Конспект урока Обобщающее слово перед однородными членами предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Цель: формировать представление учащихся об обобщающих словах, их роли в речи.

Задачи:

Образовательная: научиться находить обобщающие слова, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах;

Развивающая: уметь анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания, развивать пунктуационную зоркость;

Воспитательная: продолжать знакомство с родным краем, воспитывать патриотические чувства, любовь к родине.

Тип урока: объяснение нового материала

Вид: урок-мастерская

Формы: индивидуальная, в парах

Оборудование: компьютер, слайдовая презентация, толковый словарь,

учебник русского языка 5 кл. под редакцией М. М. Разумовской

Ход урока

I. Оргмомент. Запись числа.(2 мин)

- 25 января мы отмечаем праздники День студентов, Татьянин день. Поздравим Таню Симанчеву, подарим ей аплодисменты, поделимся улыбкой.

Запишите предложение в тетрадь.

2. Повторение (2мин)

- А почему некоторые слова с заглавной буквы? (названия праздников)

- Почему стоит запятая?

- Какая схема будет соответствовать правильному отражению однородных членов предложения, запишите её.

Опрос по теоретическому материалу:

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие условия постановки запятой между однородными членами предложения вы знаете?

3. Тема, целеполагание. (2 мин)

- А как называется слово, которое объединяет однородные члены предложения в данном предложении? нужен ли еще знак препинания в нем? На эти вопросы мы сможем ответить, если изучим тему

Сегодня нам предстоит познакомиться с обобщающими словами при однородных членах предложения.

- Какова же будет тема нашего урока? (Обобщающие слова перед однородными членами предложения).

Запишем тему урока в тетрадь. Обратите внимание на написание этого трудного слова, запомните его.

- А теперь попробуйте сформулировать цель нашего занятия.

В конце занятия вы должны будете

знать:

- что такое обобщающее слово

- постановку знаков препинания при нем ;

уметь:

- находить обобщающее слово в предложении с однородными членами и

- уметь правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах.

4. Новый материал. (6 мин)

Прочитаем правило, которое познакомит нас с определением «обобщающее слово». Стр. 174. Записать обозначение!

- Вы узнали условие постановки двоеточия перед однородными членами предложениями..

Но чтобы правильно выполнять упражнения, нужно не только знать правило, но уметь применять его на письме. Поэтому давайте вместе составим алгоритм наших действий.

Совместная работа по составлению алгоритма.

  1. Найти однородные члены.

  2. Определить, есть ли обобщающее слово.

  3. Поставить двоеточие после обобщающего слова..

- А какое обобщающее слово встретилось в первом предложении? (праздники)

- А какого знака препинания недостает в нем?

- Как правильно теперь будет выглядеть схема?

Задание по рядам: Запишите столбцы слов

- А как можно назвать одним словом слова из 1 столбика? 2 столбика? 3 столбика? запишите это слово

Иртыш, Туртаска, Выя

Алымка, Солянка, Уки

Музей «Легенды седого Иртыша», биатлонный центр, Фок

Запишите словарное слово:

Достопримечательность- место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.

Курдюмова А. зачитает значение слова из толкового словаря

Итак, еще раз: что называется обобщающим словом?

- А какое слово объединит все понятия из трех столбцов? (Уватский район)

Для нас малой родиной является Уват.

Много есть на земле удивительных мест,

Есть Урал, есть и Дальний Восток,

Но лишь здесь, на Уватской любимой земле,

В окнах отчих родной огонек.

Сотни лет ты стоишь, красотою пленя,

На могучей сибирской реке.

Сыновей, дочерей воспитал ты, любя,

И за это спасибо тебе.

_Это строки нашей землячки Светланы Визгиной.

-Какая основная мысль этого фрагмента стихотворения: только родная земля дороже всех других мест.

Я думаю, вы тоже старались передать любовь, уважение к родному краю, когда на уроках литературы создавали рисунки по теме «Родной край», «Природа родного края».

