Мастер-класс Способы создания учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход мастер-класса:

Cлайд 1.

-Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представиться, я учитель русского языка и литературы Муслюмовского лицея Фазилова Светлана Викторовна. Я очень рада всех вас видеть и каждому желаю хорошего настроения, с хорошим настроением все дела становятся по плечу и они обязательно буду успешными. Я бы хотела начать мастер-класс словами великого русского педагога Сухомлинского «Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха».
Давайте и мы постараемся сегодня обязательно достичь успеха, а значит, приобрести новые, полезные для нас знания и действия.

Слайд 2

ФГОС вводит новое понятие - учебная ситуация. Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают.

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации. Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить определённый результат своего труда. Временная продолжительность учебной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии.

Задача учителя - уметь создавать учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Поэтому учебные ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности. Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет. Постановка учебной задачи связана с двумя важными "открытиями" учеников: 1) они должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения какой-то задачи); 2) они должны хотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению. Учебная задача задается в определенной учебной ситуации.

Задача учащихся в рамках УС:

  • выявить проблемы (затруднения)

  • выбрать решение проблемы

  • Уметь работать с информацией

  • Слушать и понимать других людей

  • уметь работать в группе

Для создания благоприятной атмосферы на уроке, нужно убедить учащихся, что учение - это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.

Слайд 3. Что значит создавать учебные ситуации?

  • Определиться с педагогической задачей;

  • отобрать учебный материал;

  • определить способ организации учебной ситуации (что делать каждому участнику процесса);

  • Спрогнозировать возможные действия детей.

Что значит переводить учебные задачи в учебные ситуации?

  • Не только придумать учебную задачу, но и ее «аранжировку» - поставить эту задачу в такие условия, которые провоцируют детей на активное действие, создают мотивацию учения

Слайд 4 . Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

  • возраста ребенка;

  • специфики учебного предмета;

  • меры сформированности УУД учащихся.

5-й слайд

Сколько учебных ситуаций может быть на уроке?

  • Уроки состоят из учебных ситуаций, следующих одна за другой в определенном порядке

  • Каждая учебная ситуация ориентирована на конкретных учащихся

  • Для каждой учебной ситуации имеются средства работы: внутренние(знания, умения и навыки учащихся); внешние (учебники, приборы,…)

6-й слайд

Требования к учебным ситуациям

Все проблемы построения учебных ситуаций решаются на основе всестороннего анализа современных требований обучения в школе:

  • Наличие у учащихся базовых знаний, умений , навыков по предметам (владение программным материалом);

  • Способность работать самостоятельно;

  • Ценность ожидаемых результатов обучения;

  • Способность менять конструкции мышления

7-й слайд

Виды учебных ситуаций

1-ый вид

  • Источник знаний - учитель (он говорит, показывает, демонстрирует,…)

  • Учащиеся - пассивно созерцают

  • Контроль за объемом, темпом, выбором форм подачи - за учителем

  • Формы -лекция, рассказ, объяснение, демонстрация

2-ой вид

  • Источник знаний - любые источники, кроме учителя;

  • Учащиеся- сами контролируют содержание уч. материала, темп, объем;

  • Контроль - учитель;

  • Формы -самостоятельная работа с учебником, устные упражнения, письменные работы, лаб. и практические занятия.

3-ий вид

  • Источник-учитель и другие источники;

  • Учащиеся- взаимодействуют с учителем на основе обмена информацией;

  • Контроль-учитель и учащиеся;

  • Формы - беседы, дискуссии.

Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается и сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.

8-й слайд. Типология УС.

В стандартах второго поколения основной школы представлена следующая типология учебных ситуаций: (перечисляется по слайду 8). Рассмотрим каждый тип отдельно.

9-й слайд. Ситуация-проблема. Строится путём постановки проблемных вопросов и вопросов, наводящих учащихся к определению темы и задачи урока.

10-й слайд. Ситуация-иллюстрация. Объяснение учителя плюс наглядность (видеофрагмент, картина, рисунок, схема и т.д.) Также используется для создания проблемной ситуации, например, когда сравниваются 2 портрета писателя при изучении его творчества, либо сравниваются картины художника и выявляются схожие мотивы и различия.

  • 11-й слайд. Ситуация-оценка. Учащиеся обсуждают и оценивают работы одноклассников, придерживаясь следующих правил:

•Сначала обязательно отметить достоинства выполненной работы.

•Затем задать один вопрос по содержанию или результатам работы.

•В заключение сказать, можно ли чем-то дополнить выполненную работу, подходит ли эта тема для совместной работы.

