Обобщающий урок-повторение по теме Имя прилагательное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7



ФИО автора: Ховалыг Ай-Су Монгеевна

Место работы: МБОУ СОШ № 12 г.Кызыла имени Воинов-интернационалистов

Должность: учитель русского языка и литературы



Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». 5 класс

Цель: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, как части речи, формирование навыка употребления прилагательных в речи.

Задачи:

1. Обобщить знания детей об имени прилагательном;

2. Формировать навык употребления прилагательных в речи;

3. Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

4. Воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Оформление доски: Девятое апреля.

Классная работа.

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

Эпиграф к уроку: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью). ( Сайын-Белек: русский язык богат пословицами, поговорками, сказками, стихами, крылатыми выражениями ит.д.)

Константин Георгиевич Паустовский

Навстречу шёл военный. Военный самолет сел на аэродром.

Словарная работа.

Военный самолет - это относящийся к военнослужащим самолет.

Военный - военнослужащий, человек, который служит в армии.

Парк Победы - парк, заложенный в честь победы в Великой Отечественной войне.

Мемориал - это архитектурное сооружение, воздвигнутое для увековечения памяти о ком-либо, чем-либо.

Митинг - массовое собрание для обсуждения каких-либо актуальных вопросов.

Вечный огонь - неугасающий факел, зажженный на месте захоронения героев войны, на могиле Неизвестного солдата.

Пасть - погибнуть, быть убитым. Павший воин.

Орфографическая минутка.

Мемориал - слово с непроверяемым гласным в корне.

Как пишутся названия праздников?

( Общие правила: в названиях праздников с большой буквы пишется первое слово и входящие в название имена собственные. День знаний, Рождество Христово, Дни славянской письменности и культуры.)

( В некоторых названиях праздников по традиции с прописной буквы пишется не только первое слово: День Победы.

В названиях праздников с начальной цифрой название месяца пишется с большой буквы: 1 Мая (Первое мая), 8 Марта (Восьмое марта). В отличие от названий праздников календарные даты пишутся с маленькой буквы. Ср.: Поздравляю с 8 Марта!, но: 8 марта мы отмечаем Международный женский день.

С маленькой буквы пишутся такие названия праздников, как день рождения, день ангела, день тезоименитства, день встречи выпускников и пр.)

Ход урока.

1.Организация начала урока. Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

- Друзья мои, я очень рада

войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

- Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Присаживайтесь на свои места.

- С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число( Девятое апреля)

- Сегодня на уроке мы должны повторить известную вам часть речи и обобщить знания о ней. Сравните два одинаковых слова в разных предложениях.

Навстречу шёл военный. Военный самолет сел на аэродром.

- Какое слово повторяется в них? (Слово «военный»).

- Давайте разберем эти предложения по членам, чтобы определить какую роль они играют в предложении и какими частями речи являются. ( определение, выраж. прил., подлежащее, выраженное сущ.) Докажите, что в первом предложении «военный самолет» - это относящийся к военнослужащим самолет. Во втором - « военный» - военнослужащий, человек, который служит в армии.

- Хорошо, эти слова почему пишутся одинаково?

(Первое слово произошло от слова война, суффиксальный способ образования слова , суффикс - енн-, а второе - субстантивация - это переход в разряд имен существительных других частей речи. Имя прилагательное перешло в разряд существительных)

- Молодцы! А сейчас ответьте на вопрос: почему я выбрала именно это слово? Как вы думаете? С чем это связано? И что мы на уроке будем делать? ( Урок будет связан с 70 -летием Победы в Великой Отечественной войне. Будем повторять имя прилагательное).

- Правильно, ребята. 9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы. И этот урок посвятим юбилейной знаменательной дате. Прошло много лет, но до сих пор мы помним, что «Никто не забыт, ничто не забыто».

- Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Одной из составляющих, которые делают наш язык могучим и волшебным, являются имена прилагательные. Поэтому сегодня на уроке мы обобщим наши знания об именах прилагательных и будем учиться правильно использовать их в речи.

