Исследовательская работа Мастерство психологического анализа А. П. Чехова в рассказе Володя

Исследовательская работа ставит целью познакомиться с приемами психологического анализа А.П.Чехова на примере рассказа-открытия "Володя", рассмотреть особенности психологического состояния подростка.В исследовательской работе рассмотрены следующие приемы психологического анализа :- художественный портрет героя или значительные портретные змечанияискусство выделения художественной детали- внутренний монолог героя- изображение противоречий между персонажами- прямая авторская психологическая характ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «вихоревская средняя общеобразовательная школа № 101»

2014г.

Мастерство психологического анализа А.П.Чехова в рассказе «Володя»

Исследовательская работа

Бальжинимаева Т.И. учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория



А.П. Чехова глубоко волновала судьба детей в современном обществе, и особенно больно ему было видеть, как это уродливое, пошлое общество калечит и ломает не окрепшую еще, хрупкую и впечатлительную душу ребенка.

Во второй половине 1880-х годов интерес писателя к изображению души ребенка, подростка приобретает новый смысл. В своих произведениях этого периода Чехов утверждал, что, по сравнению с ложью, фальшью, бесчеловечностью, господствующими в обществе, душа подростка, его чувства чисты, непосредственны и здоровы.

В центре рассказа «Володя», написанного в 1887г., душевная драма еще не сформировавшегося юноши-гимназиста. Это произведение написано по типу рассказа-«открытия». Суть этого типа рассказов состоит в следующем: в центре сюжета герой - обыкновенный человек, с которым однажды происходит некий случай. Случай может быть незначительным, но он приводит к главному событию рассказа - открытию. В результате происходит опровержение прежнего, наивного представления о жизни. Герой понимает, что жизнь на самом деле сложна и запутанна; происходит переосмысление всех взглядов. Это всегда связано с душевным кризисом, поэтому Чехов в первую очередь старается понять и раскрыть внутренний мир героя.

Главным действующим лицом рассказа является подросток Володя - «семнадцатилетний юноша, некрасивый, болезненный и робкий». Почему Антон Павлович использует именно слово «робкий»? На мой взгляд, автор очень хорошо знал психологию подростка, интересовался процессами, которые происходят в его душе. Ведь подросток - это уже не ребенок, но и еще не взрослый. Скорее всего, робость и является следствием переходного состояния между миром детства и взрослости.

Как и всякого подростка, у Володи много проблем: надуманных и реальных. Это и экзамен по математике, и унижающее его самолюбие пребывание у Шумихиных, и его возникающее чувство к Анне Федоровне. «Юноша ни на минуту не мог отделаться от странного, неприятного чувства, которое было для него совершенно ново… Ему казалось, что он был влюблен в кузину и гостью Шумихиной Анну Федоровну». Казалось бы, все естественно, нормально. Подошел такой возраст, когда взрослеющие мальчики выбирают себе объект для обожания, делают первую попытку осознать противоположный пол. Еще Ф.М. Достоевский сделал попытку охарактеризовать это состояние в романе «Подросток». «Меня охватывает новое чувство, невыразимое, которого я еще вовсе не знал никогда, и сильное, как весь мир…. О, я уже не в силах уйти теперь ни за что! О, как мне нравится, что это так бесстыдно! Я схватываю ее за руки ,прикосновение рук ее мучительно сотрясает меня, и я приближаю мои губы к ее наглым, алым, дрожащим от смеха и зовущим меня губам».

Но у Чехова немного по-другому происходит осмысление мальчиком взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Женщина, в которую Володя, как считал, влюбился, так же мало подходила для него, как и все общество, в котором он вынужден был находиться из-за матери. «Это была подвижная, голосистая и смешливая барынька, лет тридцати, здоровая, крепкая, розовая, с круглыми плечами, с круглым жирным подбородком и с постоянной улыбкой на тонких губах».

В поведении Володи нет никакой логики. Он отлично знает, что она некрасива и немолода, но «был не в силах не думать о ней, не глядеть на нее, когда она, играя в крокет, пожимала своими круглыми плечами и двигала гладкой спиной или же после долгого смеха и беготни по лестнице падала в кресло и, зажмурив глаза, тяжело дыша, делала вид, что ее груди тесно и душно». Здесь проявляется знание и понимание психологии юноши, который видит отсутствие молодости и красоты, но все равно тянется. Возникшее первое физическое влечение Володя переводит на первое попавшееся лицо женского пола. Причем, Володя очень остро понимает, что чувство, которое он испытывает к Нюте, не очень чистое и порядочное, и сам он не может в нем разобраться. «Это желание не походило на ту чистую, поэтическую любовь, которая была знакома ему по романам, и о которой он мечтал каждый вечер, ложась спать; оно было странно, непонятно, он стыдился его и боялся, как чего-то очень нехорошего и нечистого, в чем тяжело сознаваться перед самим собой».

