Урок по литературе в 11 классе по теме Серебряный век поэзии. Символизм. Вводный урокТехнологическая карта

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Урок: литература

Тема урока: «Серебряный век» русской поэзии. Символизм (вводный урок).

Дата проведения урока: …..

Класс 11.

ОУ: ГБОУ СОШ №475.

Учитель-предметник: Березовская О.В.

УМК: Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. Часть 1-ая / В.В. Агеносов и др., Москва, «Дрофа», 2012 г.



Цели для ученика
Обучающие:

1) познакомиться с эпохой, в которой жили и творили писатели, развить интерес к их личностям, творчеству;

2) проследить изменения, произошедшие в характере лирического героя под влиянием обстоятельств.

Развивающие:

1) развивать умение обобщать, делать выводы;

2) обогатить культуру речи, отрабатывая навыки выразительного чтения;

3) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

Воспитывающие:

1) уметь слушать собеседника, принимать во внимание различные точки зрения;

2) работать в группе, в парах: уважать мнение выступающего, развивать чувство взаимопомощи, поддержки.

Цели для учителя
Образовательные:

1) ввести понятие «Серебряный век», определить его границы;

2) познакомить с популярными философскими течениями, представлением о человеке, истории, времени;

3) .дать представление о течениях, направлениях, группировках;

4) познакомить с понятием «символизм», определить философские основы направления.

Развивающие:

1) формировать умение анализировать текст поэтического произведения;

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок лирического героя;

3) формировать представление о лирическом герое произведения на основе сопоставления с другими героями;

4) обогатить культуру речи школьников, используя образцы чтения ведущих актеров ( работа с фонохрестоматией ).

Воспитательные:

1) воспитание нравственных качеств личности на примере положительных качеств характеров лирических героев;

2) умение работать в группе, в парах: планировать работу, уважать мнение выступающего.

Тип урока
Урок изучения нового материала

Форма урока
Традиционная (урок-практикум)

Опорные понятия, термины

Поэзия

Философские течения

Литературные направления

Символизм

Серебряный век русской поэзии

Лирический герой

Новые понятия, термины

Философские течения

Литературные направления

Символизм

Серебряный век русской поэзии

Формы контроля:

Индивидуальная домашняя работа (по определению терминов и понятий, биографий поэтов)

Выразительное чтение отрывков из произведений поэтов Серебряного века.

Презентация «Биографии поэтов Серебряного века».

Домашнее задание

Мини-сочинение «Поэзия Серебряного века - это….»



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

  1. Мотивация

1минута

Приветствие учителя.

Сообщение темы урока.

Запись в тетрадь.

1) Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2) Личностные:

смыслообразование (Я должен посмотреть...).

3)Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

  1. Целеполагание

2 минуты

Постановка задач на урок.
Определение личных задач и целей учащихся на урок.

Активное участие в уроке.

беседа

1) Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи;

планирование,

прогнозирование.

2) Коммуниктивные:

умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

2) Познавательные:

моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Осознание поставленных задач, необходимости их решения.

  1. Актуализация знаний

3 минуты

Беседа по пройденному материалу («Золотой век» русской поэзии).

Ответы на вопросы учителя.

(Приложение 1)

Беседа.

1) Познавательные:

Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2)Коммуникативные:

анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Подготовка к изучению нового материала

  1. Изучение нового материала

25 минут

Распределение заданий.

Создание проблемной ситуации.

Корректировка выполнения задания.

Мини-доклады, сообщения.

(Приложение 2)

Групповая работа, работа в тетрадях.

Прием познавательной активности через творческое задание.

1) Познавательные:

умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2)Коммуникативные: анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Получение, систематизация новых знаний.

  1. Закрепление нового материала

5 минут

Прослушивание фонохрестоматии

Анализ поэтических произведений, работа в группах с критическими статьями учебника.

Прослушивание фонохрестоматии

Участие в анализе произведений, сравнительный анализ.

(Приложение 3)

(Приложение 4)

Беседа, использование ИКТ,

работа в группах

1) Регулятивные:

планирование,

прогнозирование.

2) Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулировка проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3)Коммуникативные:

речевое взаимодействие со сверстниками, с учителем.

Планирование учебного сотрудничества;

поиск и выделение необходимой информации;

смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения; систематизация и закрепление изученного материала.


  1. Рефлексия

4 минуты

Организует рефлексию.

Ответы на вопросы.

(Приложение 5)

Самостоятельная работа, беседа.

1) Познавательные:

умение структурировать знания;

оценка процессов и результатов деятельности.

2) Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Умение оценивать себя.

  1. Оценочный этап. Домашнее задание.

2 минуты

Оценки за урок. Домашнее задание.

Запись домашнего задания.

1) Познавательные:

оценка процессов и результатов деятельности.

2) Регулятивные:

волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Умение оценивать себя.





Приложение 1

Проверка домашнего задания. Устные ответы на вопросы учителя.

Вопросы.

  1. Какие явления социальной и культурной жизни повлияли на развитие «золотого века» литературы?

  2. Охарактеризуйте основные направления философской мысли тот период времени.

  3. Какие традиции русской классической литературы развивали в своем творчестве писатели?

  4. Раскройте смысл определения «золотой век».

  5. В чём состоят особенности нового литературного героя?







Приложение 2

Презентация nsportal.ru/sites/default/files/2013/05/07/literatura_11kl_urok_2-3.ppt











Приложение 3

Анализ стихотворений по предложенному плану.

Примерный план анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…

4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).

5. Тема, идея стихотворения.

6. Образы стихотворения.

7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):

Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении:

  1. эпитет - художественное определение;

  2. сравнение - сопоставление предметов и явлений;

  3. аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;

  4. ирония - скрытая насмешка;

  5. гипербола - художественное преувеличение;

  6. литота - художественное преуменьшение;

  7. олицетворение - неживые предметы наделяются качествами человека;

  8. метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);

  9. перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин);

  10. паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей.

Стилистические фигуры:

  1. повторы (рефрен);

  2. риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;

  3. антитеза (противопоставление);

  4. градация (например: светлый - бледный - едва заметный);

  5. инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

  6. умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

Поэтическая фонетика:

  1. аллитерация - повторение одинаковых согласных;

  2. ассонанс - повторение гласных;

  3. анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

  4. эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).

8. Стихотворный размер:

А) двусложные размеры:

'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей;

_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб;


Б). трехсложные размеры:

'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.

_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)

В). верлибр (свободный или белый стих)

9. Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.

10. Образ лирического героя, авторское "Я".

11. Ваши впечатления о стихотворении.







Приложение 4.

Работа с учебником.

1 группа

К.Бальмонт «Фантазия» стр.56-58

2 группа

В.Брюсов «Кинжал» стр.58-61

3 группа

М.Кузмин «Мои предки» стр.61-65

Приложение 5.

Ответы на вопросы.

Вопросы

  1. Какие явления социальной и культурной жизни повлияли на развитие литературы?

  2. Охарактеризуйте основные направления философской мысли.

  3. Какие традиции русской классической литературы развивали в своем творчестве писатели-реалисты нового времени?

  4. Раскройте смысл определения «серебряный век».

  5. Какие литературные группировки существовали в начала века?

  6. В чём состоят особенности нового литературного героя?




© 2010-2022