Урок русского языка в 10 классе Фонетические написания

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 10 классе (базовый уровень)

Тема: Фонетические написания

Цель урока: совершенствование орфографической грамотности учащихся

Методические приемы: решение проблемных вопросов, работа у доски, в тетрадях, работа по алгоритмам учебного пособия.

Оборудование: учебное пособие для учащихся «Русский язык» для 10кл. под ред. Л.А. Муриной; карточки для самостоятельной работы.

Ход урока


  1. Организационный момент.

    1. Проверка готовности к уроку.

    2. Объявление темы и цели урока.

2. Актуализация знаний учащихся

2.1. Слово учителя:

- Ребята, сейчас мы повторим правописание проверяемых написаний. Перед вами отрывок из стихотворения Ивана Бунина «Листопад». Вставьте в текс пропущенные буквы и объясните их правописание (один учащийся работает у доски, остальные по карточкам).

Карточка1.

Лес, точно терем расп…сной, (пишет, орфограмма в корне слова)
Лиловый, з…лотой, багряный, олото, орфограмма в корне слова)
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.


Березы ж…лтою резьбой ёлтою - желтеть, правопис. о,ё после шип. в корне)
Блестят в лазур… голубой, (в лазури - о степи, окончание сущ. 3-его скл. В П.п.)
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют


То там, то здесь в листве сквозной
Пр…светы в небо, что оконца. (просветы, приставка про-)
Лес пахн…т дубом и сосной, (пахнет, глагол 1 спряжения)
За лето высох он от солнца,


И Осень тихою вдовой
Вступа…т в пестрый терем свой. (вступает, глагол 1 спряжения)

- Молодцы, ребята.

  1. Работа по теме урока.

    1. Слово учителя:

- А сейчас обратите внимание на слова, написанные на доске:

Во_хождение, ра_бросать, бе_толковый, ра_жевать, бе_заботный, бе_словесный, бе_чувственный, , бе_дыханный.

- Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, и объясните написания (один учащийся работает у доски, остальные в тетради).

- Какое правило вы применили, выполняя это задание? (правописание приставок на з/с)

3.2. Работа с алгоритмом по правописанию приставок на з/с:

- Обратимся к алгоритму в упражнении 272, на странице 178 (работа с алгоритмом).

- А сейчас выполним упражнение 273 устно.


  1. Работа с алгоритмом по правописанию гласных ы, и после приставок:

- Рассмотрите алгоритм правописания гласных ы, и после приставок. Упражнение 276, стр. 180, задание 1.

- Выполните задание 2 этого упражнения.

  1. Работа с алгоритмом по правописанию о-е после ц:

- Рассмотрите таблицу упражнения 278, страница 181.


  1. Закрепление.

4.1. Выполнение теста (ключ: 1.б; 2.б; 3.б):

1. Определите ряд, в котором все слова написаны правильно:

а) бессмысленный, бесжалостный, безвкусный, збивчивый;

б) низвергнуть, вздремнуть, рассмотреть, вскипеть; ˅

в) восхождение, возбуждение, здержать, сберечь.


  1. Определите ряд, в котором все слова написаны правильно:

а) отыграть, суперинтересный, дезынформация, изымать;

б) розыск, контригра, взимать, подытожить; ˅

в) мединститут, спортинвентарь, межынститутский.


  1. Определите ряд, в котором все слова написаны правильно:

а) лицом, оконце, пунцёвый, глянцевая;

б) цокотуха, герцог, отцов, крыльцо; ˅

в) целина, скерцо, облицовать, ситцевый.


  1. Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия

- Что показалось наиболее сложным?

- Что - наиболее интересным?

- Зачем нам нужен был сегодняшний урок?

XIII. Задание на дом

§ 35, упр. 279

Карточка1.


  1. Вставьте в текс пропущенные буквы и объясните их правописание

Лес, точно терем расп…сной,
Лиловый, з…лотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.


Березы ж…лтою резьбой
Блестят в лазур… голубой,

Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют


То там, то здесь в листве сквозной
Пр…светы в небо, что оконца.

Лес пахн…т дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,


И Осень тихою вдовой
Вступа…т в пестрый терем свой.


Тестовая работа

1. Определите ряд, в котором все слова написаны правильно:

а) бессмысленный, бесжалостный, безвкусный, збивчивый;

б) низвергнуть, вздремнуть, рассмотреть, вскипеть; ˅

в) восхождение, возбуждение, здержать, сберечь.


  1. Определите ряд, в котором все слова написаны правильно:

а) отыграть, суперинтересный, дезынформация, изымать;

б) розыск, контригра, взимать, подытожить; ˅

в) мединститут, спортинвентарь, межынститутский.


  1. Определите ряд, в котором все слова написаны правильно:

а) лицом, оконце, пунцёвый, глянцевая;

б) цокотуха, герцог, отцов, крыльцо; ˅

в) целина, скерцо, облицовать, ситцевый.


© 2010-2022