Нюта же, эта тридцатилетняя кокетка, прекрасно понимает ,что чувствует Володя, но не только не помогает разобраться в своих чувствах, а, наоборот, еще более усугубляет положение, провоцирует Володю, ведет себя вызывающе. «А знаете, Володя, отчего вы такой тюлень? Оттого, что вы не ухаживаете за женщинами. Отчего вы не ухаживаете? Правда, здесь барышень нет, но ведь вам ничто не мешает ухаживать за дамами! Отчего вы, например, за мной не ухаживаете?»

Когда Володя, после мучительного сомнения, объясняется в любви, Нюте весело. Ее самолюбию льстит (как всем ограниченным и недалеким людям), что подросток увлекся ею. В ней ни на минуту не шевельнулось сочувствие , жалость к бедному мальчику. Наоборот, она прекрасно себя чувствует, даже поучает Володю: «Надо, Володя, быть ловким, любезным, милым, а таким можно сделаться под влиянием только женского общества. Однако какое у вас нехорошее, …. злое лицо. Надо говорить, смеяться. Да, Володя, не будьте букой, вы молоды и успеете еще нафилософствоваться». Нюта не задумывается, как тяжело дается Володе это признание; он «задергал нижней губой, замигал глазами». Фразу «Я люблю вас!» подросток не сказал, а проговорил, причем, с паузой. Все это говорит о неуверенности, страхе, смятении, но и надежде - а вдруг поймут, не оттолкнут.

Антон Павлович с присущим ему мастерством очень искусно предает душевное волнение Володи: «ничего не понимая и не соображая», «в глазах его помутилось, и выступили слезы».

После неудачного (для Володи) объяснения, определяющим чувством. Которое овладело им, стало чувство стыда, неловкости. «Ему было невыносимо стыдно, так что даже он удивлялся, что человеческий стыд может достигать такой остроты и силы. От стыда он улыбался, шептал какие-то несвязные слова и жестикулировал. Ему было стыдно, что с ним только что обошлись как с мальчиком, стыдно за свою робость».

Здесь проявляется мастерство Чехова - знатока детской психологии. Драматург с помощью слов сумел показать сложные переливы душевного состояния подростка, смену настроений. После свидания с Нютой Володя испытывает стыд; затем, подходя к дому, он уже решителен и смел. Подслушав разговор m-m Шумихиной и ее гостей, в котором идет речь о Володе, им опять овладевает мучительная тоска, ужас. Но, подходя к станции, он ощутил, что «все это уж не было так страшно и значительно, как раньше…» Единственное, о чем думает Володя, это то, что Нюта «не отдернула руку и смеялась, когда я держал ее за талию, значит, ей это нравилось».

Эти резкие смены настроений, приливы и отливы весьма характерны для подростков, которые могут горько плакать и, через мгновение, весело смеяться. Эту мысль подтверждает также решение Володи остаться ночевать на даче, придает ему уверенность, что завтра решаться все его проблемы.

Может быть, с наступлением утра Володя бы вновь обрел возможность смотреть на вещи трезво. Но происходит случай, результатом которого становится открытие (об этом говорилось вначале). Ночью Нюта приходит в комнату Володи. То, о чем тайно мечтал юноша, случилось. Казалось бы, он должен испытывать восторг, упоение, но «прошло полминуты, и все это вдруг(!) исчезло. Володя видел одно только полное, некрасивое лицо, искаженное выражением гадливости, и сам вдруг почувствовал отвращение к тому, что произошло». Почему же происходит опять такая резкая смена настроения? На мой взгляд, все очень просто. На место чувственному, физическому восприятию женщины Володей приходит понимание того, что объект обожания духовно слеп, глух, глуп. «Как теперь Володе казались безобразны ее длинные волосы, просторная блуза, ее шаги, голос!».

Происходит внутренний конфликт. Володя, как человек чистый, духовный, не может принять физическое сближение с пустышкой Нютой. Отсюда - разочарование, отвращение к себе, усиление комплекса неполноценности: «гадкий утенок. В самом деле, я гадок… Все гадко». Отвращение к себе Володя переносит на окружающих. Стыд теперь заменяется обидой и злостью на Нюту. Мать. В жизни Володи происходит открытие, что Нюта - не идеал женщины, ее невозможно любить той «чистой, поэтической любовью, которая была знакома по романам и о которой он мечтал каждый вечер, ложась спать». Нюта лишена таких элементарных человеческих чувств, как внимание к другому человеку, тактичность; она не способна испытывать каких-либо душевных волнений.

