Инновационный педагогический опыт на тему: «Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы»

Актуальность и перспективность опыта.                 Система образования не стоит на месте. Время и общество выдвигают свои требования к образовательному процессу, и в современных условиях преподавание русского языка и литературы требует новых подходов, направленных на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления. В контексте новой образовательной программы на смену главной образовательной задаче – сформировать прочную систему знаний – пришла задача научить...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Представление инновационного педагогического опыта Старостиной Н.Н., учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» Рузаевского муниципального района.

Тема: « Технология проблемного обучения на уроках

русского языка и литературы».

Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем

удовлетворять её.

А.Франс

Актуальность и перспективность опыта.

Система образования не стоит на месте. Время и общество выдвигают свои требования к образовательному процессу, и в современных условиях преподавание русского языка и литературы требует новых подходов, направленных на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления. В контексте новой образовательной программы на смену главной образовательной задаче - сформировать прочную систему знаний - пришла задача научить обучающихся действовать на основе полученных знаний, а прежде эти знания надо постараться добыть. Но как заставить ребёнка действовать в нужном направлении? Что может поспособствовать в развитии потребностей найти и усвоить материал? В этой ситуации, на наш взгляд, учителю может помочь технология проблемного обучения, что очень актуально сегодня.

Практическая значимость: использование данной технологии способствует самостоятельному поиску учащимися новых понятий и способов действий, предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний, обеспечивает новых способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Концептуальность опыта.

Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активации заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность , активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. С точки зрения классической дидактики, проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки (А.М. Матюшин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.)

Проблемная ситуация - это затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация побуждает начало мышления, активную мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

Проблемное обучение - организованный учителем способ активного взаимодействия ученика с проблемой, представленной содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к противоречиям знания и способам их разрегения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развитие творческого мышления учащегося.

Целями проблемного обучения являются следующие:

- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

- воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить, разрешать

нестандартные проблемы.

Задачи:

-изучение мотивации всех участников образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний;

- способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы;

- воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Основные приемы преподавания а методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, анализ полученного решения.

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению ,прежде всего, его умением увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать её, найти решения и решить ее эф классе учащимся можно предложить отрывки фективными приемами. Так, например, в начале урока по теме «Имя прилагательное» в 6 классе учащимся можно предложить отрывки из художественных произведений, прочитанных на уроках литературы (своеобразный элемент неожиданности, который способствует активизации внимания):

  • «Он повернул голову и сразу увидел синее небо. Там же висела большая прозрачная сосулька, … на ее остром кончике копилась капля золотистой воды. Снег в огороде был белый, белый, небо вверху такое синее, как обложка на тетрадке».

В.Белов «Скворцы»

«Сколько времени прошло, а все было серебряное утро. Собака вошла в воду, выбежала серебряная. Недалеко по кладкам медведица переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью. Лосенок в чаще навострил розовые уши и тоже стоял серебряный».

М.М.Пришвин «Времена года. Лето. Серебряное утро»

«С такой разноцветностью ушей и с подпалинами под большими умными темно-карими глазами морда его была даже симпатичней, приметней, умней, чем у обычных собак».

Г.Троепольский «Белый Бим. Черное ухо»

После прочтения можно обратиться к учащимся с вопросом: «Слова какой части речи помогли вам определиться с ответом?» А далее уместен проблемный вопрос: «Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке?»

Так, оттолкнувшись от вопроса, можно начать урок изучения нового материала. Иным может быть подход на уроке обобщения и систематизации знаний. Учащимся предлагается текст, изобилующий обособленными членами предложения. Необходимо внимательно прослушать и попытаться ответить на вопрос: «Какая работа предстоит на уроке?» (учащимся необходимо проанализировать текст на слух и только потом дать ответ)

Вопрос имеет первостепенное значение, т.к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Интересный вопрос может быть организующим началом урока-диспута по литературе. Так, начиная разговор о главных действующих лицах пьесы А.Островского «Гроза», уместно начать разговор с проблемного вопроса: «Была бы счастлива Катерина, если бы Тихон попытался оказывать сопротивление Кабанихе?»

Технология проблемного обучения предполагает использование различных форм работы, например, тестирование. При работе с тестом, учащиеся постоянно решают «мини-проблемы», находясь в поиске ответа, что достаточно актуально при подготовке к ЕГЭ. Достаточно часто прибегаю к использованию тестовой оболочки «Краб» для создания разноуровневых тестов, преследующих активизацию мыслительной деятельности учащихся.

Ведущей педагогической идеей является создание условий для формирования и развития ключевых компетентностей школьника: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, ценностно-смысловых; воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.

Результативность опыта. Реализация принципа проблемного обучения в педагогическом взаимодействии ведет к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не дает готовые знания, но актуализирует, извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач.

Положительными моментами проблемного обучения можно назвать следующие:

- новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем;

- в ходе решения проблемы учащиеся преодолевают все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня;

- темп передачи информации зависит от самих учащихся;

- повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;

- результаты обучения относительно высокие и устойчивые, учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Не случайно учащиеся 11 класса (последний выпуск) очень успешно сдали ЕГЭ, набрав максимальное количество баллов за часть С, где необходимо вычленять проблему, рассуждать, аргументировать, доказывать.

Возможность тиражирования опыта

Обобщение и распространение опыта происходит:

  • на заседаниях ШМО учителей русского языка и литературы;

  • на педагогических советах;

  • на открытых уроках, мастер-классах школьного и республиканского уровней;

  • в публикациях в журналах и на школьном сайте;

  • при участии в заочных конкурсах конспектов уроков.


© 2010-2022