Конспект урока по теме Диалектизмы по учебнику Е. А. Быстровой 6 кл

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема :Диалектизмы (§ 14)

Цели урока :

  • познакомить учащихся с понятием диалекты и диалектизмы;

  • развивать умение наблюдать лингвистический материал;

  • самостоятельно находить нужную информацию в учебнике;

  • развивать творческую интуицию; умение работать в группах;

  • обогащать словарный запас учащихся.

Ход урока

I. Орг .начало урока ( приветствие учителя0

Урок, посвященный диалектизмам, начинается с рассказа учителя.

В повести Виктора Астафьева "Последний поклон" есть такие строчки:

"Мы проходили середину реки, самую стремнину. Называют её стрежнем, селезнем, зерлом, стрелкой, струной и еще как-то, не вспомню. Но слова - это все какие - одно другого звучнее."

Нельзя не соглашаться с писателем. Слова действительно звучные и - более того - яркие, образные, точные.

II. Проверка домашнего задания.

1.1. Два-три ученика на доске восстанавливают по памяти схему «Группы слов по сфере употребления».

1.2. Сообщение ученика на тему «Группы слов по сфере употребления». Класс приводит примеры.

III. Наблюдение за языковым материалом.

Синтаксический разбор записанного на доске предложения.

Брат орал на тракторе за дальним лесом.

- Какое из слов предложения вызывает недоумение? Почему?

- Где вы встречались с этим словом? Каково его значение? (В былинах; орать - пахать.)

- Знаете ли вы, как называются подобные слова

IV. Обращение к теоретическому материалу I-III § 14.

3.1. Выяснение происхождения слова диалектизм (с. 91).

3.2. Составление вопросного плана к материалу параграфа

Диалектизмы

План

1. Что такое диалектизмы?

2. Как диалектизмы попадают в литературный язык?

3. Для чего используются диалектизмы в произведениях художественной литературы?

4. Можно ли употреблять диалектизмы в повседневной речи?

V. Первичное закрепление

4.1. Упр. 87 (выписать парами диалектные и общеупотребительные слов

.

VI. Работа с текстом.

- Запишите текст. Подчеркните в нём диалектизмы. Понятно ли вам, о чём идёт речь?

Северик был прямой и курчавый, мокряк - косой, с загибом. Получился чухонский поперечень, поперёк всего.

(Ю. Тынянов «Восковая персона»)

- Прослушайте предыдущий абзац этого текста, на его основе раскройте значения подчёркнутых вами диалектизмов.

По Неве дуло два встречных ветра: северик от шведов и мокряк - с мокрого места, и когда они встретились, тогда получился третий ветер: чухонский поперечень.

- Какие общеупотребительные или диалектные слова для обозначения ветра более точные?

а)Работа со словарем

VII.Закрепление

Работа в группах

Задание № 1: спишите, заменяя общеупотребительные слова (в скобках) диалектизмами (см. слова для справок); диалектизмы подчеркните как члены предложения:

1). Он ложится спать на … (шкура лося) прямо на полу. 2). Косец ударяет (…), то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле - меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это (…), то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу (…) (филин). 5). Теперь наседка уведет с собой весь (…) (выводок). 6). Я заметил, что все (…) (охотники) разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».

Слова для справок: детник, горбуша, полесник, гугай, лосина, медовик.

Ключ:

1). Он ложится спать на лосину прямо на полу. 2). Косец ударяет горбушей, то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле - меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это медовик, то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу гугай. 5). Теперь наседка уведет с собой весь детник. 6). Я заметил, что все полесники разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».

Задание № 2: выпишите из стихотворения А. Яшина диалектизмы:

Родные, знакомые с детства слова / Уходят из обихода: / В полях поляши-тетерева. / Лисятина-дичь, / Пересмешки-молва, / Залавок - подобье комода. / Не допускаются в словари / Из сельского лексикона: / Сугрёвушка, фыпики-снегири, / Дежень, воркуны вне закона. / Слова исчезают, как пестери, / Как прясницы и веретена.

Ключ:

(1) Поляши, (2) лисятина, (3) пересмешки, (4) залавок, (5) сугрёвушка, (6) фыпики,(7) дежень, (8) воркуны, (9) пестери, (10) прясницы.

Задание № 3: из данного отрывка (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка») выпишите диалектизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы:

- Как не быть! всяк случается, братец ты мой, - начал опять ярославец, - ты несерчай… Вот, примерно, - прибавил он после молчка, - у нас по соседству, верстах эвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были…Об лето хаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем ипробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичинувсякую да зайцев стреляли.

Ключ:

(1) Всяк - по-всякому (по-разному)

(2) (Не) серчай - (не) сердись.

(3) Примерно - например.

(4) (После) молчка - (после) молчания.

(5) Эвтак - этак, примерно.

(6) Не станет - не будет.

(7) Знатный - представительный.

(8) Люди-те - люди-то.

(9) Об лето - летом.

(10) Вишь - видишь.

(11) По околотку - по округе.

(12) Пробавлялись - зарабатывали.

(13) (В) осенину - осенью.

(14) Дичину - дичь.

VIII. Рефлексия.

IX. Домашнее задание. § 1

4, упр. 89 из рубрики «Проводим лингвистическое наблюдение



© 2010-2022