Исследовательская работа Образ клёна в лирике Сергея Есенина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации

Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района

Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Дудинская средняя школа №7»

Муниципальная научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ школьников «Золотое перо»



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА



Социально-гуманитарная секция



ТЕМА: «ОБРАЗ КЛЁНА В ТВОРЧЕСТВЕ С.А.ЕСЕНИНА»







ученика 5 класса Балта Константина.

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Козицына Татьяна Петровна.



Дудинка 2016



Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Есенин С.А.- поэт пейзажной лирики…………………………...5

Глава 2. Образ клёна в творчестве С.А.Есенина………………………….5

2.1.Образ клёна связан с определенными символами,

необходимыми человеку в жизни…………………………....6

2.2.Поэт рисует образ клёна в разные времена года…………..7

2.3.Выражение различных чувств через образ клёна………….7

Глава 3. Практическая работа.

Образ клёна в творчестве С.А.Есенина……………………………8

3.1.Краткий анализ стихотворений, где описан образ клёна…..8

3.2.Результаты сплошной выборки поэтических

строчек, посвященных образу клена…………………………9

3.3. Языковые средства, использованные при создании

образа клёна………………………………………………………11

3.4. Результаты опроса респондентов……………………………...12

Заключение……………………………………………………………………..15

Приложения…………………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………………17





Введение

Я с детства люблю читать стихи русских поэтов о родной природе. В своем исследовании я обратился к творчеству Сергея Александровича Есенина. Тема исследовательской работы «Образ клёна в творчестве С.А.Есенина» выбрана мною не случайно. Мне очень близка поэзия Есенина. При изучении творчества С.А.Есенина в 5 классе я познакомился с его стихотворениями «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». Мне особенно понравились строки стихотворения «Стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге», «Оттого, что тот старый клён головой на меня похож». Я прочитал несколько раз эти строки, меня поразила проникновенность души поэта, я вначале не мог понять, как может стеречь «голубую Русь старый клён на одной ноге», что значит «старый клён головой на меня похож». Поэтому я решил исследовать образ клёна, использованный и раскрытый в стихотворениях С.А.Есенина.

Гипотеза исследования такова: образ клёна помогает увидеть талант поэта и отразить взаимоотношения человека и природы, клён связан с домом поэта.

Я проявил интерес к творчеству поэта и выбрал в качестве объекта исследования стихи Есенина о природе. Я полагаю, что прочитанные и проанализированные мною стихи, в которых есть образ клёна, помогут мне проанализировать его творчество, выяснить роль клёна в жизни и творчестве поэта.

К радости, в творчестве Есенина С.А. представлены образы многих деревьев, они знакомы мне, но понимание дерева-образа дано не всем ученикам. Я бы такое состояние назвал проблемой, которую можно разрешить, поработав в комплексе над биографией поэта, источниками фольклора о деревьях, над поэтическим мастерством. На начальном этапе исследования я обратился к текстам стихотворений, затем, проанализировав их, отметил разные аспекты изображения клёна и решил их подробно изучить.

Актуальность моей работы обусловлена стремлением акцентировать внимание людей моего окружения на отсутствие их духовного родства с природой, малой родиной, единения с природой. В наши дни свой подлинный смысл обретают такие понятия, как чувство родной земли, гуманность, честность, искренность, милосердие. Все это и позволяет говорить о новизне моего исследования.

Предметом исследования послужил образ клёна. Меня заинтересовал вопрос: как поэт видит, как рисует клен. Как эти образы влияют на его настроение, мировосприятие. Ведь выражение чувств через явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики. Меня интересовали вопросы: в какой цвет окрашен образ, какие эпитеты, метафоры использованы, действительно ли эти образы отражали настроение поэта, раскрывали его внутреннее состояние, настроение?

Целью данной работы стало изучение художественного образа клёна в поэзии С.А.Есенина как отражение взаимоотношений человека и природы.

Достижение поставленной цели предполагает решение частных задач:

- собрать и систематизировать материал по образу клёна;

- определить основные образы-символы клёна в лирике поэта;

- изучить особенности созданных образов;

- показать взаимоотношения человека и природы через художественный образ клёна;

- рассмотреть изобразительно-выразительные средства, используемые поэтом при создании образа-дерева;

-классифицировать изобразительно-выразительные средства, используемые поэтом при создании образа-дерева;

-составить презентацию «Образ клёна в творчестве С.Есенина» для использования на внеклассных занятиях;

- распространять этическое отношение к природе как к общечеловеческой ценности;

- формировать экологическую культуру населения, любовь к Родине.

