Урок русского языка в 9 классе по теме Сложноподчинённое предложение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе по теме Сложноподчинённое предложение











«Обобщение изученного материала по теме:

«Сложноподчинённое предложение»













Учитель русского языка

и литературы в 9 классе

МБОУ СОШ №10

Снагустенко Н.Д.





Тема урока: Обобщение изученного материала по теме: «Сложноподчинённое предложение».

Цели урока:

* повторить полученные знания о СПП;

* уметь называть виды придаточных предложений и тип подчинения в СПП, объяснять постановку знаков препинания;

* формировать культурную компетентность.

Задачи урока

1. Образовательные:

- формировать умение анализировать, сравнивать похожие синтаксические и орфографические явления;

- формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)

2. Развивающие:

-уметь правильно формулировать своё высказывание;

-развивать навыки самостоятельной работы,

- отрабатывать зрительно - слуховую память и внимание.

3. Воспитательные:

-воспитание любви к искусству, к родной природе.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык», 9 класс (авторы: Тростенцова Л.А., Т.А.Ладыженская); презентация к уроку, мультимедийный проектор, карточки, музыка «Звуки природы», распечатанные листы с тестами и текстами, книга Д.С.Лихачёва «Письма о добром».

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Учитель приветствует детей и отмечает отсутствующих.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня, ребята, урок обобщения, и поэтому мы его проведём в виде приятной прогулки по станциям сложноподчинённого предложения, где заодно и осуществим проверку домашнего задания (это повторение орфограмм н-нн, не-ни в разных частях речи, вопросы в учебнике на с. 118).



  1. Обобщение изученного материала. Прогулка по станциям.

  1. Станция «Орфография».

А) Выполнить карточки по орфографии (для слабоуспевающих учеников - 4)

Б) Объяснительный диктант на повторение ( Н-НН, НЕ-НИ в разных частях речи). Записываем под диктовку слова, объясняем орфограммы, один ученик работает у доски.

Не скрывая удивления; недоумевая; нигде не встретились; пересоленные огурцы; не мог допустить; затаить ненависть; не деревянный дом; река неширокая, но холодная; долго недомогать; не далёкий , а близкий; писать нечем; никем не замаскированный; не за кем бежать; не выполненный вовремя, вязаное платье.

(Выставление оценки).

Вопросы к классу:

- В каких частях речи повторили орфограммы? (деепричастие, наречие, глагол, существительное, прилагательное, причастие, местоимение)

- На какие орфограммы были записаны слова?

(Оценивание ответов).

- Карточки для самостоятельной работы сдаются и проверяются в следующем возможном для учителя этапе урока.



  1. Станция «Орфоэпическая разминка».

СЛАЙД 1. Задание: прочитайте текст, правильно расставляя ударение в словах. (Устно)

Молодая мама балует дочку. Она завязывает ей огромные банты, надевает платье из кружев. С бантами в косах малышка так нарядна. Даже завидно! Вот идёт из яслей. Малышей можно немного побаловать.

СЛАЙД 2. Прочитайте правильный вариант произношения. (За правильный ответ выставляется оценка) .

Молодая мама балУет дочку. Она завязывает ей огромные бАнты, надевает платье из крУжев. С бАнтами в косах малышка так нарядна. Даже завИдно! Вот идёт из Яслей. Малышей можно немного побаловАть.

- А теперь , ребята, выпишите слова с трудным произношением и расставьте ударения.

3. Станция «Теоретическая».

- На этой станции нам нужно навести порядок в теории. У вас, ребята, на партах лежит распечатка частей текстов. Вам необходимо соединить стрелками части этого рассыпанного текста. (1-2 минуты)

(В это время учитель проверяет карточки)

- Прочитайте получившиеся тексты. (Хорошие ответы оцениваются)

СЛАЙД 3. Сверимся с текстом на доске.

Простые предложения -

…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

Сложные предложения -

это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

Сложносочинённые предложения -

…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

Сложноподчинённые предложения -

… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.



  1. Станция «Строительная».

- На этой станции нам необходимо что-то построить. Этим мы и займёмся. Я буду вам читать предложения, а вы внимательно слушать и составлять их схемы. (Один ученик работает на обратной стороне доски).

Схематический диктант. (По тексту Д.С.Лихачёва «Понимать искусство»).

- Текст, который вам буду читать, я взяла из книги академика Д.С. Лихачёва «Письма о добром», в которой он делится своими размышлениями о ценностях в жизни. Данный отрывок из 32 письма «Понимать искусство».

1) Итак, жизнь - самая большая ценность, какой обладает человек. 2) Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал»…… 3)Это зал удивительных волшебств.4) И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашёнными на торжество.

5)Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… 6)Я не знаю, какими эпитетами ещё выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которое оно играет в жизни человечества.

1.Беседа по тексту:

- Итак, текст я дочитала, и прежде чем проверим ваши записи, скажите, о чём же нам поведал Дмитрий Сергеевич?