5. Закрепление

Для сильных: (2 мин)

Примените полученные знания об обобщающем слове и двоеточии после него на примере других строк стихотворения о родном крае нашего земляка Константина Гусейнова: (материал роздан) Проверяются сначала сильные ребята.

В твоих кристальных реках-водах

Лесах таежных для народа есть….

Пушнина рыба мясо нефть-

Тут всех богатств не обозреть

Расставьте недостающие знаки препинания, вставить пропущенное обобщающее слово, составьте схему предложения.

Для слабых: Записать стихотворение, Расставьте недостающие знаки препинания, составьте схему предложения

В твоих кристальных реках-водах

Лесах таежных для народа есть всё

Пушнина рыба мясо нефть-

Тут всех богатств не обозреть

Проверка устно (2 мин)

Составление схемы у доски 1 ученик.

Устное составление предложений по слайдам. (3 мин)

- чем же действительно богата природа нашей земли? Составьте предложения с обобщающими словами и однородными членами предложения, пользуясь демонстрационным материалом.

Начну, а вы продолжите:

В лесах Уватского района живут разные …звери: лоси, лисы, соболи, медведи.

В небе летают большие и маленькие…. птицы: глухари, трясогузки, утки, снегири

Растут вкусные и полезные …ягоды: черника, малина, морошка.

Заядлые грибники найдут и … съедобные грибы: подосиновики, белые, волнушки, опята.

И не будут собирать ….ядовитые грибы: мухоморы и поганки.

Иртыш- батюшка накормит …рыбой: щукой, окунем, язем, карасем

Сделайте вывод о постановке знака препинания после обобщающего слова.

6. Физразминка (под клип «Я люблю тебя, Уват»1.23)

Работа с текстом в парах.(7 мин)

Я хочу предложить вам работу с текстом, который позволит расширить ваш кругозор об Увате, а главное- закрепит ваши знания об обобщающем слове. Но многие предложения с пропусками, восстановите их. Озаглавьте текст. Работайте в парах, совещайтесь друг с другом

Свое название Уват получил от остяцкого «отват», что означает «мыс». Чистый воздух и простор …. и в лесах, и в полях, и на берегу Иртыша. В селе работают разные учреждения….. . Любимые места отдыха уватцев….... Все … следят за чистотой любимого села. Уват нравится …. и местным жителям, и гостям.

Проверка1- 2 пар . Оценки.

8. Д/з добавьте свои 3-5 предложений с использованием обобщающего слова и однородных членов , повторите теорию на стр. 174.

7. Контроль усвоения знаний (5 мин)

Цель: А сейчас вы напишите небольшой тест, который поможет вам уточнить, поняли ли вы тему нашего занятия.

Самостоятельная работа.

1) Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов;

в) при обобщающем слове знак препинание «двоеточие» отсутствует.

2) С каким суждением вы не согласны:

а) При однородных членах могут быть обобщающие слова;

б) Обобщающие слова могут стоять и впереди, и после однородных членов.

В) Обобщающее слово не является тем же членом предложения, что и однородные члены.

3) Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

а) Дни стояли синеватые пасмурные.

б) Нити осенних паутин блестели на траве на соломинках на былинках.

в) В начале лета появилось много цветов колокольчики ночные фиалки голубые незабудки.

4) Укажите слово, которое не может быть обобщающим:

а) одуванчик

б) животные

в) растения

г) вредители

5) Укажите предложение, в котором знаки препинания при обобщающем слове расставлены верно:

а) Всегда хорош русский лес зимой и летом, осенью и зимой.

б) Всюду стали распускаться первые цветы: в лесах, в поле .

в) Всюду чувствовался запах черёмухи в саду, в доме, на улице.

Организация проверки: Взаимопроверка (ответы записаны на доске)(1 мин)

Ответы: 1 - а, 2 - в, 3 - в, 4 - а, 5- б

Вывод: Критерии оценки:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и более ошибок

Выставление оценок

. Рефлексия. Итог урока.(5 мин)

- Какая была тема урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

/сегодня я узнал…/

- Чему научились?