Практическая ценность исследовательской работы состоит в том, что её можно использовать на занятиях кружка, на уроках русской литературы по изучению творчества поэта как дополнительный материал.

В своей работе я использовал следующие методы и приемы исследования:

-методом анализа и синтеза была изучена литература по данной теме;

- знакомство со справочниками по теории литературы;

-обобщение и систематизация полученных сведений;

- методом сплошной выборки были выписаны поэтические строчки, посвященные образу клена;

-анализ собранного материала;

- дана классификация, интерпретация поэтических языковых средств.

Данная работа состоит из теоретической и практической частей. Во введении обозначены цели и задачи исследования. В теоретической части я рассмотрел художественный мир С.А.Есенина при создании образа клёна, в практической части я проанализировал найденные мною стихотворения, систематизировал средства выразительности. В заключение я сделал вывод о результатах исследования. Работа завершается списком литературы.



Глава 1.Есенин С.А. - поэт пейзажной лирики

Исследовательская работа Образ клёна в лирике Сергея ЕсенинаИсследовательская работа Образ клёна в лирике Сергея ЕсенинаЕсенин был блестящим мастером пейзажной лирики. Творчество Сергея Есенина - это безграничная любовь к родному краю. Природа для Есенина неотделима от понятия родины. Поэт чувствовал родную землю, разговаривал с ней, черпал в ней вдохновение и силу. Он слышал шум овса, голоса берез, песни птиц, понимал душу животных. Обостренное чувство природы, яркие самобытные образы не могут не завораживать своей красотой и выразительностью, точностью, способных передать глубинный смысл и красоту неброского русского пейзажа. Исследователь поэтики С.Есенина доктор филологических наук Л.Л.Бельская отмечает, что поэт упоминает более 20 пород деревьев. Постепенно, рождаясь в пейзажных миниатюрах и вырастая из них, возникает перед читателем, сливаясь воедино, природа, Россия и поэзия Сергея Есенина. Это есенинская Русь, это всё, что зовём мы Родиной.

Глава 2.Образ клёна в творчестве С.А.Есенина.

Образ дерева является одним из самых распространенных фольклорных образов, который проходит через все творчество Есенина. Поэт никогда не отказывался от собственной манеры в создании поэтического образа клена: это образ кленового шатра; образ лирического героя, склонившегося над своей возлюбленной; пышная крона клёна похожа на пышность головного убора; «старый клён головой на меня похож», автор тоже был кудрявым; клен танцует на одной ноге, приседает на корточки; его развесистая «круглоголовая» крона вызывает ощущение не мощного стояния, твердого упора, а какого-то жеста: танцующего или приседающего; кленовые листья своей багряностью и зубчатыми очертаниями напоминают сердце, что делает клен как бы покровителем любви; клён стал спутником нелёгкой поэтической судьбы Есенина, его задушевным другом; образ клёна, который «стережет голубую Русь на одной ноге».Исследовательская работа Образ клёна в лирике Сергея Есенина

2.1.Образ клёна связан с определенными символами, необходимыми человеку в жизни.

Исследовательская работа Образ клёна в лирике Сергея ЕсенинаИсторик и фольклорист А.Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отмечает: «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, всюду находил он разум, и чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья». Согласно А. Афанасьеву, образ мирового древа, «древа жизни», является одним из основных, всеобъемлющих понятий в мировоззрении славян. В древних мифах образ дерева был многозначен. Цветущее дерево символизировало жизнь, засохшее или гнилое - болезнь, смерть. Образ дерева ассоциировался с древними представлениями о вселенной. Верх, крона дерева, соответствовал небу. Низ, его корни, сравнивали с подземным царством, как середину, ствол - с землей. Древо могло сопоставляться с человеком. Крона, уходящая в небо, тождественна голове. Ветви подобны раскинутым рукам, они обнимают мир вокруг. Ноги есть корни, ощущающие крепость в земле.

Таким образом, дерево является мифологическим символом, обозначающим вселенную, мировую гармонию, единство человека и природы. Есенин с ранних лет впитывал в себя это миропонимание, и поэтому в центре многих его стихотворений оказался образ дерева.

