- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Мастер-класс Способы создания учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы
Мастер-класс Способы создания учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фазилова С.В. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ход мастер-класса:
Cлайд 1.
-Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представиться, я учитель русского языка и литературы Муслюмовского лицея Фазилова Светлана Викторовна. Я очень рада всех вас видеть и каждому желаю хорошего настроения, с хорошим настроением все дела становятся по плечу и они обязательно буду успешными. Я бы хотела начать мастер-класс словами великого русского педагога Сухомлинского «Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха».
Давайте и мы постараемся сегодня обязательно достичь успеха, а значит, приобрести новые, полезные для нас знания и действия.
Слайд 2
ФГОС вводит новое понятие - учебная ситуация. Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают.
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации. Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить определённый результат своего труда. Временная продолжительность учебной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии.
Задача учителя - уметь создавать учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Поэтому учебные ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности. Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет. Постановка учебной задачи связана с двумя важными "открытиями" учеников: 1) они должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения какой-то задачи); 2) они должны хотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению. Учебная задача задается в определенной учебной ситуации.
Задача учащихся в рамках УС:
-
выявить проблемы (затруднения)
-
выбрать решение проблемы
-
Уметь работать с информацией
-
Слушать и понимать других людей
-
уметь работать в группе
Для создания благоприятной атмосферы на уроке, нужно убедить учащихся, что учение - это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
Слайд 3. Что значит создавать учебные ситуации?
-
Определиться с педагогической задачей;
-
отобрать учебный материал;
-
определить способ организации учебной ситуации (что делать каждому участнику процесса);
-
Спрогнозировать возможные действия детей.
Что значит переводить учебные задачи в учебные ситуации?
-
Не только придумать учебную задачу, но и ее «аранжировку» - поставить эту задачу в такие условия, которые провоцируют детей на активное действие, создают мотивацию учения
Слайд 4 . Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
-
возраста ребенка;
-
специфики учебного предмета;
-
меры сформированности УУД учащихся.
5-й слайд
Сколько учебных ситуаций может быть на уроке?
-
Уроки состоят из учебных ситуаций, следующих одна за другой в определенном порядке
-
Каждая учебная ситуация ориентирована на конкретных учащихся
-
Для каждой учебной ситуации имеются средства работы: внутренние(знания, умения и навыки учащихся); внешние (учебники, приборы,…)
6-й слайд
Требования к учебным ситуациям
Все проблемы построения учебных ситуаций решаются на основе всестороннего анализа современных требований обучения в школе:
-
Наличие у учащихся базовых знаний, умений , навыков по предметам (владение программным материалом);
-
Способность работать самостоятельно;
-
Ценность ожидаемых результатов обучения;
-
Способность менять конструкции мышления
7-й слайд
Виды учебных ситуаций
1-ый вид
-
Источник знаний - учитель (он говорит, показывает, демонстрирует,…)
-
Учащиеся - пассивно созерцают
-
Контроль за объемом, темпом, выбором форм подачи - за учителем
-
Формы -лекция, рассказ, объяснение, демонстрация
2-ой вид
-
Источник знаний - любые источники, кроме учителя;
-
Учащиеся- сами контролируют содержание уч. материала, темп, объем;
-
Контроль - учитель;
-
Формы -самостоятельная работа с учебником, устные упражнения, письменные работы, лаб. и практические занятия.
3-ий вид
-
Источник-учитель и другие источники;
-
Учащиеся- взаимодействуют с учителем на основе обмена информацией;
-
Контроль-учитель и учащиеся;
-
Формы - беседы, дискуссии.
Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается и сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.
8-й слайд. Типология УС.
В стандартах второго поколения основной школы представлена следующая типология учебных ситуаций: (перечисляется по слайду 8). Рассмотрим каждый тип отдельно.
9-й слайд. Ситуация-проблема. Строится путём постановки проблемных вопросов и вопросов, наводящих учащихся к определению темы и задачи урока.
10-й слайд. Ситуация-иллюстрация. Объяснение учителя плюс наглядность (видеофрагмент, картина, рисунок, схема и т.д.) Также используется для создания проблемной ситуации, например, когда сравниваются 2 портрета писателя при изучении его творчества, либо сравниваются картины художника и выявляются схожие мотивы и различия.
-
11-й слайд. Ситуация-оценка. Учащиеся обсуждают и оценивают работы одноклассников, придерживаясь следующих правил:
•Сначала обязательно отметить достоинства выполненной работы.
•Затем задать один вопрос по содержанию или результатам работы.
•В заключение сказать, можно ли чем-то дополнить выполненную работу, подходит ли эта тема для совместной работы.