-Можно ли назвать это письмо об искусстве «письмом о добром», почему?

- А так ли важно искусство в нашей жизни, как об этом говорит академик?


  1. Проверка схем.

- Сверить записи со схемами, которые получились у ученика на доске. Если есть замечания, можно вызвать сильного ученика к доске исправить ошибки и поставить заслуженные оценки обоим.


  1. Физминутка «Отдыхаем». (Музыкальное сопровождение «Звуки природы»).

- А сейчас, ребята, отложите всё в сторону, сядьте поудобнее, положите руки на колени, закройте глаза. Представьте себе летнее утро, могучий лес, прохладный, свежий, из которого, выбравшись, вы попадаете на огромную, просторную лесную поляну. Вы мелкими, осторожными шагами ступаете по росистой траве, окунаетесь в свежий, душистый аромат цветов и зелени. Вдыхаете глубоко и спокойно. Вы ощущаете удовольствие и безграничное счастье. И теперь вы, отдохнувшие и спокойные, возвращаетесь в своё привычное состояние. Можете открыть глаза.

- Вот мы немножко отвлеклись от всех проблем и мыслей, и с новыми силами, которые подарила нам в эти минуты матушка - природа, мы продолжаем наш путь.


  1. Станция «Синтаксис».

Комплексная работа над предложением.

СЛАЙД 4.

Запишите предложение и выполните задания.

Летом когда парк был тенист и зноен и когда солнечные пятна осыпали нимфу из камня со всех сторон бежало множество холодных и чистых ключей и склонив голову нимфа слушала их непрестанное журчание.

Задание 1. Расставить знаки препинания и подчеркнуть грамматическую основу.

Задание 2.

1 вариант - составить схему предложения, определить его тип и виды придаточных

2 вариант - выполнить фонетический разбор слова ЗНОЕН

- Каждое задание выполняется у доски отдельными учениками, после проверки выставляются оценки.

7.Станция «Тестовая».

- Мы подошли к последней станции, где нам предлагают выполнить тест, чтобы проверить вашу самостоятельность и знания по СПП. Тест лежит у каждого на парте на распечатанных листах по вариантам. Выполните задание , обозначив нужный вариант ответа на листе, и сдайте работы.

(Если время остаётся, можно тесты проверить сразу: дети обмениваются вариантами и проверяют ошибки через мультимедийный проектор. После чего самостоятельно выставляют оценки и сдают работы учителю).

СЛАЙД 5

Вариант1.

Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо ещё рдело багряными полосами.


  1. Найдите предложение (я), в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.(Б, Д)

  2. Укажите СПП, в котором(ых) придаточное стоит в середине главного.(Б.Д.)

Вариант 2.

Найдите предложения, в состав которых входят придаточные места.

А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
В. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
Г. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.
Д. Я смотрел туда, где толпились люди.

(Б,В,Д)



  1. Подведение итогов урока.

- Какие виды работ были выполнены на уроке?

- На каких станциях СПП мы сегодня побывали?

- С какими трудностями столкнулись?

(Выставление оценок за работу на уроке, их объяснение. За карточки плохие оценки не выставляются, а отрабатываются с учеником в индивидуальном порядке после урока).

  1. Домашнее задание.

  1. Подготовиться к контрольному диктанту (С.118, устно).

  2. Составить текст из 5-7 СПП на тему «Природа родного края».













ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки



  1. Вставить пропущенные буквы.

Говорил тревож..о, камен..ая стена, деревя..ая ложка, соломе..ая шляпа, революцио..ые лозунги, выглядит стра..о, муравьи..ые тропы, встретить родстве..ика, масле..ая неделя,известный моше..ик, мой племя..ик, оловя..ый солдатик, безветре..ый день.


  1. Списать, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, назвать вид предложения.

Но Турбин всё ещё (не)отставал от других и когда раздались крики что с лошадей сняли вожжи и чере..седельник он даже выск..чил вместе с Васькой на улицу готовый на отчая..ую драку.


  1. Списать, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматические основы.

Вадим круто п..вернул в сторону о..бежал проч.. сле.. пр..вязал коня к толстой берёзе и сел на землю.


  1. Вставить пропущенные буквы.

Св..дить, прим..рение, изм..рение, объед..нение, вызд..роветь, ед..ница, м..лодой, нар..диться, од..рить, тр..стинка, ук..р..тить, св..щенник, разг..вор, б..тон, вин..грет, д..ректор, през..дент.



- Соедините стрелками части рассыпанного текста.

Простые предложения -

…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

Сложносочинённые предложения -

…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

Сложноподчинённые предложения -

… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

Сложные предложения -

… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.






ТЕСТ

Вариант1.

Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо ещё рдело багряными полосами.



  1. Найдите предложение (я), в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.(Б, Д)

  2. Укажите СПП, в котором(ых) придаточное стоит в середине главного



Вариант 2.

Найдите предложения, в состав которых входят придаточные места.

А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
В. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
Г. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.
Д. Я смотрел туда, где толпились люди.



© 2010-2022