Исследовательская работа Образ клёна в лирике Сергея ЕсенинаВ 1918 году в статье «Ключи Марии» Есенин пытается определить природу славянской души: «Все от дерева - вот религия нашего народа. Дерево - жизнь. Каждое утро, встав ото сна, мы омываем свое лицо водою. Вода есть символ очищения и крещения во имя нового дня. Вытирая лицо свое о холост с изображением дерева, наш народ говорит о том, что он не забыл тайну отцов вытираться листвою». Это дерево привлекает внимание поэта. Если вспомнить предания западных и восточных славян, клен - это дерево, в которое превращен человек. В южнославянской традиции клен также мыслится причастным к человеческой судьбе. Клён- дерево, без которого невозможно представить нашу Родину.

2.2. Поэт рисует образ клёна в разные времена года

В стихах Есенина С.А. клён изображается в разное время года. И какое бы время года ни взять: зиму или осень, лето или весну - поэт всегда находит в этом образе что-то особое. Находится место для клёна и в стихах, изображающих осень: «Тихо льется с кленов листьев медь». Есенин здесь изображает клён в желто-красной листве. Вспомним деревья, покрытые осенними нарядами, клен среди них - это великолепие красочных переливов, с которыми ничто сравниться не может. Великость этой яркой вспышки сродни высоте человеческих ощущений в зрелости, сродни буре поэтического вдохновения. А в зимнюю стужу автор жалеет это дерево и произносит такие слова: «Клён ты мой опавший, клён заледенелый..»

2.3.Выражение различных чувств через образ клёна

Образ клена заставляет поэта переживать чувство удивления жизнью, испытанное ещё с детства. Чувство волнения, подаренное этим деревом, каждый раз возвращается к герою заново. Наверное, потому что красотой нельзя налюбоваться, насытиться. Она каждый раз воспринимается как будто заново. Судьба дерева, считает поэт, может быть связана с жизнью и судьбой Родины. Все стихи Есенина о природе подчеркивают единение человека и природы, состояние природы отражается на состоянии человека. Выражение чувств через явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики. Мир человека и мир природы в поэзии Есенина единый и неделимый. Отсюда половодье чувств и мудрость мысли, отсюда прозрение, нравственная высота есенинской лирики. Поэт прекрасно осознает, что отстранение человека от природы, а тем более конфликт с ней приносит обществу непоправимый моральный урон и нравственный ущерб. Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта. Клен в преданиях славян -дерево, в которое превращен человек ("заклят"). Клен предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями и периодами жизни.

Образ клена выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Клен - это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя.



Исследовательская работа Образ клёна в лирике Сергея ЕсенинаГлава3.Практическая работа. Образ клёна в творчестве С.А.Есенина

«Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах», -

писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года.


3.1. Краткий анализ стихотворений, где описан образ клёна

Стихотворение «Я покинул родимый дом…» было написано Сергеем Есениным в 1918-м году. В этом произведении поэт рассказывает о своём чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией. Впервые стихотворение издали в 1920-м году. Данное стихотворение является ярким образцом произведения лирического жанра, написанного в неповторимой манере, характерной для Сергея Есенина. Здесь поэт делится с читателями собственными мыслями и чувствами, говорит о своих родителях, рассказывает о любви к родной земле. Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Сергей Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях.Исследовательская работа Образ клёна в лирике Сергея Есенина

Важно отметить, что в стихотворении используются яркие образы, оригинальные символы, экспрессивные определения.

Главной темой стихотворения стало расставание поэта с его родной землёй, матерью и отцом. Для Сергея Есенина Родина едина во всех её проявлениях. Берёзы, луна, старый клён - всё это неотделимо от образа родной земли. В каждой веточке, листочке, отражении луны в воде поэт видит свою Русь.