Контрастом отвратительному настроению юноши выступает ослепительная картина наступающего дня. «На дворе уже всходило солнце, громко пели птицы; слышно было, как в саду шагал садовник… А немного погодя послышалось мычание коров и звуки пастушеской свирели». Этот контраст рождает у Володи мысль о пошлости, примитивности, чуждости окружающих его людей: и m-m Шумихиной, и Нюты, maman, которая успела за свою жизнь промотать два состояния: свое и мужа. Напрашивается вывод ,что мать Володи и Нюта схожие женщины и внешне, и внутренне. Обе вульгарны. Пошлы, ограниченны, психологически не интересны. Если применить биологический термин, то их можно назвать «простейшими». Это мир взрослых обывателей, который не принимает и не воспринимает Володя. «Где-то на этом свете есть жизнь чистая, изящная, поэтическая. Но где она? О ней никогда не говорили Володе ни maman, ни все те люди, которые окружали его».

Мечта о прекрасной, чистой, духовной жизни рассыпается, и теперь все кажется Володе окрашенным в мрачные тона. «Нюта была в костюме ,который совсем не шел к ней и делал ее неуклюжею; архитектор острил пошло и плоско; в котлетах, что подавали за завтраком, было очень много луку. Ему также казалось, что Нюта нарочно громко хохотала и поглядывала в его сторону, чтобы этим дать понять ему, что воспоминание о ночи нисколько не беспокоит ее… Грязные воспоминания, бессонная ночь, предстоящее исключение из гимназии, угрызения совести - все это возбуждало в нем теперь тяжелую, мрачную злобу».

Отвращение к себе и окружающим доходит до такой степени, что Володю охватывает дрожь. «Ненавидел он самого себя, кондукторов, дым от паровоза, холод, которому он приписывал свою дрожь… И чем тяжелее становилось у него на душе, тем сильнее он чувствовал, что где-то на этом свете, у каких-то людей есть жизнь чистая, благородная, теплая, изящная, полная любви, ласк, веселья, раздолья».

Момент психологического отчуждения героя от окружающих, перенос ненависти к себе на других людей был прекрасно изображен у Толстого в «Анне Карениной» перед самоубийством героини. «Сидя на звездообразном диване в ожидании поезда, она, с отвращением глядя на входящих и выходящих (все они были противны ей), думала о том, как она приедет на станцию…» «Прошли какие-то молодые мужчины, уродливые, наглые…; прошел и Петр… с тупым животным лицом…». «Дама, уродливая…(Анна мысленно раздела эту женщину и ужаснулась на ее безобразие), и девочка, ненатурально смеясь, пробежали внизу». «Зачем они говорят, зачем они смеются? Все неправда, все ложь, все обман, все зло».

Чехов для того чтобы показать мучительное, тоскливое состояние Володи, сравнивает его душевную боль с зубной. А всем прекрасно известно, что более изматывающего и изнуряющего, чем зубная боль, наверное, нет. То есть автор с помощью сравнения показывает величину и силу страдания Володи.

И, наверное, совершенно не случайно Володя вспоминает пору детства. «Почему-то совсем некстати пришла ему на память Ментона, где он жил со своим покойным отцом, когда был семи лет; припомнились ему Биарриц и обе девочки-англичанки, с которыми он бегал по песку… Захотелось возобновить в памяти цвет неба и океана, высоту волн и свое тогдашнее настроение». Желание Володи вернуть хоть на мгновение ощущение радости и счастья еще более подчеркивает безрадостность, даже безвыходность реального существования.

Не оказалось в мире взрослых человека, который мог бы понять Володю, объяснить ему физические процессы, происходящие с ним, помочь сделать шаг от детства к взрослости, выпутаться из состояния безысходности, тоски, направить его мысли и чувства в другое русло. Володя остался один на один с миром взрослых обывателей и пошляков. Единственным выходом ему видится самоубийство.

Финал рассказа нельзя толковать однозначно. «Затем он увидел, как его покойный отец в цилиндре в широкой черной лентой, носивший в Ментоне траур по какой-то даме, вдруг охватил его обеими руками, и оба они полетели в какую-то очень темную, глубокую пропасть…»

Что хотел поведать Чехов: неосуществимую мечту Володи; тоску по несбывшейся жизни; или это воспоминания о счастливом детстве; или грань ,переход от одной жизни к другой? Однозначного ответа здесь нет.

В самом названии рассказа автор проявляет свое личное отношение к герою. В слове «Володя» мы можем увидеть сочувствие к судьбе героя, дружественное расположение, жалость к мальчику; наказ читателю - запомни это имя - Володя.


© 2010-2022