/ я научился… /

- Что такое обобщающее слово?

Оцените свою работу на уроке при помощи фразеологизма:

Если шевелили мозгами (усердно думал, работал) - приложите указательные пальцы к вискам

Если слушали Краем уха (невнимательно)- коснитесь уха

Если все прохлопали ушами(прослушали)- потрепите себя за уши.

Хочется , чтобы после сегодняшнего урока у вас ничего не вылетело из головы( еще один фразеологизм), а еще помнили строки С. Визгиной об Увате

Мой любимый Уват, мой любимый Уват,

Ты людьми знаменит, ты природой богат.

Мы тебя сохраним, мы тебя сбережем,

Свои мысли и чувства тебе отдаем.





В твоих кристальных реках-водах

Лесах таежных для народа есть ….

Пушнина рыба мясо нефть-

Тут всех богатств не обозреть

Задание: Запишите, расставьте недостающие знаки препинания, вставить пропущенное обобщающее слово, составьте схему предложения.

В твоих кристальных реках-водах

Лесах таежных для народа есть всё

Пушнина рыба мясо нефть-

Тут всех богатств не обозреть.

Задание: Записать стихотворение, Расставьте недостающие знаки препинания, составьте схему предложения

В твоих кристальных реках-водах

Лесах таежных для народа есть….

Пушнина рыба мясо нефть-

Тут всех богатств не обозреть

Задание: Запишите, расставьте недостающие знаки препинания, вставить пропущенное обобщающее слово, составьте схему предложения.

В твоих кристальных реках-водах

Лесах таежных для народа есть всё

Пушнина рыба мясо нефть-

Тут всех богатств не обозреть.

Задание: Записать стихотворение, Расставьте недостающие знаки препинания, составьте схему предложения

В твоих кристальных реках-водах

Лесах таежных для народа есть….

Пушнина рыба мясо нефть-

Тут всех богатств не обозреть

Задание: Запишите, расставьте недостающие знаки препинания, вставить пропущенное обобщающее слово, составьте схему предложения.

В твоих кристальных реках-водах

Лесах таежных для народа есть всё

Пушнина рыба мясо нефть-

Тут всех богатств не обозреть.

Задание: Записать стихотворение, Расставьте недостающие знаки препинания, составьте схему предложения

В твоих кристальных реках-водах

Лесах таежных для народа есть….

Пушнина рыба мясо нефть-

Тут всех богатств не обозреть

Задание: Запишите, расставьте недостающие знаки препинания, вставить пропущенное обобщающее слово, составьте схему предложения.


Самостоятельная работа.

1) Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов;

в) при обобщающем слове знак препинание «двоеточие» отсутствует.

2) С каким суждением вы не согласны:

а) При однородных членах могут быть обобщающие слова;

б) Обобщающие слова могут стоять и впереди, и после однородных членов.

В) Обобщающее слово не является тем же членом предложения, что и однородные члены.

3) Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

а) Дни стояли синеватые пасмурные.

б) Нити осенних паутин блестели на траве на соломинках на былинках.

в) В начале лета появилось много цветов колокольчики ночные фиалки голубые незабудки.

4) Укажите слово, которое не может быть обобщающим:

а) одуванчик

б) животные

в) растения

г) вредители

5) Укажите предложение, в котором знаки препинания при обобщающем слове расставлены верно:

а) Всегда хорош русский лес зимой и летом, осенью и зимой.

б) Всюду стали распускаться первые цветы: в лесах, в поле .

в) Всюду чувствовался запах черёмухи в саду, в доме, на улице.

Самостоятельная работа.

1) Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов;

в) при обобщающем слове знак препинание «двоеточие» отсутствует.

2) С каким суждением вы не согласны:

а) При однородных членах могут быть обобщающие слова;

б) Обобщающие слова могут стоять и впереди, и после однородных членов.

