Составление монологического высказывания на лингвистическую тему (7 класс)

Цель урока:  Обучение составлению монологического высказывания на  лингвистическую тему. Обучающая:    Обобщить материал предыдущих уроков по теме «Глагол»; Углубить знания по построению монологического ответа, аргументированного текстом. Развивающая:   Развивать у учащихся умение творчески мыслить, пользоваться  словарями. Развивать навыки выразительного чтения. Повысить навыки самостоятельности и творческой активности учащихся. Воспитательная:    Воспитывать общую культуру; совершенствовать на...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

«Составление монологического высказывания на лингвистическую тему.»



Урок русского языка в 7 классе.



Цель урока: Обучение составлению монологического высказывания на лингвистическую тему.

Обучающая: Обобщить материал предыдущих уроков по теме «Глагол»; Углубить знания по построению монологического ответа, аргументированного текстом.

Развивающая: Развивать у учащихся умение творчески мыслить, пользоваться словарями. Развивать навыки выразительного чтения. Повысить навыки самостоятельности и творческой активности учащихся.

Воспитательная: Воспитывать общую культуру; совершенствовать навыки общения. Приобщать к культуре речи.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М.: Русский язык 1981; Малыхина Е. В. Учебник русского языка 7 класс.- К.: Генеза, 2007; Учебник русского языка 7 класс под ред. Малыхиной Е. В., плакат «Щечки в чернилах», аудиозапись с монологическим высказыванием по теме «Глагол», памятки, раздаточный материал к уроку. (См. Приложения)

Оформление доски: «Глагол - самая живая часть речи. Назначение глагола - выражать само действие». (А. Югов).

«Вся выразительность прозы - в глаголе, ибо глагол - это действенность характера». (Ю. Бондарев).


ЭПИГРАФ К УРОКУ

Когда суть дела обдумана заранее,

Слова приходят сами собой.

Гораций

Ход урока.

Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя

Добрый день, ребята! Начнем урок русского языка - урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению и дает положительный настрой.

А теперь прикройте глаза и мысленно проговорите: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».

Теперь у вас все получится.

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

На доске написана скороговорка: Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки

Прочитайте скороговорку хором, но вполголоса. Молодцы! А теперь прочитайте немного по-другому и с разной интонацией.

Осторожно. Какой усердный ученик!

С осуждением. Какой неаккуратный ученик!

С удивлением. Почему щеки в чернилах?

Спасибо. Мы немного поиграли, а теперь поговорим серьёзно о глаголе.

Глагол - необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности, а также различные явления природы. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после существительного.

Кроме содержательной насыщенности глагола он обладает еще и высокой эстетической ценностью, на что обращали внимание многие писатели. На доске записаны два наиболее ярких высказывания писателей о глаголе. Прочитайте их.

II. Сообщение темы и целей урока, запись темы в тетради, работа над содержанием эпиграфа.

Ребята, запишите в тетради слова Горация, вынесенные в качестве эпиграфа к нашему уроку. Как вы их понимаете? Почему происходит такое явление?

III. Введение в тему урока. Объяснение учебного материала.

1. О глаголе, как о части речи, вы знаете почти всё. Но сможете ли вы предъявить эти знания в течение 1 - 2 минут? (Столько времени мы отводим на монологическое высказывание на лингвистическую тему: «Глагол как часть речи»).

- Знаете ли вы, что такое «монолог», «лингвистика»?

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ.

На некоторых этапах урока будем работать в группах. (Каждой группе выдаются опережающие карточки-задания для составления плана устного высказывания по теме «Глагол»). (См. Приложение 2).

2. Каждый день нам приходится много говорить и писать в различных ситуациях. Если мы владеем речевой культурой, то особых затруднений это не вызывает. Но если мы не в ладах с правильной речью или не научились употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения, то конфуза нам не избежать.

Внимательно прослушайте диалоги. Какие нарушения речевой культу­ры (а с ней и культуры поведения) вы заметили? Обоснуйте свой ответ.

Диалог 1.

- Саша, привет!

-Что вы там сегодня изучали по русскому?

-Глагол.

-И что?

-Что «что»?

-Ну, что такое глагол?

-Это такие слова, которые обозначают действия.

-Угу, понятно. А что училка задала?

-Упражнение 125.

-Ну, спасибочки, пока!

Диалог 2.

- Ленка, приветик! Я сегодня не была в школе. Что изучали по русскому?

- Глагол.

- А ты можешь мне по-быстрячку обьяснить - что это такое, чтоб я «вьехала»?