  • Образец правильного ответа: высказывание представляет собой связный текст, содержащий следующие элементы:

а) дан один положительный комментарий и приведена аргументация, например: «Работа Игоря мне очень понравилась, он выбрал важную тему: мы действительно делаем много ошибок на безударные гласные или Работа Игоря мне очень понравилась. Он предложил интересный способ проверки возникшей у него идеи;

б) задан один вопрос, например, на уточнение понимания:

«А какие тексты ты переписал, опустив гласные?»;

в) высказано суждение, подходит или не подходит эта тема для совместной работы, можно ли ее дополнить или продолжить, и приведен хотя бы один аргумент в защиту своей позиции, например: «Эта тема для совместной работы не подходит, Игорь уже все сделал. Но я могу предложить другую тему - проверить, для чего нужно изучать правописание непроизносимых согласных».

12-й слайд. Ситуация-тренинг. Представляет собой ситуацию с игровыми элементами или распределением ролей между учащимися. Например,

Берем интервью у героя…

После прочтения книги учащиеся берут интервью у друг друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. .

Пишем письмо герою…

Опишите так, чтобы читатели (слушатели) «увидели»… (цветущее дерево, закат и т.д.)

Составьте инструкцию…

Представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить.

13-й слайд. Правила создания проблемных ситуаций

  • Должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть новые знания или действия, которые ему нужно усвоить.

  • Проблемное задание предшествует учебному материалу, необходимому для изучения.

  • Через практическое задание, которое не может выполнить ученик, возникает проблемная ситуация и потребность в изучении нового способа.

Слайд 14-15. Как же создавать ситуации, побуждающие к действию, а не вынуждающие? Познакомимся подробнее с приёмами создания проблемной ситуации, так как при планировании урока, соответствующего ФГОС и составлении технологической карты самым трудным моментом является создание проблемной ситуации, подводящей учащихся к задаче урока.(комментарий к таблице)

Тип проблемной

Ситуации

Т ип

противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить

противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников

вопросом или практическим действием

Между житейским представлением учеников и научным фактом

Обнажить житейское представление

учеников вопросом или практическим

заданием с «ловушкой»

Предъявить научный факт сообщением,

экспериментом, презентацией

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое

вообще

Дать практическое задание, не сходное

с предыдущим

Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим

Доказать, что задание учениками не выполнено

А в этой таблице вы видите, какими вопросами можно подводить учащихся к формулированию ими учебной задачи и темы урока. (слайд 15)

Слайды 16, 17, 18

- Как разработать учебную ситуацию? Что при этом обязательно иметь в виду? При разработке учебной ситуации необходимо обязательно точно сформулировать цель проведения УС, спрогнозировать результаты учебных достижений, то есть к какому результату должны придти ученики в ходе проведения УС, подробно расписать содержание и методику проведения УС, дополнительно разработать критерии оценивания работ, выполненных учащимися. (Далее следуют примеры разработки УС). -Здесь примеры по темам……









Практическая работа

Предлагаю вам рассмотреть в группах некоторые приёмы создания проблемных ситуаций. Используя ситуации, поставьте учебную задачу.

1. Ситуация выбора. (слайд 11)

(до)ехал (до)б…рёзы

(по)бежал (по)д…ревне

(про)читал (про) город

(на)кричал (на)с...баку

- Скажите, на какие две группы можно разделить слова?

1) слова из словарика и не из него.

2) слова с приставками и предлогами.

3) глаголы и прилагательные

Учитель. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.

Дети. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.

  1. Ситуация неопределенности. (слайд 12)

Подберите проверочные слова к словам , записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал - пил, запевал - пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось в виду? (из предложения) Значит, какую учебную задачу ставим перед собой?

Задача урока: учиться проверять слова , одинаковые по звучанию.

  • Ситуация несоответствия. (слайд 13)

Помогите проверить орфограмму в слове хв . стуны.

Ребята предлагают проверить так: Петя - хвост, Ира - хвастун, Даша - хвастаться.

Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Пети не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции.

Ситуация неожиданности. (слайд 14)

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!

Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке - с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с падежами.

Ситуация- Ситуация - затруднение.
В основе лежит противоречие между необходимостью выполнить задания учителя и невозможностью этого сделать.

На уроке русского языка в 5 классе предлагается просклонять существительное море. Дети легко справляются с заданием. Следующее задание - просклонять существительное шоссе. Учащиеся испытывают затруднение. Возникает проблемная ситуация, требующая решения.

Какие вопросы зададите учащимся? Задача урока? Тема урока?

5шаг: Рефлексия.

Предлагаю вам выполнить кластер по теме «Учебная ситуация» После выполнения:

- А сейчас встаньте и просмотрите кластеры других групп и выясните, что вы ещё не добавили в свои кластеры.

Вы сегодня были …(самой активной)…

Спасибо за работу. Я думаю, что вы с пользой для себя посетили «Мастер-класс». Я буду рада, если вы для себя взяли что-то полезное. Желаю вам успешных учебных ситуаций!











© 2010-2022