II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний учащихся.

- Чтобы повторить общие сведения об имени прилагательном как о части речи, мы проверим домашнее задание в форме кроссворда. А для этого разгадаем кроссворд.

Учащиеся разгадывают кроссворд по порядку. Учитель проверяет знания по пройденным темам в форме опроса-светофора.

По горизонтали.

  1. Изменяемый признак имени прилагательного (число)

5. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?(прилагательное)

6. Изменяемый признак имени прилагательного (падеж)

7. Форма имен прилагательных в словосочетаниях: великая держава, серьезные лица. ( полная)

8. Изменяющийся признак имени прилагательного, который можно определить только тогда, когда прилагательное стоит в форме единственного числа (род).

9. То, что обозначает имя прилагательное (признак).

10. Форма прилагательного, которая не изменяется по падежам (краткая).

По вертикали.

  1. Каким членом предложения может быть прилагательное в предложении. Книга увлекательна. (сказуемое)

  2. Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное? (определение)

  3. Как связываются прилагательные в словосочетании? (согласуются)

- А что мы повторили об имени прилагательном, разгадав кроссворд. Что вы знаете об имени прилагательном? С чего нужно начать?

( Имя прилагательное - это…, бывают полными и краткими, склоняются только полные прилагательные, краткие не склоняются, но изменяются по падежам, родам и числам, в предложении обычно является сказуемым. Полные прилагательные чаще всего в предложении бывают определениями. Прилагательные с существительными в словосочетании согласуются в роде, числе и падеже. )

III. Обобщение знаний об имени прилагательном.

- А теперь посмотрим, как имя прилагательное употребляется в речи, как они работают в тексте. Для этого прочитаем текст.

Яркий солнечный день. Благоухает черёмуха, нежно розовеют лепестки яблонь, разносится аромат душистой сирени. Над головой удивительно чистое синее небо.

В лесочке весело распевают птицы. Я тороплюсь к Парку Победы, откуда доносится торжественная музыка, смех собравшихся людей. На счастливых лицах сияют улыбки. В многолюдной толпе ярко пестреет одежда, покачиваются букеты в руках. Возле Мемориала, недалеко от Вечного огня, собрались ветераны Великой Отечественной войны. Их грудь украшена рядами орденов и медалей.

Вот он наступил, долгожданный праздник Победы. Он радует всех: убелённых сединами ветеранов, мирно играющих на лужайках детей, школьников и всех взрослых. Я знаю, что будет митинг, праздничный концерт, возложат букеты цветов у памятника павшим героям. (размышление о празднике Победы)

Это самый светлый, лучший и печальный праздник нашей Родины. Ведь, чтобы его приблизить, пали в сражениях под Москвой и Волгоградом, под Варшавой и Берлином

советские воины. Солдаты освободили от фашизма не только свои города и деревни, но и Европу. С огромной благодарностью, осыпая букетами цветов, встречали освобождённые народы победителей.

Работа с текстом

- Скажите, пожалуйста, о чем говорится в этом тексте? Определим тему.

( О долгожданном празднике - о Дне Победы)

- Какова основная мысль текста? ( ( 9 мая - это самый светлый, лучший и печальный праздник нашей Родины. Мы должны не забывать тех, кто спасал и нашу Родину, и весь мир от фашизма. М ы должны всегда помнить о них - сохранить беречь мир !)

- Как можно озаглавить текст?

- К какому типу речи можно отнести текст? ( повествование с элементами описания)

- А сейчас вы должны найти прилагательные в тексте вместе с определяемыми словами. 1 ряд выписывает имена прилагательные с определяемыми словами из 1 абзаца. 2 ряд - из второго абзаца, 3 ряд - из третьего абзаца.

