- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методический проект Формирование духовно-нравственных качеств у учащихся
Методический проект Формирование духовно-нравственных качеств у учащихся
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Реймер Н.А. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Формирование духовно-нравственных качеств учащихся 5-9 классов на уроках литературы
Выполнила: Реймер Н. А.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с УИОП №65 г. Кирова
2013 г.
Тема: Формирование духовно-нравственных качеств у учащихся 5 - 9 классов.
Актуальность: На рубеже XX-XXI веков произошли глобальные социальные преобразования в современном мире и в России, которые породили огромное число проблем, вызывающих интеллектуальное, духовное, эмоциональное и физическое напряжение человека. Благодаря мощному воздействию средств массовой информации, расширению контактов, миграционным процессам человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он изменил и в котором сам изменился. Все это проявляется на разных уровнях существования человека - физиологическом, психологическом, социальном, что отражается в перестройке ментальности, смене целей, ценностей, ориентаций индивидов.
Проблема формирования духовно-нравственных качеств у человека всегда волновала ученых, педагогов, исследователей. Проблема того, как человек воспринимает окружающую действительность, какое место он выбрал для себя в жизни, смотрит ли на жизнь с надеждой или видит всё в мрачном фоне.
Целью данной работы является изучение формирования духовно-нравственных качеств современных подростков.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме.
2. Изучить проблему духовно-нравственного становления человека в литературе.
3. Определить факторы, влияющие на формирование духовно-нравственных качеств учащихся, на мироощущение и социальное самоопределение подростков.
4. Разработать рекомендации по формированию нравственности у подростков.
Концепция
К. Маркс трактовал духовность как феномен общественной жизни. Духовность видится не столько в самом человеке, сколько в продуктах его духовного творчества, произведениях науки и искусства. В этом случае духовность человека - результат приобщения к миру культуры.
Феномен духовности с религиозной точки зрения активно рассматривает в своих исследованиях христианская психология, основателем которой выступает Б. С. Братусь. Религиозное направление имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная - это жизнь с Богом и в Боге.
Л.Н.Толстой: Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете своих детей.
Г.Гегель: В первое время важней всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенка как чувство.
В. Г. Белинский: Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий.
Ф. М. Достоевский: Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете.
Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ
-
Подготовительный: изучение литературы по заявленной проблеме; создание условий для изучения проблемы духовно- нравственного становления человека в художественной литературе; исследование в литературе факторов, влияющих на духовно-нравственное развитие человека.
Результат: определить, что влияет на духовно-нравственное становление человека в художественной литературе.
-
Основной: разработать план мероприятий по выявлению факторов, влияющих на формирование духовно-нравственных качеств у учащихся; провести анкетирование школьников 5-9 классов; проанализировать анкеты учащихся; подбор материала по проблеме.
Результат: определить, какие факторы влияют на формирование духовно-нравственных качеств у школьников.
-
Заключительный: сопоставить и сравнить факторы, влияющие на духовно-нравственное становление человека в художественной литературе и современной жизни.
Результат: создать рекомендации по формированию духовно-нравственных качеств у подростков.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
-
Дата
Тема мероприятия
Ответственные
Сентябрь 2013 - апрель 2014
Изучение теоретической литературы по проблеме духовно-нравственного воспитания
Учитель литературы.
Сентябрь - декабрь 2014 г.
Подбор тестовых заданий, проблемных ситуаций, составление анкет для учащихся.
Учитель литературы
Январь - апрель 2015 г.
Проведение анкетирования среди учащихся, составление таблицы по результатам анкетирования.
Учитель литературы
Сентябрь -декабрь 2015 г.
Изучение результатов исследования , выявление факторов, влияющих на формирование духовно- нравственных качеств.
Учитель литературы
Январь -апрель 2016 г.
Разработка педагогических рекомендаций по данной теме
Учитель литературы
Сентябрь -ноябрь 2016 г.
Подведение итогов работы над методической темой. Реализация рекомендаций.
Учитель литературы