Сюжет стихотворения развивается в области воспоминаний автора. Фактической сюжетной линии здесь нет. Однако определённая последовательность наблюдается. Сначала поэт отмечает, что он покинул родимый дом, оставил Русь, говорит о грусти матери. Затем Есенин вспоминает отца, который седеет без него. В третьей строфе автор пишет, что он ещё не скоро вернётся, пурга будет долго петь над его домом. Но старый клён остался на Родине поэта. Исследовательская работа Образ клёна в лирике Сергея Есенина

Интересно, что дерево, которое «стережёт» Русь, Есенин прямо ассоциирует с самим собой. В заключительной строфе поэт пишет, что дождём своих листьев, «головой» клён похож на него. Можно сказать, что сюжет развивается логично: читатели видят, что природа и Родина для поэта едины, как и человек и природа. Он покинул свои края, но оставил о себе память в образе клёна, который напоминает его золотом своих листьев. Автор проводит параллели между родной землёй и своими родителями, Родиной и природой, деревьями и людьми. В конце стихотворения он сравнивает себя с клёном, оставшимся «стеречь» Русь.В 1910 году было написано стихотворение «Там, где капустные грядки…».

Там, где капустные грядки

Красной зарей поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Здесь так же присутствует рассматриваемый нами образ клена, но еще совсем маленького. Есенин приводит трогательное сравнение росточка клена с детенышем животного, сосущего молоко у своей матери - большого, «взрослого» дерева. В данной миниатюре поэт не только выражает любовь к родному краю и радость от наблюдения за живой природой. Здесь так же отражена и судьба самого поэта, в нём здесь мы видим рождение, начало этой жизни. Этот образ маленького зеленого росточка олицетворяет собой совсем еще юного поэта, только вступающего в творческий мир.

3.2.Результаты сплошной выборки поэтических строчек

В процессе работы над стихами С.Есенина я нашёл 15 стихотворений, в которых присутствует образ клена. Свои находки я представляю в виде таблицы.

Название произведения

Текст стихотворения

Дата написания

1

« Там, где капустные грядки»

Там где капустные грядки Клененочекмаленькой матке

Зеленое вымя сосет .

1918 г.

2

«Я покинул дом родной»

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге

1918 г.

«Я покинул дом родной»

Оттого что тот старый клён

Головой на меня похож.

1918 г.

3

«Исповедь хулигана»

Как будто бы на корточки погреться

Пришел наш клен перед костром зари.

1920 г.

4

«Сорокоуст»

Очесываются листья с кленов

1920 г

5

«Не жалею, не зову, не плачу»

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

1921 г

6

«Там теперь такая ж осень…»

Клен и липа в окна комнат,

Ветки лапками забросив,

Ищут тех, которых помнят.

1923 г

7

« Возвращение на Родину»

Приметный клен уж под окном не машет,

И на крылечке не сидит уж мать

1924 г

8

« Русь Советская»

И клены морщатся ушами длинных веток,

И бабы охают в немую полутьму

1924 г

9

«Сукин сын»

Нынче юность моя отшумела,

Как подгнивший под окнами клен.

1924 г

10

«Метель»

Облезлый клен

Гнусавит хрипло

В небо о былом

Какой он клен?

1924 г

11

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый»

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?

1925

12

«Слышишь - мчатся сани, слышишь сани мчатся »

Эх вы, сани, сани! Конь ты мой буланый?

Где-то на полянке клен танцует пьяный.

1925

13

«Я усталый таким еще не был».

В те края, где я рос под кленом,

Где резвился на желтой траве

1925г

14

«Весна»,

Привет тебе,

Мой бедный клён!

Прости, что я тебя обидел.

1925г

15

«Сказка о пастушонке Пете»,

Вот приходит осень

С цепью клёнов голых,

Что шумит как восемь

Чертенят весёлых.

