- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературному чтению на тему Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок», М. Е. Салтыков-Щедрин «На барском дворе»
Урок по литературному чтению на тему Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок», М. Е. Салтыков-Щедрин «На барском дворе»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ахметова А.С. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Краткосрочное планирование
Ф.И.О.
Ахметова Акмарал Сагимбаевна
Предмет: литературное чтение
Класс: 6Б
Тема урока:
Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок», М.Е.Салтыков-Щедрин «На барском дворе»
Цель: (SMART, из среднесрочного планирования)
В конце урока ученики будут знакомы с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Ожидаемый результат:
(из среднесрочного планирования)
Смогут правильно организовать работу со словарями, приводить примеры из произведений, используя диаграмму Венна смогут определить, что же общего между двумя произведениями.
Критерии успеха:
-
ученики правильно организовали работу со словарем
-
отвечая на вопросы подтверждают примерами из произведений
-
смогли найти отличия и сходства двух произведений
Ключевые идеи/подход:
-
технологии развития критического мышления,
-
дифференцированный подход к обучению,
-
создание ситуации успеха на уроке.
Учебник:
(рекомендованный МОН РК)
Р.Нуртазина, Э.Сулейменова, К.Уразаева
Алматы «Білім», 2011
Ресурсы
учебники, ватманы, листы А4, фломастеры, 6 цветных шляп, презентация.
Этап урока
Время
Задание
Действия учителя
Действия ученика
Ожидаемый результат
Организационный момент
2 мин
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Все за парты тихо сели
На меня все посмотрели
Проверяют наличие школьных принад-лежностей, настраи
ваются на урок.
Ученики сосредоточатся на урок
Психологический настрой
2 мин
Игра «Пожелание»
Ученики говорят друг другу пожелания
Создадут благоприятную обстановку для дальнейшей работы
Повторение домашнего задания
2 мин
Защита иллюстраций
От каждой группы по 1 ученику защищают работы
Выступают перед группами
Повторят и закрепят полученные ранее знания
Формирование новых знаний
10 мин
Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете?
В конце урока мы ещё раз вернёмся к ним.
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
Первые свои стихи Некра-сов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.
Сын богатой помещицы, известной своим жестоким нравом, он всю жизнь осуждал издевательства бо-гатых над бедными. В сво-их знаменитых сказках и повестях он высмеивал глу-пость и трусость, хвастов-ство и лень, жадность и лицемерие. «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…»,- писал о себе Салтыков- Щедрин.
Образцовое чтение учителем.
Чтение про себя, обсуждение в группах
Выскажут свои мнения и будут знать содержания произведений
Словарная работа
Работа с незнакомыми словами
Найдите значения слов: узда, полушубок, вестимо; переведите их
Работа со словарями
Будут знать значение и перевод незнакомых слов
Работа в группах
7 мин
1.Какую роль играют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
2. Как ребенок подражает взрослым?
3. Какими словами автор подчеркивает особенности народной речи?
-----------------------------------------
1. Прочитайте сцену страданий девочки?
2. Почему Наташа отказалась от помощи Никанора?
3. Прочитайте ответ помещицы на вопрос Никанора.
-----------------------------------------
1. Какова идея произведения Н.А.Некрасова?
2. Чему учит рассказ?
3. Что общего в данных произведениях?
Готовят ответы опираясь на текст, чтение по ролям.
Смогут с помощью интонации выразить характер, переживания героев.
Физминутка
2 мин
Работа в группах, в парах
5 мин
Нарисовать иллюстрацию к:
1. «Мужичок с ноготок»
2. «На барском дворе»
3. Словесное описание Власа, Наташи, Никанора.
Возвращаемся к написан-ным на доске словам. Как вы их понимаете?
"Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей. Народные умельцы вырезали его из дерева. На своих картинах его изобра-зили В.А. Серов,Зиновьев. Интересно представил об-раз мальчика О.Мартынюк при работе с деревом. Мужичок с ноготок есть даже на ковре.
Готовят иллюстрации
Смогут через картины передать свое отношение к произведениям
Рефлексия
5 мин
Прием «Шесть шляп»:
Красная шляпа - шляпа эмоций
Белая шляпа - шляпа информации
Зелёная шляпа - шляпа роста возможностей
Жёлтая шляпа - шляпа оптимизма
Чёрная шляпа - шляпа пессимизма
Синяя шляпа - шляпа процесса
Какие эмоции вы сейчас испытываете?
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Если бы вы были авторами учебника литературы, какие произведения о жизни ваших сверстников предложили бы для обсуждения?
Что положительного вы вынесли для себя из сегодняшнего урока?
Укажите причины, по которым не нужно читать произведения о жизни подростков XIX века.
Выражает свою мысль
Смогут выразить свое мнение, отношение к авторам, произведениям
Оценивание
2 мин
Предлагает лидерам групп оценить работу группы
Обосновывают свои ответы
Дети будут объективны и справедливы
Домашнее задание
Выучить стихотворение, подготовить пересказ
Записать на доске:
стр.176-179
Заметки учителя/Рефлексия:
Мы начали раздел «Русские писатели о детях», который включает еще 2 произведения «Янко - музыкант» Г.Сенкевича и «Девочка на шаре» В.Драгунского. Тема нашего урока Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок», М.Е.Салтыков-Щедрин «На барском дворе». Урок построен на компетенции информационной, коммуникативной: биографические сведения о писателях, сведения о творческой истории произведений. Через применение технологии развития критического мышления ученики анализируют и выявляют значение важнейших эпизодов; обнаруживают понимание их взаимосвязей. Ученик извлекает информацию по заданному вопросу из художественной литературы; обрабатывает информации при помощи схемы- кластера и диаграммы Венна, описывает героев произведения; поясняет нравственный смысл изученного произведения. В групповой работе смело называет трудности с которыми столкнулся и члены группы сообща находят решение данной проблемы. Урок прошел очень плодотворно, интересно, чему свидетельствуют увлеченные дебаты членов групп.
Учитель: Ахметова Акмарал Сагимбаевна