Тема урока: «Главные члены предложения. Подлежащее»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Главные члены предложения. Подлежащее»

Форма: урок - игра с применением компьютерных технологий.

Задачи урока:

Образовательные:

- Повторение по теме: Словосочетание и предложение. Имя существительное. Глагол.

- Ознакомить с главными членами предложения.

Знать, что такое подлежащее и сказуемое; уметь выделять в предложении главные члены предложения.

Научиться находить их в предложении.

Развивающие:

- Развивать мышление, познавательную активность и творческую самостоятельность учеников, устную речь, орфографическую зоркость, память, внимание.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к предмету, активность учащихся, воспитывать интерес к языку, развивать и воспитывать умения работать в коллективе, воспитание чувства взаимоуважения.

Оборудование урока:

1. Интерактивная доска

2. Таблица "Главные члены предложения"

3. Слайды

4.Разноуровневые задания

5. Тестовые задания

6. Индивидуальные карточки для самостоятельной работы

Ход урока

I. Орг. момент

Вход, приветствие, посадка.

Психологический настрой на урок.

Учитель. На уроке нам предстоит большая и интересная работа. Возьмем друг друга за руки, настроимся на урок и пожелаем друг другу хорошего настроения и успехов.

Сообщение темы и целей урока. Сегодня у нас урок-игра. На уроке мы повторим пройденный материал по теме: Словосочетание и предложение. Имя существительное. Глагол.

Новая тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее.

- Ребята, запишите число, тему урока «Главные члены предложения. Подлежащее».

Сегодня на уроке мы будем работать двумя командами.

1 команда «Снежинка, 2 команда «Звездочка». За каждый правильный ответ команда получает звездочку. В конце урока, команда, набравшая наибольшее количество звездочек, будет победителем.

Скажите, какое сейчас время года? (зима)

1. рассказать стихотворение про зиму.

2. Каждая команда задает про зиму загадку команде - соперника.

II. Повторим пройденный материал.

Каждая команда получит карточки с заданием.

А) Словосочетание (сөз тіркесі) - это соединение двух или более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Мирное небо. Осенний дождь.

Б) Словосочетание состоит из главного (негізгі) и зависимого (бағыныңқы) слова.

В) Предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространенными. (жалаң сөйлем)

Солнышко проснулось.

Г) Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространенными. (жайылма сөйлем)

Яркое солнышко проснулось поздно.

Д) По цели высказывания предложения (сөйлем) делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Е) Предложения, которые содержат сообщение, называются повествовательными.

Сейчас рано темнеет.

Ж) Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.

Почему ты опоздал?

З) Предложения, которые содержат побуждение называются побудительными.

Говори громче!

И) Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?

К) Глагол - это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

III. Объяснение нового материала (слайды)

1. Главные члены предложения ( сөйлемнің тұрлаулы мүшелері) - подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения.

Зима пришла. Выпал снег. Озеро замерзло.

Подлежащее (бастауыш)- главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? и что?

Подлежащее обычно выражается существительным или местоимением.

Вверху дул слабый ветер.

Он сбрасывал с ветвей снег.

Одушевленными существительными называют предметы живой природы, к ним задается вопрос кто?: дедушка, кошка, соловей.

Неодушевленными существительными называют предметы неживой природы, к ним задается вопрос что?: город, камень, вода.

Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы Что делает? Что сделает?

Сказуемое (баяндауыш) - чаще всего выражается глаголами. Мы живем на Земле. Ученик читает книгу.

2. Игра «Парный выход».

(найти и назовите главные члены предложения).

I команда II команда Белка питается древесными почками. В большом лесу шумят деревья.

Ёжик от испуга свернулся в клубок. Ветер крутит пыль по дороге.

Дети весело хлопали в ладоши. Красивый мяч катился по дороге.

В поле расцвели голубые васильки. Этим летом ребята пойдут в поход.

Вода в реке была чистая. Краснеют рябины под каждым окном.

На болотах урчат лягушки. Вылетели из ульев первые пчёлки.

Вот уж снег в поле растаял. По тропинкам бегут муравьи.

Стонут и ломаются сучья на ветру. Птицы хлопочут и вьют гнёзда.

3. Работа с учебником возле доски.