1923г

3.3. Языковые средства,использованные при создании образа клёна

Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клен. Например, «клененочек маленький», «старый клен», «клен на одной ноге», «подгнивший под окнами клен», «клен опавший, клен заледенелый», «приметный клен», «кленов голых», «мой бедный клен». Все эти эпитеты с первого взгляда кажутся обычными, примелькавшимися, часто встречавшимися в фольклорных произведениях. Все "кленовые" эпитеты Есенина отличаются лексической полноценностью. Ни один из "кленовых" эпитетов не повторяется. Часто поэт называет клён словом «мой». Такое личностное отношение поэта к клену вызвано тем, что клен стал не просто спутником нелегкой поэтической судьбы Есенина, но и его задушевным другом. Какое дерево соотносится с периодом зрелости, ухода, прощания? Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради формы, а для того, чтобы точнее и глубже раскрыть мысль, содержание. Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Собственный стиль Есенина отчетливо прослеживается в подборе метафор, которыми поэт характеризует своё любимое дерево. Старый клен предстает перед нами одноногим сторожем, охраняющим старинные традиции и особую атмосферу русской деревни. В русской народной поэзии клен обычно кудрявый, сам поэт был кудрявым, это позволяет ему сказать: «тот старый клен, Головой на меня похож». Все «кленовые» художественные языковые средства Есенина отличаются лексической полноценностью и прозрачностью. Создавая образ, поэт стремился сблизить два плана - реальности и образности. Именно поэтому целый ряд слов при изображении клена он намеренно употреблял в прямом значении. Так этот образ получает в поэзии Есенина жизненную правдивость, художественную убедительность, полноту яркость и живость. В результате образ становится глубже художественно достовернее, а речь приобретает плавность, песенную напевность, особую выразительность. Этому способствует и тот факт, что ни один из языковых средств не повторяется в том же значении, несмотря на то что повторы как художественный прием, в общем-то, характерны для поэтического стиля С. Есенина. Клён, стерегущий Русь, стоящий на одной ноге, безусловно, больше напоминает мыслящее существо, а не обычное дерево. Старый одноногий клён внезапно преображается прямо на глазах у читателей. Ему уже придаются удивительные черты, полные чего-то возвышенного и романтичного. Есенин пишет, что в клёне есть радость для тех, кто целует «дождь» листьев дерева. Оказывается, клён похож головой на лирического героя стихотворения. Именно это дерево и становится своеобразной связующей нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли. Есенин в 15 стихотворениях о клёне использовал языковые средства следующим образом:Исследовательская работа Образ клёна в лирике Сергея Есенина

Языковые средства

Примеры

Кол-во использований

Метафоры

«тот старый клен, головой на меня похож».

18 - 47%

Эпитеты

«клененочек маленький»,

15 - 31%

Прямое значение слова

осенний клён

9 - 16%

Сравнения

«прошлогодний лист …- как ворох меди»

3 - 6%

Таким образом, классификация изобразительно-выразительных средств, используемых поэтом при создании образа клёна, позволила сделать вывод, что метафоризация - излюбленный есенинский приём при создании образа клёна. Есенин - поэт метафор.

3.4.Результаты опроса респондентов.

1.Респондентам было предложено выбрать определения, на их взгляд, наиболее подходящие к клёну. В опросе участвовали 65 человек, это учащиеся 5-8 классов.

Каким бывает клен?

старым высоким огромным красным большим японским раскидистым стройным сахарным одиноким густым засохшим столетним багряным американским молодым величавым осенним огненным карликовым алым могучим белым бронзовым желтым развесистым толстым канадским ветвистым гигантским тенистым прелестным татарским молоденьким низкорослым миниатюрным раздетым голым мощным заветным серебристым жиденьким серым пламенным лакированным тоненьким разлапистым тонким горемычным ближайшим кудрявым золотым полированным небольшим любимым западным чахлым маленьким каменным большим пламенеющим русским кремовым горным

Результаты опроса представлены в диаграмме:

Вывод: результаты опроса свидетельствуют о том, что у каждого человека есть свои ассоциации с образом клёна. Респонденты назвали такие определения клёна. Примерно таким же видел клён и С.Есенин.

2. Респондентам было предложено ответить на два вопроса:

Что может клен?

Что можно сделать с кленом?

стоять расти затенять шуметь желтеть упасть пожелтеть пылать выворотить шелестеть носить напомнить сидеть заслонять найти остановиться ответить смениться принять надеть шевелить сказать переговариваться рухнуть сделать смотреться вздрогнуть застрять опуститься выделять придавать сгнить зашуметь подниматься терять умолкать полыхать сбрасывать вырисовываться показать оказаться поговорить скрыть прочищать скрипеть ворваться удивить затушить обещать направиться давать разродиться решить золотиться дразнить положить служить находить розоветь падать отмахнуться свалиться прикупить спилить вызвать никнуть стеречь посадить

Результаты опроса представлены в диаграмме:

Клён может

Вывод: не был назван глагол «стеречь», который встречается в стихотворении Есенина. Только Есенин талантливо и самобытно создал образ клёна с помощью этого слова.

Что можно сделать с кленом?

Результаты опроса представлены в диаграмме:

Вывод: результаты опроса свидетельствуют о том, что ученики не могут называть слова в переносном смысле. Это умение пользоваться словом дано таким талантливым людям, каким был Есенин С.А.