В) Обобщающее слово не является тем же членом предложения, что и однородные члены.

3) Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

а) Дни стояли синеватые пасмурные.

б) Нити осенних паутин блестели на траве на соломинках на былинках.

в) В начале лета появилось много цветов колокольчики ночные фиалки голубые незабудки.

4) Укажите слово, которое не может быть обобщающим:

а) одуванчик

б) животные

в) растения

г) вредители

5) Укажите предложение, в котором знаки препинания при обобщающем слове расставлены верно:

а) Всегда хорош русский лес зимой и летом, осенью и зимой.

б) Всюду стали распускаться первые цветы: в лесах, в поле .

в) Всюду чувствовался запах черёмухи в саду, в доме, на улице.

Свое название Уват получил от остяцкого «отват», что означает «мыс». Чистый воздух и простор …. и в лесах, и в полях, и на берегу Иртыша. В селе работают разные учреждения….. . Любимые места отдыха уватцев….... Все … следят за чистотой любимого села. Уват нравится …. и местным жителям, и гостям.

Свое название Уват получил от остяцкого «отват», что означает «мыс». Чистый воздух и простор …. и в лесах, и в полях, и на берегу Иртыша. В селе работают разные учреждения….. . Любимые места отдыха уватцев….... Все … следят за чистотой любимого села. Уват нравится …. и местным жителям, и гостям.

Свое название Уват получил от остяцкого «отват», что означает «мыс». Чистый воздух и простор …. и в лесах, и в полях, и на берегу Иртыша. В селе работают разные учреждения….. . Любимые места отдыха уватцев….... Все … следят за чистотой любимого села. Уват нравится …. и местным жителям, и гостям.

Свое название Уват получил от остяцкого «отват», что означает «мыс». Чистый воздух и простор …. и в лесах, и в полях, и на берегу Иртыша. В селе работают разные учреждения….. . Любимые места отдыха уватцев….... Все … следят за чистотой любимого села. Уват нравится …. и местным жителям, и гостям.

Свое название Уват получил от остяцкого «отват», что означает «мыс». Чистый воздух и простор …. и в лесах, и в полях, и на берегу Иртыша. В селе работают разные учреждения….. . Любимые места отдыха уватцев….... Все … следят за чистотой любимого села. Уват нравится …. и местным жителям, и гостям.

Свое название Уват получил от остяцкого «отват», что означает «мыс». Чистый воздух и простор …. и в лесах, и в полях, и на берегу Иртыша. В селе работают разные учреждения….. . Любимые места отдыха уватцев….... Все … следят за чистотой любимого села. Уват нравится …. и местным жителям, и гостям.

Свое название Уват получил от остяцкого «отват», что означает «мыс». Чистый воздух и простор …. и в лесах, и в полях, и на берегу Иртыша. В селе работают разные учреждения….. . Любимые места отдыха уватцев….... Все … следят за чистотой любимого села. Уват нравится …. и местным жителям, и гостям.

Свое название Уват получил от остяцкого «отват», что означает «мыс». Чистый воздух и простор …. и в лесах, и в полях, и на берегу Иртыша. В селе работают разные учреждения….. . Любимые места отдыха уватцев….... Все … следят за чистотой любимого села. Уват нравится …. и местным жителям, и гостям.

Свое название Уват получил от остяцкого «отват», что означает «мыс». Чистый воздух и простор …. и в лесах, и в полях, и на берегу Иртыша. В селе работают разные учреждения….. . Любимые места отдыха уватцев….... Все … следят за чистотой любимого села. Уват нравится …. и местным жителям, и гостям.

Свое название Уват получил от остяцкого «отват», что означает «мыс». Чистый воздух и простор …. и в лесах, и в полях, и на берегу Иртыша. В селе работают разные учреждения….. . Любимые места отдыха уватцев….... Все … следят за чистотой любимого села. Уват нравится …. и местным жителям, и гостям.

© 2010-2022