(остальные учащиеся работают письменно в тетради)

а)Упражнение 1. стр.98. Найдите главные члены предложения. Чем выражено подлежащее.

б) Упражнение 2. стр.98. Выписать главные члены предложения. Чем выражено подлежащее.

4. Выберите правильный перевод.

Подлежащее Жайылма сөйлем

Сказуемое Жалаң сөйлем

Словосочетание Бастауыш

Нераспространенные предложения Баяндауыш

Главные члены предложения Зат есім

Грамматическая основа предложения Сөйлемнің негізі Распространенные предложения Сөйлемнің тұрлаулы мүшелері

Существительное Сөз тіркесі

5. Составьте предложения. Запишите в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения.

  1. Легко, съехала, с, горы, на, лыжах, девочка

  2. Мальчики, снежки, в, играют.

  3. Кошка, нос, моет, снегом.

  4. Пошла, кино, в, она.

Девочка легко съехала с горы на лыжах.

Мальчики играют в снежки.

Кошка снегом моет нос.

Она пошла в кино.

6. Составим предложения с данных слов, найдем главные члены предложения. Мальчик пошел на речку. Он идет за грибами.

7. Разноуровневые задания

1 уровень

А) Что такое подлежащее? Как подчеркивается подлежащее?

В) Из теста выпишите подлежащее.

Качается под ветром высокая зеленая трава. Над лугом летают веселые стрекозы. Между травинками трудятся хлопотливые муравьи.

2 уровень

А) Чем выражается подлежащее? Существительным или местоимением в им.п.

В) Выпишите из текста главные члены предложения.

По воскресеньям мы с папой гуляем в парке. На прогулку я всегда беру угощение для птиц и зверей. Мы крошим хлеб и бросаем уткам. Белочку я кормлю из рук печеньем.

3 уровень.

А) Что является главными членами предложения? (Подлежащее и сказуемое).

В) Какой член предложения пропущен?

В ноябре__________ первый снег.

В дальние страны____________ птицы.

Они_________ свои гнёзда.

Весной птицы вновь__________ к нам.

Слова для справок: прилетят, выпадает, улетают, покидают.

4 уровень

А) Грамматическая основа предложения - это

В) Что такое сказуемое? Как подчеркивается сказуемое?

Подберите антонимы к глаголам - сказуемым:

говорить -

ложиться -

увеличивать -

веселиться -

разрушать -

8Тема урока: «Главные члены предложения. Подлежащее». КРОССВОРДЫ.

1 вариант



1, 2, 3, 4, 5,6 - Назовите падежи. (Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
7. Наука, без которой нельзя ни правильно писать, ни правильно говорить. (грамматика)

8. Главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что? (подлежащее)

9. Одно из названий электронной вычислительной машины (компьютер)

2 вариант

Тема урока: «Главные члены предложения. Подлежащее»




1. Время, когда отдыхают школьники. (каникулы)

2. Обозначение звука на письме. (Буква)

3. То же, что и обычай. (традиция)

4. Сладкое, третье блюдо. (десерт)

5. Предложения, которые содержат вопрос, называются… (вопросительными)

6. Семьдесят одёжек и все без застёжек. (Капуста)

7. Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о подлежащем. (сказуемое)

8. Что обычно выражается именем существительным или личным местоимением в Им.п. (подлежащее)

9. Лист с вопросами, на которые должен ответить человек, сдающий экзамен. (билет)

9. Словарная работа

ГРАММАТИКА - раздел науки о языке, в который входят морфология и синтаксис.

КОМПЬЮТЕР - Электронная вычислительная машина.

ТРАДИЦИЯ - Передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п.

IV. Закрепление нового материала

10. Найдите главные члены предложения.

  • Мама купила билеты в кино.

  • Дует холодный северный ветер.

  • Белые снежинки падают на землю.

  • На небе светят звезды.

11. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова

а) Снежное покрывало всё поле покрывало

б) В углу раздался детский плач, и кто - то вдруг сказал: «Не плачь

V. Повторение и обобщение знаний.

Завершает урок итоговое тестирование. По окончании тестирования вы обмениваетесь работами с соседом по парте и оцениваете друг друга, ключи тестов и шкала оценок на доске.

VТема урока: «Главные члены предложения. Подлежащее»I. Домашнее задание.



© 2010-2022