3. Респондентам было предложено назвать ассоциации к слову клен

дом

природа

дерево

человек

чувства

качества

окно

октябрь

лист

голова

сочувствие

чистота

забор

сентябрь

вершина

руки

интерес

целомудрие

фасад

красота

роща

душа

нетерпение

благодарность

крыльцо

синева

золото

любовь

правдивость

крыша

заряжает

искренность

забота

калитка

память

нежность

волнение

родные

любовь к дому

родина

тоска


переживание

Результаты опроса представлены в диаграмме:

Вывод: ассоциации опрошенных частично или полностью совпадают с ассоциациями Есенина

Заключение

Я исследовал, как образ клёна влияет на душевный мир лирического героя, определил, что может символизировать для автора изображаемый им образ клёна, выявил, как общение с природой влияет на поэта.

Таким образом, проанализировав образ клёна в есенинских стихотворениях, я пришёл к выводу:

1.К образам деревьев С.Есенин обращался часто, что свидетельствует о любви поэта к родному краю, дому.

2.Одним из самых любимых деревьев С.Есенина является клён, о чём свидетельствуют научные исследования учёных, само признание Есенина С.А.

3. Создавая художественный образ клёна, поэт использовал такие изобразительно-выразительные средства, как метафоры, эпитеты, сравнения.

4.Классификация изобразительно-выразительных средств, используемых поэтом при создании образа-клёна, свидетельствует, что С.Есенин - поэт метафор.

Клён - символ русской красоты, родного дома. Есенин через всю свою жизнь пронёс любовь к родному дому. Это самое весомое обстоятельство, объясняющее, чем близка мне поэзия Есенина. Я полностью разделяю такую любовь. У многих поэтов и прозаиков любовь к Родине так же сильна, но такого гармоничного сочетания любви к природе и Родине я ещё не встречал. Через образ клёна у меня сложилась целостная картина о Есенине как о человеке и поэте.

В процессе работы я научился более внимательно и вдумчиво читать стихотворение, быть более наблюдательным, находить нужные для меня образы, даже если они завуалированы. Научился работать со специальной литературой: делать заметки, выписывать важные мысли, нужные моменты; анализировать отобранный материал, сопоставлять и делать определенные выводы. Я рассмотрел лишь некоторые стороны есенинского художественного мира. В дальнейшем я хочу рассмотреть другие образы деревьев, так как в процессе выборочного чтения я обнаружил, что в его стихотворениях есть все образы деревьев.




Список использованной литературы

  1. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство С.Есенина. - М.: «Просвещение», 2005 г.

  2. С.А.Есенин. Избранное. М., «Просвещение», 1989 г.

  3. Учебник-хрестоматия для 5 класса. - М.: «Просвещение», 2012.

  4. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. - М.: «Просвещение», 2009.

  5. Илюшин А.А. О стиле С.А.Есенина. - М.: Просвещение, 1970, - 240 с.

  6. Юшин П.Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция. - М.: Просвещение, 1989 г.

  7. Афанасьев, А. Н. Древо жизни: Избранные статьи [Текст]

  8. А. Н. Афанасьев. - М.: Современник, 1982-464 с.

  9. Эрудиция [Электронный ресурс]: Береза и клен - сквозные образы лирики С.А.Есенина Статья. / Режим доступа: erudition.ru/referat/ref/id.16956(Дата обращения - 10.10.15 г.)

  10. «Я по-прежнему такой же нежный». С.Есенин. Москва «Эксмо-пресс» 2000г.









Приложения.Исследовательская работа Образ клёна в лирике Сергея Есенина











Время от времени навещаем мы дом Сергея Александровича, чтобы несколько мгновений пожить его жизнью, приобщиться к чистому языку его поэзии, омыть сердечные ссадины, полюбоваться есенинскими клёнами, подышать воздухом обновленных ржаных и гречишных полей. Здесь всё, буквально всё говорит о нём: трава на крутой тропе шелестит, лист клёна лопочет: «Наш, наш Есенин!»

ХУДОЖНИК И КЛЁН. СКАЗКА.

Любил художник осень. И она его тоже любила, зачаровывала красками яркими, заманивала в леса расписные. Каждый день осень художнику подарки дарила: то осинку пурпурную, то берёзку золотолистую. Однажды вышел художник на полянку лесную и ахнул. Стоит на полянке кленок молодой. Лапки-листики на солнце позванивают, золотом оранжевым, красно-бордовым просвечивают, - глаз не оторвать.

