Конспект урока по литературе на тему «Высмеивание подхалимства, самоунижения в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий»»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе на тему «Высмеивание подхалимства, самоунижения в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»»

Цели: заинтересовать учащихся анализом произведения; научить высказывать собственное мнение ; развивать у учащихся умение приводить примеры высмеивания в произведении негативных черт характера человека.

Самое плохое, когда меняются люди.

А.П.Чехов

Ход урока

I. Этап организации совместной деятельности.

Добрый день, ребята!

Прозвенел звонок, начинается урок.

Вы наверное сегодня смотрели на себя в зеркало? А какими вы там себя увидели? С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите сигнальные карточки своего настроения. (Сигнальные карточки- солнышко, тучка).

Я пришла к вам с хорошим настроением, доброй улыбкой .

Начинаем наш урок с работы в тетрадях. Запишем тему урока: «Высмеивание подхалимства, самоунижения в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

1. Работа с эпиграфом к уроку.

- Подумайте, как могут меняться люди?

Ответ. Позитивно и негативно.

- Если человек меняется в позитивную сторону, жалел бы об этом Чехов?

Ответ. Нет, значит он обращает наше внимание на тех людей, изменениями которых он недоволен.

2. Слово учителя.

Давайте ещё раз внимательно вчитаемся в тему нашего урока и сформулируем цель. Как вы думаете, что мы должны понять сегодня для себя?

Ответы. Что такое подхалимство. Каким образом человек может сам себя унизить.

Вы дома прочитали рассказ. Всех ли героев вы запомнили? Предлагаю выяснить это в литературной игре «Да- Нет».

II. Игра «Угадай героя рассказа»

- Это женщина? (Нет)

- Это мужчина? (Да)

-Это юноша? (Нет)

- Это взрослый человек? (Да)

-От него пахнет флердоранжем? (Да)

-Кто это? (Толстый)

III.Работа с текстом.

- Скажите, это главный герой рассказа или второстепенный?

Ответ. Главный.

-А он единственный главный герой?

Ответ. Нет, есть ещё главный герой- Тонкий.

-Как мы впервые познакомились с главным героем? Найдите в тексте и зачитайте.

Ответ. На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля…

- Какими мы увидели героев в начале рассказа?

Ответ. Толстый только что пообедал, губы его блестят, как «спелые вишни», от него пахнет дорогим вином и дорогим одеколоном. Тонкий пахнет кофейной гущей, обвешанный вещами. Из этого можно сделать вывод, что герои занимают разное социальное положение.

-Как Чехову удалось показать в своем рассказе таких разных персонажей?

Ответ. Писатель использует важные подробности в изображении героев.

-В литературе есть особенное название этим подробностям- художественная деталь.

IV. Словарная работа. (Учащиеся записывают в тетрадь).

Художественная деталь- это выразительная особенность, которая вызывает в представлении целостную картину и пробуждает целую последовательность ассоциаций.

V. Беседа.

Вначале эти подробности могут показаться незначительными, но при внимательном чтении мы увидим, насколько полно они раскрывают характер действующих лиц.

-Давайте обратим внимание на такие подробности.

-Можем ли мы назвать встречу двух друзей детства приятной?

Ответ. Да, сам автор пишет, что «оба были приятно удивлены».

-Найдите слова которые нам намекали бы на это.

Ответ. «Поцеловались», «захватывающе», «милый».

-Достигли герои каких-то высот в своей жизни?

Ответ. Тонкий- чиновник восьмого класса, «невысокого ранга в царской России».

Толстый- тайный советник, один из высших чинов.

- Какая реплика перечёркивает дружеское взаимоотношение двух приятелей после того, как узнали о чинах?

Ответ. Это слова Толстого: «Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею… ».

Вывод. И все! Вместо людей появляются чины: высокий и низкий. И по убеждению Тонкого, к Толстому нельзя уже ставиться, как к другу. Теперь перед ним человек высокого ранга, а не школьный товарищ. Давайте попробуем проследить по тексту изменения в поведении Тонкого.

VI. Работа в парах.

Вместо физкультминутки предлагаю объединиться в группы.

Первая группа- найдите и выпишите глаголы, которые указывают на изменения в поведении героев.(О чем это свидетельствует?)

Вторая группа- изменения в мимике и жестах. («В лице столько блаженства, слащавости», «подал на прощание не руку, а три пальца», последний абзац, первый).

Третья группа- особенности изменения речи. (перешёл с «ты» на «вы», надменное уважение ).

Четвертая группа- С какой целью автор ввел в текст образ Нафанаила- сына Тонкого? (Показать, что отец не один в своем чиноуважении. Автор показывает, что найдутся ещё такие люди. Это такой тип людей, которые унижаются ради того, чтобы угодить начальству. В народе говорят «подхалим» ).

-Кем могут быть наши герои, если представить их в образе:

Животных- змеи, ящерицы.

Деревом- верба.

Фрукты- лимон, фурма.

VII. Рефлексия.

Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке. Какие выводы по теме вы сегодня сделали? Пригодятся ли эти знания вам в жизни? Какие именно?

Вывод. Нельзя терять своё достоинство. Надо оставаться всегда человеком.

VIII. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос «Что заставляет людей вести себя так, как герои чеховского рассказа?»



© 2010-2022