Методический проект Формирование духовно-нравственных качеств у учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Формирование духовно-нравственных качеств учащихся 5-9 классов на уроках литературы







Выполнила: Реймер Н. А.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с УИОП №65 г. Кирова





2013 г.

Тема: Формирование духовно-нравственных качеств у учащихся 5 - 9 классов.

Актуальность: На рубеже XX-XXI веков произошли глобальные социальные преобразования в современном мире и в России, которые породили огромное число проблем, вызывающих интеллектуальное, духовное, эмоциональное и физическое напряжение человека. Благодаря мощному воздействию средств массовой информации, расширению контактов, миграционным процессам человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он изменил и в котором сам изменился. Все это проявляется на разных уровнях существования человека - физиологическом, психологическом, социальном, что отражается в перестройке ментальности, смене целей, ценностей, ориентаций индивидов.

Проблема формирования духовно-нравственных качеств у человека всегда волновала ученых, педагогов, исследователей. Проблема того, как человек воспринимает окружающую действительность, какое место он выбрал для себя в жизни, смотрит ли на жизнь с надеждой или видит всё в мрачном фоне.

Целью данной работы является изучение формирования духовно-нравственных качеств современных подростков.

Задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме.

2. Изучить проблему духовно-нравственного становления человека в литературе.
3. Определить факторы, влияющие на формирование духовно-нравственных качеств учащихся, на мироощущение и социальное самоопределение подростков.
4. Разработать рекомендации по формированию нравственности у подростков.

Концепция

К. Маркс трактовал духовность как феномен общественной жизни. Духовность видится не столько в самом человеке, сколько в продуктах его духовного творчества, произведениях науки и искусства. В этом случае духовность человека - результат приобщения к миру культуры.

Феномен духовности с религиозной точки зрения активно рассматривает в своих исследованиях христианская психология, основателем которой выступает Б. С. Братусь. Религиозное направление имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная - это жизнь с Богом и в Боге.

Л.Н.Толстой: Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете своих детей.

Г.Гегель: В первое время важней всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенка как чувство.

В. Г. Белинский: Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий.

Ф. М. Достоевский: Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете.

Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ

  1. Подготовительный: изучение литературы по заявленной проблеме; создание условий для изучения проблемы духовно- нравственного становления человека в художественной литературе; исследование в литературе факторов, влияющих на духовно-нравственное развитие человека.

Результат: определить, что влияет на духовно-нравственное становление человека в художественной литературе.

  1. Основной: разработать план мероприятий по выявлению факторов, влияющих на формирование духовно-нравственных качеств у учащихся; провести анкетирование школьников 5-9 классов; проанализировать анкеты учащихся; подбор материала по проблеме.

Результат: определить, какие факторы влияют на формирование духовно-нравственных качеств у школьников.

  1. Заключительный: сопоставить и сравнить факторы, влияющие на духовно-нравственное становление человека в художественной литературе и современной жизни.

Результат: создать рекомендации по формированию духовно-нравственных качеств у подростков.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Дата

Тема мероприятия

Ответственные

Сентябрь 2013 - апрель 2014

Изучение теоретической литературы по проблеме духовно-нравственного воспитания

Учитель литературы.

Сентябрь - декабрь 2014 г.

Подбор тестовых заданий, проблемных ситуаций, составление анкет для учащихся.

Учитель литературы

Январь - апрель 2015 г.

Проведение анкетирования среди учащихся, составление таблицы по результатам анкетирования.

Учитель литературы

Сентябрь -декабрь 2015 г.

Изучение результатов исследования , выявление факторов, влияющих на формирование духовно- нравственных качеств.

Учитель литературы

Январь -апрель 2016 г.

Разработка педагогических рекомендаций по данной теме

Учитель литературы

Сентябрь -ноябрь 2016 г.

Подведение итогов работы над методической темой. Реализация рекомендаций.

Учитель литературы







© 2010-2022