- Ну, спасибо тебе, осень, за подарок такой драгоценный, - поклонился художник.

Расставил он свой мольберт рядом с кленком и замер, стараясь побольше его красоты в себя вобрать, чтобы суметь потом эту красоту людям показать.

Клен ласково заглянул художнику в глаза своими пурпурно-золотыми широкими листьями и спросил:

- Разве есть у людей краски с такими тончайшими оттенками, как у Матушки- природы? Посмотри на мои листочки, художник, каждый, словно сокровище разноцветное, и ни одного не встретишь одинакового.

Улыбнулся художник в ответ:

- Конечно, кленок, не может человек сравниться с Матушкой-природой красками, но в сердце моем каждый твой листочек светится радостью. Если смогу я передать людям хотя бы частичку твоей красоты, может быть, и в их сердцах станет светлее от радости. А ты расскажи мне о жизни своей, чтобы картина моя живой получилась.

Художник сделал на полотне первый мазок, и клен начал свой рассказ:

- Ты видишь мою красу, художник, а большой раскидистый клен, на котором я родился, был прекраснее меня в сто раз. Его люди срубили. Весь лес вздрогнул от горя, когда красавец клен упал, и на моей серой коре от тоски по родителю появились с тех пор продольные трещинки. Только прошлой зимой я, наконец, утешился. Вот как это случилось. Лыжники решили отдохнуть на нашей поляне и сняли возле меня свои лыжи. Я на людей тогда в обиде был, не хотел с ними разговаривать, отвернулся даже в сторону и вдруг слышу:

- Кленок, посмотри на меня, ведь мы с тобой хорошо знакомы.

Другой голос добавил:

- Где-то сейчас мои детки, наверное, такими же красавцами стали?! Оказалось, что все лыжи были сделаны из кленов, а одна пара как раз из моего родного, что на нашей поляне рос. С тех пор, если бегут мимо лыжники, я знаю, что самые быстрые и легкие лыжи на них из клена, и машу им приветливо вслед. Даже трещинки продольные на моей серой коре теперь струятся не так печально.

Художник погладил серый с трещинками ствол и почувствовал, что сегодня трещинки совсем весёлые. Кленок продолжал:

- Родился я двадцать лет тому назад и сначала крепко спал в почке-колыбельке. Уже тогда Матушка-природа и отец-клен учили меня красоте и закутали в чудесные шелковистые чешуйки с золотисто-оранжевым опушением. Всю зиму я спал, но, наконец, чешуйки почки раскрылись, и я увидел свет белый в виде зелено-желтого цветка. Первым другом была пчелка. Сначала мне показалось, что я не такой уж красивый, хотя и достаточно крупный цветок. Но пчелка меня утешила. Она опустилась на меня и зажужжала:

- Какой красавец, самый первый, раньше листочков явился, да какой сладкий!

Пчелка принялась пить мой нектар, и при этом пылинки мои попали в завязь. Это было приятно, хотя и немного щекотно. Вокруг меня было шумно. Кого только не было на моих братьях-цветах: мухи, бабочки, пчелы, - все спешили после зимы силы свои восстановить. Ах, как всем нам было радостно и сладко. Каждую весну я снова и снова переживаю это чудесное состояние. Жаль, художник, что ты не можешь его почувствовать.

- Почувствовать не могу, зато могу представить, как радостно цвести, когда вокруг еще все голо и деревья без листьев. А сладость светлого кленового меда я прекрасно знаю. Я его много раз пробовал и всегда мне казалось, что он весной пахнет, - сказал художник и добавил в свою картину сладкой радости весеннего цветения клена.

