На барском дворе». Урок построен на компетенции информационной, коммуникативной: биографические сведения о писателях, сведения о творческой истории произведений. Через применение технологии развития критического мышления ученики анализируют и выявляют значение важнейших эпизодов; обнаруживают понимание их взаимосвязей. Ученик извлекает информацию по заданному вопросу из художественной литературы; обрабатывает информации при помощи схемы- кластера и диаграммы Венна, описывает героев произведения; поясняет нравственный смысл изученного произведения. В групповой работе смело называет трудности с которыми столкнулся и члены группы сообща находят решение данной проблемы. Урок прошел очень плодотворно, интересно, чему свидетельствуют увлеченные дебаты членов групп.

Учитель: Ахметова Акмарал Сагимбаевна


© 2010-2022