-
Образец правильного ответа: высказывание представляет собой связный текст, содержащий следующие элементы:
а) дан один положительный комментарий и приведена аргументация, например: «Работа Игоря мне очень понравилась, он выбрал важную тему: мы действительно делаем много ошибок на безударные гласные или Работа Игоря мне очень понравилась. Он предложил интересный способ проверки возникшей у него идеи;
б) задан один вопрос, например, на уточнение понимания:
«А какие тексты ты переписал, опустив гласные?»;
в) высказано суждение, подходит или не подходит эта тема для совместной работы, можно ли ее дополнить или продолжить, и приведен хотя бы один аргумент в защиту своей позиции, например: «Эта тема для совместной работы не подходит, Игорь уже все сделал. Но я могу предложить другую тему - проверить, для чего нужно изучать правописание непроизносимых согласных».
12-й слайд. Ситуация-тренинг. Представляет собой ситуацию с игровыми элементами или распределением ролей между учащимися. Например,
Берем интервью у героя…
После прочтения книги учащиеся берут интервью у друг друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. .
Пишем письмо герою…
Опишите так, чтобы читатели (слушатели) «увидели»… (цветущее дерево, закат и т.д.)
Составьте инструкцию…
Представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить.
13-й слайд. Правила создания проблемных ситуаций
-
Должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть новые знания или действия, которые ему нужно усвоить.
-
Проблемное задание предшествует учебному материалу, необходимому для изучения.
-
Через практическое задание, которое не может выполнить ученик, возникает проблемная ситуация и потребность в изучении нового способа.
Слайд 14-15. Как же создавать ситуации, побуждающие к действию, а не вынуждающие? Познакомимся подробнее с приёмами создания проблемной ситуации, так как при планировании урока, соответствующего ФГОС и составлении технологической карты самым трудным моментом является создание проблемной ситуации, подводящей учащихся к задаче урока.(комментарий к таблице)
Тип проблемной
Ситуации
Т ип
противоречия
Приёмы создания проблемной ситуации
С удивлением
Между двумя (или более) фактами
Одновременно предъявить
противоречивые факты, теории
Столкнуть разные мнения учеников
вопросом или практическим действием
Между житейским представлением учеников и научным фактом
Обнажить житейское представление
учеников вопросом или практическим
заданием с «ловушкой»
Предъявить научный факт сообщением,
экспериментом, презентацией
С затруднением
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
Дать практическое задание, не выполнимое
вообще
Дать практическое задание, не сходное
с предыдущим
Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим
Доказать, что задание учениками не выполнено
А в этой таблице вы видите, какими вопросами можно подводить учащихся к формулированию ими учебной задачи и темы урока. (слайд 15)
Слайды 16, 17, 18
- Как разработать учебную ситуацию? Что при этом обязательно иметь в виду? При разработке учебной ситуации необходимо обязательно точно сформулировать цель проведения УС, спрогнозировать результаты учебных достижений, то есть к какому результату должны придти ученики в ходе проведения УС, подробно расписать содержание и методику проведения УС, дополнительно разработать критерии оценивания работ, выполненных учащимися. (Далее следуют примеры разработки УС). -Здесь примеры по темам……
Практическая работа
Предлагаю вам рассмотреть в группах некоторые приёмы создания проблемных ситуаций. Используя ситуации, поставьте учебную задачу.
1. Ситуация выбора. (слайд 11)
(до)ехал (до)б…рёзы
(по)бежал (по)д…ревне
(про)читал (про) город
(на)кричал (на)с...баку
- Скажите, на какие две группы можно разделить слова?
1) слова из словарика и не из него.
2) слова с приставками и предлогами.
3) глаголы и прилагательные
Учитель. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.
Дети. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
-
Ситуация неопределенности. (слайд 12)
Подберите проверочные слова к словам , записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал - пил, запевал - пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось в виду? (из предложения) Значит, какую учебную задачу ставим перед собой?
Задача урока: учиться проверять слова , одинаковые по звучанию.
-
Ситуация несоответствия. (слайд 13)
Помогите проверить орфограмму в слове хв . стуны.
Ребята предлагают проверить так: Петя - хвост, Ира - хвастун, Даша - хвастаться.
Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Пети не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции.
Ситуация неожиданности. (слайд 14)
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке - с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с падежами.
Ситуация- Ситуация - затруднение.
В основе лежит противоречие между необходимостью выполнить задания учителя и невозможностью этого сделать.
На уроке русского языка в 5 классе предлагается просклонять существительное море. Дети легко справляются с заданием. Следующее задание - просклонять существительное шоссе. Учащиеся испытывают затруднение. Возникает проблемная ситуация, требующая решения.
Какие вопросы зададите учащимся? Задача урока? Тема урока?
5шаг: Рефлексия.
Предлагаю вам выполнить кластер по теме «Учебная ситуация» После выполнения:
- А сейчас встаньте и просмотрите кластеры других групп и выясните, что вы ещё не добавили в свои кластеры.
Вы сегодня были …(самой активной)…
Спасибо за работу. Я думаю, что вы с пользой для себя посетили «Мастер-класс». Я буду рада, если вы для себя взяли что-то полезное. Желаю вам успешных учебных ситуаций!