- Слушай. Глагол - это часть речи, которая отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?». Ну там «писать, читать».

- Да-да, понятненько.

- Ну, короче говоря, они обозначают все действия.

- А, ясно, спасибо!

- Что можно сказать о речевой компетенции ребят?

- Компетентен ли ученик, составивший диалог?

- Каков словарный запас этих ребят?

- Что значит «речевая компетенция» и «компетентный»? Где мы можем найти значение этих слов? (В словаре.) Найдите, прочитайте, запишите.(Работа с толковым словарем Ожегова С. И.)

- Так что можно сказать о речевой компетенции ребят? А ученика?

3. Чтобы составить монологическое высказывание на лингвистическую тему, нам надо провести исследовательскую работу по отрывкам произведений А.С. Пушкина с целью повторения темы «Глагол».

Материал для работы: отрывки из произведений А.С.Пушкина, учебник, см. приложения № 1,2 к уроку.

РАБОТА В ГРУППАХ. Задание для работы см. в Приложениях №№ 1,2.

Мы повторили основные сведения о глаголе, как части речи, но это были отдельные высказывания. А теперь послушайте как должно звучать монологическое высказывание.

ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

Составьте самостоятельное монологическое высказывание, пользуясь памяткой и критериями оценивания. (См. Приложение 3.)

VI. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что запомнилось и заинтересовало на уроке больше всего?

- Закончите предложение: «Сегодня на уроке я …».

Спасибо . Итак, не забывайте слова Горация ( Эпиграф).

Домашнее задание.

- Составить сложный план к монологическому высказыванию по теме «Глагол».

- Подготовить монологическое высказывание по теме «Лексика».

- Написать в газету заметку о нашем открытом уроке (газеты «Успех» или « Зеленая лампа»).

Я надеялась, что этот урок поможет вам относиться к словам с большим уважением, аккуратностью и требовательностью к самим себе.

Закончить урок я хочу стихотворением А. Наумова:

Учите русский - горы кряду,

С душой, с усердьем и с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда - в нем самом.


* * * * *

Приложение 1. Отрывки из произведений А. С. Пушкина.

1. Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче … погляди в окно:


А. С. Пушкин «Зимнее утро».

2. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь завоет,

То заплачет как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.


А. С. Пушкин «Зимний вечер».

3. Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею…»


А. С. Пушкин «Полтава».


Приложение 2. Работа в группах.

1-ая группа

Прочитайте все 3 отрывка.

Найдите в них возвратные глаголы. Как определяется категория возвратности?

2-ая группа

Прочитайте 1-ый отрывок.

Выпишите глаголы. Определите постоянные признаки глагола (вид, переходность, спряжение) по первому отрывку. Сделайте вывод. Какие признаки глагола являются постоянными?

3-я группа

Прочитайте 2-ой отрывок.

Определите непостоянные признаки глагола ( время, число, лицо, род) по второму отрывку. Сделайте вывод. Какие признаки глагола являются непостоянными?

4-ая группа

Прочитайте 3-ий отрывок.

Спишите отрывок. Найдите глаголы. Определите их синтаксическую роль.

Приложение 3. Памятка.

КАК СОСТАВИТЬ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

1. Вступление. Придумайте начальную фразу, формулирующую тему вашего

высказывания, используйте цитаты.

2. Продумайте размещение отдельных частей высказывания (составьте простой план).

3. Сохраняйте стилевое единство, используйте языковые средства характеристики для научно-учебного стиля речи.

4. Приведите примеры.

5. Сделайте вывод.

Критерии оценивания монологического высказывания

1. Соответствие теме и полнота раскрытия ( 3 ).

2. Правильность речи, соответствие нормам (синтаксическим, лексическим, орфоэпическим, грамматическим ) ( 3 ).

3. Логичность ( 2 ).

4. Эрудиция ( 2 ).

5. Выразительность ( 2 ).

Использованная литература.

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М.: Русский язык 1981.

  2. Малыхина Е. В. Учебник русского языка 7 класс.- К. : Генеза, 2007

  3. Пушкин А. С. Сочинения. В 3-х т. Т 1.- М. : Худож. лит., 1985

  4. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов: Путешествие в страну слов: Учебное пособие.- М.: Дрофа,1995.

  5. Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. - Ростов-на-Дону.:Феникс, 2007.

  6. Русский язык: Практика: Сб.задач и упражнений: Учеб.пособие для 6 - 7 кл.; Науч. ред. В.В. Бабайцева. - М.: Просвещение, 2002.

© 2010-2022