- Вторым моим другом, - снова продолжил клен свой рассказ, - был мой братец-близнец, который родился вместе со мной из цветка. Все кленовые детки-семена - сросшиеся близнецы под двумя крылышками. Мы с братцем были точь-в-точь похожи и видом и характером. Осенью мы увидели, как ветер разделяет созревшие семена, подхватывает их и, вращая крылышком, точно пропеллером, разносит по поляне. Мы с братом крепко прижались друг к другу и решили не расставаться. Но началась зима, и налетевший холодный вихрь подхватил моего созревшего брата и унес в одну сторону, а меня в другую. Ветер так бешено вращал мое крылышко, что у меня голова закружилась, и я сначала не понял, куда попал. Очнулся я от холода на лесной поляне. Был зимний вечер, и с каждой минутой я замерзал все больше. Вдруг на поляну вышел великан-лось, который пришел поужинать веточками молодых деревьев. Потом что-то черное навалилось на меня, и я утонул в снегу. Лось втоптал меня копытом под прошлогодние листья, а лунку засыпало снегом. Здесь мне стало уютно и тепло, и я сладко уснул до весны. С тех пор лось моим другом стал. Ведь если бы не он, я бы замерз и умер.О братце своем я до сих пор ничего не знаю. Нам, семенам кленовым, нелегко приходится. Хотя сыплемся мы с клена всю осень и всю зиму, в деревца прорастают только счастливчики. Проснулся я весной от талой весенней водицы. Было еще довольно холодно, но мне так не терпелось снова мир увидеть, что я выпустил корешок и стал тянуться вверх. Замечательное это чувство, когда ты снова на свет божий появляешься, уже не цветочком, не семечком, а маленьким кленовым росточком. Гордость переполняла меня. "Я - дерево, настоящее дерево!" - пел каждый острый уголочек моих листьев-лап. Они у меня были совсем как у взрослого клена, хотя и родились на тоненьком прутике.

- Славно ты, кленок, рассказываешь, - улыбнулся художник, и, вздохнув, добавил:

- К сожалению, люди часто забывают вырастить в себе дерево.

- Да, растить свое дерево - это самое важное дело на свете, - согласился клен и продолжил свой рассказ:

- Я быстро рос. Следующей весной меня уже не узнать было. И друзей у меня прибавилось. Посмотри, художник, сколько вокруг меня деревьев: и берёзы, и осины, и дубы, и даже сосны. Бывает, деревья ссорятся из-за пустяков всяких, я тогда их мирю, каждому что-то доброе скажу. Мы, клены, не любим в одиночестве, без друзей, расти. Листочки мои питательные, и в них витамина С много. Деревьям землица с моими перегнившими листьями по вкусу. От нее они крепкими и высокими становятся. Может быть, потому на земле и нет чистых кленовых лесов, что деревья возле меня селиться любят. И звери часто моими листьями лакомятся. Я на них не обижаюсь, пусть питаются. Я дерево сильное, всех могу накормить и напоить.

- Ты, клен, настоящее дерево дружбы! - воскликнул художник.

- Да, люблю друзей, - подтвердил клен. - У меня и среди людей друзей много. Особенно с одним человеком я крепко подружился. Он пришел ко мне однажды осенью и попросил два семечка, чтобы посадить их возле дома в честь своих сыновей-близнецов. У вас, людей, есть примета, что человек будет расти здоровым и счастливым, если в честь него дерево посадить при рождении. Видно, дерево ему свою силу и мудрость передает. Я решил: для моих семян большая честь с людьми побрататься, и дал их человеку. Человек выбрал тогда самые крупные и крепкие семена. Был он ученым-ботаником; в деревьях хорошо разбирался. Клены его особенно интересовали, он о них книжку писал. О чем мы только с ним не разговаривали. Скоро и я стал ученым по кленам. Не только о себе, клене остролистом, могу рассказать, но и о клене сахарном, и о серебристом, и о разных других. Могу целую лекцию прочитать о том, как клены растут по всему свету: и в Африке, и в Европе, и в Азии, и в Америке. Для любого леса и города мы - гордость и краса. Но тебе, художник, не интересно, наверное, лекции слушать...

- Нет, почему, - возразил художник, - все, что ты рассказываешь, еще раз доказывает, что ты - самое настоящее дерево дружбы. Это мне тоже надо нарисовать в моей картине, раз я хочу показать людям твою красоту. Так что продолжай, пожалуйста.Но клен молчал. Молчал, потому что увидел чудо: на картине художника величественно возвышался красавец клен. Его широкая вершина была освещена лучами солнца, и в этих волшебных лучах блестели пурпурные и золотисто- зеленые кленовые листья, неповторимые и прекрасные. Все дерево было похоже на веселый, торжественный праздник.

Клен воскликнул:

- Неужели это я?

Художник скромно ответил:

- Нет, клен, это лишь частичка твоей красоты, перед которой я не в силах был устоять.



© 2010-2022