(1 абзац: яркий солнечный день, чистое синее небо, торжественная музыка, на счастливых лицах, в многолюдной толпе;

2 абзац: долгожданный праздник, праздничный концерт;

3 абзац: самый светлый, лучший и печальный праздник, советские воины )

- Что символизируют словосочетания яркий солнечный день, чистое синее небо, на счастливых лицах ? ( Символ Победы, мира)

- К какому типу речи можно отнести часть текста в первом абзаце? ( повествование с элементами описания) А что это такое? (повествование - это сообщение, рассказ об определенном событии в его временной последовательности)

- Второй абзац? (рассуждение) Дайте определение.

- Третий абзац? (рассуждение - тип речи: словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли ) Докажите, что это рассуждение.

- От какой части речи зависит имя прилагательное? ( От имени существительного).

- Найдите ключевые слова в тексте. (день, победа, праздник)

- Молодцы! А сейчас составьте план данного текста. Что надо делать, чтобы правильно составить план текста? ( Разделить на смысловые части. Одна часть должна отличаться от другой смысловым содержанием. Текст состоит из 3 абзацев).

(План: 1. Яркий солнечный день.

2. Долгожданный праздник Победы.

3. Самый светлый, лучший и печальный праздник нашей Родины.)

- Какой план мы составили ( назывной). Что значит назывной план? (Назывной план

В назывном плане много существительных и прилагательных.)

- Какую роль играют прилагательные в тексте? (мария)

( Передают красоту окружающего мира, помогают различать предметы).

- Какие средства выразительности использовал автор, чтобы передать состояние праздничного дня? (эпитеты)

- Что такое эпитет? ( Эпитет - это художественное определение) Какие эпитеты есть в тексте? (….) Каким является для нас этот праздник? (…) Почему? (…)

- Подберите синонимы к слову победа. (успех, триумф, виктория, торжество, завоевание, одоление, достижение, свершение ит.д.)

- А сейчас давайте проведем физкультминутку.

. Игра-физкультминутка.

И.сущ. - хлопок над головой в прыжке.

Глагол - бег на месте.

И.. прилагательное - приседание

- Сделайте фонетический разбор слова грудь.

- Морфемный разбор слова торжественный.

- Морфологический разбор слова счастливых в предложении На счастливых лицах сияют улыбки.

- Синтаксический разбор предложения На счастливых лицах сияют улыбки.

Тест по теме «Имя прилагательное»

1) Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор.

А)первое Б) третье В)четвертое

2) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное Б) Имя существительное В) Глагол

3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) смышленый (ребенок). Б) о книжном (шкафе.) В) отцовского (участка.)

4) Каким членом предложения является имя прилагательное в краткой форме?

А) сказуемое Б) дополнение В) определение

5) Имя прилагательное не изменяется

А) по родам Б) по числам В) по спряжению

6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?

А) весенний лес Б) дружелюбный от природы.

7) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

А) Имя существительное Б) Имя прилагательное В) Глагол

- Давайте вернемся к основной мысли данного текста.

(9 мая - это самый светлый, лучший и печальный праздник нашей Родины. Мы должны не забывать тех, кто спасал и нашу Родину, и весь мир от фашизма. М ы должны всегда помнить о них - сохранить беречь мир !)

- Ребята, вспомните, кто является ветераном вашего класса? (Сыпачева Валентина Сергеевна, проживает по адресу: г.Кызыл, ул. Целинная, д.43)

- К какому выводу вы пришли, ребята? (Мы должны гордиться своими предками, гордиться, что они отстаивали честь Родины, что они боролись за наше будущее. Мы должны быть благодарны солдатам, павшим на поле боя в то кровавое время. Мы, поколение 21 века должны чтить и помнить эти события, помнить войну.)

Подведение итогов урока.

- Что мы сегодня на уроке делали, ребята?

Выставление оценок.

- Ребята, вы сегодня отлично поработали. Большое спасибо всем гостям за то, что нашли время посетить наш урок. Желаю всем всего наилучшего!




© 2010-2022