Комплексная работа с текстом

Комплексная работа с текстом лирических миниатюр Н.Сладкова Автор: Н.П. ШматковаИсточник: Приложение к журналу `Русский язык` (2013 - №1) Считаю очень полезной и удобной работу с комплексным анализом текста. Такую работу провожу 1 урок в неделю. Работа с одним текстом рассчитана на 1 урок. Работа учащихся оценивается по правильности выполнения работы и объёму выполненной работы. Учащимся объясняю, что, если есть ошибки или недоработки в 1 задании (самом объёмном, где надо объяснить графически вс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К.Я. Крыжицкий.

Лес зимой. 1906

ЯКомплексная работа с текстомНВАРЬ

Январь месяц больших м__лчаливых снегов. Пр__летают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепч__т(?)ся, зашепч__т(?)ся деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно: пр__шла настоящая зима! Лес ут__нул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяж__лые головы, застыли скорбные белые деревья.

Вместе со снегом налетели и набежали дикови__ые невиданные существа. Они ра__селись по пням и сучкам в__карабкались на елки и сосны - стра__ые белые ф__гурки, (не)подвижные, (не) знакомые, но на что-то очень похожие…

Тут вылез из сугроба лесной человеч__к в огромной белой папах__ . Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сл__жил он белые лапки на белое пуз__чко, м__лчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Аленушка: склонила голову на плечо, подперла белой л__дошкой белую щ__чку. Обл__скало солнышко пр__горюнившуюся Аленушку и с м__хнатых хвойных ресниц ее закапали слезы…

А вот зверек-оборотень. Сделай шаг в сторону, посмотри чуть со стороны - и обернется зверек простым сучком, запорошенным снегом. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальц__м тронь - ра__сыплется в прах.

Белые медведи и белые совы. Зайцы куропатки белочки. Сидят лежат и в__сят.

Полон лес дикови__ых птиц и зверей. Хоч__шь увид__ть их - поторопись. А то дун__т ветер - поминай как звали!

(Н.Сладков)










Фамилия и имя ученика__________________________________________

Класс__________________________________________

Оценка__________________________________________

Грамматические задания

1. Каковы стиль и тип данного текста?

2. Определите основную мысль этого текста.

3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания: одно тире и пять запятых.

4. Определите разряд по значению всех имен прилагательных в тексте.

5. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от прилагательных: простой, большой.

6. Каким цветом «окрашена» вся пейзажная зарисовка? Выпишите имя прилагательное, обозначающее этот цвет, подберите к нему синонимы.

7. Напишите сочинение-миниатюру «В гостях у заснеженного леса». Используйте в нем сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета.

И.С. Горюшкин-Сорокопудов.

«Солнце - на лето. Зима - на мороз». 1910-е

ФКомплексная работа с текстомЕВРАЛЬ

Св__стит косая м__тель - белая метла дороги м__тет. Дымят(?)ся сугробы и крыши. Рушат(?)ся с сосен белые вод__пады. Скользит по застругам ярос(?)ная поземка. Февраль летит на всех п__русах!

Гонят(?)ся вихри за санями машинами кружат х__р__воды вокруг домов зам__тают пути-дороги.

Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом - снег__ворот. Над каждой елью - белые флаги.

Завевает кружит занос__т. Св__стит скулит воет. Леп__т в глаза в спину толка__т дышать (не)дает.

Тучи-снег__сыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снег__веи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круг__верть от земли и до неба!

(Н.Сладков)





















Фамилия и имя ученика__________________________________________

Класс__________________________________________

Оценка__________________________________________

Грамматические задания

1. Каким настроением проникнута эта миниатюра?

2. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

3. Выпишите глаголы, создающие динамику текста. Определите их спряжение.

4. Выпишите из текста наиболее яркие тропы, создающие художественный образ февраля и настроение текста: олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения.

5. Подчеркните в тексте слова, образованные сложением основ, выделите в них корни.

6. Выпишите антонимы.

7. Найдите в тексте сложное предложение и произведите его синтаксический разбор.

8. Определите лексическое значение слова заструг.

9. Сочините стихотворение-метафору «Февраль » по следующей структуре: в нем должно быть шесть строк - шесть характеристик февраля, расположенных в такой последовательности: цвет, вкус, запах, внешний вид, звук, качество личных переживаний. Помните, что в стихотворении-метафоре необязательна рифма, но должен ощущаться ритм.





© 2010-2022